browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

III Научно-практическая конференция. «Новый Иерусалим: история и современность»

 

IMG_8958_новый размер

 

Мы постарались записать все мысли, все драгоценные крупицы знаний, которые содержатся в захватывающих докладах. И спешим представить их вашему вниманию — поделиться и подготовить почву для размышлений и обсуждений. Думаем, у истринцев есть что добавить к этим материалам.

13 декабря 2012 года

Музей «Новый Иерусалим», Трапезные палаты

Организаторы конференции:

  • Министерство культуры Московской области
  • Историко-архитектурный и художественный Музей «Новый Иерусалим»
  • Московское общество испытателей природы (МОИП)
  • При поддержке Благотворительного фонда по восстановлению исторического облика Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви

КОНЦЕПЦИЯ КОНФЕРЕНЦИИ

В подходе к разработке программы 3-й конференции мы следовали двум принципам. Во-первых, продолжать наметившуюся традицию, идущую от 1-й и 2-й конференций и предполагающую широкое представление результатов крупномасштабных археологических работ на территории Нового Иерусалима. Во-вторых, включить в программу 3-й конференции, наряду с традиционными, доклады по новой тематике, отражающей процесс расширения восстановительного процесса за пределы стен Ново-Иерусалимского монастыря и выход за пределы традиционной тематики восстановления зданий и сооружений Нового Иерусалима.

Это, прежде всего, проблематика природного окружения и природной составляющей Нового Иерусалима, предполагающая привлечение ученых и специалистов естественнонаучного и биолого-сельскохозяйственного профиля.

Кроме того, на конференции будет раскрыта тема туристического и паломнического потенциала Нового Иерусалима и ресурсы территориального развития Северо-Запада Подмосковья.

Конференция открывается выступлением академика Добровольского Г.В., представляющего новую теорию природно-культурного синтеза, разрабатывающуюся в настоящее время в Научном совете РАН по изучению и сохранению природного и культурного наследия.

Содержание выступлений записано сжато.

АБАКУМОВА Наталья Алексеевна, директор Музея «Новый Иерусалим»:

— Мы рассмотрим проект развития паломничества и туризма; перед слушателями выступят архитекторы, реставраторы; речь пойдет о результатах сотрудничества – музей-монастырь, обсудим научно-просветительские проекты. Передаю собравшимся приветствие от министра культуры А.Н. Губанкова.

ИГУМЕН ФЕОФИЛАКТ, наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря:

— Все, что сегодня будет обсуждаться – плод нашего сотрудничества, мы подведем некоторые итоги, расскажем о технологиях, научных подходах, материале, который собран. В нашей работе соединины теория и практика, наука и религия. Благодарность всем, кто в ней участвует во благо святому делу.

Ученый секретарь музея Сергей Михайлович Завьялов.

ДОБРОВОЛЬСКИЙ Глеб Всеволодович, академик РАН, директор Института экологического почвоведения МГУ им. М.В. Ломоносова. Не выступал.

Доклады

УРУСЕВСКАЯ Инга Сергеевна, д.б.н., лауреат Государственной премии РФ, профессор факультета почвоведения МГУ «Начало почвенных исследований в Новом Иерусалиме»:

— При изучении почв Иверского монастыря, монастыря на Селигере и у нас (в Новом Иерусалиме) мы пришли к выводу, что везде был создан уникальный комплекс, объединяющий духовный мир, архитектуру, природу, хозяйственную деятельность. Наблюдается сбалансированное почвоиспользование, созданы сады, огороды, аллеи, парки, культурные луга, пашни. От характера почв зависит весь облик ландшафта, и —  от проведенной работы и в дальнейшем – от судьбы монастыря.

В Новом Иерусалиме почвы дерново-подзолистые, почва южной тайги, различные варианты… Установлена классификация, взяты образцы для морфологического исследования.

Мы исследовали почвы внутри и вне стен монастыря, произвели археологические раскопы. Сделали 20 почвенных разрезов около монастырской стены, кладбища – установили слои технологических отложений, дерновые карбонаты.

В яблоневом саду сверху насыпной материал.

Естественный покров на территории монастыря был полностью уничтожен – необходимо восстановление почвенного покрова, и тогда можно будет создавать сады, огороды. За пределами, в Гефсиманском саду естественная почва. Около скита внутри ограды – всё нарушено, вокруг тоже естественная почва. Монастырь стоит на второй террасе реки Истры. У русла Кедрона мы попадаем в пойму – до этого все материалы насыпные, горизонты гумосные. Выше — морена. Ниже почва дерновая. Дерновые почвы не несут черт анторопогенной деформации.

За шоссе – заброшенная пашня (действительно, там до конца советского времени были колхозные угодья – прим. авт.), большое количество артефактов. На залежных землях – агро-дерновая почва.

При восстановлении монастыря потребуется и восстановление дёрна для дальнейшего использования.

 

КОЛЕСНИКОВА Варвара Михайловна, сотрудник кафедры географии почв факультета почвоведения МГУ. Не выступала.

БЕЛЯЕВ Леонид Андреевич, д.и.н., руководитель Ново-Иерусалимской экспедиции РАН

«Археологические исследования на территории Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Открытия сезона 2012 г».

— Исключительно плодотворный год. С осторожностью отношусь к слову «открытия», но здесь готов его применить.

Археология монастыря станет эталоном архитектурной археологии. Результаты отвечают объёму работ; хотя работаем уже три года, и каждый год плодотворно, этот принес неожиданности. Степень сохранности находок и места, где их обнаружили, оказались другими.

Обследована южная зона (точнее, юго-западное прясло) — обволовка стен времён Патриарха Никона, песчаная насыпь на древней почве. Песчаный вал укреплён булыжником. Найден фундамент дворца 18 века; саркофаг Патриарха Никона; фрагмент собора, который не был нам известен. Полное раскрытие этого последнего фрагмента дало основания утверждать, что собор являлся прообразом собора романо-готического периода в Иерусалиме – капеллой франков, изображенной на всевозможных миниатюрах.

Обнаружена колокольная яма, новая печь для обжига изразцов, при ней найдено огромное количество изразцов. Печь извлечена из раскопа и законсервирована.

В южной зоне также найден тройной подвал – огромный объект, состоящий из нескольких камер. Будет отреставрирован и использован для показа, поскольку сохранилась часть сводов.

Найдено целое сооружение  5х5, стенки которого просели. Сооружение богато облицовано керамическими и каменными изразцами. Возможно, что это надкладезная часовня Ангела. Была либо подмыта водой, либо вода ушла, и почвы осели.

Количество найденных при раскопках изразцов поражает (из воспоминаний местных жителей – после войны здесь были груды разноцветных изразцов, ярких, как «детская мозаика» прим. автора).Среди изразцов есть технологически уникальные – с техникой графики, наложения жгутов, нигде не применявшиеся, похоже, это пробы, здесь было что-то вроде изразцовой лаборатории.

Исследовали кладбище с целью обозначить места погребений, применяли технику, никогда ранее не применявшуюся в истории исследования некрополей (недопустимо оставлять там выжженную землю). Сохранились остатки памятников. Неожиданно обнаружили древний участок кладбища, нашли надгробие третьего настоятеля Нового Иерусалима – архимандрита Акакия. Это резная надгробная доска, перекликается с местной орнаменталистикой эпохи Патриарха Никона.Древнерусские надгробные камни красились, были цветными, краски обычно не доходят до нашего времени, но здесь частично сохранились.

Обнаружилась панцирная обкладка склонов, циклопическое сооружение под угловой Дамасской башней. Такая же облицовка оказалась под западной лестницей. У подножия частично раскрыли ров, который в никоновское время окружал монастырь, очень узкий; слева панцирная обкладка, справа дерновый ров.

Искали кладезь Самарянки, считали уничтоженным, с трудом нашли, сейчас его восстанавливают.

Скит окружал обводной канал, он отходил от стены скита – белокаменный, сводчатый. В скиту был туалет. У нас как-то не принято об этом говорить, а в западной специальной архитектурной литературе гигиене посвящён огромный раздел – это же оценка цивилизации, уровень страны! Выяснилось, что здесь этот аспект на уровне, не хуже западно-европейской культуры, и даже её превосходящем.

Стены: открылась уникальная картина раскладки печного комплекса – в России такого больше нет.

Еще раз об изразцах: здесь серьёзные открытия. Найден фрагмент стеатитовой иконы 13 в.византийской эпохи расцвета македонской династии. Это была крупная – 20х15 – икона, сюжет (примерно) воскрешение, изведение из ада – не уверены.

Найдено навершие посоха (возможно, кованого инструмента); металлическая обойница 16 в.восточно-европейского происхождения. Из древних находок – подвеска (серьга) с гусиными лапками, 10-12 века, литой 3-хпрутный браслет, характерный для ранних славянских или финно-угорских культур.

Работа здесь огромная и – третий Рим невозможно исследовать окончательно.

ВОЛОДИХИН Дмитрий Михайлович, д.и.н., член-корр. РАЕН, доцент кафедры источниковедения Исторического факультета МГУ

«Царь Фёдор Алексеевич и Новый Иерусалим». Не выступал.

о. ВЛАДИСЛАВ (Провоторов), настоятель храма Благовещения в Павловской Слободе, член Реставрационно-архитектурной комиссии Московской епархии

«Патриарх Никон и традиции почитания Св. ап. Андрея Первозванного в России». Не выступал.

АЛЕКСЕЕВ Александр Сергеевич, д-г – м.н., профессор Геологического факультета МГУ, вице-президент Московского общества испытателей природы. «Каменный саркофаг Патриарха Никона: некоторые предварительные результаты исследования»

— На протяжении 3-х лет мы поддерживали тесный контакт с монастырём. Хотелось сделать полезное и внести свой вклад в восстановление монастыря. Вели исследование белокаменных материалов. Когда был поднят саркофаг, нас пригласили узнать, какой камень был для него использован. Есть предварительные данные — предстоит ещё много работы. Я ожидал увидеть мрамор, гранит, а предо мной оказался камень зернистой кристаллической лёгкой белой породы. «Поставивша гроб дубовой с телом блаженного в новосеченный камень…» Патриарх сам себе приготовил камень – привез «из-за окияна-моря» — так называли Белое море. Здесь камень был назван алебастром, и по повелению царя использован для положения гроба.

Отметим, что камень твёрдый – «яко зело твёрд, другого такого не обретено нигде». Что же это такое? На берегу Ладоги есть магнезит — финский камень широко использовался в Петербурге при облицовке зданий. Не то.  И не белый камень – подмосковный известняк, серно-кислый кальцит. Что важно, камень саркофага очень боится воды, его категорически нельзя мыть. Нежный материал, который использовался в восточном Средиземноморье для небольших изделий, но это – огромный – длиной 2м 28см, шириной 1 м. На Сицилии есть месторождение гипса, в Англии самые крупные месторождения, но и они слишком малы.

Ренгентограмма говорит о едином материале, были исследованы з изразца – идентичны. При вторичной кристаллизации появились характерные гипсовые «розочки» мелкозернистого гипса. Это алебастр, хотя сейчас уже не выглядит, как алебастр.

Откуда же этот камень? Из Архангельской области! Патриарх Никон будучи митрополитом Новгородским, бывал в Архангельском краю, в Антоние-сийском монастыре, Артемие-Веркольском, Красногорском в 1606 г, ходил по Северной Двине, по реке Пинеге (см. КАРСТ И ПЕЩЕРЫ ПИНЕЖЬЯhttp://www.nordspeleo.ru/cca/kipp/index.htm) Отсюда был привезён этот каменный блок! Во всяком случае, нельзя этого исключить.

ЕРШОВ Иван Николаевич, сотрудник Ново-Иерусалимской экспедиции ИА РАН

«О пойме Истры у Ново-Иерусалимского монастыря: некоторые предварительные итоги комплексных археолого-естественнонаучных исследований»

— Раскопы вдоль стены показали, что Кедронский поток появился не ранее 1875 г., когда была построена водяная мельница крестьянина Малышева. Пруд шёл к северо-западу, и начало канала тоже относится к 19 в. Выявлено русло канала, что вёл к мельнице, поставленной на протоке Истры.

Раскопы велись от Иноплеменничьей башни к потоку. Обнаружено полотно дороги третьей четверти 19 в., найдены монеты времени Александра II.

Раскоп у восточной стены ваыявил русло реки, существовавшее до средневековья, русло – от эпохи мезолита, действовало после формирования почвы в Железном веке.

На изгибе русла канала (артефактов времени русла канала не нашли, неизвестно, где был тогда этот канал). Думали, может, западнее – русло старого канала? Выявили.

При расчистке раннего русла реки, нашли фрагменты кирпичей и изразцов. Находки скудные, но они позволяют определить, что работы в 18 веке не велись.

Русло и есть русло, как в 17 в., идёт на юго-запад, размывы древних почв. Чем дальше от монастырского холма, тем более молодые почвы, около 8 тысяч лет.

В северной части раскопа – слои 18-19 века, времени бурных разливов Истры. Найден большемерный кирпич и набор керамики первой половины 18 в. Кирпичная крошка 17 века – времени строительства пустыни. Ниже — суглинок, нашли горелую плаху, возраста 210+_ 60 углеродных лет, современную Патриарху Никону. Вывод: суглинок отложился в очень короткое время в отрезок. Какая причина отложения метровой толщины за полтора столетия?

У входа в скит была заложена траншея, тот остров, на котором скит строился, был очень узким, вытянутым, 15-16 м. Остров среди протоков древнего русла реки. В северо-восточной трети была поставлена пустынь. Найдены щепки – может, деревянная трасса моста (напомним, пустынь омывалась водой – прим. авт), изразцы в заполнении слоя.

По пескам монастырского холма определили возраст – в верху: 163 тыс. лет, на морене – 220 т.л.

Древнее русло, которое потом отступило.

 

ГОЛУБЧИКОВ Сергей Николаевич, к.г.н., доцент Международного независимого эколого-политологического университета,

«Гидроэкологические последствия многовекового природопользования на Западе Подмосковья»

— Чутьё географа — ландшафтно-пейзажное, русский человек – пейзажный человек.

Изменение русла реки произошло в последние 300 лет, Главным образом, из-за человеческой деятельности. Человек переделал природу Подмосковья. Процесс развивался быстро – с вырубкой лесов исчезла половина родников. Интенсивную человеческую деятельность необходимо учесть при исследовании для воссоздания ландшафта. Гидросистема, создание прудов в конце 18 в. – это замысел Никона, который прежде всего заботился о сохранении эстетического потенциала, а не только прилагал чисто хозяйственные усилия. Мы должны это сохранить. Вся система от Больничного пруда, действовавшего до Патриарха (по волостной книге) была в частной собственности, приходилось искать другие источники.

Реставраторам нужно усиливать водосохраняющие свойства ландшафтов, отказаться от бетонирования, наоборот, применить озеленение. Опыт работы за 37 лет показывает, что лучше всего сохранять старые деревья, потому, что молодые больше потребляют воды. Использовать могучий гидропотенциал типа кластеров – географически близких предприятий – экологообразующий туризм, многофункциональные медицинские центры, (отсюда начиналась Воскресенская больница, лучшая не только в Звенигородском уезде), архитектурно-художественный кластер. Гидросистема может стать основой для этого объединения.

ШАПОРЕНКО Сергей Иванович, к.г.н., ведущий научный сотрудник Института географии РАН.

— Я принимал участие в реставрации гидросистемы, прудов. Тогда это был второстепенный вопрос. Если б при Патриархе Никоне было бы такое же отношение, монастырь прекратил бы свое существование. Так как поставлен в очень опасном месте. Русло реки Истры здесь делает резкие изгибы, крайне благоприятные для ледяных заторов при паводках. Патриарх Никон видел эту опасность, поэтому было осуществлено спрямление русла реки – чтобы обезопасить склоны холма. Опасность разливов не предотвращена полностью, доклад о раскопках на пойме позволил понять для чего сооружены пруды. Сомнительно, что только для эстетики, но и для практических целей, в т.ч, для рыбоводства. Рыба в монастыре главная пища. Технологий интенсивного рыбоводства в 17 век еще не было, до середины 19 века шёл процесс интенсификации рыбоводства. Вот с такой перспективой и был оздан Кедронский поток.

Река Золотушка и Кедронский поток – это, вероятно, разные русла, что подтверждает доклад Ершова.

Есть также мысли, почему появились маленькие водоемы, много других белых пятен в вопросах гидрологии, приятно, что стали к ней относиться внимательнее.

ЗАВЬЯЛОВ Сергей Михайлович, ученый секретарь музея «Новый Иерусалим»

«Ново-Иерусалимская аномалия Московской агломерации как ресурс территориального развития Северо-Запада Подмосковья»

— Выработана концепция Московской агломерации. Какое же место в ней отведено Новому Иерусалиму? Международный конкурс не проявил к этому интереса. Обойдена проблема малых исторических городов, их реабилитацией никто не озадачен. Власти области стараются не употреблять этот термин. Ново-Иерусалимская аномалия заключается в том, что здесь происходит резкий скачок от урбанизации к сельским пейзажам. Восточная и южная часть Подмосковья населена плотнее. В этом виноваты катастрофы 17 в (смута, которой воспользовался враг) и война 1941 г. Интервенции сначала литовско-польская, затем немецкая уничтожили население, оказавшееся на острие удара.

Аналогия с Онегой, которую разорили щведы до Соловецкого монастыря, до Кийского острова. Есть две грамоты – царя Алексея Михайловича о том, что остров пуст, жить на нем нельзя, он каменный. И другая грамота Патриарха Никона, который обратился к своей пастве о создании на острове Крестного монастыря. Остров стоял на море перед Онежским устьем, где пролегал ключевой торговый  путь Астрахань-Москва-Онега – единственный выход для торговой связи с другими государствами. Кийский монастырь стал базой для рыбаков, перевалочной базой по экспорту русского леса.

Галилейская пустынь на Селигере – тоже монастырь Никона, но она не получила развития, хотя была создана как раз для рыбоводства. Для снабжения других монастырей. Местного населения не хватало, чтоб ее населить, переселили туда карелов, что испортило дело. Отношение к православию у них было своеобразное, пили, курили, безобразничали. Дело не пошло. Но! Замысел Никона всё же воплощён – теперь на этом месте рыбозавод. И уж если дело Патриарха восстанавливать, то мальков можно будет оттуда взять.

В Подмосковье месторождение белого камня – Москва окружена каменоломнями. С этой точки зрения монастырь выбрал место крайне  неудачное, Никон напоминал царю: место хорошее, строить нечем, царь отвечал: строй, а мы не покинем.Но покинул. Возникла проблема, Нельзя было укрепить храм без белого камня. Патриарх давал царю взаймы медь, тот вернул некачественную. У царя была собственная строительная программа, а Патриарх попал в опалу. Он вышел из положение беспрецидентно – с помощью изразцов. К концу 17 в. этой проблемы уже не существовало, царь Пётр разрешил добывать камень здесь в Хатежах под Звенигородом, и камня стало так много, что даже слишком. Но начало было тяжёлым. Но при реставрации мы все время находим старые белокаменные плиты 15016 в. Их много, везде, в скиту. Откуда они?

И здесь мы вернёмся к началу – Смута, разорение земель, сотни сельских кладбищ – сёла сожжены, люди ушли, кладбища остались бесхозными. И их плита стали свозить на строительство Нового Иерусалима, который в результате стал ещё и памятником исчезнувшему населению. Кто отдавал свою плиту, вроде бы оставался в монастыре…

При строительстве не хватало рабочих рук, мастеров из русских людей, поэтому Патриарх Никон приглашал православных белорусов, украинцев, перекрещивал здесь немцев, евреев, литовцев, поляков.

Возникла Слобода. Не будь монастыря, деревни не стали бы городом. Не будет его – исчезнет город. Отцом города нужно считать Патриарха Никона. Почему до сих пор нет памятника Патриарху, как выдающемуся градостроителю? Восемь лет он прожил здесь, и в 1966 в день Андрея Первозванного (как сегодня) он в последний раз служил здесь литургию и был отсюда увезён на суд.

Основным обвинением на суде было – зачем оставил Москву и зачем хотел основать новый Иерусалим, чтоб перенести сюда столицу?

Когда Патриарха сослали, монастырь долгое время запрещали называть Новым Иерусалимом. Это был репрессированный монастырь.

А потом царь Петр дал новый импульс – построил Петербург, который стал столицей. Новый Иерусалим пустил корни в Санкт-Петербурге? Идея (если она была у Никона) нашла своё продолжение на берегах Невы.

А монастырь стал придатком имперской России. Кто только в своём вкусе не производил тут реставрацию и ремонт. Тут приделы всего правящего дома. Но Новый Иерусалим всё же уходит в 17 век.

А перед самой революции его рассматривали как богадельню для старых священников.

О Патриархе Никоне сказал историк Соловьев; Патриарх-богатырь!

О плане Гитлера. По плану Барбаросса, главный удар был направлен сюда. Гитлеровцы шли по пути стрельцов, и тех и других почти здесь остановили.

Новый Иерусалим – аномалия Московской агломерации.

Думаю, что сегодняшние строители монастыря и музея используют весь потенциал, который здесь есть, в том числе железнодорожный, которому 100 лет. Все наполнится новым смыслом. Пройдет трамвай Москва-Новый Иерусалим, будет жилая семейная зона, жемчужина России.

КРУЖАЛИН Виктор Иванович, д.г.н., зав. кафедрой рекреационной географии и туризма Географического факультета МГУ. Не выступал.

ГОЛУБЧИКОВ Юрий Николаевич, к.г.н., гл. научный сотрудник кафедры рекреационной географии и туризма Географического факультета МГУ

«Проблемы использования туристического и паломнического потенциала Нового Иерусалима»:

— МГУ и Новый Иерусалим неразрывно сотрудничают. Теперь – в рамках туризма. В Истре всё есть – кадры медицины, санатории, рабочие места, гостиницы, коттеджи. Красота природы порой ценнее недр.Можно создать паломнический путь: Звенигород, Саввино-Строжевский монастырь – Истра, Новый Иерусалим – Теряево, Иосифо-Волоцкий монастырь – Аносино, Борисо-Глебский монастырь.

Звенигородский уезд разорвали, потому, что многовато монастырей показалось новому советскому руководству. Пустить поезд Новый Иерусалим-Дюдьково, лучше паровоз, что выгодно в стратегических целях – мало ли возникнут проблемы с электричеством? Туризм полезен еще и с этой точки зрения, он позволяет сохранить архитектуру, археологию, заповедные места.Сам Новый Иерусалим построен, как православная столица мира – великая мессианская идея, ислам же заявляет на весь мир, что он будет главенствующей религией. А мы боимся слова империя, нот Новый Иерусалим несёт имперскую идею, и мы должны гордиться этим. Пора начать договариваться с администрацией, чтоб пустить паровоз, а то пробки.

ВОРОНОВА Ольга Александровна. «Облик восточного склона Сионского холма по данным археологии»

— Первое упоминание о холме встречается у Леонида Кавелина на основе выписок из похозяйственных книг. Модификация природного ландшафта – подсыпка, укрепление камнем произведена в 90-е годы 17 в.

Установлены три этапы создания холма, в 17 веке работами руководил Яков Бухвостов. Применён насыпной грунт, белокаменная облицовка укрепляет холм с северо-востока. Кладка восточного склона состоит из 21 ряда белого камня.

История монастырского рва началась задолго до истории монастыря. В ходе работ 2009 года были проделаны шурфы у дамасской башни, найдены артефакты Железного века.

ГЛАЗУНОВА Ольга Николаевна «Изразцовый декор. Новые данные по итогам археологических исследований» http://ierusalem.ru/?p=17121

 

ЕРМИЛОВ Семён Васильевич «Южная часть Ново-Иерусалимского монастыря по материалам 3-го раскопа»

ДАНИЛОВ Юрий Олегович «Исследования на северном склоне монастырского холма. Часовня «Кладезь Самарянки»

МАЙОРОВА Елена Владимировна, (Моисеенко Михаил Владиславович. Не выступал) «Изразечный горн первой половины XVIIIв. Особенности конструкции и изразцы из заполнения»:

— Неожиданная находка – горн для обжига изразцов. Для музификации верхняя часть не разбиралась. С помощью зондажа удалось установить его высоту – 70 см. аналогии имеются в Суздале. Арочная конструкция позволяет сохранять большую температуру, устье арочное – прокалённая зона. Над топочной зоной камера из большемерного кирпича. Внутри обмазка глиной для сохранения тепла. Верхнее перекрытие не сохранилось. Горн пришёл в негодность, найденные при нём изразцы ангобированные и муравленые, со львами, держащими геральдический щит —  со следами брака, найден карнизный изразец с белым ангобом. Материал заполнения предгорновой ямы…

Нашёлся набор рельефно-полихромных изразцов для печи — почти целый, есть сопутствующая керамика первой половины 18 века. Нашлась монета 1741 г. предполагается, что этот высокотехнологичный горн существовал недолго.

Добавил БЕЛЯЕВ:

— Вся территории я монастыря – большая производственная площадка.

Румпа для изразцов не нужна, если они не печные. Они как облицовочная плитка.

На основе чего делался весь этот изразцовый эксперимент – в России до 18 века относились подозрительно к круглой скульптуре – это были попытки сделать скульптурный изразец, прориси – та же деревянная резьба. Применялись архаичные технологии – люди отвсюду привозили свои методики – возникла довольно пёстрая картина. Здесь много эксперимента, он интересен.

БОЛДЫРЕВА Екатерина Михайловна.

«Комплекс раннемонастырских сооружений в юго-восточной части монастыря. Данные по раскопкам 2012 г.»

— в 2009 обнаружена береговая линия внутримонастырского пруда,

— в 2010 – основание печи,

— в 2011 – еще оно основание печи, основание кладки.

— в 2012 – объект со следами пожара 17 в., перекрытие раннемонастырской стены,  длиной до 5 метров.

Объект насыщен горелым кирпичом и остатками бревен, изразцов, плитками пола скита. Постройка не хозяйственного происхождения. Найдены три погреба в западной части – внутренность одного обложена деревом, другой глиной – для сыпучих продуктов? Из находок – развал красноглиняной миски, бутыль с зерном, несколько монет ручного чекана прибл. 17 в., бытовые вещи, столовая посуда. За три года исследований нашли 114 монет-чешуй медных и серебряных – имеем дело с небольшим монетным кладом, погибшим в пожаре.

Палаты Никона пока не нашли – были разобраны?

Добавил БЕЛЯЕВ:

— Монеты переданы группе нумизматов на исследование; о палатах Никона – застроены сверху трёхчастным погребом?

ИГУМЕН ФЕОФИЛАКТ:

— Из находок и выводов вырисовывается то, что и нам нужно делать – воссоздание, реконструкция палат, часовни Ангела, Государева дворца — это готовая экспозиция. Мы видим чудо, перед нами возникает образ Святейшего Патриарха Никона и монастыря. Огромное всем спасибо за вклад, докладами заслушались. Предстоит всё росмыслить и понять.
(315 просмотров)