Monthly Archives: Август 2017
Великий Государь Никон: «Собор судивших меня патриархов ставлю я ни во что…»
свящ. Евгений Гордейчик, Киев 19 апреля 2005 г. Само Провидение, попуская юноше укрепляться несением скорбей, не допускало его гибели, уготовляя Никону великую, но печальную судьбу Обычно изменения традиционного уклада жизни в Русском государстве относят к началу XVIII века. Однако корень перемен, потрясших впоследствии российское общество, лежит на полстолетия ранее, в эпоху Алексея Михайловича. … Continue reading
Почему Церковь осуждала раскольников за двоеперстие
Повторим отчасти уже сказанное в главе о влиянии несториан и армян-монофизитов на православное население русских окраин в период владычества Золотой Орды. «Староверы»-поповцы вступились за «старые обряды», и двоеперстие стало символом всего СТАРООБРЯДЧЕСТВА, поэтому раскольники любили поднимать вверх руку со сложенными двумя перстами в знак своей победы. Так изображена на картине Сурикова боярыня Морозова. Точно так же … Continue reading
Кто разносил ереси по Руси. БРОДЯЧИЕ ПЕВЦЫ — КАЛИКИ.
В статье «Калики перехожие» («Вестник Европы», 1872, апрель, с.682-721) А.Н. Веселовский высказал предположение, что пропаганду богомильского учения наряду с болгарскими агитаторами типа Адриана-скопца и Дмитра, осуществляли как в Европе, так и на Руси странствующие певцы и рассказчики. В Европе такие бродячие певцы назывались труверы, трубадуры, жонглеры, или, если они состояли на службе какого-либо князя, миннистрелями. Особые бродячие певческие корпорации составили студенты, … Continue reading
ЕРЕСИ В ПОСЛАНИЯХ АВВАКУМА
Известно, что все раскольники (и поповцы, и беспоповцы) распопа Аввакума чтят, как святого. Менее известно, что пребывая в ссылках (в Мезени и Пустозерске), он рассылал по всей России своим приверженцам «окружные послания», в которых именовал себя «рабом и посланником Иисуса Христа» и «протосигнелом российской церкви». Это греческое слово означало должность наподобие нашего Местоблюстителя патриаршего … Continue reading
МАКСИМ ГРЕК О ЕРЕСЯХ В РУССКИХ КНИГАХ
Сначала посмотрим, насколько безобидны были погрешности в русских богослужебных книгах XVI в., обнаруженные преподобным Максимом Греком (род.ок.1470-ум.1556). Он нашел в русских книгах не только грамматические ошибки, но и следы множества ересей, а потому считал их не погрешностями, но хулой и растлением, и писал об этом следующее: «Я учу всякого человека право мудрствовать о воплощемся Боге … Continue reading
Наталья Михайлова — разбор о перстосложении
Глава 9. МОНОФИЗИТЫ И НЕСТОРИАНЕ НА РУСИ
Наталья Михайлова о расколах до патриарха Никона
Глава 7. ИУДАИСТЫ И «ЖИДОВСТВУЮЩИЕ» http://Наталья Михайлова о расколах до патриарха Никона
ГОРА МАУРА. Урочища Маурки-Маурино-Мураново
http://www.domarchive.ru/ancient_drawings/4911 Карта: Гора Маура — Горицы и Кириллов мон. ЛЕЛИКОВ Леонид Аркадьевич. Загадка горы Маура. 2006 Ссылка – http://www.varvar.ru/arhiv/texts/lelikov2.html ГОрицы или ГорИцы – допустимы оба ударения – бесспорно славянские названия очень широкого распространения, особенно в гидронимике, но здесь, под Кирилловым, это так называемый ойконим, обозначение … Continue reading
Чертежи городов и монастырей на иконах
Материал Натальи Михайловой Изображения городов и монастырей иногда встречаются на иконах и могут служить источником для исторической картографии. Здесь приведена небольшая коллекция таких изображений. Царьград, Киев, Новгород, Псков, Москва, Звенигород Троице-Сергиев мон., Спасо-Прилуцкий мон. ок. Вологды, Ферапонтов Соловецкий мон. Тотьма — Суморин мон. Вятка-Хлынов -Трифонов мон. Мангазея на р. Таз и на р. Енисее, Ψ … Continue reading
МЕЖА. Чертежи писцов-межевщиков в 17-18 вв.
Материал Натальи Михайловой ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ даны здесь. Подробнее см. след. рубрику НАУКА и ЖИЗНЬ № 8 2000 Отечество. Из истории картографии Начало статьи в журнале Зарайский уезд. Городище древнего города Ростиславля (XII в.) и церковь в селе Ростиславль. Начало XVIII в. На стр. 69-72 — фрагменты чертежей из архива Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, … Continue reading