browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

Прототипы и копии Нового Иерусалима

Н. Михайлова

СКИНИЯ и КОВЧЕГ = дом ЯХВЕ

 

 

РАЙ = ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ = НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ

ПРОТОТИП СКИНИИ И ХРАМА ЯХВЕ — НА НЕБЕСЕХ

ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ НА ИКОНЕ

ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ НА ИКОНЕ

ВСЕЛЕННАЯ недалеко от точкт Большого взрыва.

 

ВСЕЛЕННАЯ

где-то недалеко от точки Большого взрыва

ЛЕТИМ СВЕРХУ ВНИЗ  — СНАЧАЛА ОТЫСКИВАЕМ НУЖНУЮ ГАЛАКТИКУ

Галактика и наше Солнце

Галактика и наше Солнце

 УРА!!! НАШЛИ… Летим к Солнечной системе

Солнечная система

Солнечная система.

 ИЩЕМ ТРЕТЬЮ ОТ СОЛНЦА ПЛАНЕТУ

ЗЕМЛЯ. Ищем Синайский полуостров

ЗЕМЛЯ. Ищем Синайский полуостров

 МЕСТО ПОСАДКИ — ПОДНОЖИЕ ГОРЫ СИНАЙ (ИЛИ ХОРИВ),

Осторожный спуск к подножию Синая

Осторожный спуск к подножию Синая

Моше слышит ГЛАС ЯХВЕ из несгораемого куста

Моше слышит ГЛАС ЯХВЕ из несгораемого куста

Пророк Моше спустился с Синая с заповедями

Пророк Моше спустился с Синая с заповедями

 

ЗДЕСЬ ОСТАНОВИМСЯ и ПОСМОТРИМ НА «СВЯТЫЕ МЕСТА»,

ныне расположенные на Синае в мон. св. Екатерины, осн. в VI в.

 

Колодец Моисея с устр. для подъема воды

 
Неопалимая купина в мон. св. Екатерины

Читаем в Путеводителе:

«Колодец Моисея был выкопан задолго до основания Монастыря. По преданию, именно здесь Моисей, бежавший из Египта, встретился с семью дочерьми Иофора (Рагуила)».

«Придел на месте явления Неопалимой Купины. Маленькая церковь на этом месте была построена по распоряжению св. царицы Елены в IV веке. Ее престол был поставлен на месте того тернового куста,который пророк Моисей увидел горящим и несгорающим и откуда услышал глас Божий. Терновник (как и некоторые другие виды деревьев) способен выпускать новые ветви от старого корня. Вот почему ветви Неопалимой Купины и ныне растут там».

И колодец всё тот же. И куст живет почти 3500 лет. А главное чудо состоит в том, как царице Елене удалось отыскать именно этот ПОДЛИННЫЙ куст среди прочих терновников. На Синае сохранились и другие святые места, тоже подлинные. Подробнее о них см. в статье Н.П. Ермаковой:

Журнал «Православный паломник» № 1 (3), 2002 г.

Наталья Ермакова, Петр Ремпель

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ НА ГОРЕ СИНАЙ.

http://www.vidania.ru/palomniki/svyatye_mesta_na_gore_sinay.html

 

 

Рис. 10. Ассирийская печать с изображением двух керубов-сфинксов.  Из статьи: «Ближневосточные и египетские параллели». Bible Studies -.mht

 

СКИНИЯ и Ковчег (от Синая до Силома)

Жрецы. Жертвы. Утварь. Изображения
Жертвенники в период Судей и Царей

СКИНИЯ -  первый Храм ЯХВЕ (точная копия Небесного)

СКИНИЯ — первый Храм ЯХВЕ (точная копия Небесного)

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исход 20:4)

«…и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; (выдавшимися) из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее; и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими (будут) друг к другу: к крышке будут лица херувимов». (Исход 25:18)

«И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя…» (Числа 21:8)

Моше и Арон у входа в Святая Святых. ЯХВЕ в виде Херувима.

Моше и Арон у входа в Святая Святых. ЯХВЕ в виде Херувима.

«…дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо (гада), ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли» (Второзаконие 4:16-18)

Утварь Скинии

Ковчег и Керубы. Египет

Ковчег и Керубы. Египет

 

 

Египет. Ковчег с двумя Керукбами на ладье

Египет. Ковчег с двумя Керубами на ладье

КОВЧЕГ: два Керуба, Скрижали, сосуд с Манной и  Жезл Арона

КОВЧЕГ: два Керуба, Скрижали, сосуд с Манной и Жезл Арона

Примечание НМ. Не подумайте, что это подлинник. К сожалению, Скиния, и Ковчег со Скрижалями, Манной и Жезлом — не сохранились (в отличие от колодца Моисея и Неопалимого терновника на Синае). Евреи утратили эти воистину бесценные предметы, полученные от Самого Всевышнего, более 3000 лет тому назад. И никто не знает, как они выглядели в действительности, а художники изображают их по собственному разумению.

Другое дело, что несмотря на отсутствие Скинии  и Ковчега, некоторые предметы и места были воспроизведены при построении Храма ЯХВЕ на горе Мория при царе Соломоне.  Так же, как в Скинии, и там была устроена Святая Святых, где стоял Семисвечник и стол с «Хлебами предложения». Был там  и  Жертвенник. Храм Соломона, хотя и был разрушен, однако же построен заново, на том же месте, и по тому же плану. Иегошуа-Иисус Христос со своими учениками приходил именно в этот второй храм. В Деяниях апостольских написано, что Иаков брат Господень даже а Святыя Святых заходил, что было дозволено только Первосвященникам.  Неудивительно поэтому, что и в храмах Нового Израиля, каковым считают себя христиане, присутствуют те же элементы: и жертвенник, и семисвечник на престоле, а вместо Торы — Новый Завет. Во многих христианских храмах изображается Око Недреманное с надписью еврейскими буквами, означающими имя ЯХВЕ (или Иегова).

Так что преемственность от Скинии сохранилась, несмотря на все превратности судьбы, и в Храме Гроба на Голгофе, и в любом христианском храме. А когда евреи выгонят арабов-мусульман со своего святого места на горе Мория и разрушат их мечеть, тогда тотчас построят третий Храм, вероятно, используя множество «реконструкций» никем невиданного храма Соломона. И так как последние 70 лет в Эрец-Израиле регулярно находят разные древности, то весьма вероятно, что и утраченный их предками Ковчег, обрящут.

Теперь посмотрим, что было с Храмом, а точнее, с храмами ЯХВЕ, которых, как теперь выясняется, было несколько.

 

ХРАМЫ ЯХВЕ в Иудее, Самарии и Египте. VI в. до н. э.

 

Скиния и три храма

 

Храм ЯХВЕ в Салеме (Соломонов)

Подробный отчет о строительстве храма, «опубликованный» в Библии, сохранил для нас основные принципы финикийского зодчества. Так что знаменитый Иерусалимский храм вовсе не является памятником древнееврейской архитектуры. Это – блестящий образец финикийского стиля. Мы вряд ли, несмотря на все достижения археологов, сумели бы детально восстановить облик финикийских храмов и дворцов, если бы не Библия.

 

Храм богу ЯХВЕ на горе Мориа в Салеме.

 

РАЗМЕРЫ ХРАМА Яхве примерно: длина — 30 метрам, ширина – 10, а высота – 15 метрам.

Перед входом в храм лежал двор такой же ширины, как и храм. Во дворе находилось «литое из меди море» (3 Цар. 7, 23) – большой круглый бассейн, наполненный водой, используемой для очистительных церемоний, в том числе для омывания жертвенных животных. В Библии переданы размеры его: «От края его до края его десять локтей (около 5 м), – совсем круглое, вышиною в пять локтей (глубина около 2,5 метра), и снурок в тридцать локтей обнимал его кругом» (3 Цар. 7, 23). Этот бассейн стоял на двенадцати фигурах волов

 

Храм ЯХВЕ. Жертвенник и Медное море

Собственно помещение храма имело прямоугольную форму. Здесь проводились различные церемонии и располагались «золотой жертвенник и золотой стол, на котором хлебы предложения» (3 Цар. 7, 48).

В глубине храма находилась Святая святых. Эта комната имела форму куба (длина стороны – 10 метров). Вся она была покрыта золотом. Здесь хранился ковчег Господень«В ковчеге ничего не было, кроме двух каменных скрижалей, которые положил туда Моисей… когда Господь заключил завет с сынами Израилевыми, по исшествии их из земли Египетской» (3 Цар. 8, 9).

Все эти особенности архитектуры храма Соломона характерны вообще для финикийского зодчества, равно как и другая деталь святилища: «два медных столба, каждый в восемнадцать локтей вышиною, и снурок в двенадцать локтей обнимал окружность того и другого столба» (3 Цар. 7, 15). Эти величественныеколонны высотой около девяти метров находились по левую и правую сторону от входа в храм и назывались соответственно Воаз и Иахин. Украшенные венцами, вылитыми из меди, сетками плетеной работы и цепочками (3 Цар. 7,16 – 22), они возносились в небо, словно стволы кедра.

Обе колонны никак не связаны с иудейским богослужением и не несли конструктивной функции, зато в ханаанейских храмах, очевидно, были непременной частью архитектуры.

Геродот сообщает, что храм Мелькарта в Тире также был украшен двумя колоннами, одной из чистого золота и одной из смарагда; колонны же эти ярко светились ночью. Фундаменты колонн найдены также в храме Баала на Кипре и святилищах многих ханаанейских городов в Палестине: в Самарии, Мегиддо и Хазоре. Эти колонны отчасти напоминали египетские обелиски. Вообще египетская архитектура оказала очень сильное влияние на финикийское зодчество.

Вслед за храмом финикийские мастера построили Соломону дворец. Целых двадцать лет возводились«дом Господень и дом царский» (3 Цар. 9, 10). Хирам послал царю Соломону, оказавшемуся банкротом,сто двадцать талантов золота (в разное время эта единица имела разное значение, например, могла равняться 30 килограммам. – А.В.). Позднее эту сумму пришлось «списать». Взамен денег и товаров Соломон расплачивался с заимодавцем обетованной землей. Он «дал Хираму двадцать городов в земле Галилейской» (3 Цар. 9, 11) – холмистую область, прилегавшую к владениям тирского царя.

Из  книги: Ю.Б. Циркин, «Мифы Финикии и Угарита»:

 

 ХРАМЫ богу ЯХВЕ в ДРУГИХ МЕСТАХ

Ханаан. 12 колен Израиля (по Библии

 

«Новый Геродот» • Просмотр темы — Изображения в Древнем Израиле

 

www.gerodot.ru/viewtopic.php?f=60&t=14807&start=15

Стелы «мацеба», найденные при раскопках храма Йахве в Араде. …

 

 

ХРАМ В ТЕЛЬ-АРАДЕ

Арад. Храм Яхве и Ашер. 10 век

В Верхнем городе нашли более 200 керамическихобломков с надписями, так называемые, остраконы, это самое большое собрание надписей той эпохи – их возраст более 2600 лет. Многие записи представляют собой переписку коменданта крепости с Иерусалимом.

 

 

Самым выдающимся открытием здесь считается Храм – современник Первого Иерусалимского Храма!И не просто современник, а уменьшенная копия Храма Соломона!

Это первое обнаруженное при раскопках святилище времен Иудейского царства.

Здание ориентировано на запад, в мощеном дворе стоял жертвенник всесожжений, на котором жрецы приносили жертвоприношения, притвор отделял мирское помещение от «Святая святых» — самого сокровенного места, где находились священные предметы. В Иерусалимском Храме в «Святая Святых» хранился Ковчег Завета со Скрижалями.

В Араде же в этом месте обнаружены два небольших закругленных сверху камня-памятника,предполагается, что один из них – это образ бога Яхве (Иеговы), а другой – его спутницы Ашеры.Очевидно, что жители крепости придерживались многобожия. .

Арадская крепость просуществовала более 500 лет вплоть до разрушения Первого Иерусалимского Храма (586 год до н.э.).

В Святая Святых этого храма найдены две стелы, изготовленные из тщательно обработанных камней. На стелах есть следы красной краски. Стелы имеют разные размеры — одна побольше, другая поменьше, в том же помещении найдены два алтаря, соответствующие по размерам стелам. Этот контекст говорит о том, что стелам поклонялись, то есть они изображали божеств. Заманчиво выглядит предположение о том, что стела побольше — это Йахве, а поменьше — «его Ашера» (богине Астарте).

Скорее всего, эти стелы — это то, что обозначает слово מצבה, см. например Быт. 28:18, Лев. 26:1, 4 Цар. 23:14 ( в русском переводе — соответственно — памятник, столб, статуя).

Согласно археологическим данным в Израильском царстве (как и в Иудее) религиозные представления были политеистическими. Имена жителей Израиля 9 века содержат теофорные частицы как Яхве, так и Ваала. Найдено большое количество статуеток Ашеры, медного быка и т.п. Найдены остатки храмов в Дане и Мегиддо.

Но в Вефиле, Сихеме и Самарии остатков храмов не было найдено. Если к этим храмам добавить также найденные храмы в Лахише, Араде и предполагаемый храм в Иерусалиме, то мы получим картину отсутствия какой-либо централизации культа как в Израиля, так и в Иудее. Большие города имели свои большие храмы, маленькие города — меньшие святилища.

 

Ассирийское нашествие

Ассирийские источники утверждают, что после похода Тиглат-Паласара III на Галлилею и Заиорданье из этих регионов было депортировано около 16 000 жителей. Захват Самарии, столицы Израильского царства, приписывается церю Саргону II, а не Салманасару V как это описывают библейские книги Царств. После захвата Самарии Саргон депортировал около 27 000 жителей города.

Археологические данные показывают, что в результате ассирийского завоевания Израиля большие города были разрушены и перестроены согласно ассирийской планировке. Вероятно, они были заселены новой администрацией, чиновниками, а также военными отрядами. Но стили керамики не меняются. Это говорит о том, что этнический состав большинства коренного населения не изменился. Стили керамики, характерные для 9 и 8 веков до н.э., продолжаются также и в 7 — 6 веках.

После ассирийского захвата территория Израильского царства была разделена на провинции Самария, Мегиддо, Дор, Галаад. В результате разрушения Иудеи войсками вавилонского царя Навуходоносора ее население сократилось в 3 раза. А в Самарии сохранилось. Поэтому на протяжении всего персидского времени провинция Самария была значительно более заселенной и развитой. Иудея наоборот — малозаселенной и слаборазвитой.

 

ХРАМ ЯХВЕ НА ГОРЕ ГАРИЗИМ в Самарии около Сихема

Развалины храма на горе Гаризим

Согласно самарянскому преданию, на горе Гаризим  совершилось жертвоприношение Авраама; названия многочисленных жертвенников, находившихся на горе, связаны с именами Адама, Сифа, Ноя, Исаака и др.

Этой горе отводится роль богослужебного центра, признаваемого,согласно предписанию Втор 12. 5-6, 11-14, единственно законным. Этим претензиям самарян на обладание искомым местом можно найти и некоторые текстовые подтверждения. Так, евр. словосочетание    (  ), употребляемое в связи с Гаризим в Суд 9. 37, может быть переведено как«центр, пуп, вершина земли» (ср.: Иез 38. 12 в отношении Сиона) в значении сакрального центра (ср.: LXX: μφαλς τς γς — пуп земли).

Когда в нач. IV в. до Р. Х. на Г. был возведен самарянский храм (Ios. Flav. Antiq. XI 8. 2, 7), это не только обострило вражду между иудейской и самарянской общинами, но и обусловило и идейное противостояние сакральных центров: Сиона и Гаризим.

Ответ Иисуса Христа на вопрос самарянки представляет собой решение этой иудео-самарянской дилеммы в мессианское время (Ин 4. 21-24).

Оба храма подверглись осквернению во время гонения Антиоха IV Епифана (2 Макк 5. 23; 6. 2). Во II в. имп. Адрианом на развалинах самарянского храма был построен храм Зевса (Юпитера). В византийскую  эпоху там был построен храм Богородице.

 

ПЕРСИДСКИЙ ПЕРИОД

О событиях 7-6 веков на территории Самарии известно мало. Но во второй половине 5 века наместником Самарии был назвачен Санваллат из ассирийского Харрана. В Самарии у него родились дети. Из Элефантинских папирусов известно, что двух его сыновей звали Делайя и Шелемия. Их теофорные имена имели частицу —ях, что свидетельствует о том, что Санваллат поклонялся израильскому богу Яхве.Поэтому существует вероятность того, что этот Санваллат был потомком израильских изгнанников.

В папирусах из Элефантины утверждается, что Санваллат правил во времена персидского царя Дария II. Временами этого же царя датируется первое упоминание о храме в Иерусалиме. Описания книги Ездры о восстановлении храма в Иерусалиме также датированы 6-м годов Дария II. Этот же царь выдал иудеям Указ о датировке и правилах празднования празника Пасхи и Пресных хлебов. Согласно еврейской традиции персидский царь Дарий, сын Артаксеркса, во времена которого был восстановлен храм в Иерусалиме, был сыном еврейской наложницы. И действительно, царь Дарий II был сыном Артаксеркса от неизвестной вавилонской наложницы.

Согласно утверждению Иосифа Флавия, именно Санваллат построил храм Яхве близ Сихема на горе Гаризим. Израильский археолог Исаак Маген, руководитель археологических раскопок самаритянского храма на горе Гаризим, утверждает, что этот храм построен в середине 5 века до н.э., т.е. приблизительно во времена Санваллата, который в свою очередь руководил во времена персидского царя Дария II. Весь комплекс информации позволяет предположить, что этот царь (или его двор) каким-то образом покровительствовали евреям.

В  это время провинция Иудея (Йехуд) была значительно беднее и слаборазвитой. Вопреки повествованиям книг Ездры и Неемии о 50 000 возвратившихся изгнанниках, археологические данные не показывают какого-то роста населения или изменения этнического состава провинции. Значительный рост населения Иудеи фиксируется только в середине 2 века до н.э., после восстания Маккавеев.

Существовали ли другие храмы в Самарии этого периода, неизвестно. Этого исключать нельзя. Но главным храмом был именно храм на горе Гаризим. Основное жречество находилось там. В то время как политическое руководство провинции проживало в столице Самарии. Между горами Гаризим и Гевал находился город Сихем, который в это время был небольшим.

 

 

ССЫЛКА: КЕЭ, том 10, кол. 571–574

ЭЛЕФАНТИНА (на греч.; на арамейском יֵב, Иев, `город слоновой кости`) — город на южной оконечности небольшого острова на реке Нил; напротив Элефантины на восточном берегу Нила находился г. Суене (Свене в Иех. 9:10; нынешний Асуан). Расположенная в нескольких километрах к северу от Первого порога, Элефантина служила пограничной крепостью, защищавшей Египет от грабительских вторжений нубийцев.

Еврейская военная колония в Элефантине была основана либо при Псамметихе I (около 664–610 гг. до н. э.), либо при Псамметихе II (595–589 гг. до н. э.

ХРАМ ЯХВЕ. Еврейские поселенцы построили в Элефантине храм Яхве.

Во время персидского господства в Египте (с 525 г. до н.э.) в Элефантине стоял значительный гарнизон наемников, включавший, среди прочих, еврейские подразделения (дгалим — на иврите, буквально `знамена`). В Элефантине также располагалось персидское военное командование, а персидская гражданская власть находилась в Суене.

В 411 г. до н. э. египетские жрецы разрушили храм. Элефантинские евреи направили три послания: иерусалимскому Первосвященнику в Иерусалим, сыновьям наместника Самарии Санваллата инаместнику провинции Иехуда (Иудея) Бигваю с просьбой разрешить им восстановить храм. В послании содержится его описание, свидетельствующее о его былом великолепии.

Считается, что Второй храм на горе Мория в Иерусалиме, созданный Зоровавелем иехудами (иудеями), вернувшимися из Вавилона, строился по плану разрушенного Храма Соломона.

Однако храм Яхве в Элефантине выглядел совершенно иначе: он был украшен каменными колоннами и плитами из камней, покрыт крышей из кедрового дерева и имел пять ворот на бронзовых петлях; в храме, среди прочего, находились серебряные и золотые сосуды. Евреи Элефантины осознавали отличие своей веры от религиозных верований египтян и других обитателей города: в документах в соответствии с библейской терминологией служители элефантинского храма называются коханим (см. Кохен – коганы, греч. «иереи»), а служители языческих культов — кмарим (жрецы).

Вместе с тем евреи Элефантины не видели ничего противоестественного в существовании их святилища наряду с Иерусалимским храмом. Обращаясь к иерусалимскому первосвященнику (см. выше), с просьбой помочь им восстановить его, евреи Элефантины, видимо, не подозревали, что первосвященник может видеть в самом существовании их храма тяжкий грех, и были удивлены, что он не счел нужным даже ответить на их просьбу.

Более того, религия, которую евреи Элефантины принесли с собой, была той народной верой, с которой боролись ранние пророки (см. книги Пророков) и против которой выступил Иеремия незадолго до разрушения Первого храма. Хотя в центре этой веры и связанного с ней культа стоял Яху (YHW — краткая форма YHWH). Имя Яху встречается в Элефантинских папирусах несколько раз), но он не был единственным богом, которому отправлялся культ в храме Элефантины. Из общей суммы пожертвований, (31 караш и 8 шекелей), 12 карашей и 8 шекелей предназначались Яху, 7 карашей — богине Ашам-Бетель и 12 карашей — богине Анат-Бетель.

Имена этих двух богинь соответствуют упоминаемой у пророка Амоса самарийской Ашмат и почитавшейся на всем Ближнем Востоке богиней войны АнатСр. такие географические названия в Эрец-Исраэль, как Анатот и Бет-Анат. Лексема бетэль (буквально `ДОМ БОГА`; ср. Бет-Эль = Вифлеем, англ. Бедлам, где был дом умалишенных, отсюда: нарицательное «бедлам»=беспорядок) засвидетельствована как имя собственное в Иудее в эпоху правления Дария I (ср. Зах. 7:2).

Очевидно, евреи Элефантины были слабо связаны с Иерусалимом и потому не были затронуты происходившими там религиозными реформами. Судя по Элефантинским папирусам, из всех праздников евреи Элефантины соблюдали только Песах. В декрете царя Дария II (419 г. до н.э.), направленном своему наместнику, еврейскому контингенту Элефантины (возможно, также евреям вне Элефантины), было предписано праздновать Песах и даны детальные указания относительно ритуала празднования.

 

ЭЛЕФАНТИНСКИЕ ПАПИРУСЫ

Результатом раскопок начала XX-го века стала находка так называемых элефантинских папирусов — многочисленных юридических документов и писем на арамейском языке. Из них следует, что в Элефантине в персидское время находилась иудейская колония. Документы охватывают период с 495 по 399 г. до н. э.

Примечание. 

Недавние находки на территории собственно Израиля по-новому объясняют это явление. Рисунки на разбитом сосуде, найденном в Кунтиллет-Аджруд на северо-востоке Синая и датированном началом XVIII в. до н.э., изображают три фигуры: стоящий на переднем плане мужчина, непосредственно за ним – женщина, на заднем плане – сидящий музыкант. Надпись гласит:

“Благословляю тебя именем Яхве из Самарии и его Ашеры”.

Погребальная надпись из гробницы в Эль-Ком (Иудея), относящейся к XVIII в. до н.э., также заканчиваетсяименами Яхве и Ашеры.

Ашера, как и Анат, – хорошо известная и по многим документам богиня северо-западного семитского пантеона. Мы помним, что в самой Библии сказано об ее официальном почитании в Израиле IX в. до н.э.;ее (86) культ был утвержден Иезавелью и Аталией, заимствовавшими его, вероятно, у финикийцев. В других библейских упоминаниях авторы либо сокрушаются по поводу ее почитания (4 Царств 14:13, например, где говорится о другой госпоже), либо низводят ее до роли дерева или шеста возле алтаря (2 Царств 13:6, 17:16; Второзаконие 16-21 и далее).

Приняв во внимание, как библейские указания, так и археологические находки, можно сделать следующий вывод: культ богини, предполагаемой супруги Яхве, был широко распространен по всей стране в эпоху первого Храма, а также среди еврейского населения Элефантины”.

<Женщина в Каббале> Источник: Женщины в легендах и мифах/ Пер. с англ. О. Перфильева. – М., «Крон-Пресс», 1998. С. 74-88.

В Каббале Шехина – женский элемент «сефирот», первая из десяти стадий. Мистическое предназначение ее – восстановить целостность Бога, объединив мужские и женские элементы, – целостность, нарушенную грехами Израиля и другими факторами (87).

Еще одна божественная супруга – Суббота.  В Сафеде, каббалистическом центре XVII в., Субботу приветствовали как «царицу» (одно из обращений к еврейскому Богу переводится как «Царь царей!»). Все более распространялся обычай читать в субботу Песнь песней. Тогда же читали и отрывок, восхваляющий «жену добродетельную» (Притч. 31:10-22). В свое время в мистических кругах Субботе придавали матримониальный статус (88).

 

ВТОРОЙ ХРАМ на горе Мория в Салеме  был построен ок. 500 г. до н. э. За пять веков сильно обветшал ипри царе Ироде был сильно перестроен. Несмотря на то, что он умер за 4 г. ДО рождения Ис. Христа, в Евангелии написано, что именно к нему пришли волхвы по дороге в Вифлеем и по его же указу там произошло Избиение 14000 младенцев). Внизу видны новые стены, выстроенные по периметру Храмовой горы. В настоящее время сохранившийся участок этих  опорных стен заменяет израильтянам разрушенный более 1900 лет тому назад храм и называется «Стеной плача». В щели между камнями израильтяне суют записки с просьбами к Всевышнему. А на верху этой платформы ныне стоит мусульманская мечеть.

 

 ПАЛЕСТИНА ПОСЛЕ ИУДЕЙСКОЙ ВОЙНЫ

Согласно Евсевию, Иерусалимская церковь была разогнана дважды, в 70 и 135 г.г. — с той разницей, что с 70 по 130 г.г. епископы Иерусалимские носят явно еврейские имена, а после 135 г. епископы Элии Капитолины, по всей видимости, являются греками.[14]

ЭЛИА КАПИТОЛИНА (лат. Aelia Capitolina — Colonia Aelia Capitolina) — римская колония, построенная в 135 году на месте Иерусалима императором Адрианом после подавления Второго еврейского восстания во главе с очередным Мошиахом=Мессией по имени Бар-Кохба, Сын Звезды, и равви Акилой.

Название Элия происходит от родового имени Адриана (Элий) (лат. Publius Aelius Hadrianus). От латинского названия Элия происходит раннее арабское название Илайа (إلياء).

Название Капитолина означало, что новый город был посвящён Юпитеру, храм которому в Риме был расположен на холме Капитолий (ср. в Вашингтоне тоже на Капитолии масоны возвели здание своего Конгресса).

Желая истребить имя «Иудея» с лица Земли, Адриан соединил эту провинцию с соседними провинциями, заменив название «Иудея» новым названием Сирия Палестина.

 

 

Город, что сегодня называется «Старым городом», сформировался в результате именно этого строительства в эпоху Адриана (см. википедию).

Иерусалим на карте 565 г. Мозаика. Мараба. Иордания.

Иерусалим на карте 565 г. Мозаика. Мараба. Иордания.

 

 

 

 

 

 

Реконструкция города по карте Магабы. Улица Корба. Внизу храм Гроба на месте храма Венеры.

Реконструкция города по карте Магабы. Улица Корба. Внизу храм Гроба на месте храма Венеры.

 

 

 

 

 

 

 

Храм Венеры с выходом на Корбу. Реконструкция.

Храм Венеры с выходом на Корбу. Реконструкция.

 

 

 

 

 

ВЫДЕРЖКИ из статьи  о результатах раскопок 1970-х гг.

О ХРАМЕ ВЕНЕРЫ НА ГОЛГОФЕ:

<…> Как говорит Евсевий Кесарийский, Адриан построил здесь (на Голгофе) храм Венеры, который, возможно, был круглым храмом. Христианская ротонда могла вполне быть вдохновлена этой языческой ротондой. …В  течение некоторого времени гроб стоял на открытом воздухе. Как долго, мы не можем сказать. В любом случае вскоре вокруг гроба была построена ротонда, в которой сегодня и находится гробница — в центре современной ротонды, называемой Анастасис. Между ротондой и базиликой церкви находился Святой Сад.  За двором, окруженным портиком, со стороны ротонды была стена с восемью вратами, которые вели к ротонде. Таким комплекс церкви Святого Гроба был до персидского вторжения в 614 г. н.э. В это время он был поврежден огнем, но не был полностью разрушен. Когда персы завоевали Иерусалим, они превратили в развалины многие церкви, оставив целым храм Гроба Господня.

 

Храм Венеры, покровительницы цезарей, был расположен как нельзя лучше, в центре главной улицы города, примыкая к площади форума. Именно этим, несомненно, руководствовался Адриан, а вовсе не приписанным ему через два века христианскими авторами умыслом разрушить и осквернить место распятия и воскресения Спасителя*.

Во-первых, было бы просто чудом, в свете предыдущего беглого рассказа, если бы к 130 году эти реликвии были целы и открыты, а во-вторых, не меньшим чудом было бы, если бы ни разу за сто лет не прервалась тоненькая ниточка устного знания об их местонахождении. Ну и в-третьих, только третьим чудом (даже при наличии первых двух) обо всех этих мессианских делах мог узнать (и придать им такое важное значение!) 54-летний повелитель раскинувшейся на трёх континетах империи.

Мессий тогда хватало: вождя повстанцев Бар-Кохбу через несколько лет тоже объявили мессией… К христианам Адриан относился сравнительно терпимо, он в 125 году подтвердил рескрипт Траяна, что не следует специально выискивать христиан, а если они будут изобличены и откажутся от своей веры, то их следует отпустить**.

О его личном отношении к христианам и иудеям вполне говорит письмо консулу Сервиану из Египта в 130 году: «(2) Здесь поклонники Сераписа одновременно являются христианами, а те, которые зовутся служителями Христа (Cristi episcopos dicunt), поклоняются Серапису. (3) Нет такого иудея, главы синагоги, ни самарянина, ни христианского священника (Cristianorum presbyter), который не был бы также астрологом, прорицателем или лгуном (non matematicus, non haruspex, non aliptes). (4) Когда сам патриарх (patriarch)*** прибывает в Египет, одни заставляют чествовать ради него Сераписа, другие — Христа****. (5) Всё это мятежное племя исполнено тщеславием, и этот богатый город как никакой другой обилен пустословием и праздностью. (6) И плавильщики стекла, и изготовители бумаги заняты гаданиями на сочленениях и суставах, ищут знамений, будто их профессия — провидцы; даже страдающие подагрой бывшие всадники, раненые и немощные, и они ведут такую же праздную жизнь. (7) Их общий бог — деньги. Что христиане, что иудеи, ему поклоняются все. (…)»*****.

___________

* Вообще, Адриана христианская традиция демонизировала сверх меры; это ему в VII в. приписали детально просмакованные в житиях пытки и казнь (тогда же и выдуманных) 9—12-летних Веры, Надежды и Любови, то бишь Фиды, Спесы и Кариты, завершившиеся на третий день якобы и смертью их матери Софьи (то бишь Сапиенты, столь же легендарной) в предпоследний год жизни Адриана.

** http://ru.wikipedia.org/wiki/Великое гонение.

*** Очевидно, имеется в виду иерусалимский первосвященник (прим. Б. Деревенского).

**** По мнению некоторых исследователей, под этими словами Адриана надо разуметь попытки некоторых христианских групп передать в более доступных для чужестранцев терминах свое учение и ритуальную практику. (прим. Б. Деревенского).

***** Пер. Б. Деревенского в его сб. «Иисус Христос в документах истории», изд. 4-е, СПб., 2001 [http://lib.ru/HRISTIAN/DEREWENSKIJ/derewenskij.pdf, стр. 131].

Храм Венеры (на Голгофе) известен нам лишь по слепым оттискам на монетах Элии, да и на тех иные историки видят скорее атрибуты богини судьбы Тихе.

Первые алтари на Голгофе в 300-е и Храм Гроба (пунктир)

Первые алтари на Голгофе в 300-е и Храм Гроба (пунктир)

В 1979 г. в греческой части Голгофы, то есть в бывшем дворике храма Венеры, был раскопан «римский алтарь для воскурения фимиама с остатками золы и обугленными костями приносимых в жертву животных»*;

Недавно установлено, что фасад храма не составлял прямого угла с Кардо, а как бы смотрел на Храмовую гору, где стояли статуи императора и, вероятно, храм Юпитера*.

Археологи в 1970-х гг. развенчали миф, державшийся 16 веков, о том, будто Адриан велел разрушить и завалить землёй и бутовым камнем Св. Гроб (и только-де в IV в. при строительстве Храма Гроба Господня наслоения скверной земли сняли). В армянском приделе Храма Гроба Господня при раскопках нашли остаток кладки храма Венеры, и эта кладка лежит на одном уровне с кладкой христианского храма, не выше, а ниже тех отметок грунта, которые были во времена распятия Иисуса. (Несмотря на то, что каждая реликвия там на вес золота, в эту часовню св. Вартана паломникам вход закрыт**.) Прагматичные легионеры использовали при строительстве плиты, блоки, да, наверное, и колонны, оставшиеся от разрушенных в 70 году войсками Тита величественных построек времён Ирода (таковы и блоки храма Венеры, найденные в часовне св. Вартана). Так что храм вышел хотя и языческим, но в каком-то смысле своим, местным. И, судя по некоторым сохранившимся блокам, он мог повторять зубчатое оформление верха стен, которое было у главного иудейского храма, разрушенного Титом***.

__________

* Сергей Баландин. Пятое евангелие. Ч. 6. Экзегетика сердца [http://www.balandin.net/FifthGospel/Gospel35.htm].

** Kenneth Humphreys. The many tombs of Jesus – and all empty [http://www.jesusneverexisted.com/sepulchre.html]

*** http://www.bib-arch.org/image.asp?PubID=BSBA&Volume=12&Issue=03&ImageID=03302&SourcePage=bswbBrowse.asp&UserID=1&

 

По-видимому, вскоре же после закладки Элии появился императорский эдикт (историки спорят: то ли как следствие, то ли как одна из причин восстания Бар-Кохбы), которым запрещался под страхом смерти вход в Элию для всякого обрезанного (а поскольку до пророка Мухаммеда было ещё почти 500 лет, то единственными таковыми в той ойкумене были иудеи), и этот запрет как будто был за два века нарушен только однажды — императором Рима Филиппом I Арабом в 240-х годах. Правда, один день в году иудеям был дан, чтобы приходить и плакать о разрушении Храма. Но христиане ко II веку уже были достаточно оппозиционны к иудаизму, и вряд ли многие из них в этих плачах участвовали. А вот жить там необрезанные христиане могли.

Таким образом, Элия была чисто римским городом (этнически, за минусом евреев, составленным, наверняка, из всех народов Леванта, да и других частей империи). Основой её жизни был гарнизон X легиона, старшим был легат, а штатские кварталы заселялись вышедшими в отставку легионерами да обслугой: торговцами, мастеровыми, куртизанками, актёрами, писарями, жрецами, врачами и т. д. Службой легионеры явно не тяготились, разве что восстание Бар-Кохбы стоило римлянам больших жертв (и в отместку за это Адриан стёр самоё ненавистное имя Иудеи, переименовав провинцию в Палестину*),так что в городе установилось демографическое и хозяйственное равновесие, и он все два века своего римско-языческого и первое время последующего византийско-христианского бытия существовал, мало изменяясь, в небольших своих границах, с небольшим явно и населением, будучи на тогдашних картах заурядным проезжим городишком. И ни о каком почитании реликвий Распятия или просто памяти о них до начала IV в. нет ни одного даже косвенного свидетельства, хотя из крещёных язычников в Элии мало-помалу составилась христианская община, имевшая со 134 г. и своего епископа, а в 190 г., при епископе Нарциссе I, там даже состоялся первый Поместный собор, на котором христиане наконец определились, отмечать ли Пасху, и когда**. (Поскольку официальный запрет на исповедание христианства сохранялся, очевидно, им приходилось не слишком афишировать себя.)

___________

* Видимо, этому названию (Палестина) посчастливилось дожить до наших дней по той причине, что ни у кого из сменявшихся властителй этой земли, по крайней мере, до образования государства Израиль, не было мотивов реставрировать иудаизм. Однако и Элия оказалась названием-долгожителем, о чём ниже ещё будет упомянуто.

** Михаил Штереншис. История города Иерусалима [http://echo.oranim.ac.il/main.php?p=news&id_news=218&id_personal=41].

Когда я соотнёс, стараясь соблюсти масштабы, взаимные расположения этой с древности нетронутой гробницы и двух ключевых элементов Константинова храма, сохранивших если не идентичность, то хотя бы место своего расположения сквозь все шесть последующих разрушений и восстановлений,градус моего доверия к этим ключевым элементам, Голгофе и Св. Гробу, ещё очень сильно понизился. Если хоронить в этой бывшей каменоломне стали за 100 лет до Иисуса, а закончили во всяком случае не позже чем в 70 г. (год разрушения Иерусалима Титом), то всего кладбище эпохи второго храма просуществовало тут менее двух веков. Как бы ни была изрыта и пересечена там местность (а она там не гладкая, как видно из данных Конрада Шика, см. рис.), это ведь, согласно Евангелиям, был сад, а не полигон для тренировки спецназа. И за столь исторически малый срок изменение уровня грунта тоже не могло быть значительным (в среднем менее 1 м). Так что решить надо следующую топографическую задачу: вырисовать такой профиль местности, чтобы Лобное место (которое в Храме в 42 м от Св. Гроба и на неполных 4 м выше него) было хотя бы маленьким холмом; чтобы Св. Гроб был тоже в недрах хотя бы холмика; и чтобы гробница Никодима и Иосифа (которая в храме ещё на 15 м дальше от Голгофы и примерно на 3 м ниже) тоже была бы в недрах холмика, и желательно того же, что и Св. Гроб (или же придётся для неё на этих 15-ти метрах вписать второй холмик, что, согласитесь, вовсе затруднительно). И чтобы вырисованный профиль местности мог сочетаться с образом сада или садика небедного человека, каким был Иосиф Аримафейский.

Мозаичный образ Св. Града с, предположительно, Храмом Гроба Господня в центре (конич. крыша и колонны кувуклии) из церкви св. Стефана в Umm al-Rasas (Kastrom Mefa’a, Kastron Mefa’a), Иордания, ок. 785 [927]

800 год — халиф Харун ар-Рашид передает христианские святыни Иерусалима под покровительство Карла Великого, что стимулирует строительство множества церквей и монастырей*. «С 800 года Карл официально становится патроном Палестины и получает в качестве почетной привилегии ключи от Храма Гроба Господня и знамя Иерусалима»**.

___________

План-разрез Храма Гроба Господня в сопоставлении с состоянием в 33 г. н. э., илл. из кн.: Robert Willis. The Architectural History of the Church of the Holy Sepulchre at Jerusalem…, 1849 [881]

 

 

Карта Палестины с каравеллой

 

КАЛЬВАРИИ в Зап. Европе 13 -17 вв.- Н.М. Михайлова

 

 ХРАМЫ-РОТОНДЫ В ДВОРЯНСКИХ УСАДЬБАХ  XIX в.

 

Ротонда-храм.. Ливны. Имение масона Куракина

Кусково. План парка. СЕФИРОТ

 

Останкино..План парка. СЕФИРОТ

 

 

ФРАНЦИСКАНЦЫ — СОЗДАТЕЛИ  СВЯТОЙ ЗЕМЛИ

С  XV в. папа Римский назначил фрасканцев хранителями св. Града (Иерусалима) и св. Земли (Палестины).  Дотошные  монахи через 2500 лет после Исхода евреев из Египтп и через 1500 лет после Евангельских событий, отыскали не только города и реки, но каждый камень, все пещеры и даже деревья, около которых эти события совершались.

Если бы я усомнилась в подлинности этих мест по новому законодательству РФ меня могли бы обвинить в  «оскорблении чувства верующих». Поэтому я приведу выдержки из статьи католика, который со знанием дела излагает историю создания искусственных «святынь» не только в Иерусалиме, но на всем пространстве Палестины, так называемой «Святой Земли», Эрец-Израиль.

С  этого «подлинника» за 500 лет сделано сотни копий в разных христианских странах, и копии уже давно приобрели статус реальности.

Приведу сначала тот образ Иерусалима, который монахи гравировали, печатали и продавали любознательным прихожанам.

 

Иерусалим. Гравюра 1493. Нюрнберг.

Посреди стоит ХРАМ СОЛОМОНА.

 

Иерусалим — центр Мира. 1581. Уже открыта Америка

 

Иерусалим. Худ. Фр. Хогенберг. 1590,

 

 

По сравнению с Тамплиерами, которые воспроизводили всего лишь одно здание (ротонду с Кувуклией), Францисканцы и Бернардины подошли к делу переноса святынь совсем по-дугому — они придумали переносить в Европу Иерусалимские святыни все объекты в совокупности.

Для этого сначала подбиралоась более или менее подходящая местность — две горы (для «горы Голгофы» и «горы Елеон»), между которыми должен был протекать ручей или  речка. Между горами намечались «святые места», на них ставились домики-часовни и прокладывались дорожки. Я не смею даже подумать о том, какие современные сооружения всё это напоминает. Не дай бог, позволить себе вообще размышлять, пребывая в подобных местах. Тем более, что все это, конечно, делалось для удобства населения. Не все могли добраться до Святой Земли. Но сказал же пророк Магомет: «Если Магомет не идет к горе, то гора сама придет к Магомету». Так и пастыри бернардины: перенесли святыни поближе к своим монастярям и своему «словесному стаду», и самим стало гораздо удобнее «стричь с них шерсть».

ВСТАВКА из Марка Твена.

 

 

Своему избретению они дали название «Кальвария», от еврейского слова Голгофа (череп) от «кальвар» (череп на латыни).

Греки слово Голгофа перевели как «Крайне топос» (отсюда название науки крайнеологии).  А для славян, как всегда, пршлось делать кальку (буквальный перевод) с греческого и получилось «Лобное место», или «Лысая гора» (их было немало на Руси). И только в Москве за неимением гор было устроено искусственное «Лобное место» (то есть Голгофа).

Устроил его Борис Годунов в конце XVI века, когда задумал по примеру Европы построить в центре Москвы Кальварию, или Новый Иерусалим (так они тоже иногда назывались). Первым делом он поставил  «Лобное место» (Голгофу), напротив Ворот, ведущих в Кремль (Новый Иерусалим).

Москвичи и иноземцы, жившие в то время в городе, наверное, понимали смысл этой постройки, но в наше время вряд ли кто-нибудь делает обратный перевод этого необычного словосочетания. А в те времена, опять же на иноземный манер, в Вербное воскресение в Москве стали совершать мистерию — театрализованное религиозное действо. Изображали шествие Христа на осляти в Иерусалим, но не с Елеона, а с Голгофы. При этом на осле (или мерине) сидел Патриарх (заменяя Христа), а Царь вел осла под узцы, народ же падал на колени, вниз головой. Эту церемонию запечатлел на рисунке иноземец Мейерберг в 1662 г. Вместо патриарха Никона, жившего тогда в Новом Иерусалиме, сидел, наверное, кто-нибудь из митрополитов.

Эту историю с московским Лобном местом я привела, во-первых, для того, чтобы внести ясность в историю с Лобным местом, про которое выдумали легенды, будто там рубили головы и читали царские указы.  Интересно, что безбожные «большевики» за 70 лет этот «памятник культуры» так и не тронули, зато теперь после 20 лет  «возрождения духовности»  граждане Новой России устраивают там непристойные «акции».  А во-вторых, эта история с замыслами Бориса Годунова устроить в Москве Новый Иерусалим свидетельствует о том, что эта идея патриарху Никону не первому пришла в голову, тем более, что она явно тянула на роль «национальной идеи» — превратить Царство Московское в Тритий Рим, земное воплощение Небесного Иерусалима.

 

Кальвария Зебржидовская к югу от Кракова

Особенно много Кальварий  бернардины построили на территории бывшей Речи Посполитой, то есть в  Закарпатье (например, в Ужгороде), в Литве (к югу от Вильны в Троках) и несколько в самой Польше. Из них самая знаменитая — Кальвария Зебржидовская к югу от Кракова. Там стоит Бернадинский монастырь, а в его окрестностях устроена копия Иерусалима. В те годы, когда я писала книгу «История Нового Иерусалима» и узнала о существовании этой Кальварии  мои знакомые поляки поехали в эту Кальварию и передали монахам мое письмо с просьбой прислать сведения о Калльварии. Они любезно откликнулись на мою просьбу: прислали два тома (правда, на польском языке), путеводители и список известных им других Кальварий. Сама я так и не смогла побывать, но систему «дрожек» и «домиков» изучила хорошо, и с помощью картинок хочу дать представление об этих любопытных сооружениях, своего рода макетах Святого Града, или, вернее,  декорациях, потому что в них  до сих пор при большом стечении зрителей каждый год совершаются мистерии — одна на Пасху во имя «пана Езуса», а вторая — на Успение во имя «Матки Божией».

 

1. Путеводитель. Общий вид монастыря. 1990-е.

 

Панорама Кальварии на гравюре 17 в.

 

 

Кальвария Зебржид. Гравюра. 18 в

 

 

«Дрожки Езуса и Матки Божьей»

 

 

 

 

Врата Исходные. 1632

 

Кальвария. Мостик через Кедрон.

 

 

 

Дворец Ирода. 1609. P. Baudarth

 

Ратуша Пилата. Стоит на балконе. Ступени (Скала).

 

 

Дом Матки Божьей. 1612. P. Baudarth

 

КУВУКЛИЯ. Часовня Гроба на горе Голгофе

 

 

Каплица Сердце Марии

 

Роспись купола в одной из каплиц. 17 век.

 

 

Мистерия. Ис.Хр. ведут к Ратуше Пилата

Мистерия. Несение Креста

 

г) В  XVII в. патриарх Никон построил точную копию храма Гроба (Новый Иерусалим);

 

д) другие копии храма Гроба на Руси:

гора Голгофа на о. Анзер, Соловки;

Раифская пустынь под Казанью;

Вифания и Голгофа около Лавры (митр. Платон):

Гефсимания с пещерами там же.

 

ГОРА  АФОН – удел Богородицы

Его копии: Новый Афон в Крыму. Новый Афон на Кавказе.

УДЕЛЫ Богородицы на Руси:

в Дивееве (Серафим Саровский) — четвертый;

в Леохнове (Таисия).