browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

Экскурсия

С сайта:
Святая Голгофа, приделы и святыни, расположенные на первом этаже Воскресенского собора в Новом Иерусалиме.

Главный вход в Воскресенский собор

Главный вход в Воскресенский собор Нового Иерусалима, как и в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, находится с южной стороны. У южных врат на месте западного входа на Святую Голгофу установлены белокаменные плиты с резной стихотворной «Летописью» архимандрита Никанора, рассказывающей о строительстве Воскресенского собора от его закладки до освящения и его святынях. В стихотворной композиции летописи употреблен акростих, читающийся по первым буквам строк основного текста «ВОСКРЕСЕНСКОГО СЕГО МОНАСТИРЯ ГРЕШНОЙ АРХИМАНДРИТ НИКАНОРИС НАПИСАЛ СЛОЖНУЮ СИЮ ТАБЛИЦУ ВСЕМ ПРОЧИТАЮЩИМ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ, КОГДА БЕ ОБИТЕЛ СИЯ И ЦЕРКОВЬ НАЧЕТА И КТО СЕМУ СТРОИТЕЛ БЕ»

Придел архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных

Справа от входа находится придел архистратига Божия Михаила, где сохранился изразцовый иконостас XVII века, перед которым установлен киот с Тихвинской иконой Божией Матери — точным списком чудотворного образа.

В трапезе придела погребен Иоанн Корнильевич Шушерин (†1689) — жизнеописатель Патриарха Никона, воспитанный «при бедре» Святителя, проведший десять лет в ссылке за преданность ему и завещавший похоронить себя близ гроба своего учителя.

Придел Усекновения главы Иоанна Предтечи

Под Святой Голгофой Патриархом Никоном была устроена церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Посвящение придела соответствует первообразу и объясняется тем, что, по словам святителя Иоанна Златоуста, Предтеча Господа, предваривший Его своим рождеством и проповедью, предварил также добровольные Его страдания, смерть и сошествие во ад, где он возвестил душам праотцев о явлении в мир Мессии. Предания связывают с этим местом в храме Гроба Господня два погребения: праотца Адама и первосвященника Мелхиседека — первого царя Иерусалима.

Святейший Никон завещал похоронить себя в Воскресенском соборе именно под Голгофой. 26 августа 1681 года, через 10 дней после кончины Патриарха-схимонаха на реке Которосль под Ярославлем, гроб с его телом был привезен в Новый Иерусалим. Любимый ученик Святителя архимандрит Герман и братия, облачавшие усопшего в погребальные одежды, убедились, что плоть его не издает злосмрадия и «нимало повредися». После отпевания в Успенской церкви Патриарх Никон был похоронен в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Вскоре архимандритом Германом были написаны две стихотворные эпитафии на могилу своего духовного отца и учителя. Одна из них, высеченная на большой белокаменной плите, находится в изножии гробницы Святителя. Здесь же лежит на аналое икона, изображающая Патриарха Никона как местночтимого святого — с нимбом вокруг главы.

Стенопись над гробницей представляет Деисусный чин, где Господу Вседержителю предстоят в молении Пресвятая Богородица, Иоанн Предтеча и святые, соименные Патриарху Никону: преподобный Никита, столпник Переславский, и преподобный Никон.

Изразцовый иконостас придела был устроен в конце XVII века. Надпись между ярусами, вырезанная по белому камню, указывает на первообраз в храме Гроба Господня: «Церковь святаго Иоанна Предтечи под святою Голгофою, издолблена в камени».

Иконы в иконостасе — современного письма. Наряду с житием Крестителя Господня они отражают и житие Патриарха Никона. В боковых пролетах второго ряда изображены Святитель Филипп, митрополит Московский (†1569), и Патриарх Никон, для которого святой Филипп был духовным образцом священномученика, убитого за обличения царя Иоанна Грозного, и церковного строителя, создавшего в период своего игуменства на Соловках великолепные каменные храмы Спасо-Преображенского монастыря.

В середине 1930-х годов погребение было кощунственно вскрыто, судьба честных останков Святейшего Никона неизвестна.

Камень миропомазания

Камень миропомазания в Ново-Иерусалимском Воскресенском соборе находится против Красных врат, под сенью увенчанной крестом. В Великую Пятницу в Новом Иерусалиме святую Плащаницу спускают с Голгофы и полагают на Камень миропомазания — священное подобие мраморной плиты, которая в Иерусалимском храме Гроба Господня покрывает место, куда праведные Иосиф Аримафейский и Никодим, сняв со Креста Пречистое Тело Спасителя, положили Его, помазали миром, обвили плащаницей и похоронили во гробе, «как обыкновенно погребают иудеи» (Ин.19: 40).

Святая Голгофа

Голгофская церковь освящена Патриархом Никоном в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. В северной части придела воспроизведено Лобное место (по-еврейски — Голгофа), где был распят Спаситель. Плоское камнепостлание с тремя круглыми углублениями означает вершину горы, на которой стоял Крест Господень и, по сторонам от него, — кресты двух разбойников. Глубокая трещина напоминает о расселине, образовавшейся в момент смерти Иисуса, когда «земля потряслась и камни разселись» (Мф. 27: 51).

В глубине Лобного места находится кипарисовый Крест в меру Креста Господня, привезенный по заказу Патриарха Никона из Палестины. Образ распятого Христа выполнен, вероятно, в Новом Иерусалиме монастырским резчиком.

В первоначальном иконостасе Голгофской церкви помещалась икона Господа Вседержителя с припадающими Святителем Филиппом, митрополитом Московским, и Патриархом Никоном.

Сохранившийся на Голгофе трехъярусный иконостас относится к XVIII веку. Он украшен накладными вызолоченными деталями и резьбой вглубь по фону. На Царских вратах изображено в высоком рельефе Моление Господа в Гефсиманском саду.

В иконостасе было 20 икон на тему Страстей Христовых, выполненных в мастерской Сергея Горяинова в Москве. Внизу, «в тумбах», помещались картуши с изображением истории предательства Иуды.

На протяжении всей истории Нового Иерусалима Святую Голгофу благоукрашали высокохудожественные произведения церковного искусства.

Центральный столп придела облицован изразцами XVII века, составляющими узор в виде четырехконечных крестов и восьмиконечных звезд.

В южном дверном проеме установлены литые бронзовые врата того же времени. Они состоят из двух створок, заполненных сквозным, рельефно проработанным с лицевой стороны растительным орнаментом.

Со стороны притвора вход на Голгофу обрамлен перспективным порталом, поражающим красотой и разнообразием изразцового набора. Силы Небесные, рог изобилия с плодами, колос и виноградная гроздь, символизирующие Таинство Евхаристии, образуют вместе с другими изображениями великолепную композицию, куда включено и полукружие из васильков — царских цветов, которыми, по преданию, покрылась гора Голгофа после крестной смерти Спасителя, свидетельствуя о Распятом как о Царе Небесном.

Истина Боговоплощения и Воскресения со всей полнотой выражена в Голгофском Распятии. Пречистое Тело Спасителя, переданное анатомически правильно, не искажено физическими страданиями. Прекрасен и спокоен лик Иисуса — совершенного Бога и совершенного Человека, воспринявшего «вольное распятие во общее воскресение рода человеческаго».

От Креста исходит тонкий запах кипариса, чье благоухание ощутимо иногда во всем соборе. Пресвятые стопы Спасителя, к которым благоговейно прикладываются богомольцы, временами обильно мироточат.

Церковь святых равноапостольных Константина и Елены

Подземная церковь Нового Иерусалима повторяет первообраз — четырехстолпный одноглавый храм, сооруженный в Иерусалиме на месте Обретения Животворящего Креста Господня, сброшенного с Лобного места в глубокую цистерну к востоку от горы Голгофы.

Сооружение «земляной церкви» в Новом Иерусалиме велось в 1680-х годах, однако рвы под ее фундамент были вырыты еще при Патриархе Никоне. Тогда же здесь открылся Живоносный источник.

В храме сохранился медный, местами вызолоченный, чеканный иконостас середины XVIII века. В первом ярусе, по сторонам Царских врат, изображены Спаситель и Пресвятая Богородица. В центре второго яруса помещен образ Голгофского Креста, которому предстоят в молении святые равноапостольные Константин и Елена.

В южной части церкви находится придел священномученика Кириака, Патриарха Иерусалимского (†363). Посвящение церкви связано с историей Обретения Животворящего Креста Господня, местонахождение которого указал царице Елене Иуда — житель Иерусалима. Впоследствии он принял святое крещение с именем Кириак, стал Патриархом Иерусалимским и в период гонения на христиан скончался после пыток как мученик за веру.

В южной стене главного алтаря устроено «седалища» царицы Елены, обозначающее место, откуда она наблюдала за раскопками во время поисков Креста Господня.

Пещера Обретения Животворящего Креста воспроизводит первообраз. Здесь находится кладезь, из которого можно взять святую воду. Через овальное отверстие в своде видна построенная в XVIII веке «палатка» и восстановленный в процессе реставрационных работ 1980-х годов деревянный Крест в меру Голгофского Креста.

Как и во всем Воскресенском соборе, в подземной церкви сочетаются архитектурные формы и убранство XVII — XVIII веков. Особенно богато оформлен барочной лепниной и вызолоченной резьбой барабан церковной главы, имеющий внутри хоры, через которые можно выйти на кровлю храма.

В северной части церкви погребены Варвара Ивановна Суворова-Рымникская, урожденная Прозоровская (1750—1806), супруга великого русского полководца Александра Васильевича Суворова (1730—1800), и единственный их сын Аркадий Александрович Суворов (1786—1811). Надгробные плиты находятся на месте бывшего придела, устроенного в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» семьей Суворовых — щедрых вкладчиков Воскресенской обители.

Приделы Страстей Господних

Страстям Христовым посвящены придельные церкви за главным алтарем собора, устроенные Патриархом Никоном в соответствии с первообразами в храме Гроба Господня. Здесь же находятся входы в придел святителя Андрея Критского и в Подземную церковь.

Приделы Страстей Господних имеют высокие изразцовые иконостасы, уходящие в барабаны световых глав. В XVII веке они были ограждены с запада невысокими стенками клиросов, впоследствии разобранными. На южной стене каждого придела находится белокаменная плита с текстом «каменного путеводителя». Эти плиты были установлены в соборе в первой половине 1680-х годов. Их надписи цитируют «Проскинитарий» и относятся к храму Гроба Господня, давая паломникам возможность сопоставить святые места «тамо» — в древнем Иерусалиме, и «зде» — и Иерусалиме Новом.

Северный придел именуется церковью Написания титла. По преданию, в Иерусалиме здесь хранилась дощечка с надписью, поставленная над главой Иисуса Христа на Кресте и означающая вину Его: «Иисус Назорей, царь Иудейский» (Ин. 19: 19). По приказу Понтия Пилата надпись была начертана на трех языках. Об этом говорит текст на фризе иконостаса: «Церковь в нейже титла написаная от Пилата еврейски, гречески, римски». У правого клироса в стену вмурована белокаменная плита с резной надписью, которая продолжает надпись на иконостасе и относится к храму Гроба Господня: «В неи же служат хабежи, люди черные, иже от великия Ефиопии христиане».

Придел был освящен во имя святого Лонгина Сотника — римского воина, стоявшего при Кресте Господнем на Голгофе и уверовавшего в Сына Божия при виде дивных знамений во время смерти Его. По преданию, на этом месте в Иерусалиме была обретена слепою женщиной глава святого Лонгина, пострадавшего за Христа, причем слепая получила прозрение.

Центральный придел посвящен Разделению риз Спасителя, о чем свидетельствует надпись на иконостасе: «Церковь на месте идеже разделиша воини ризы Христовы и меташа жребия». Текст «каменного путеводителя» отмечает: «Зде служат армяне». Имеется в виду храм Гроба Господня, некоторые места которого принадлежат Армяно-григорианской церкви.

Третий придел, как написано на фризе иконостаса, — «Церковь на месте идеже поругашася воини Христу и пакости деяху Ему». В храме Гроба Господня здесь хранится под престолом часть колоны, на которой сидел Христос, когда на Него возлагали Терновый венец. В Новом Иерусалиме эта святыня воспроизведена в виде высокого камня с закругленным верхом.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

 

Благодатное присутствие Живого Бога особо ощутимо внутри Воскресенского собора, где «изображены», как сказано в монастырских описях, святые места Страстей Господних и светлого Христова Воскресения.

Северные врата собора ведут в галерею, восточную часть которой занимает церковь, именуемая Темницей. Ее первообраз в храме Гроба Господня связан с преданием о пещере в утесе Голгофы, где содержали под стражей узников, пока приготовлялись орудия казни. В древние времена пещера служила садовой сторожкой. Об этом в Темничной церкви Нового Иерусалима повествует надпись на изразцовом иконостасе XVII века:

«Церков Темница, в ней же удержан бысть Господь наш Иисус Христос от Пилата, дондеже приготовлены быст вещи о Распятии. Прежде вертеп был стража вертограду».

 

В Иерусалиме Темничная церковь посвящена Пресвятой Богородице, ибо Матерь Божия оплакивала здесь Своего Божественного Сына, когда Его повели на Распятие.

16 декабря 1999 года церковь освящена Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Придел, подобно прототипу, имеет четыре опорных столпа. Но если в иерусалимской церкви столпы низкие, а свод над ними — сомкнутый, то в Успенском приделе столпы высокие, предназначенные нести световую главу, — к сожалению, разобранную в XVIII веке. Темная, пещерного типа церковь-первообраз преображена в Новом Иерусалиме в стройный одноглавый храм, пронизанный льющимся сверху светом, который символизирует свет небесный, горний. Этот архитектурный образ воплощает тему Воскресения и Вознесения Богородицы, тему победы над смертью, торжества жизни вечной. Вместе с тем в планировке Успенской церкви сохранена память о событиях Страстной седмицы. В северной стене расположена маленькая «палатка», обозначающая место, где стояла Пресвятая Богородица, когда Её Сына и Господа пригвождали ко Кресту, и Ей Самой оружие пронзило душу (Лк. 2: 35).

С запада к церкви Успения примыкает обширная трапеза. Здесь находится ковчег с частью мощей (длань правой руки) святой мученицы Татианы. Эта святыня была пожертвована в обитель царевной Татианой Михайловной в 1691 году.

В южной стене трапезы помещается Темница Господня, устроенная для хранения каменных Уз Спасителя — священного подобия камня-колодки с двумя отверстиями, в которые были заключены ноги Спасителя во время мучений Его. Святыня воспроизводит первообраз, перенесенный в храм Гроба Господня из претории Понтия Пилата.

В XVIII веке свод Темницы был покрыт лепниной с изображением орудий Страстей Христовых, среди которых — мешочек Иуды с 30-ю сребрениками, цепи с гирями, факелы, бичи, гвозди. Современное паникадило в виде круга с лучами и шипами напоминает о Терновом венце Спасителя.

Гроб Господень

Главная святыня Нового Иерусалима — Живоносный Гроб Господень. Подобно первообразу, он находится внутри белокаменной часовни, расположенной к западу от Святой Голгофы.

Патриарх Никон освятил Кувуклию Гроба Господня в начале 1660-х годов. Первоначально часовня имела деревянное завершение, замененное к 1685 году восьмигранным шатриком, ныне утраченным.

Наружное убранство пещеры Святого Гроба состоит из керамической аркады, повторяющей мраморную аркаду первообраза. Между колонками находились стенописи, изображавшие Пресвятую Богородицу и апостолов.

 

Войдя в Кувуклию через единственный вход с востока, попадаем в придел Ангела, где лежит округлый камень — подобие того камня, который был отвален от Гроба Господня Ангелом в ночь Воскресения Христова.

Первоначально камень в Иерусалиме был большим — в размер проема, ведущего в пещеру Святого Гроба. Но от него откалывали части для перенесения в другие храмы, и к XVII веку в часовне остался камень, нижний конец которого уходил в землю, а верхний составлял 28х51х47см. Такие же размеры были у камня-подобия, лежавшего в Кувуклии Нового Иерусалима при Патриархе Никоне и чудом уцелевшего в бурях лихолетий.

Из придела Ангела в пещеру Гроба Господня ведет низкий и узкий проем. Склонившись, входим в Святой Вертеп, во всем подобный той гробнице, где погребли Пречистое Тело Сына Божия и откуда воссияло миру Христово Воскресение. Вдоль северной стены пещеры находится погребальное ложе, покрытое плащаницей. Преклонив колени, поклонимся Живоносному Гробу и приложимся к лежащему на плащанице Евангелию, исповедуя скорби своей души и с покаянием испрашивая милости и благодати у Христа Спасителя.

 

Изразцовое убранство снаружи пещеры Гроба Господня представляло собой иконостас и отражало значение Святого Вертепа как алтаря, а погребального ложа Спасителя — как престола и жертвенника, на котором в Иерусалиме совершается Божественная литургия. В связи с этим колонки Кувуклии повторены во всех изразцовых иконостасах Воскресенского собора, знаменуя значение алтаря и престола как Гроба Господня.

 

Изобразительные мотивы колонок тождественны образам Священного Писания и церковных песнопений. Они символизируют Кровь и Плоть Спасителя, Таинство Евхаристии, Воскресение Христово и Новозаветную Церковь. Наряду с традиционными изображениями — пшеничным колосом, виноградной гроздью, яблоком граната и цветком, которым уподобляется Христос в канонах и акафистах, использованы новые для православной иконографии мотивы. Так, на полукруглой в плане колонке изображена наряду с виноградной кистью завеса, означающая Плоть Христову. По словам апостола Павла, мы имеем «дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою» (Евр. 10: 19—20).

Раскрытая завеса, но в другом значении, изображена на той же колонке посреди выпуклого, ярко-коричневого сердца, над которым помещена митра-корона, увенчанная крестом. Ключ к символике этой композиции находим в апостольском сравнении христиан с письмом Христовым, написанным Святым Духом «не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2 Кор. 3: 3).

В Ветхом Завете пророк Моисей, получивший от Господа каменные скрижали откровения, снимал с лица своего покрывало, являясь пред Богом (Исх. 34: 34). Так же снимется покрывало с сердец израильтян, когда они обратятся, придут ко Христу (2 Кор. 3: 15—16). «Плотяные скрижали сердца» с раскрытой завесой — это образ Нового Завета и нового человека, образ христианина с открытым сердцем, где Дух Божий начертал заповеди Господни. Исполнение их открывает человеку путь к обожению, к стяжанию «венца жизни», «венца славы».

Изображение на изразцах венца в виде митры-короны можно понимать как образ народа Божия, омытого от грехов Животворящею Кровью Христовой и соделанного «царями и священниками Богу» (От. 1: 6). Вместе с тем митра-корона символизирует и Главу Церкви, Царя царей и Великого Архиерея — Господа Иисуса Христа в славе Своей.

Ротонда Гроба Господня

 

Кувуклия Гроба Господня окружена колоннами ротонды, на третий ярус которой опирается металлический шатер диаметром 28 метров, выполненный в 1980-х годах в формах утраченного деревянного шатра XVIII века.

Над вторым ярусом ротонды сохранился фрагмент изразцовой надписи, которая опоясывала сооружение по всей окружности. Ее текст составлен Патриархом Никоном из двух Слов на Пасху святителя Григория Богослова и «Слова огласительного» на Пасху святителя Иоанна Златоуста.

Уцелевшее начало надписи имеет духовно-назидательный характер: «Отдадим Образу пообразное, познаим наше достоинство, почтим начало образное, познаем тайны силу и за кого Христос умре». По толкованию аввы Дорофея это означает, что мы, сотворенные по образу Божию, должны почитать свой Первообраз и не бесчестить Его грехами. Ведь Бог, умилосердившись над Своим созданием и образом, «сделался человеком и подъял смерть за всех, чтобы нас, умерщвленных, возвести к жизни».

Далее надпись становится торжественным Пасхальным гимном:

«Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются Ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует».

Завершается текст исторической «летописью» с уникальной по необычности датировкой. Названо лето от сотворения мира — 7174, и не лето от Рождества Христова, как обычно, а лето от Воскресения Христова — 1632. Прибавив 33 года земной жизни Спасителя, получаем дату создания изразцового пояса: 1665 год.

Надпись в ротонде Гроба Господня являет пример творческого использования Патриархом Никоном святоотеческого наследия, когда на основе известных текстов было создано новое Слово на Святую Пасху, прославляющее Воскресение Христово как главное событие в истории человечества, сопоставимое только с сотворением Вселенной.

Кафоликон. «Сказание о церковных таинствах»

Центральную часть собора занимает храм Воскресения Христова. Главный алтарь имеет, подобно первообразу, пониженную восточную стену. Она служит основанием для четырех столпов, поддерживающих верхнюю часть апсиды, где сохранилась изразцовая облицовка с композицией «Неопалимая купина».

По периметру храма расположена изразцовая надпись, начинающаяся словами:

«Сказание о церковных таинствах, яко храм убо или церковь мир есть сей, место святое, Божие селение и особный дом молитвы, собрание людей».

 

Далее поясняется значение престола, который символизирует Иерусалим, и жертвенника, знаменующего Вифлеем. Раскрывается значение просфоры и других богослужебных предметов. В заключение говорится, что следовать «видению Промысла» есть «божественное наслаждение», означающее «торжество достойных».

Надпись выполнена в 1666 году и по технике исполнения сходна с надписью в ротонде Гроба Господня. Ширина фриза — 33 см, высота букв — 23 см.

Текст составлен Патриархом Никоном в поучение богомольцам на основе сочинения преподобного Григория Синаита (†1346). Этот подвижник, имевший учеников и последователей в разных странах восточно-христианского мира, подвизавшийся на Синае и Святом Афоне, посещавший Иерусалим для поклонения Гробу Господню и живший в Константинополе, был для Святейшего Никона великим учителем внутреннего делания и олицетворением духовного единства Вселенского Православия.

Придел святой Марии Магдалины

 

В XVIII—XIX веках в Воскресенском соборе находились придельные церкви, устроенные благотворителями Нового Иерусалима, среди которых было несколько поколений Дома Романовых. Из этих церквей сохранился только придел святой равноапостольной Марии Магдалины в северной галерее ротонды, близ места, где стояла в Иерусалиме Мария Магдалина, когда погребали Господа. Церковь была создана в 1801 году императрицей Марией Федоровной, супругой императора Павла I, в честь своей Небесной покровительницы. Это один из красивейших приделов храма, оформленный по проекту архитектора М.Ф. Казакова в стиле классицизма.

Церковь представляет собой небольшой алтарь с притвором, где находились деревянные хоры для пребывания Августейшей семьи во время богослужения. С юга церковь отделялась невысокой сквозной металлической оградой. Алтарная часть в виде полуротонды с колоннами коринфского ордера выполнена из белого каррарского мрамора, украшенного вызолоченной бронзой.

План Новоиерусалимского монастыря, Истра

Воскресенский собор Церковь Рождества Христова Надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим Церковь Константина и Елены Братский корпус Трапезные палаты Палаты «монастырских детёнышей» Больничные палаты Настоятельские покои Елизаветинская башня Скит патриарха Никона Часовня из с.Сокольники (копия сгоревшей часовни 1970 г.) Церковь Богоявления Господня из с.Семёновского (сгорела в 2001 г.) Башня «Давидов дом» Башня «Варуха» Ефремова башня Дамасская башня Гефсиманская башня

Храмы монастыря:

      1.

Воскресенский собор

      2.

Церковь Рождества Христова

      3.

Надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим

      4.

Церковь Константина и ЕленыДругие постройки монастыря:

      5. Палаты царевны Татьяны Михайловны (конец XVII в.)
      6. Братский корпус (XVII в.)
      7.

Братский корпус (XVII в.)

      8.

Трапезные палаты (XVII в.)

      9.

Палаты «монастырских детёнышей»(XVII в.)

      10.

 Больничные палаты (XVII в.) 

      11.

 Настоятельские покои (XVIII в.) 

      12.Солодёжные и кузнечные палаты(XVIIв.)
      13.

 Башни и стены ограды (XVIIв.)

        14.

     Елизаветинская башня (выход в сад) 

        15. Келейный корпус (XVII в.)
        16. Караульные палаты
        17. Святой источник
        18.

     Скит патриарха Никона 

        19.

     Часовня из с.Сокольники(копия сгоревшей часовни 1970 г.) 

        20.

    Церковь Богоявления Господня(1756 г.) из с.Семёновского. (Сгорела в 2001 г.)

      Крепостные башни имеют палестинские названия: Иноплеменичья , башня Варуха Ефремова , Дамасская , Гефсиманская , Сионская, Давидов дом и Елизаветинская

      План составил А.В. Богданов 

      Новоиерусалимский монастырь - Истра - Истринский район - Московская область
      Сергей Чернов
      30 марта 2014
      Новоиерусалимский монастырь - Истра - Истринский район - Московская область
      панорама из 10 вертикальных кадров
      Ольга Малеева
      10 мая 2008
      Новоиерусалимский монастырь - Истра - Истринский район - Московская область
      Вид от реки
      Ольга Малеева
      10 мая 2008
      Новоиерусалимский монастырь - Истра - Истринский район - Московская область
      Панорама монастыря
      Олег
      23 февраля 2008
      Новоиерусалимский монастырь - Истра - Истринский район - Московская область
      Вид на монастырь по дороге из Бужарово
      Олег
      5 ноября 2007
      Новоиерусалимский монастырь - Истра - Истринский район - Московская область

      Владимир
      30 сентября 2007

      Новоиерусалимский монастырь - Истра - Истринский район - Московская область
      вид от Дома Культуры г.Истра
      Носиков С.П.
      30 сентября 2007
      Новоиерусалимский монастырь - Истра - Истринский район - Московская область
      вид с юга (от стадиона)
      Носиков С.П.
      8 марта 2007
      Новоиерусалимский монастырь - Истра - Истринский район - Московская область
      Сергей Чернов
      31 января 2012
      Новоиерусалимский монастырь - Истра - Истринский район - Московская область
      Воскресенский собор.
      Широкова Светлана
      7 января 2011
      Новоиерусалимский монастырь - Истра - Истринский район - Московская область
      Храм Рождества Христова.
      Широкова Светлана
      7 января 2011
      Новоиерусалимский монастырь - Истра - Истринский район - Московская область
      Евгений С
      23 мая 2010
      Новоиерусалимский монастырь - Истра - Истринский район - Московская область
      Весна
      Ольга Малеева
      10 мая 2008
      Новоиерусалимский монастырь - Истра - Истринский район - Московская область
      Игорь Лугачёв
      17 сентября 2006
      Новоиерусалимский монастырь - Истра - Истринский район - Московская область
      Ярослав
      30 апреля 2006
      Новоиерусалимский монастырь - Истра - Истринский район - Московская область
      Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
      21 мая 2005
      Новоиерусалимский монастырь - Истра - Истринский район - Московская область
      Восточный вход в монастырь. Надвратная церковь.
      Алексей
      25 января 2005
      Новоиерусалимский монастырь - Истра - Истринский район - Московская область
      Надвратная церковь, пушки.
      Алексей
      25 января 2005
      Новоиерусалимский монастырь - Истра - Истринский район - Московская область
      Ирина
      25 августа 2004
      Новоиерусалимский монастырь - Истра - Истринский район - Московская область
      Юрий Менделеев
      01.01.2000 — 31.12.2002
      Новоиерусалимский монастырь - Истра - Истринский район - Московская область
      Андрей Агафонов
      1 февраля 1987
      Новоиерусалимский монастырь - Истра - Истринский район - Московская область
      Святой источник (Самарянский колодец) на северном склоне монастырского холма
      Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Д
      2 августа 2013
      Новоиерусалимский монастырь - Истра - Истринский район - Московская область
      Фрагмент западной части стены монастыря
      Михалыч
      24 сентября 2006
      Новоиерусалимский монастырь - Истра - Истринский район - Московская область
      Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
      21 мая 2005
      Новоиерусалимский монастырь - Истра - Истринский район - Московская область
      Ярослав
      30 апреля 2006
      Новоиерусалимский монастырь - Истра - Истринский район - Московская область
      Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
      21 мая 2005
      Новоиерусалимский монастырь - Истра - Истринский район - Московская область
      Вид монастыря от Вознесенской часовни во время его крупномасштабной реставрации летом 2013 года
      Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Д
      3 августа 2013
      Новоиерусалимский монастырь - Истра - Истринский район - Московская область
      Трехсвятительский колокол Новоиерусалимского монастыря XVII век
      Евгений С
      26 марта 2010
      Новоиерусалимский монастырь - Истра - Истринский район - Московская область
      Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Анастасия
      6 июля 2009
      Новоиерусалимский монастырь - Истра - Истринский район - Московская область
      Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
      10 июля 2008
      Новоиерусалимский монастырь - Истра - Истринский район - Московская область
      Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
      10 июля 2008
      Новоиерусалимский монастырь - Истра - Истринский район - Московская область
      Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
      15 мая 2008
      Новоиерусалимский монастырь - Истра - Истринский район - Московская область

      Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
      1 мая 2008

      Новоиерусалимский монастырь - Истра - Истринский район - Московская область

      Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
      1 мая 2008

      Новоиерусалимский монастырь - Истра - Истринский район - Московская область
      Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
      1 мая 2008
      Новоиерусалимский монастырь - Истра - Истринский район - Московская область

      Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
      1 мая 2008

      Новоиерусалимский монастырь - Истра - Истринский район - Московская область
      Ярослав
      30 апреля 2006
      Новоиерусалимский монастырь - Истра - Истринский район - Московская область
      Башня стены Новоиерусалимского монастыря
      МАРИШКА
      1 ноября 2004
      Новоиерусалимский монастырь - Истра - Истринский район - Московская область
      Западный вход в монастырь.
      Алексей
      4 сентября 2004
      Новоиерусалимский монастырь - Истра - Истринский район - Московская область
      Развалины Ново-Иерусалимского монастыря, взорванного немецкими войсками 10 декабря 1941 года. Автор съемки Иванов-Аллилуев С. С сайта Победа http://victory.rusarchives.ru/index.php?p=31&photo_id=619
      Роман
      10 декабря 1941
      Новоиерусалимский монастырь - Истра - Истринский район - Московская область
      Развалины Ново-Иерусалимского монастыря, взорванного немецкими войсками 10 декабря 1941 года. Автор съемки Иванов-Аллилуев С. С сайта Победа http://victory.rusarchives.ru/index.php?p=31&photo_id=620
      Роман
      10 декабря 1941
      Новоиерусалимский монастырь - Истра - Истринский район - Московская область
      Собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. С сайта Победа http://victory.rusarchives.ru/index.php?p=31&photo_id=741
      Роман
      10 декабря 1941
      Новоиерусалимский монастырь - Истра - Истринский район - Московская область
      Фото из журнала «Русский паломник»
      Андрей Агафонов
      1 января 1905
      Статью добавил(а): Алексей,  5 мая 2005
      Воскресенский ставропигиальный мужской монастырь был основан в 1656 году Святейшим Патриархом Никоном.

      На начало XX века в монастыре было 5 храмов с 42 приделами и 6 часовен. Здесь хранились чудотворная икона Божией Матери Троеручица и часть мощей (длань) св. мученицы Татианы — дар вел. княжны Татьяны Михайловны. Монастырь содержал церковно-приходскую школу и странноприимный дом для бедных паломников.

      4 июля 1919 года монастырь был закрыт, в его стенах разместился музей. Во время Великой Отечественной войны Новый Иерусалим был почти полностью разрушен фашистами. С 1956 года начались восстановительные и реставрационные работы, но до сих пор Воскресенский собор внутри не восстановлен. Также до сих пор не восстановлена колокольня.

      Передача монастыря церкви началась в 1994 году. Решением Священного Синода наместником был назначен бывший начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Никита (Латушко). 26 августа 1994 года Святейший Патриарх Алексий II совершил первый молебен в Воскресенском соборе. В 1995 году монастырю были переданы Воскресенский собор с подземной церковью святых Константина и Елены, соборный храм Рождества Христова, скит Патриарха Никона и один из братских корпусов. За эти годы освящены 5 престолов.

      Статью добавил(а): Юлия,  25 ноября 2005
      Строительство Воскресенского собора началось в апреле 1658 г. и длилось без перерыва до конца 1666 г., до тех пор пока Никон не был отправлен в ссылку.

      Полностью ансамбль монастыря сложился уже после смерти Никона, в конце XVII века.

      В западной части монастыря расположены Трапезные палаты с церковью Рождества Христова, сооруженные на вклад царевны Татьяны Михайловны в 1686-1698 гг. К ним примыкают Больничные и Настоятельские ворота. Второй этаж над ними сооружен архитектором М.Ф.Казаковым. Здесь помещались комнаты царской семьи.

      В Гефсиманском саду Нового Иерусалима находится самая старая постройка монастыря — скит патриарха Никона.

      Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Богданов Александр Витальевич (cfif),  19 марта 2007
      Воскресенский Новый Иерусалим монастырь, ставропигиальный, 1 класса, Звенигородского уезда, при заштатном городе Воскресенске, в 2 1/2 верстах от железнодорожной станции Новый Иерусалим, в 45 верстах от Москвы. Основан патриархом Никоном по образцу иерусалимского храма Воскресения Христова. Еще в 1657 году патриарх Никон приступил к построению этого величественного храма; но в 1666 году он был сослан на Белоозеро, вследствие чего остановились и работы по построению храма; в таком положении храм оставался 13 лет, доколе царь Федор Алексеевич, по любви своей к заточенному Никону, не повелел продолжать строение; но здание было окончено только в 1685 году, при царях Иоанне и Петре Алексеевичах, и храм был освящен в их присутствии патриархом Иоакимом. Воскресенский собор Нового Иерусалим есть собрание нескольких церквей около обширнейшего в России храма гроба Господня, возвышающегося слишком на 30 сажень над всеми монастырскими постройками. В общем, весь этот величественный собор дошел до наших дней в несколько измененном виде против первоначального построенного патриархом Никоном. Главные капитальные работы по возобновлению его были произведены при императрице Елизавете Петровне известным архитектором графом Растрелли, под наблюдением настоятеля монастыря архимандрита Амвросия (впоследствии — архиепископа Московского) на средства Московского купца, фабриканта П.Г.Цурикова, затратившего 82,000 рублей на возобновление одного только собора. Внутренность собора разделяется на 4 части: 1) кувуклия гроба Господня, 2) храм Воскресения Христова, 3) главный алтарь этого храма и 4) приделы позади большого алтаря. Во всем соборе считается до 30 приделов. Кувуклия устроена в виде двухярусной часовни с гробом Господним внутри; она из мрамора, со многими изящными колоннами и другими украшениями. Внутренность ее окована вся листовым золотом, и горящие ломпады перед гробом Господним придают этому святилищу невыразимое величие. В храме Воскресения Христова главный алтарь его представляет собой величественное сооружение церковного зодчества и не имеет ничего себе подобного в России. В алтаре помещаются патриаршие престолы и хоры в память семи Вселенских Соборов. Богослужение совершается по чину Иерусалимской церкви. Из святынь для благоговейного поклонения богомольцев собор вмещает в себе: часть мощей святой мученицы Татьяны, принесенную в дар царевной Татьяной Михайловной, 30 частей святых мощей угодников Божиих, чудотворную икону Богоматери, современную, вероятно, патриарху Никону (см. 31 марта), две прославленные чудотворениями святые иконы: одна — Спасителя, восседающего на престоле, с изображением у подножия Его святителей Филиппа, митрополита Московского, и патриарха Никона; другая — икона Божией Матери, нарицаемая Троеручицей, присланная 28 июля 1661 года патриарху Никону из Афонского монастыря и празднуемая 28 июля. Перед этой иконой патриарх Никон каждый день совершал молебное последование ко Пресвятой Богородице. Местом благоговейного поклонения служит также и гробница приснопамятного создателя храма, патриарха Всероссийского Никона; близ гробницы помещаются железные вериги, которые он носил; тут же его келейная икона Богородицы, перед которой неугасимо горит лампада. Библиотека монастыря содержит в себе немало древних книг и списков. В ней имеется более 200 рукописей и до 150 старопечатных книг, Ризница монастырская — одна из богатейших по ценности и редких по историческим воспоминаниям, хранит в себе, кроме облачений патриарха Никона, много приношений Царственных Особ, всегда благоволивших к этому монастырю и благоговейно чтивших память Никона. В ней также уцелели хорошо сохранившиеся портреты Никона, в облачении во весь рост, писанные масляными красками, евангелие — список с Остромирова, писанное на пергаменте в XV веке, древнейшие золотые сосуды царя Алексея Михайловича; замечательные собственноручные работы священных облачений царевны Татьяны Михайловны; сосуды и золотой крест с мощами, пожертвованный ею же; митры патриарха Никона (одна из которых оценена в 27,000 рублей). Кроме ризницы, монастырь имеет музей, где собраны вещи преимущественно патриарха Никона. При монастыре находятся: двухклассная школа и обширный странноприимный дом, постройка которого была начата в 1892 году, в память 500-летия со дня кончины преподобного Сергия, и скит патриарха Никона, устроенный в 1658 году в четырехэтажном здании, наподобие восточных жилых пиргов (башен).Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

      Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Людмила Клешнина,  6 октября 2009
      «…Святейший патриарх Никон, с соизволения государя назвав основанную им обитель Новым Иерусалимом, придал и окрестностям палестинские наименования. Эти наименования сохранились не только в монастыре, но усвоены и по настоящее время народом. Например, бывшее патриаршее село Чернево названо Назаретом; село Никулино, лежащее в версте от него, на севере от монастыря, — селом Скудельничьим; горы на северо-западе от монастыря – Фавором и Ермоном; березовая роща за рекой, на юге от монастыря, против Давидовой бащни, называется Урииным садом; ручей, обтекающий монастырь с трех сторон, — потоком Кедронским; роща на берегах его – садом Гефсиманским; старый развесистый дуб, одиноко стоящий на берегу ручья, — дубом Мамврийским; находящийся под горой колодезь – купелью Силоамской; другой колодезь, на северном скате горы – кладезем Самарянки; роща, находящаяся от монастыря в двух верстах — Рамской рощей; овраг с северо-западной стороны – Иосафатовой долиной; другой овраг с восточной стороны – юдолью плача; наконец, река Истра, обтекающая монастырь, названа Иорданом……По указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей деревянная ограда вокруг монастыря заменена каменной (1690 — 1694). Вид ее представляет неправильный шестиугольник; на ней по углам и в середине восемь башен, которые называются именами врат Иерусалимской городской стены, а именно :

      1) угловая юго-восточная зовется Гефсиманской; 2) средняя в южной стене – Сионская; 3) угловая юго-западная – Давидова, против которой, за рекой Истрой, наподалеку от берега, находится небольшая березовая рощица, именуемая Уриин сад; 4) средняя на западной стороне, над вратами, называется Елисаветинской, в честь императрицы Елисаветы Петровны (в Иерусалиме нет соответствующих этим врат, также нет и соответствующей башни); 5) угловая северо-западная называется иноплеменничьей; 6) средняя в северной стороне – Варуховой; 7) в той же стене круглая башня называется Ефремовой, под которой вместо тайника был колодезь, а ныне водосточная от Воскресенского собора труба и 8) угловая северо-восточная называется Дамасской.

      Все восемь башен построены в три этажа, имеют коническую форму, в нижних этажах находятся помещения для кладовых, а в верхних – удобные помещения для жилья. Вокруг всего монастыря, вдоль всей ограды устроена широкая галерея для Крестных ходов.»

      Цитата из книги «Ставропигиальный Воскресенский, «Новый Иерусалим» именуемый, монастырь. Историческое описание. М., 1903.» по публикации в «Крестный путь патриарха Никона», М., 2000, стр. 54, 55.


      Добавить комментарий