browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

Никольский храм в Мансурово

 История Никольской церкви

(фото-ниже)

Села Мансурово, Петрово и Юркино, расположены в юго-западной части современного Истринского района, тогда как в прошлом, в XVI-XVIII веках, они числились в Московском уезде Сурожского стана, находясь почти на равном расстоянии от городов Истры (бывшего Воскресенска), Рузы и Звенигорода. Эти земли и сейчас исполненные среднерусского очарования, представляющие собой довольно пересеченную местность в бассейне небольших речек Малой Истрицы и Молодильни.

Торжественно возносятся к небу Никольская церковь села Мансурово, нежданно, как чудо, вдруг является на пути древний Христорождественский храм в Юркино… Они настраивают душу на исторический лад, побуждают задуматься о наших предшественниках, живших на этой земле, молившихся в этих храмах, о большею частью безымянных их создателях — великих мастерах прошлого, строителях, иконописцах, благоустроителях.

Старинное село Мансурово, находившееся в версте от Петрова, имело свою историю и издревле принадлежало разным владельцам. В начале Смутного времени в XVII веке Мансурово было совершенно разорено польско-литовскими отрядами и стояло «впусте». Позже селом поочередно владели: Петр Данилович, князь Юрий Хворостин, князья Корсаковы и Волконские.

Появление первой церкви в селе Петрово связано с потомками уже знакомого нам старинного боярского рода Голохвастовых, которые долгое время оставались владельцами обширных земель в этих местах.
В 1682 году село Петрово вначале ненадолго переходит во владение князей Волконских, от них — к Ивану Михайловичу Воейкову, а в 1754 году село перешло по закладной во владение Марье Васильевне Олсуфьевой — супруге действительного статского советника сенатора Адама Васильевича Олсуфьева. (Иногда в письменных источниках фамилии супругов начинается на букву А — Алсуфьевы).

На то время в вотчине генерала Адама Васильевича Алсуфьева имелись две деревянные церкви: во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца что в селе Мансурово, и в версте от нее — церковь Похвалы Богородицы.

В 1786 году, то есть спустя 160 лет после строительства первого деревянного храма, М.В. Алсуфьева подает прошение члену Святейшего Правительствующего Синода архиепископу Московскому и Калужскому Платону о строительстве в селе Петрове новой деревянной церкви. Из клировых ведомостей 1823-1826 годов узнаем, что она была возведена в 1791 году «тщанием ея превосходительства Марии Васильевны Алсуфьевой».

Известно, что М.В. Алсуфьева пожелала строить новый храм не в самом селе Петрове, на месте старого храма и в тесном окружении крестьянских жилых зданий, а весьма удачно избрала новое место — на возвышении, между селами Петровым и Мансуровым, на расстоянии версты от того и другого, и этим как бы уравнивая в правах оба старых прихода и делая новый, одинаково доступным для всех окрестных жителей.

Храм во имя святителя и чудотворца Николая, построенный усердием и на средства Марии Васильевны Алсуфьевой, благополучно просуществовал три четверти века, был свидетелем веры, молитвы, совершавшихся здесь крещений, венчаний и отпеваний местных в основном сельских жителей нескольких поколений. Обветшавший за долгие годы храм был заменен постепенно к 1875 году новым.

Марья Васильевна Алсуфьева умерла в 1795 году. После кончины ее недвижимое имение в Петрове и Мансурове по купчей унаследовал ее зять — действительный статский советник Григорий Павлович Кондонди, однако, уже в 1799 году он продал эти владения дочери морского капитана первого ранга Сергея Ивановича Свиньина.
С новой владелицы — Елизаветы Свиньиной начался и новый период в обустройстве Никольского храма. Старинный дворянский род Свиньиных на Руси известен с середины XVI века со времен Великого князя Василия Васильевича, когда его представители пришли на службу из Литвы.

Долгие годы, оставаясь хозяйкой поместья, Елизавета Сергеевна Свиньина постоянно заботилась о благосостоянии Никольской церкви. Известно, что в 1810, 1811 и 1817 годах она обращалась к церковным властям с прошениями о ремонтах, обновлении и благоукрашении Никольской церкви. В результате церковь была оштукатурена, внутри в ней был устроен новый иконостас, появились заново написанные святые иконы.
В течение лета 1820 года была построена новая каменная колокольня. Внешний вид ее представлен на известном нам чертеже вместе с деревянной церковью 1791 года. Чертеж подписан архитектором Балашовым.

С 1841 года Никольская церковь перешла на попечение дворянского семейства Вырубовых, которые внесли свой немалый вклад в ее окончательную достройку. Род Вырубовых, как и Свиньиных, был древним и корнями своими уходил в XVI век.

Клировые ведомости от 1868 года сообщают, что Никольская церковь построена в1853 году тщанием г. подполковника Петра Ивановича Вырубова и прихожанами на месте сломанной деревянной. В 1875-ом церковь была окончена и освящена, а главным храмоздателем был помещик П.И.Вырубов. Архитектором был Николай Ильич Козловский. Никольскую церковь в селе Мансурове можно считать одним из лучших творений Н.И Козловского.
Среди новообретенных икон была старинная икона Божией Матери Троеручицы, с подписью сообщавшей, что она послана со святой Афонской горы архидиаконом Феофаном и митрополитом Леонтием в 1664 году Патриарху Московскому и всея Руси Никону в Новый Иерусалим. На иконе была запись с описанием чуда, по которому явилась у Божией Матери третья рука. Следует предположить, что это был более поздний список со старинной и очень ценной иконы, принадлежавшей Новоиерусалимскому монастырю, расположенному примерно в двадцати километрах от Петрова.

Многолетний настоятель Свято-Николольской церкви села Мансурова — священник Григорий Иванович Грузов был личностью незаурядной. Свое многотрудное служение он начал в 1848 году 26 лет от роду, после окончания Московской духовной семинарии. 28 июля 1898 года по благословению Митрополита Московского Владимира (Богоявленского) праздновалось пятидесятилетие его служения в церкви села Мансурова. Заслуги пастыря были столь значительны, что это событие нашло отражение в «Московских церковных ведомостях». Именно за время его служения было выстроена новая церковь, колокольня, церковная школа, были осушены болота вокруг храма, а также был вырыт пруд, канава вокруг церкви, посажен сад.

О времени закрытия церкви сведений пока не обнаружено. Видимо, это произошло в конце 1930-х годов, в очередную волну гонений на Русскую церковь, после чего, как обычно, остатки церковного имущества были уничтожены и разграблены.

В полутора километрах от церкви до сих пор сохранились остатки усадьбы Вырубовых. В этом заброшенном месте, угадывается парковая планировка конца XVIII века, стоят жилой флигель и служебные постройки, видимо оставшиеся от последнего владельца усадьбы — К.Н. Долгорукова (с 1911 года).

Возрождение храма


Уже в наше время, ознаменованное возрождением религиозной жизни, когда Русской Православной церкви возвращаются ее древние святыни, монастыри и храмы, опрос, проведенный среди местных старожилов показал, что и во враждебных для Церкви условиях в Никольском храме до 1936 года продолжалась служба.

Во время Великой отечественной войны в округе были взорваны все храмы, а в последствии, разобраны до фундамента. Храм Святителя Николая села Мансурово чудом уцелел. Вечная память тому командиру и солдату, что не уничтожили храм, стоящий на возвышении и являвшийся ориентиром на местности!

После Великой Отечественной войны пустующий Никольский храм сначала использовался как подсобное помещение для пионерского лагеря, позднее здесь был клуб, потом он был занят под овощехранилище. Ремонтом храма никто не занимался, и он постепенно разрушался. Крайне запущенной и захламленной была окружающая территория, так как до 1990 года здесь стояли вагончики для строителей проходившей поблизости Рижской трассы.

Только в 1990 году в полуразрушенном храме, по доброй воле одного из местных предпринимателей был произведен небольшой ремонт крыши, окон и дверей, что отчасти уберегло церковь от дальнейшего разрушения. Сиротливо стоящий на возвышении среди полей, заброшенный храм все еще ожидал часа своего возрождения. И спустя пять лет время возрождения наступило.

9 мая 1995 года, в памятный всем День Победы и день церковного поминовения усопших воинов был рукоположен во священника отец Вадим (Сорокин), и был назначен настоятелем Никольской церкви села Мансурово. Уже вскоре вместе с благочинным Истринского округа — протоиереем Георгием Тобаловым он приехал на свой приход — в Никольский храм старинного села Мансурово. Тогда, впервые за много лет в церкви прозвучал тропарь и кондак святителю и чудотворцу Николаю.

Приход был зарегистрирован по принадлежности и близкому расположения к селу Мансурово. Сам того не ведая, но движимый промыслом Божиим, Благочинный отец Георгий постановил и закрепил историческую принадлежность храма Святителя Николая к давнему месту постройки.
Первое впечатление от храма было тяжелым: ни окон, ни дверей, провисшие от протекания и зеленые от водорослей каменные своды, кощунственно расстрелянные лики святых, многие фрески грубо вырублены, сохранившиеся кое-где остатки старинного красивого пола засыпаны мусором, углы повыбиты от добывания кирпича, стены сильно обветшали. И все же, несмотря на «мерзость запустения», наполненный светом, просторный храм поражал своим торжествующим по истине божественным величием. Воображение дорисовывало утраченные фрагменты, помогало представить его в обновленном виде, таким, каким знали его наши давние предки. Отныне главной целью и единственным желанием молодого священника стало — сделать все, чтобы увидеть храм возрожденным, обновленным, наполненным, как в прежние времена, верующим народом.

Возродить к новой жизни разрушенный и опустошенный храм — дело богоугодное, но и многотрудное. На кого может надеяться приходской священник в сельской глубинке — только на Бога и на добровольных помощников. Чтобы собрать первоначальные средства на восстановление храма была организована торговля церковной утварью.

По молитвам священника — отца Вадима и первых прихожан Никольской церкви в поруганный храм пришла помощь, явились и первые «доброхотные датели» — жертвователи и благотворители без поддержки которых храм еще долго бы стоял в запустении. Одними из первых помощниц возрождаемого Никольского храма были местные пожилые женщины из близ лежащих деревень и сёл, которые помогали расчищать мусор в церкви и вокруг нее.

Первые молебны в храме отличались особой молитвенностью и собирали немало народа. Загороженные пленкой окна, да две небольшие иконки вместо иконостаса, холод и сырость в помещении, но благодать в душе и вера в лучшее будущее — вот дух и обстановка того времени.

С глубоким пониманием и сочувствием к нуждам восстановляемого храма отнеслась глава местной администрации Ольга Табунцова. Вместе с ней священник и благочинный поехали в расположенное поблизости «Мансуровское карьероуправление» — перерабатывающий комбинат, добывающий в здешних местах гравий и песок. Директор комбината — Виктор Николаевич Иванов по-доброму принял просителей, он был первым, кто пожертвовал Никольскому приходу значительные средства, положившие начало строительным работам.
Тогда же приступили к сложным реставрационным работам. Пригласили специалистов — бригаду архитекторов под руководством Марины Горячевой и Марии Борисовны Сотниковой. Начали с архитектурных обмеров храма, выявления его технического состояния.Результаты обследования оказались неутешительными: необходимо было срочно поднять фундаменты, произвести выченку стен, переложить кладку сводов в трапезной и многое другое.

Серьезным помощником в деле восстановления Никольской церкви стал тогда, расположенный неподалеку, пансионат «Союз» объединения «Газпром». Значительную помощь оказали также специалисты польской фирмы «Энергополь». В кратчайшие сроки они сделали временную крышу и подвели электричество.

1 ноября 1996, при большом стечении народа в храме была совершена первая Божественная литургия, удивительным образом соединившая разрыв в 60 лет. Отцу Вадиму сослужал настоятель Благовещенской церкви иерей Владислав Провоторов. Большой храм был весь заполнен верующими. Никто не замечал ни холода, ни пока еще скудного убранства ожившей после долгих лет церкви. Радость переполняла души молящихся.

В июне 1997 года приступили к реконструкции церкви. Поднялись строительные леса у стен храма, начался их ремонт. Тем временем в трапезной церкви были заново переложены своды, крышу над ними перекрыли оцинкованным железом, вставили окна. Работы шли своим чередом. Для прихожан будничные, но и радостные, во славу Божию, труды сменялись воскресными и праздничными богослужениями, украшением которых стало проникновенное пение хора, приезжающего из Троице-Сергиевой Лавры. Акустика храма настолько великолепна, что в нем (несколько позже) был записан лазерный диск под названием «Всем, кому Русь дорога».

В 1998 году стены храма были восстановлены до ротонды. В алтарной части церкви перекрыли свод. Было приобретено 3 тонны меди для куполов. 18 июля 1998 года, в день празднования обретения мощей преподобного Сергия Радонежского и всея России чудотворца в 1422 году к Никольскому храму была приписана часовня св. Сергия Радонежского, которая находится в деревне Загорье, и там совершили первый молебен. В этом же году Никольская церковь обрела первую святыню — частицу мощей св. целителя Пантелеимона, которая была вложена в написанную по этому поводу икону.
Осенью 1998 года был покрыт медью шатер колокольни и воздвигнут на нее медный золоченый крест. Когда поднимали и устанавливали крест небо было плотно затянуто облаками, но как только его установили, облака вдруг разошлись, и появилось голубое небо. Вскоре устанавливали крест на большой купол. И снова утих ветер, внезапно разошлись тучи, и ярко засияло чистое небо, а через 20 минут появилась радуга. Удивительно, что все это произошло в ноябре, в преддверии зимы! Свидетелями этого чуда Божия было множество собравшихся на торжество народа. В тот памятный и знаменательный день среди почетных гостей Никольского прихода была Анна Николаевна Щерба — глава администрации Истринского района. Той же осенью, на месте некогда существовавшего у храма большого сада, были посажены молоденькие яблоньки, которые сейчас уже плодоносят.

Осенью 1999 года в Никольской церкви впервые торжественно зазвонили сразу девять колоколов. Их привезли с Урала, а приобрели на деньги собранные от многих жертвователей. Большую помощь в установке колоколов и обучении звонаря оказал Московский центр колокольного звона.

9 мая 2000 года в храме отпраздновали первый скромный юбилей — пятилетнюю годовщину служения его настоятеля — иерея Вадима — первого восприемника многих преданных служителей алтаря Божия в этой церкви.

2 ноября 2003 состоялось великое освящение Никольской церкви. Богослужение возглавил архиепископ Можайский Григорий в сослужении секретаря Московского Епархиального управления протоиерея Александра Ганабы, благочинного Истринского района священника Димитрия Подорванного, благочинного Видновского района священника Михаили Егорова, настоятеля храма священника Вадима Сорокина, настоятеля Благовещенского храма в Павловской Слободе священника Владислава Провоторова, клирика храма во имя великомученика Георгия Победоносца в Дедовске священника Максима Сычева.

После торжественного богослужения ктиторы храма из рук Владыки Григория получили патриаршие награды: Бочков В.И. и Попов С.Н. — ордена святого благоверного князя Даниила Московского третьей степени, а Доденко С.А. и Венцлавская Т.А. — медали святого благоверного князя Даниила Московского. Благодарственными грамотами были отмечены особо потрудившиеся прихожане.

Во внимание к усердному пастырскому служению настоятель Никольской церкви села Мансурово cвященник Вадим Сорокин был награжден орденом Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского третьей степени.

В настоящее время Никольский храм села Мансурово считается одним из красивейших храмов Истринского благочиния и является примером ведения строительных и реставрационных работ. Приход Никольского храма еще славится духовными трудами на ниве просвещения и образования. Долгие годы длится и укрепляется дружба с Костровской средней школой. В ней, первой в районе, еще в 2003 году введен факультатив «Основы православной культуры» с первого по одиннадцатый классы. Сейчас ежегодно вся школа празднует православные праздники – Рождество, Пасху Христову и День святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, ученики школы – постоянные участники епархиальных Дней православной молодежи и спортивных праздников. В 2009-2010 учебном году Костровская средняя школа по предложению Министерства образования Московской области внесена в Национальный Реестр «Ведущие образовательные учреждения России».

Во время архиерейского богослужения, совершенного 25 апреля 2010 года, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, управляющий Московской епархией, отметил, что 15 лет не останавливаются пастырские труды настоятеля. Никольский храм является примером возможностей церкви владеть и охранять древние святыни, которыми являются сами храмы и иконы. Чудо Божие не только в том, что из руин восстановлен святой храм. И не только восстановлен как памятник архитектуры – он вдохнул жизнь духовную в сердца людей. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий наградил протоиерея Вадима Сорокина епархиальной медалью первой степени за усердное служение. В Год Учителя с благодарностью за продолжение педагогических традиций на приходе настоятелю Никольского храма была вручена Благословенная грамота, специально выпущенная Московской епархией.

Благословенными грамотами также были награждены «особо потрудившиеся на ниве просвещения и духовного возрождения» руководители Истринского управления образования, руководители и преподаватели образовательных учреждений Истринского района. Среди награжденных были директор Костровской средней школы Корольченко Наталья Федоровна, учителя Костровской школы Елена Леонидовна Пилипочкина и Наталья Владимировна Богданова.

История реставрационных работ и росписи храма

В Никольской церкви села Мансурово Истринского округа реставрационные работы были начаты летом 1997 года. Настоятель церкви — священник Вадим Сорокин является главой прихода, и он ответственен за все стороны деятельности. Очень важно было суметь организовать деятельность многих людей и соблюсти правильную технологию реставрационных работ. Умение внутренним взором видеть гармонию и благолепие храма помогают батюшке на долгом и нелегком пути восстановления.

К 2003 году храм был хорошо просушен и подготовлены внутренние стены к предстоящей росписи. Длительные поиски высококвалифицированных и опытных мастеров-иконописцев позволили познакомиться с различными современными иконописными школами. Большой интерес вызвала богатая историческими и культурными традициями мстерская школа.
Византийская техника письма плавями (плавь — жидкое письмо, тонкий слой краски, накладываемый на все элементы композиции), византийская иконография сохранялись в Мстере на протяжении нескольких столетий. Стиль данной иконописной школы определялся культурными запросами старообрядчества. Написание икон «старого письма» развили своеобразный иконописный стиль и высокий уровень реставрации.

Постепенно некоторые искусные мастера из Мстеры перебрались в Москву, где возникли иконописные мастерские Гурьянова, Чириковых, Дикаревых и других. О широкой известности мстерских иконописцев свидетельствуют коллекции икон Государственного Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи и многих частных собраний. Не случайно становление и развитие научной реставрации древнерусского искусства в России в конце 19 века было в первую очередь связано с именами мстерских иконописцев и реставраторов. Характерными чертами мстерской школы являются сильный и строгий рисунок, орнаментальность, плоскостность и сдержанный колорит.

За годы гонений на церковь, воспитанные на вековых традициях древнего искусства, мстерские мастера сумели сохранить свой особенный стиль иконописания. C 90-х двадцатого века мстерская иконопись интенсивно развивается.
Лучшие мастера-иконописцы мстерской школы писали иконы для иконостаса Никольской церкви. Иконы написаны в стиле 19 века, что само по себе является редкостью. Выполнены они в золотопробельной технике, благодаря чему создается эффект свечения. Работой иконописцев руководил Лебедев Владимир Анатольевич.

Написание фресок было выполнено теми же мастерами, чтобы сохранить стилевое единство интерьера в четвериковой части храма. В течение года велись проектные и подготовительные работы, а после Пасхальной седмицы 2005 года мастера приступили к росписи. Грунтовка поверхностей производилась с применением цельных куриных яиц. Перенесение рисунка на стены проводилось старинным иконописным методом — путем продавливания контура прориси-картона. Краски готовились из пигментов на основе яичной эмульсии (из цельного куриного яйца) с добавлением антисептика. Живописные работы проводились на основе традиционных методов монументальной живописи с применением традиционных мстерских приемов.
Хотя благоустроение Никольского храма еще не завершено, и впереди настоятеля с помощниками ожидает еще множество дел и забот, многие цели уже достигнуты: выстроены центральные ворота в виде трех арочных пролетов, увенчанных тремя главками с крестами — как было в давнем 1903 году.

Установлен удивительный по красоте пятиярусный иконостас в четвериковой части храма, а также киоты из красного дерева. Иконостас и киоты выполнены столярами и резчиками «Иконостасной мастерской» города Палех, по проекту Михайлова М. М. и священника Вадима (Сорокина). В той же мастерской Анатолий Влезько и Юрий Фёдоров разработали чертежи малых иконостасов трапезной части.

В марте 2006 года началась разработка проекта росписи четвериковой части церкви (ротонда и стены). Роспись посвящена житию Святителя Николая.

В этом же месяце иконостасная мастерская «Палехский иконостас» закончила работу по изготовлению 2-х резных иконостасов, которые были установлены в пределы Похвалы Пресвятой Богородицы и апостолов Петра и Павла. Иконостасы выполнены в стиле 18 века (барокко).

29 января 2007 года в храме состоялась Божественная литургия, которую совершил архиепископ Можайский Григорий. Владыка поблагодарил прихожан и лично настоятеля храма Вадима Сорокина за проведённую реставрационную работу.

В августе 2007 года в Никольской церкви села Мансурово Истринского округа закончен еще один из важнейших этапов благоукрашения внутреннего пространства. Расписаны стены и своды трапезной и написаны живописные иконы для новых иконостасов. Работа была длительной и сложной: два года велись проектные и подготовительные работы. В декоративном убранстве интерьера гармонично сочетаются стенная живопись, иконы изящного письма и золоченая резьба по дереву.

Содержательный уровень сводов – Рай, Царство Небесное – органично раскрывается в орнаментальном – декоративном убранстве. Лучковые своды трапезной расписаны растительным узором в зеленовато-голубоватых тонах с вкраплением охры и розового цвета. Светлый колорит росписи сводов и стен зрительно увеличивает внутренний объем трапезной, в которой находятся два придела: Похвалы Пресвятой Богородицы и Первоверховных Апостолов Петра и Павла.

Резные двухъярусные иконостасы выполнены из бука и плавно переходят в неразрывную линию киотов до входа в четвериковую часть. Их стилевой основой является сочетание классического стиля с элементами барокко. Цвет умбры иконостасов является прекрасным фоном для позолоченной сквозной и рельефной резьбы и икон, написанных на синевато-зеленоватом фоне. Оригинальность и изящество рисунка икон выражаются в контрасте фона и фигур святых, написанных в золотопробельной технике. На многих иконах присутствуют пейзажи.

Мстерских иконописцев под руководством Лебедева В.А., которые расписали стены и писали иконы, отличает не только профессиональное владение своим мастерством, но и художественный талант. Такие же слова признательности за труд на благо церкви можно сказать и о высоком уровне выполненной работы мастеров по дереву иконостасной мастерской Палеха А. Влезько и Ю. Федорова.

Содружество мастеров и резчиков из Палеха (Ивановская область) и иконописцев из Мстеры (Владимирская область) под руководством протоиерея Вадима Сорокина позволила создать эту красоту. С 2007 года при Никольской церкви начала работать иконописная мастерская.

16 марта 2008 года по окончании Литургии, посвященной празднованию Торжества православия, протоиерей Вадим Сорокин представил прихожанам выдающегося мстерского иконописца Лебедева В.А. и его сына Лебедева И.В., ведущих иконописные работы в Никольской церкви. После службы состоялось согласование эскизов росписи алтаря в четвериковой части.

30 апреля в храме состоялось молебное пение о призывании помощи Святого Духа пред началом всякого доброго дела, посвященное началу проектных работ по благоукрашению Никольского алтаря, а уже к декабрю работы по росписи главного Никольского алтаря были завершены. В иконографии образов, в каждой детали композиций и их живописной трактовке заложены тексты Священного Писания, литургические мотивы. Сюжеты росписи строго канонические, роспись восточной стены и отдельных элементов сводов выполнена в своеобразной технике — письмо «по сквозному золоту», что позволило достичь эффекта глубины. Растительный орнамент и общий колорит росписи зрительно увеличили пространство алтаря. Пастельные охристо-оливковые, голубовато-сероватые тона служат великолепным фоном для золота и более насыщенных цветов.

Заботами настоятеля Никольской церкви с. Мансурово протоиерея Вадима Сорокина и благодетеля Примечалова Михаила Борисовича закончено создание в едином стиле киота и столика под канун. Киот и столик, выполненный мастерами Палеха, перекликаются элементами резьбы и золочеными деталями с иконостасами в четвериковой части церкви. Вера, профессионализм мастеров и совестливое отношение к труду — вот та основа, на которой прочно стоит мастерская «Палехский Иконостас».

Новая икона, достаточно редко встречающегося извода, «Предста Царица» для киота над кануном написана известным мстерским иконописцем Лебедевым Владимиром Анатольевич и его сыном Лебедевым Игорем Владимировичем.
Настоятель Никольской церкви протоиерей Вадим Сорокин совершил чин освящения вновь написанной иконы, а затем рассказал прихожанам об особенностях иконографии данного извода.

На иконе Спаситель восседает на престоле как Великий Архиерей. Ему предстоят Божия Матерь в царских одеждах и святой Иоанн Предтеча со свитками в руках, архангелы Михаил и Гавриил. Христос предстает здесь как символ высшей справедливости, как Глава Церкви, как Царь царствующих. От фигуры Спасителя исходят тонкие золотые лучи, блистанием своим озаряющие все окружающее. Золотой цвет в иконописи изображает вечность. Небесный престол в иконографии – не просто символ царственной власти – это и символ вселенной, символ всего видимого и невидимого мира. «Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает» (Пс.102, 19).

Название иконы дано по словам 44 псалма, стих 10: «…предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащнных одеяна, преиспещрена». Икона символизирует соборное моление всей новозаветной церкви.

Иконопись – это особая знаковая система, ставшая языком Церкви. И нам необходимо учиться понимать то «слово», которое лежит в основе иконописи.

Попечением прихожан и благотворителей, настоятеля Никольского храма с. Мансурово протоиерея Вадима Сорокина закончено создание в едином стиле престола, жертвенника и дьяконского столика в главном алтаре храма. Работа была выполнена в мастерской «Палехский Иконостас». С 2001 г. приход Никольского храма сотрудничает с мастерами из Палеха. Работу мастеров отличает целостный подход к созданию индивидуального образа храма. В 2009 г. мастерская «Палехский Иконостас», возглавляемая А.Влезько и Ю. Федоровым, была награждена дипломом за вклад в сохранение и развитие традиционной национальной культуры.

Традиция резьбы очень древняя и перечень применения резьбы по дереву очень большой. Церковная утварь из дерева всегда ценилась за неповторимость, казалось бы, одних и тех же составляющих предметов церковного обихода. В соответствии с церковными канонами и традициями разрабатывался проект, который учитывает архитектуру, строение и цветовую гамму алтаря, а также пожелания заказчика. Все предметы выполнены из красного дерева с применением плоской и скульптурной резьбы. Элементы резного декора выполнялись по оригинальным, специально разработанным картонам из массива дерева. Растительными и геометрическими элементами резьба перекликается с главным иконостасом и элементами росписи алтаря. Художники, резчики по дереву, столяры и позолотчики осуществили задуманные проекты, вкладывая в них свое мастерство и частицу души.

В престол вставлены резные иконы с уникальной по красоте и выразительности резьбой и сложными многофигурными композициями. Сюжеты резных икон строго канонические: «Царь Славы», «Тайная Вечеря», «Моление Господа о чаше», «Господь несе Крест на Голгофу».
Нынешнее представление людей об иконе связано только с живописью. О резной традиции икон известно мало. Традиция резной иконы пришла на Русь из Византии, вместе с христианством. По Православному канону сложилось, что резное изображение иконы обычно рельефно (в отличие от католичества, отдавшего предпочтение скульптуре). Почитались именно резаные из дерева Божьи лики. Собственное тепло и выразительность дерева вызывают чувство душевного покоя и умиротворения.

Любовь церковной общины к своему храму позволяет сделать его внутреннее убранство гармоничным и торжественным, и в тоже время, показать многим людям лучшие образцы православной культуры, отличающиеся качеством и тщательностью исполнения.
“Памятник, — говорит Митрополит Филарет, — есть безмолвный проповедник, который в некотором отношении может быть превосходнее говорящего, потому что не прекращает порученной ему проповеди, и таким образом доходит до целого народа и до многих последующих родов.”
Настоятель Никольского храма в Мансурово протоиерей Вадим Сорокин

Источник: http://www.hram-mansurovo.ru/history

фото Светланы Хохловой


Добавить комментарий