browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

Троеручица

28 июня /11 июля 1661 года первый список иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица», был доставлен в Москву Патриарху Никону


11 июля 2013 г.

28 июня /11 июля 1661 года первый список иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица», был доставлен в Москву Патриарху Никону и помещён в основанном им Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре, откуда списки чудотворной иконы распространились по России

  

«Троеручица » — одна из самых прославленных и широко почитаемых в православном мире чудотворных икон Богоматери, святыня сербского монастыря Хиландар на Афоне

     История чудотворного образа Божией Матери «Троеручицы» тесно связана с судьбой защитника Православия, почитания святых икон и гимнографа преподобного Иоанна Дамаскина. Она является памятником чудесного исцеления отсеченной руки преподобного  Иоанна в царствование иконоборца Льва Исаврянина, в VIII веке.

7335

Образ Божией Матери Троеручицы из монастыря Хиландар на Святой Горе Афон

В 717 году византийский император Лев Исаврянин начал лютые гонения на почитателей икон. Иконы сжигали, разбивали, а их защитников предавали мукам и смерти. Лишь за пределами византийских земель, в мусульманском Дамаске, еще продолжали открыто почитать иконы благодаря заступничеству святого Иоанна, занимавшего должность советника у правителя города.

Преподобный Иоанн Дамаскин написал три трактата «Против порицающих святые иконы». Мудрые, вдохновенные писания преподобного Иоанна привели в ярость императора; автор посланий был обвинен императором в государственной измене и оклеветан перед дамасским халифом, будто бы он писал к императору Льву письма, враждебные против Дамаска и его правителя.

Не расследовав дела, разгневанный правитель приказал немедленно отстранить оклеветанного советника от должности, отсечь ему кисть правой руки, писавшую якобы к императору предательские письма и вывесить её на городской площади для устрашения.

К вечеру преподобный Иоанн, испросив у калифа отрубленную кисть, затворившись в своей келье, приложил ее к суставу и пал ниц перед иконой Божией Матери. Преподобный просил Владычицу исцелить руку, писавшую в защиту Православия. После долгой молитвы он задремал и увидел во сне, что Пречистая обращается к нему, обещая скорое исцеление. «Вот, рука твоя здорова», сказала Она и повелела ему без лени трудиться этой рукой. Наутро, пробудившись от сна, преподобный Иоанн увидел, что рука невредима, с небольшим рубцом на месте отсечения.

2ni_ioann_damaskin

Преподобный Иоанн Дамаскин

В благодарность за исцеление руки помощью Богоматери и, желая оставить память  о происшедшем чуде, прп. Иоанн сделал из серебра изваяние исцелённой руки и приложил его к иконе своей Заступницы, от чего этот образ и получил впоследствии название «Троеручицы».

Согласно преданию, преподобный Иоанн написал благодарственную песнь Матери Божией «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь».

Подлинная икона «Троеручицы» из Дамаска самим Иоанном была перенесена в Лавру св. Саввы Освященного в Иерусалиме, куда Дамаскин, решив отдать все свои силы на служение Богу, переселился и принял там монашеский постриг.

В XIII веке Лавра даровала икону «Троеручицы» в благословение святителю Савве, архиепископу Сербскому, который перенёс её на свою родину. Во время турецкого нашествия на Сербию во избежание надругательства над святыней, желая спасти драгоценный дар от уничтожения, благочестивые сербы вверили его попечительству самой Царицы Небесной. Икона была возложена на осла, который без погонщика сам пришел на святую гору Афон и остановился у ворот Хиландарского монастыря. Святыня была с благоговением принята братией. Хиландарские иноки приняли образ как великий дар свыше и поставили его в алтаре соборного храма, а на место появления иконы с той поры ежегодно совершается крестный ход.

В начале XVII столетия Хиландарский монастырь лишился своего игумена; братия приступили к избранию нового настоятеля, но никак не могли придти к единому решению.

Собравшись на утреннее богослужение, иноки обнаружили чудотворный образ стоящим не в алтаре, а на игуменском месте. Образ унесли на своё обычное место, но на следующий день он вновь появился на игуменском месте. Решив испытать это необыкновенное явление, монахи запечатали дверь храма, но утром, сняв печати с двери, они вновь увидели икону на игуменском месте. Вскоре в ночном видении одному монастырскому затворнику Богоматерь объявила свою волю о том, что Сама благоволит управлять обителью и чтобы братия не переносили Её иконы с игуменского места.
С того времени и до наших дней, согласно воле Царицы Небесной, в Хиландаре «Троеручица» почитается как игуменья монастыря.  В Хиландарской обители избирается не настоятель, а наместник, а иноки, по монастырскому обычаю, получают от святой иконы «Троеручицы» благословение на все послушания.    Воля Богоматери была исполнена: теперь икона «Троеручица» стоит над игуменским местом в знак того, что Богоматерь своею святою иконою, как бы, управляет монастырем. Сохранившаяся здесь чудотворная икона датируется серединой 14 века.

Чудотворный образ не раз защищал Хиландарскую обитель от вторжения иноплеменных. В эпоху русско-турецких войн, по свидетельству самих турок, над стенами монастыря часто появлялась недосягаемая для людей и оружия таинственная Жена.

Празднование иконы Божией Матери «Троеручица» совершается дважды в году: 28 июня / 11 июля и 12 /25 июля.

«Троеручица» получила широкое почитание в России с 17 века. Первый список образа «Троеручица» был доставлен в Москву Патриарху Никону 28 июня /11 июля 1661 года, что и послужило основанием к установлению второго празднования иконы в честь её сретения на Московской земле.  По благословению Святейшего Патриарха Никона, чудотворная икона была доставлена в Новый Иерусалим,откуда списки её распространились по России.

Они прославились многими знамениями и исцелениями.

Икона Божией Матери «Троеручица» почитается и во всех православных странах.

10 декабря 2011 года в Воскресенском Ново-Иерусалимском ставропигиальном монастыре прошли торжества по случаю 350-летия со дня принесения в Москву образа Божией Матери «Троеручица» из Святогорской Хиландарской обители.

Нашу святую обитель посетила братская  во главе с наместником Игуменом Мефодием (Марковичем), передавшая монастырю список иконы Божией Матери «Троеручица», написанный афонскими иконописцами в ознаменование этого юбилея.

Б.Г., 2011г.

Молитвы иконе Божией Матери «Троеручица»

Тропарь, глас 4

Днесь светло красуется царствующий град Москва, / имеющи в себе, о Всемилостивейшая, всея твари Честнейшая, / Заступнице наша Дево Богородице, / честный образ Твой, / имже подсолнечныя концы земли удивляеши/ и мир мирови даруеши, / во образ бо Святыя Троицы являеши трие руце: / двема убо Сына Своего, Христа Бога нашего, носиши, / третиею от напастей и бед верно к Тебе прибегающих избавляеши, / и от потопления изымаеши, / и всем полезная даруеши, / и преподобному Михаилу Малеонскую гору показа, / и всех всегда милуеши, / честною ризою Своею покрываеши жительство сие / и вся грады и страны наша, / да зовем Ти: // радуйся, Обрадованная.

 Ин тропарь, глас 4

Яко звезда светозаряющая, / из Сербии на Афон чудесно прииде / всечестная икона Твоя Троеручица, / юже обитель Хиландарская благоговейно восприемши, / яко Божественный дар свыше, / прославляет Тя, Владычицу, / и умильно вопиет: / не остави милость Твою от нас, // но пребуди с нами во веки.

 Величание

Величаем Тя, / Пренепорочная Дево, / и чтим чудеса образа святаго Твоего,/  триех пречистых рук Твоих явление // в славу Божества, в Троице Бога нашего.

 Молитва первая

О, Пресвятая и Преблагословенная Дево, Богородице Марие! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святой иконою Твоею, воспоминающе преславное чудо Твое, исцелением усеченныя десницы преподобнаго Иоанна Дамаскина, от иконы сей явленное, егоже знамение доныне видимо есть на ней, во образе третия руки, ко изображению Твоему приложенныя. Молимся Ти и просим Тя, Всеблагую и Всещедрую рода нашего Заступницу: услыши нас, молящихся Тебе, и якоже блаженнаго Иоанна, в скорби и болезни к Тебе возопившаго, услышала еси: тако и нас не презри, скорбящих и болезнующих ранами страстей многоразличных и к Тебе от души сокрушенныя и смиренныя усердно прибегающих. Ты зриши, Госпоже Всемилостивая, немощи наша, озлобление наше, нужду, потребу нашу в Твоей помощи и заступлении, яко отовсюду врагами окружены есмы, и несть помогающаго, иже заступающаго, аще не Ты умилосердишися о нас, Владычице. Ей, молимтися, вонми гласу болезненномунашему и помози нам святоотеческую Православную веру до конца дней наших непорочно сохранити, во всех заповедех Господних неуклонно ходити покаяние истинное о гресех наших всегда Богу приносити и сподобитися мирныя христианския кончины и добраго ответа на страшном суде Сына Твоего и Бога нашего. Егоже умоли за нас матернею молитвою Твоею, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да помилует нас по велицей и неизреченной милости Своей. О, Всеблагая! Услыши нас и не лиши нас помощи Твоея державныя, да, Тобою спасение получивше, воспоем и прославим Тебе Искупителя нашего, Господа Иисуса Христа, Ему же подобает слава и держава, честь и поклонение, купно со Отцем и Святым Духом, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 Молитва вторая

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, велие чудо святому Иоанну Дамаскину явившая, яко веру истинную и надежду несумненную показавшему! Услыши нас, грешных, пред чудотворною Твоею иконою усердно молящихся и просящих Твоея помощи: не отрини моления сего многих ради прегрешений наших, но, яко Мати милосердия и щедрот, избави нас от болезней, скорбей и печалей, прости содеянныя нами грехи, исполни радости и веселия всех, чтущих святую икону Твою, да радостно воспоем и любовию прославим имя Твое, яко Ты еси от всех родов избранная и благословенная во веки веков. Аминь.