browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

Ещё раз о выставке «Рассадник изразцового дела…» рассказывает Ольга Глазунова, руководитель камеральной лаборатории института археологии РАН

IMG_1517 IMG_1466 IMG_1485 IMG_1501 IMG_1514

Организаторы выставки:

Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви

Институт археологии Российской Академии наук

Благотворительный фонд по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви

ООО «Культурно-просветительский центр «Ново-Иерусалимский»

Выставка создана при содействии фонда «История Отечества» в рамках поддержки выставочной и экспозиционной деятельности, по тематике «Развитие культурно-просветительской деятельности в регионах Российской Федерации».

 

Руководители проекта:

Наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря архимандрит Феофилакт

Исполнительный директор Благотворительного Фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря Е.Е. Селютина

 

Выставка, открытая в Солодовых палатах, представляет историю создания в Ново-Иерусалимском монастыре крупнейшего центра производства изразцов и превращения его, по меткому выражению архитектора Н.В. Султанова, в «разсадник изразцового дела». На примере Нового Иерусалима особенно ясно, что национальные формы переработки культуры несопоставимо важнее факта копирования. Встретившись на Истре, христианский мир Запада и Востока породили смешанное московско-европейское искусство. Рождение на русской почве ранее небывалых художественных форм – наше общее с Европой наследие, наш неделимый вклад в мировую цивилизацию.

Солодовы палаты выбраны не случайно. Именно здесь почти два века работала гончарная и изразцовая мастерская Нового Иерусалима. Подлинное здание XVII в. сохранило в своих стенах производственные печи, в которых собственно и изготавливались изразцы.

Сравнительно небольшая выставка имеет несколько разделов. Авторы хотели показать:

  1. Подлинные архитектурные изразцы первоначального декора собора и заготовки к ним, изразцы как от внешнего декора, так и интерьерные
  2. Разнообразные комплекты изразцов от печей XVII- XVIII вв.
  3. «Дары Солодовых палат» — то, что было найдено непосредственно в данном помещении, в гончарной мастерской Солодовых палат, включая изразцы, как архитектурные, так и печные, заготовки разнообразных изразцов, уникальную посуду
  4. Изразцовый горн, сохраненный in situ
  5. Технологию изразцового производства и различные его особенности.
  6. Уникальную печать мастера-изразечника
  7. Уникальную керамическую икону «Христа Пантократора»
  8. Продолжение изразцового дела на современном этапе: новодельные изразцы, копии исторических, предназначенные для реставрации изразцового декора собора и для реконструированных в помещениях монастыря печей.
  9. В центре зала расположены небольшие витрины с древнейшими находками Сионского холма, возраст которых более 4.000 лет. Их сохранила для нас та же глина, которую использовали и мастера-изразечники в XVIIв.

Все вещи, показанные на выставке, подлинные и найдены (кроме новодельных изразцов) в Ново-Иерусалимском монастыре в результате многолетних работ Ново-иерусалимской археологической экспедиции ИА РАН под руководством член-корреспондента АН Леонида Андреевича Беляева. Он был и научным консультантом выставки, а сотрудники экспедиции принимали участие в ее создании в составе рабочей группы.

Научный руководитель проекта — доктор искусствоведения Светлана Измайловна Баранова, хранитель изразцов и керамики в музее-заповеднике Коломенское, блестящий популяризатор, автор многих прекрасных выставок.

Дизайном проекта занимались А.В. Вильчес-Ногерол, К.А. Коловершина.

Замечательное световое оформление выполнено ООО «Нео ЭКСПО-Арт», М.А. Бугаев, Н.В. Воробьев, А.В. Медведев

Монтаж производила группа ИП Д.М. Белинского

Экспонаты выставки не только раскрывают роль идей и прямого участия Патриарха Никона и патриарших мастеров в создании великолепного ансамбля, но и демонстрируют место Нового Иерусалима как источника новых технологий и образной системы, определившего, в том числе, новое место изразца в культуре и его распространение по России.

Выставка дает представление о богатстве и разнообразии русского изразца, демонстрирует различные его типы, особенности исторической технологии изготовления. Все экспонаты подлинные и выставляются впервые.

 

 

 

Разделы

  1. Печи:

Благодаря инициативе наместника Воскресенского Ново-Иерусалимского архимандрита Феофилакта и поддержке Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря сотрудниками экспедиции Института археологии РАН и Центральных научно-реставрационных проектных мастерских были выполнены реконструкции шестнадцати изразцовых печей второй половины XVII – начала XVIII века.

Изготовленные в мастерских Санкт-Петербурга, Ярославля, Москвы, Истры печи дают возможность представить многообразие ново-иерусалимских печных изразцов. Особенно интересен этот материал для истории изразцового производства в России. Большая часть реконструированных печей уникальны и ранее не были известны.

На выставке экспонируются несколько печных наборов, послуживших основой для реконструкции разнообразных печей. Изразцы соответствуют архитектуре той или иной печи, ее формам. Благодаря реконструкциям можно наблюдать развитие этих форм, мощным стимулом для которого послужил перенос ново-иерусалимскими мастерами западноевропейских образцов на русскую почву. Можно уверенно говорить об общности форм, сюжетов, мотивов, порой детального сходства элементов монастырских и западноевропейских, польско-литовских изразцов. Мастера, приехавшие из-за польско-литовского рубежа, безусловно, были носителями европейской традиции, прошли европейскую выучку.

Особый интерес представляет печь, облицованная геральдическими изразцами с символикой праздника Пасхи. На гербе в центре изразца агнец с флагом триумфа, солнце и луна. Сзади за полем герба орудия страстей. Охраняют герб два рычащих льва.

 

  1. Дары Солодовых палат

Горн, обнаруженный в помещении, упоминается в Описях 1727, 1763 и 1784 годов, то есть он работал практически весь XVIII век. До постройки палат на этом месте, по всей видимости, также проводились гончарные работы, явно не массового характера. Об этом свидетельствуют уникальные находки: фрагменты керамической иконы и скульптурного, вылепленного из глины Распятия, крылья Херувима, аналогичные изразцам с барабана подземной церкви Константина и Елены Воскресенского собора, представленные также в других разделах экспозиции. К раннему периоду существования мастерской относятся некоторые фрагменты печных изразцов с изображением геральдического грифона возле креста (на целом изразце с другой стороны креста – лев); с изображением плодового дерева. Видимо, это были первые опыты прибывших с запада мастеров.

Начало деятельности сохранившейся мастерской связано с изготовлением серии печных изразцов с изображением эмблемат, выполненных, как предполагают, шведскими мастерами Яном Флегнером и Кристианом, посланными в монастырь в 1709 году по приказу Петра I. Первые изразцы, изготовленные иноземцами, были с сюжетами из голландской книги «Символы и эмблемата», переведенной на русский язык и изданной также по приказу царя.

Ко второй половине XVIII века относятся гладкие расписные изразцы, представляющие различные варианты печного набора: городки, карнизы перемычки.

Кроме изразцов в горнах обжигалась посуда. Мастерская в Солодовых палатах, по-видимому, не выпускала обычную кухонную посуду. Находки свидетельствуют о ее экспериментальном характере, в том числе попытках изготовления посуды типа «рейнский каменный товар» и элитной итальянской керамики. Об этом рассказывают экспонируемые фрагменты носиков сосудов в виде головок с отверстием.

Уникальный комплекс, восстановленный на древнем месте, возвращающий находки в подлинную среду, – важный инструмент установления связи прошлого и настоящего в истории Ново-Иерусалимского монастыря.

 

  1. Изразцовое производство

Документы сохранили имена патриарших мастеров-изразечников: Степана Иванова Полубеса из Мстиславля, Игната Максимова и Самошки Григорьева из Копыси и их учеников, трудившихся в Ново-Иерусалимском монастыре. Здесь же работали многие безымянные мастера, приехавшие из западных земель.

На родине они делали лишь печные изразцы и поэтому вначале занялись «приготовлением муравленых и простых кафель». Архитектурные керамические композиции, где стал важен не только размер, но и сложный профиль, и высокий, тщательно проработанный рельеф, рассчитанный на созерцание с больших расстояний, потребовали переосмысления прошлого опыта. Мастерам пришлось выработать массу новых приемов, и прежде всего рельеф с повышенными краями элементов (лепестков, листьев и т.п.), которые не дают смешиваться эмалям разных цветов («эмалевый рельеф»).

Для этого потребовались специальные формы, которые изготовляли резчики по дереву, а также использование других известных им технических приспособлений. Археологическая коллекция Нового Иерусалима включает множество таких «припасов», представляя собой единственный в России комплекс подобных приспособлений, раскрывающий тайны мастерства. Ранее такие специфические артефакты, сопровождающие производство, обнаружены не были.

Эти и другие находки позволяют восстановить процесс производства тех или иных изразцов.

Добыча сырья производилась не только на местных месторождениях. Основной была красная местная глина, а белую глину для ангобирования привозили из новгородских земель с известного месторождения Боровичи.

Глину специально готовили, добавляя в нее особые присадки, а затем мяли – раскатывали пласт глиняного теста, отминая в деревянной или керамической форме. После этого изразцы сушили и обжигали. Далее их покрывали зеленой глазурью (муравленые изразцы) или цветными глазурями (ценинные изразцы). Глазури изготовляли тут же, в отдельной печи в специальных глиняных плошках.

Затем происходил второй обжиг изразцов с глазурью, который требовал тщательного отслеживания температурного режима. Для контроля за обжигом использовали треугольные приспособления, также представленные на выставке.

Еще один интересный вид деятельности мастерской – изготовление глиняных форм для отливки металлических предметов. Об этом свидетельствует форма для изготовления креста-тельника.

После перевода в 1666 году патриарших мастеров в Москву им стала принадлежать ведущая роль в изготовлении изразцового убранства Москвы. Степаном Полубесом и Игнатом Максимовым была выполнена изразцовая композиция «павлинье око», впервые использованная в Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря. Идентичные по рисунку изразцы, как предполагают, с помощью тех же деревянных форм, были изготовлены в Москве для церкви Григория Неокесарийского, Покровского собора в Измайлове, церкви Андрея Стратилата в Андреевском (Преображенском) монастыре и позднее, по другим формам, – для собора Иосифо-Волоцкого монастыря.

Однако производство в монастыре сохранялось. Здесь оставались старцы, искусные в изразцовом деле. Один из них, старец Анания, – мастер-«образечник», оставил около горна свою личную печать, которую спустя столетия нашли археологи.

В 1709 году, по приказу Петра I, именно в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь были направлены «два человека шведского полону» – Кристиан и Флегнер; им было приказано делать живописные плитки и изразцы «шведским манером». Эти мастера использовали как старые приемы рельефа, так и излюбленную в Европе технику росписи по белой эмали.

В послепетровское время в монастыре работали мастера, участвуя в ремонтных работах 1720–1730-х годов под руководством архитектора И.Ф. Мичурина, продолжавшего древнерусскую традицию. Они изготовляли изразцы по старым образцам, а возможно, использовали сохранившиеся в монастыре формы XVII столетия.

В середине XVIII века в монастыре работали потомственные керамисты из рода Пентюховых, владевшие традиционным ассортиментом керамической продукции.

Ново-Иерусалимский монастырь в понимании россиян продолжал оставаться «разсадником изразцового дела». Не случайно в 1749 году архимандрит Амвросий требовал «кирпичные и изразцовые сараи… и печи возобновить… и как кирпич, так изразцы по всей возможности сделать немедленно…».

фото С. ХохловаIMG_4947_новый размер IMG_4949_новый размер IMG_4890_новый размер IMG_4932_новый размер