browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

Картины о Святейшем патриархе Никоне

В 1886 году Александр Дмитриевич Литовченко написал картину «Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского»

Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского

В начале 1652 года архиепископ Новгородский и Великолукский Никон  убедил русского царя в необходимости перенесения мощей святителя Филиппа в Москву из Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря. Мощи чудотворца были помещены в Успенском соборе Кремля. Через несколько месяцев Никон, пользовавшийся у молодого монарха огромным авторитетом, стал патриархом Московским.

В 1880 году Алексей Данилович Кившенко написал картину «Церковный Собор 1654 года»

Церковный Собор 1654 года

 

В 1865 году Вячеслав Григорьевич Шварц написал картину «Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче»

Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче

Шествие патриарха на осляти». Патриарх Никон в 1656 году ввёл в обычай «шествие на осляти». Согласно ему, в Вербное воскресение он восседал на коне с привязанными длинными ослиными ушами. Животное изображало осла, на котором Иисус Христос въехал в Иерусалим.  Коня под уздцы вёл царь Алексей Михайлович. Процессия двигалась от Покровского собора (храма Василия Блаженного) к Успенскому собору Кремля.

В 1867 году Вячеслав Григорьевич Шварц написал картину «Патриарх Никон в Новом Иерусалиме»

Патриарх Никон в Новом Иерусалиме

В 1656 году он основал Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.  Со временем монастырь должен был стать центром всего Православия. Не случайно Воскресенский собор копирует Храм Гроба Господня. Никон лично руководил его постройкой. Свыше 8 лет, с лета 1658 по декабрь 1666 года, не слагая себя звания патриарха, Никон безвыездно прожил в этом монастыре.

В 1885 году Сергей Дмитриевич Милорадович написал полотно «Суд над патриархом Никоном»

Суд над патриархом Никоном

Летом 1658 года царь Алексей Михайлович открыто порвал отношения со своим бывшим другом Никоном. Высокомерный патриарх, не слагая с себя звания, более, чем на 8 лет, удалился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. В декабре 1666 года состоялось третье заседание так называемого «Большого Московского собора». Оно проходило в Благовещенской церкви Чудова монастыря.

В 1885 году Сергей Дмитриевич Милорадович написал картину «Чёрный собор»

Чёрный собор

Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году». В XVII веке Соловецкий монастырь являлся важной крепостью в борьбе со шведской экспансией. Обитель была укреплена и обладала большими запасами оружия и продовольствия на случай неожиданной осады. Несколько сот насельников обители имели воинские навыки. Ещё в 1657 году из Москвы были присланы новые богослужебные книги, но богослужения продолжали производиться по старым книгам. Царь послал войско, чтобы привести непокорных иноков в повиновение. Предводителем восставших являлся архимандрит Никанор. Ему помогали казначей Геронтий и келарь Азария. Название «Чёрный собор» появилось из-за цвета одеяния монахов. Более восьми лет, с весны 1668 года до зимы 1677 года, продолжалась осада мятежного монастыря, так называемое «Соловецкое сидение».

Неврев Н.В. «Патриарх Никон»

«Патриарх Никон» ранее 1904 г. Холст, масло. Рязанский государственный областной художественный музей имени И. П. Пожалостина, Рязань, Россия.

Машков Игорь Генадьевич / Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон

 

Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон картина картины живопись репродукция репродукции художник
Машков Игорь Генадьевич / Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон осматривают афонские древности привезённые иеромонахом Арсением из паломничества 1656 г

 

Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон осматривают афонские древности привезённые иеромонахом Арсением из паломничества 1656 г картина картины репродукции в интерьер храм художник портрет патриарх Кирилл Царь Алексей Михайлович патриарх Никон афонские древности иеромонах Арсений
Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон осматривают афонские древности привезённые иеромонахом Арсением из паломничества 1656 г

Патриарх Никон в архиерейском облачении.
Рисунок из Альбома Мейерберга

В.А.Комашко. «Портрет Патриарха Никона»; конец XIX — начало XX в. В работе: В.Н.Фальковский. Кончина Патриарха Никона // Киев, 1913. Отдельный лист.

Портрет Патриарха Никона

Саккос патриарха Никона

Предыдущее фото
Саккос патриарха Никона
Следующее фото
Изготовлено : Москва, 1655 год.
Материалы : Холст, золотые нити, жемчуг.
Работа : Шитьё.
Саккос патриарха Никона


Предыдущее фото
Саккос патриарха Никона
Следующее фото

Изготовлено : Мастерские Московского Кремля, 1654 год, ткани — Италия, XVII век.
Материалы : Аксамит, золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг.
Работа : Шитьё, чернь.

Новый Иерусалим. Собор Воскресения Христова

Алексеев Федор Яковлевич

Новый Иерусалим. Собор Воскресения Христова - Алексеев Федор Яковлевич

Интерьер храма Воскресения христова в Новом Иерусалиме

Алексеев Федор Яковлевич

Интерьер храма Воскресения христова в Новом Иерусалиме - Алексеев Федор Яковлевич

 

Иван Андреев Валтырь (Вальтер) (?).Патриарх Никон

Парсуна. Оружейная палата. Москва. Последняя четверть XVII в. Атлас, темпера, масло; аппликация шелковых тканей на деревянную основу, живопись. 240,0 × 120,0.

Находилась в царском кремлевском дворце, затем в доме князя В. В. Голицына на Охотном ряду. В 1689 г., после осуждения фаворита царевны Софьи и конфискации его имущества, была передана в Высокопетровский монастырь, откуда поступила в ГИМ в 1920-е гг.05137_hires