И ваятелю удивляюсь я не столько тогда, когда он делает прекрасную статую из золота, столько тогда, когда он из распадающейся глины, силою искусства, сможет образовать удивительную и невообразимую красоту художественного произведения: там и вещество несколько помогает художнику, а здесь появляется чистое искусство. Если хочешь знать, какова премудрость Создавшего нас, подумай, что делается из глины: что же другое, кроме кирпича или черепицы? Иоанн Златоуст, — Беседы о статуях, говоренные к антиохийскому народу.
Все изразцы сфотографированы в Солодовых палатах Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря в постоянной монастырской экспозиции «Рассадник изразцового дела».
История появления изразцов в Новом Иерусалиме, — как пишет Юрий Максимилианович Овсянников в книге «Русские изразцы», — такая, — в первые месяцы своего правления патриарх Никон задумал построить точную копию Иерусалимского храма. Были разысканы чертежи палестинской святыни, изданные в Риме в 1609 году. В Малую Азию был послан приближенный к Никону человек — Арсений Суханов — с наказом привезти точную модель Иерусалимского храма. Единственно, чего не смог сделать Никон, — это раздобыть отсутствующие в Московском государстве цветные мраморы. Сейчас трудно назвать автора оригинальной идеи заменить мрамор многоцветными керамическими украшениями. Но следует создать должное смелости и решительности Никона, уверовшего в неё. Новый храм предстояло украсить тысячами и даже десятками тысяч разноцветных, блестящих на солнце изразцов. Приём не только для России, но и для Европы невиданный.
Но, — изразцовое производство началось собственно не в Новом Иерусалиме, а в Иверском Валдайском монастыре, основанном патриархом Никоном в 1653 году, — так пишет Николай Владимирович Султанов в работе «Изразцы в древнерусском искусстве» опубликованной в книге «Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной» изданной по высочайшему соизволению Василием Александровичем Прохоровым, — том 4. Оно было там заведено «иноземцами», выходцами из тогдашнего Польского королевства, а именно из Белоруссии, — земляками старцев общежительного Кутеинского монастыря, православное братство которого, желая избавиться от униатских претеснений, перешло в 1654 году, почти целиком, по приглашению Никона во вновь созданный им Иверский Святозерский монастырь. При перенесении изразцового дела в Новый Иерусалим вместе с тем были переведены туда же из Иверского монастыря и первые мастера.
Ценинных дел мастеры.
Игнашка Максимов, делает образцы ценинные и зеленые и печи кладет, родом иноземец, Копоси города мещанин. Ныне другонадцатый (12-й) год (следовательно в 1654 году) взял его из Вязьмы бывший Патриарх Никон, и жил на Валдае и в Воскресенском монастыре.
Стенька Иванов, делает образцы печные и ценинные и зеленые, и печи кладет, родом иноземец, Мстиславля города, посацкого отца сын, остался после отца мал и взял ево в первую службу Боярин Князь Алексей Никитич Трубецкой полоном, и привез к Москве, и жил на Москве у сродичей своих и в Воскресенском монастыре.
Печного дела Самошка Григорьев, делает печи и кладет их в образцах, и сам белые образцы делает, родом иноземец, Копоси города, мещанского отца сын, взят он в Иверский монастырь и жил в Воскресенском монастыре, тому ныне двенадцать лет (следовательно в 1654 году).
Ученики.
Оська Иванов: у Стеньки на образцы краски наводит, почал учитца тому ныне 5-й год (следовательно в 1661 году), родом иноземец, Шкловского уезду крестьянин, вышел к Москве своей волей, в первую службу, и жил на Москве и в Воскресенском монастыре.
Федька Чюка: у Стеньки (Иванова) краски же наводит: почал учится тому ныне 7-й год (следовательно в 1658 году), родом иноземец, Вильны города крестьянский сын, пришел к Москве тому ныне другонадцатый год и с Москвы сшел в Воскресенский монастырь и жил 9 лет.
Петрушка Ларионов, крестьянин вотчины Воскресенского села Здвиженского (Дорны), делает у Стеньки же образцы сырые, а мастер сказал, что тоже краски наводит и печи делает.
Алешка Левонов крестьянский сын вотчины Воскресенского монастыря, села Ивановского, делает у Стеньки же, тоже краски наводит и печи кладет.
Стенька Трофимов крестьянский сын вотчины Воскресенского монастыря, села Вознесенского, делает тоже, краски наводит и печи кладет.
Когда Партиарх Никон приступил к постройке главного монастырского собора, во имя Воскресения Христова, и затеял украсить его образцами, он уже не хотел довольствоваться прежними мастерами и вызвал из-за Литовской границы мастера Петра Ивановича Заборского. Под его руководством работали и те мастера, которые были переведены из Иверского монастыря.
Изразцы рельефные терракотовые. Вторая половина XVII — первая треть XVIII века. Все изразцы Нового Иерусалима изготовлены из красной глины. Среди них первые печные изразцы, получившие у исследователей название «красные». Позднее терракотовыми были не только заготовки для муравленых и полихромных изделий, прошедшие первый обжиг, но и «простые кафли», то есть изразцы для недорогих печей. Хотя при археологических раскопках в монастыре такие изразцы встречаются значительно реже, чем зеленые и многоцветные, нельзя не отметить их находки в Скиту Патриарха Никона. Возможно, одна из первых печей в Скиту была сложена из самых простых изразцов.
Изразец печной рельефный терракотовый. Ново-Иерусалимский монастырь, — третья четверть XVII века.
Изразец печной рельефный терракотовый. Москва, — середина XVII века.
Изразцы от одной из самых ранних монастырских печей, которая была украшена широкорамочными терракотовыми изразцами московского типа. Возможно, с привезенных в монастырь московских образцов мастера делали копии. Один из таких образцов, — изразец с сюжетом «барсы вокруг дерева», — соседствует с изразцами местного производства, — растительным орнаментом и изображением льва.
Печь реконструирована в помещении южного Братского корпуса.
Икона с ликом Иисуса Христа, — верхняя часть крупной иконной композиции «Панторкатор», «Не рыдай мене, мати» или иной, — третья четверть XVII века.
Части подобных уникальных для XVII столетия икон найдены внутри Воскресенского собора, за восточной стеной монастыря, в гончарной мастерской Солодовых палат.
Иконы могли предназначаться для установки в керамические иконостасы или снаружи, — над входами в монастырь, на барабанах глав или в других точках фасадов.
Стиль изображения указывает на несомненное родство со школами Центральной Европы, прежде всего Галицкой и Волынской, и в целом восточных территорий Речи Посполитой.
Изразцы печные и архитектурные рельефные зеленые или муравленые. Вторая половина XVII века. При изготовлении первых массовых поливных изразцов использовалась зеленая глазурь. Для сохранности чистоты цвета, через который просвечивал красноватый цвет обожженной глины, поверхность такого изразца покрывали сначала тонким слоем белой глины — ангобом.
Примеры использования муравленых изразцов в архитектурном убранстве Ново-Иерусалимского монастыря редки, зато находки муравленых изразцов, свидетельствуют о многочисленных печах. Известно, что такие печи находились в Скиту Патриарха Никона.
Изразцы архитектурные и печные рельефные полихромные, — вторая половина XVII века.
Мастера использовали рецепты приготовления непрозрачных эмалей четырех цветов, — белого, желтого, бирюзово-зеленого и синего. Кроме эмалей они применяли прозрачную глазурь коричневого цвета, которая на красном изразце давала красивые коричневые оттенки. Важным условием изготовления многоцветных изразцов была достаточная степень вязкости поливы, — чтобы сохранить четкость многоцветного рисунка при обжиге, расплавленная эмаль не должна была перекатиться за границу своего цвета. С этой же целью пришлось изменить рельеф изразца, — приподнять его края и сделать вогнутой середину. Это позволило создать специальный «эмалевый рельеф», — крупный рисунок с более четким, чем ранее, контуром. Края рельефа удерживали поливу в нужном месте, не давая краскам смешиваться.
Как свидетельствуют археологические находки, в существовавшей мастерской, — на месте сохранившейся более ранней мастерской, — изготовляли архитектурные и печные изразцы. Продукция этой мастерской, — заготовки и готовые изделия, — рассказывает о начале производства изразцов, в том числе экспериментальных и массовых изразцов, украсивших фасады Воскресенского собора и многочисленные печи в монастырских зданиях.
Изразцы рельефные полихромные из декора Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря, — вторая половина XVII века.
Центральная фигура и боковая орнаментальная часть общей композиции с фигурой ангела из треугольного фронтона, фриз с личиной льва, — составные части многочисленных изразцовых наличников собора. Они встречаются и в других изразцовых композициях, в том числе и внутри, подчеркивая смысловое единство внешних и внутренних форм храма.
Изразцы печные рельефные полихромные, — первая половина XVIII века.
С начала XVIII столетия в монастырских мастерских происходил переход от изготовления рельефных изделий, — изразцов с эмблематами и гербами, — к новой технике украшения лицевой стороны изразца, — росписи. Роспись требовала особого мастерства, но многоцветная палитра позволяла мастеру, знающего свойства керамических красок, создавать разнообразные изразцы-картинки.
Печные изразцы, — выполненные, как предполагают, шведскими мастерами Яном Флегнером и Кристианом, посланными в монастырь в 1709 году по приказу Петра I.
На печном изразце изображено сердце с мечом, — обороняющееся от разных напастей, — копий, стрел, молний, — которое сопровождает поясняющая надпись, — «нет покою».
Тут любопытно вот что, — Сергей Александрович Маслих, автор альбома «Русское изразцовое искусство XV — XIX веков», — в своей работе опубликовал фотографию точно такого же изразеца со следующей сопроводиловкой, — рельефный двухцветных печной изразец из Братского корпуса Высоко-Петровского монастыря в Москве. Московское производство. Первая четверть XVIII века. Размер 22,4х19,2 сантиметров. Румпа, отступающая от краев, высота 12,5 сантиметров.
Изразец печной рельефный полихромный, — конец XVII — начало XVIII века.
Распространившиеся в это время изразцы с геральдической тематикой получили в Ново-Иерусалимском монастыре дополнительное толкование. В гербовую композицию изразцов введены агнец, флаг триумфа, луна, — символы престольного праздника Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. В украшении печи мастера использовали интересный декоративный прием, — лицевые изразцы выполнены в трех разных цветовых сочетаниях.
Печь реконструирована в Трапезных палатах монастыря.
Крупные и яркие изразцы коврового типа с различными орнаментальными композициями составляют значительное число найденных при археологических раскопках комплектов. Без сомнения, это один из самых популярных видов печных наборов, изготовлявшихся в монастыре во второй половине — конце XVII века.
Такие печи реконструированы в помещениях Дворца царевны Татьяны Михайловны.
Изразцы печные рельефные полихромные, — третья четверть XVII века.
Изразцы от этой печи принадлежат к одной из наиболее крупных групп археологических находок. Зеркало печи состоит из изразцов с ковровым орнаментом в виде ниспадающих кубчатых рамок, — на фризе многофигурная композиция, изображающая охоту на оленя.
Подобные печи были распростанены в Европе. Возможно, приехавший из-за польско-литовской границы мастер принес в монастырь секрет удивительного оттенка синего цвета, которым славятся новоиерусалимские изразцы.
Сегодня реконструированная печь украшает Наместнические палаты монастыря.
Изразцы печные гладкие расписные, — вторая половина XVIII века.
В начале XVIII века в монастыре начинают изготовление изразцов с гладкой поверхностью и росписью по ней в сине-белой гамме. В дальнейшем техника росписи по белой эмали стала повсеместнойю