browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

Ди­мит­ри­ев­ская ро­ди­тель­ская суб­бо­та

IMG_0758Ди­мит­ри­ев­ская ро­ди­тель­ская суб­бо­та – бли­жай­шая суб­бо­та пе­ред днем па­мя­ти св. ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия Со­лун­ско­го (26 ок­тяб­ря / 8 но­яб­ря). Уста­нов­ле­на по­сле бит­вы на Ку­ли­ко­вом по­ле. Пер­во­на­чаль­но по­ми­но­ве­ние со­вер­ша­лось по всем во­и­нам, пав­шим в этом сра­же­нии. По­сте­пен­но Ди­мит­ри­ев­ская суб­бо­та ста­ла днем за­упо­кой­но­го по­ми­но­ве­ния всех усоп­ших пра­во­слав­ных хри­сти­ан. С Ди­мит­ри­ев­ской суб­бо­той свя­за­ны неко­то­рые на­род­ные тра­ди­ции, ве­ро­ят­но ухо­дя­щие кор­ня­ми в до­хри­сти­ан­ское про­шлое.

Осеннее поминовение усопших у неславянских народов

У древ­них кель­тов од­ним из глав­ных празд­ни­ков го­да был Са­майн (Samhain) – празд­ник окон­ча­ния теп­ло­го вре­ме­ни го­да. В этот день, со­глас­но ве­ро­ва­ни­ям кель­тов, ис­че­за­ли обыч­ные пре­гра­ды меж­ду ми­ром смерт­ных и по­ту­сто­рон­ним ми­ром, так что лю­ди мог­ли по­бы­вать в за­гроб­ном ми­ре, а ду­хи – при­хо­дить на зем­лю и да­же вме­ши­вать­ся в де­ла смерт­ных. С этим днем свя­зы­ва­лись неко­то­рые важ­ные со­бы­тия в кельт­ской ми­фо­ло­гии и ис­то­рии. Пред­став­ле­ние об осо­бой бли­зо­сти к оби­та­те­лям по­ту­сто­рон­не­го ми­ра ста­ло ос­но­вой для сов­ме­ще­ния Са­май­на с по­ми­но­ве­ни­ем усоп­ших.

Та­кие обы­чаи из­вест­ны и у др. на­ро­дов Евра­зии. Так, у чу­ва­шей ок­тябрь (юпа) счи­та­ет­ся ме­ся­цем осо­бен­но­го по­ми­но­ве­ния усоп­ших пред­ков, вре­ме­нем про­ве­де­ния «юпа ирт­тер­ни», т. е. по­ми­нок.

В VIII в. в Ри­ме, а с IX в. по­все­мест­но на За­па­де 1 но­яб. ста­ло празд­но­вать­ся как день Всех свя­тых. В 994–1048 гг. аб­бат Клю­ний­ско­го мо­на­сты­ря св. Оди­ло за­кре­пил за 2 но­яб. по­ми­но­ве­ние всех усоп­ших вер­ных; эта тра­ди­ция по­лу­чи­ла ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в ла­тин­ской Церк­ви. Мн. ис­сле­до­ва­те­ли ви­дят в уста­нов­ле­нии этих па­мя­тей по­пыт­ку во­цер­ко­вить язы­че­ские тра­ди­ции ев­ро­пей­ских на­ро­дов.

Димитриевская родительская суббота в славянских странах

В рус­ских ру­ко­пи­сях Ди­мит­ри­ев­ская ро­ди­тель­ская суб­бо­та упо­ми­на­ет­ся ред­ко, не от­ме­ча­ет­ся в пе­ре­вод­ных ли­тур­ги­че­ских кни­гах (Ти­пи­ко­нах, Ми­не­ях) и лишь из­ред­ка ука­зы­ва­ет­ся в ори­ги­наль­ных рус­ских па­мят­ни­ках – со­бор­ных Чи­нов­ни­ках и мо­на­стыр­ских Оби­ход­ни­ках, от­ра­жа­ю­щих не опи­сан­ные в Ти­пи­коне осо­бен­но­сти ре­аль­ной бо­го­слу­жеб­ной прак­ти­ки древ­не­рус­ских ка­фед­раль­ных хра­мов и мо­на­сты­рей.

Од­но из пер­вых упо­ми­на­ний Ди­мит­ри­ев­ской суб­бо­ты как дня по­ми­но­ве­ния всех усоп­ших со­дер­жит­ся в сбор­ни­ке нов­го­род­ско­го про­ис­хож­де­ния XV в., но тра­ди­ция по­ми­но­ве­ния в этот день, ве­ро­ят­но, зна­чи­тель­но древ­нее.

В мо­на­стыр­ских Оби­ход­ни­ках Ди­мит­ри­ев­ская ро­ди­тель­ская суб­бо­та яв­ля­ет­ся днем по­ми­но­ве­ния усоп­шей бра­тии. Так, сто­ло­вый Оби­ход­ник Тро­иц­кой лав­ры 1-й пол. XVI в. пред­пи­сы­ва­ет пред­ла­гать «корм мо­на­стыр­ской по всей бра­тии в оби­те­ли сей пре­став­ль­ших­ся, а кор­мят в суб­бо­ту в Дмит­ри­ев­скую» в Уста­ве Во­ло­ко­лам­ско­го мо­на­сты­ря то­го же вре­ме­ни ска­за­но, что «в суб­бо­ту Дмит­ров­скую по пре­по­доб­нем от­це на­шем на­чаль­ни­це свя­тыя оби­те­ли сея игу­мене Иоси­фе и по всей бра­тии». Ди­мит­ри­ев­ская суб­бо­та так­же упо­ми­на­ет­ся в ука­зе о тра­пе­зе Тих­вин­ско­го мо­на­сты­ря, на­пи­сан­ном в 1590 г., в Оби­ход­ни­ке Свя­то-Тро­иц­кой лав­ры 1645 г. и в свод­ном Уста­ве Свя­то-Тро­иц­ко­го и Ки­рил­ло­ва Бе­ло­зер­ско­го мо­на­сты­рей нач. XVII в.

Вне мо­на­сты­рей Ди­мит­ри­ев­скую суб­бо­ту вос­при­ни­ма­ли как день за­упо­кой­ной мо­лит­вы обо всех усоп­ших вер­ных. Царь Иоанн IV Гроз­ный по­ве­лел в Ди­мит­ри­ев­скую суб­бо­ту «петь па­ни­хи­ды и слу­жить обед­ни по всем церк­вам и об­щую ми­ло­сты­ню да­вать, и кор­мы ста­вить». В Чи­нов­ни­ке мос­ков­ско­го Успен­ско­го со­бо­ра под 23 окт. со­дер­жит­ся сле­ду­ю­щая за­пись 2-й пол. XVII в.: «Пред па­мя­тию свя­та­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия в пя­ток ве­че­ра бы­ва­ет пан­ни­хи­да по всех пра­во­слав­них хри­сти­а­нех». В ста­ро­об­ряд­че­ских ру­ко­пи­сях встре­ча­ет­ся ком­пи­ля­ция из Оби­ход­ни­ков и Уста­вов, по­свя­щен­ная Ди­мит­ри­ев­ской ро­ди­тель­ской суб­бо­те с за­гла­ви­ем: «По­до­ба­ет ве­да­ти о су­б­о­те иже пред празд­ни­ком ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия Со­лун­ска­го».

В XVII в. Ди­мит­ри­ев­ская суб­бо­тапо всей ве­ро­ят­но­сти, еще не свя­зы­ва­лась с по­ми­но­ве­ни­ем во­и­нов, пав­ших в Ку­ли­ков­ской бит­ве. Так, в Си­но­ди­ке РГБ. Тро­иц. № 818, XVII в., вы­пи­са­ны име­на мо­на­хов Тро­иц­ко­го мо­на­сты­ря, пав­ших в Ку­ли­ков­ской бит­ве, но это по­ми­но­ве­ние не увя­за­но с Ди­мит­ри­ев­ской суб­бо­той. Ска­за­ния о Ку­ли­ков­ской бит­ве так­же не со­дер­жат ука­за­ния об уста­нов­ле­нии Ди­мит­ри­ев­ской ро­ди­тель­ской суб­бо­ты бл­гв. кн. Ди­мит­ри­ем Дон­ским. Толь­ко в Ки­при­а­нов­ской ре­дак­ции «Ска­за­ния о Ма­ма­е­вом по­бо­и­ще», со­здан­ной в сер. XVI в. и до­шед­шей до нас в со­ста­ве Ни­ко­нов­ской ле­то­пи­си, по­вест­ву­ет­ся о том, что бл­гв. князь об­ра­щал­ся к прп. Сер­гию со сло­ва­ми: «И чтобы те­бе пе­ти по­на­фи­да и слу­жи­ти обед­ня по всех по них из­бьен­ных. И та­ко бысть, и ми­ло­сты­ню да­де, и пре­по­доб­на­го игу­ме­на Сер­гиа кор­ми, и всю бра­тию его», но и в этих сло­вах Ди­мит­ри­ев­ская ро­ди­тель­ская суб­бо­та не свя­зы­ва­ет­ся с Ку­ли­ков­ской бит­вой.

Мож­но пред­по­ло­жить, что ас­со­ци­а­ция Ди­мит­ри­ев­ской ро­ди­тель­ской суб­бо­ты с по­ми­но­ве­ни­ем пав­ших на по­ле Ку­ли­ко­вом по­яви­лась толь­ко в XVIII или да­же XIX в. Из­ве­стен ду­хов­ный стих позд­не­го про­ис­хож­де­ния, опуб­ли­ко­ван­ный несколь­ки­ми со­би­ра­те­ля­ми ду­хов­ных сти­хов XIX в., на­зван­ный «Стих о Ди­мит­ров­ской ро­ди­тель­ской суб­бо­те, или Ви­де­ние Ди­мит­рия Дон­ско­го» (нач.: «На­ка­нуне суб­бо­ты Ди­мит­ров­ской…»).

В сти­хе опи­сы­ва­ет­ся видéние бл­гв. кн. Ди­мит­рия Дон­ско­го во вре­мя Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии: князь ви­дит пав­ших на по­ле бра­ни рус. и та­тар. во­и­нов, слы­шит пред­ска­за­ния о сво­ей смер­ти и о по­стри­же­нии кня­ги­ни в мо­на­ше­ство. Стих за­кан­чи­ва­ет­ся сло­ва­ми: «А на па­мять див­на­го ви­де­ния уста­вил он Дмит­ров­ску суб­бо­ту». Т. о., да­же этот стих, ко­то­рый счи­та­ет­ся ар­гу­мен­том в поль­зу уста­нов­ле­ния Ди­мит­ри­ев­ской суб­бо­ты как дня по­ми­но­ве­ния во­и­нов, пав­ших на по­ле Ку­ли­ко­вом, ин­тер­пре­ти­ру­ет Ди­мит­ри­ев­скую ро­ди­тель­скую суб­бо­ту ина­че.

Свт. Фила­рет Мос­ков­ский пи­сал в пись­ме к А. Н. Му­ра­вьё­ву от 26 но­яб. 1845 г.: «О Дмит­ри­е­вой суб­бо­те по­ста­нов­ле­ния не знаю, кро­ме пре­да­ния на­ше­го, рус­ско­го. Мо­жет быть, по­ми­но­ве­ние пре­по­доб­ным Сер­ги­ем пад­ших в Ма­ма­е­вой бит­ве бы­ло на­ча­лом об­ща­го по­ми­но­ве­ния? День по­ми­но­ве­ния, мо­жет быть, опре­де­лил­ся пер­вою удоб­но­стию по воз­вра­ще­нии из по­хо­да. Или, мо­жет быть, по кон­чине Дмит­рия Дон­ско­го в бли­жай­шую под­ле ан­ге­ла его суб­бо­ту (обыч­ный в неде­ле день по­ми­но­ве­ния усоп­ших, по­то­му что в сей день Гос­подь наш пре­бы­вал в усоп­ших) опре­де­ли­ли по­ми­нать его и спо­движ­ни­ков его, и, как вся­ко­му при сем, кста­ти бы­ло по­мя­нуть и сво­их прис­ных, то по­ми­но­ве­ние сде­ла­лось все­об­щим» (Пись­ма Фила­ре­та, мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го, к А. Н. Му­ра­вьё­ву (1832–1867)).

В XIX в. мне­ние о свя­зи Ди­мит­ри­ев­ской ро­ди­тель­ской суб­бо­ты с Ку­ли­ков­ской бит­вой по­сте­пен­но рас­про­стра­ни­лось и ста­ло гос­под­ству­ю­щим. 22 авг. 1903 г. был из­дан имп. указ (ЦВед. 1904. № 6), пред­пи­сы­ва­ю­щий в вой­ско­вых ча­стях со­вер­шать в Ди­мит­ри­ев­скую ро­ди­тель­скую суб­бо­ту па­ни­хи­ды по усоп­шим во­и­нам, «за ве­ру, ца­ря и Оте­че­ство, на по­ле бра­ни жи­вот свой по­ло­жив­шим». Со­глас­но утвер­жде­ни­ям неко­то­рых совре­мен­ни­ков, и до из­да­ния это­го ука­за «рус­ская ар­мия чти­ла па­мять всех пав­ших в Ку­ли­ков­ской бит­ве» в Ди­мит­ри­ев­скую суб­бо­ту.

Об уста­нов­ле­нии бл­гв. кн. Ди­мит­ри­ем Ди­мит­ри­ев­ской ро­ди­тель­ской суб­бо­ты го­во­рит­ся в ря­де учеб­ных по­со­бий XIX–XX вв. по ли­тур­ги­ке. Тем не ме­нее уже в нач. XX в. Е. Е. Го­лу­бин­ский на ос­но­ва­нии сви­де­тельств сред­не­век. рус. па­мят­ни­ков ука­зы­вал на иное про­ис­хож­де­ние Ди­мит­ри­ев­ской суб­бо­ты в ра­бо­тах «Прп. Сер­гий Ра­до­неж­ский и со­здан­ная им Тро­иц­кая лав­ра» и «Ис­то­рия Рус­ской Церк­ви».

На Ру­си в на­род­ной сре­де Ди­мит­ри­ев­ская ро­ди­тель­ская суб­бо­та (др. на­зва­ние – Де­до­ва суб­бо­та) счи­та­лась од­ним из глав­ных по­ми­наль­ных дней, что свя­за­но, ве­ро­ят­но, с язы­че­ством, ко­гда се­ре­ди­на осе­ни, как и вес­ны, бы­ла од­ним из важ­ней­ших мо­мен­тов го­до­во­го цик­ла. Как вес­на, так и осень име­ли боль­шое зна­че­ние для куль­та пред­ков, от­ра­зив­ше­е­ся в на­род­ных тра­ди­ци­ях и об­ря­дах на Ди­мит­ри­ев­скую суб­бо­ту В. И. Чи­чеpов уточ­ня­ет, что Ди­мит­ри­ев­ская ро­ди­тель­ская суб­бо­та бы­ла свя­за­на так­же с «корм­ле­ни­ем» ма­те­ри-зем­ли (Чи­че­ров. 1957). На Ру­си тра­ди­ци­он­но на Ди­мит­ри­ев­скую суб­бо­ту го­то­ви­лось обиль­ное уго­ще­ние для по­ми­нок, в неко­то­рых мест­но­стях во вре­мя тра­пезы на сто­ле ле­жа­ли лож­ки для по­кой­ни­ков. По зна­че­нию это по­ми­но­ве­ние обыч­но ста­вит­ся несколь­ко ни­же по­ми­наль­ных дней ве­сен­не­го вре­ме­ни (все­лен­ских за­упо­кой­ных суб­бот и др.).

С Ди­мит­ри­ев­ской суб­бо­той свя­за­ны неко­то­рые рус­ские по­сло­ви­цы: «По­кой­нич­ки на Русь Дмит­ри­ев день ве­дут – жи­вых блю­дут», «На де­до­вой неде­ле ро­ди­те­ли от­дох­нут» («Де­до­ва неде­ля» – тра­ди­ци­он­ное на­зва­ние сед­ми­цы пе­ред Ди­мит­ри­ев­ской ро­ди­тель­ской суб­бо­той, по­сло­ви­ца име­ет в ви­ду по­ве­рье о том, что ду­ши усоп­ших по­лу­чат от­дых, ес­ли в сед­ми­цу пе­ред Ди­мит­ри­ев­ской суб­бо­той слу­чит­ся от­те­пель), «По­пов­ская ра­бо­та», «Не все­гда по­по­вым ре­бя­там Дмит­ри­е­ва суб­бо­та» (в этих по­сло­ви­цах со­дер­жит­ся иро­ния по по­во­ду мно­го­чис­лен­ных за­каз­ных па­ни­хид и оби­лия при­но­ше­ний в цер­ковь в Ди­мит­ри­ев­скую суб­бо­ту).

В пе­ри­од меж­ду празд­ни­ком Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри и днем па­мя­ти вмч. Ди­мит­рия или Ди­мит­ри­ев­ской ро­ди­тель­ской суб­бо­ты не иг­ра­ли сва­деб, чтобы из­бе­жать небла­го­при­ят­но­го ис­хо­да. На Рус­ском Се­ве­ре в Ди­мит­ри­ев­скую ро­ди­тель­скую суб­бо­ту по­ми­на­ют са­мо­убийц и др. «нечи­сто умер­ших» (утоп­лен­ни­ков, ви­сель­ни­ков), хо­тя в ка­че­стве та­ко­го осо­бо­го дня на­зы­ва­ют Тро­иц­кую суб­бо­ту.

В Бе­ло­рус­сии осен­нее по­ми­но­ве­ние усоп­ших на­зы­ва­ли «Во­сеньскiя дзя­ды» (осен­ние де­ды) или же «Дзмит­ров­ка». В этот день устра­и­ва­лись по­мин­ки; су­ще­ство­ва­ли тра­ди­ции «при­гла­шать» усоп­ших за стол, класть для них сто­ло­вые при­бо­ры или от­кла­ды­вать часть еды для по­кой­ни­ков. Во вре­мя тра­пезы род­ствен­ни­ки го­во­ри­ли о пред­ках, на­чи­ная с древ­них и до недав­но умер­ших. По­ми­наль­ная тра­пе­за в Ди­мит­ри­ев­скую ро­ди­тель­скую суб­бо­ту но­си­ла на­зва­ние «ужин по ро­ди­те­лям» в от­ли­чие от тра­пезы на Ра­до­ни­цу («обед по ро­ди­те­лям») и на Тро­иц­кую суб­бо­ту («пол­дник по ро­ди­те­лям»). В древ­но­сти в Бе­ло­рус­сии Во­сеньскiя дзя­ды опре­де­ля­ли не по па­мя­ти вмч. Ди­мит­рия, а по празд­ни­ку По­кро­ва – 3-я суб­бо­та по­сле По­кро­ва. В 1992 г. был при­нят офиц. день па­мя­ти усоп­ших – 2 но­яб., оче­вид­но под вли­я­ни­ем ка­то­лич. тра­ди­ции. В наст. вре­мя Во­сеньскiя дзя­ды – это в первую оче­редь день, ко­то­рый лю­ди про­во­дят в кру­гу се­мьи, ред­ко от­ме­ча­ет­ся по­се­ще­ние мо­гил пред­ков в этот день.

В Бол­гар­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, пе­ре­шед­шей в 1968 г. на но­вый стиль, осен­нее по­ми­но­ве­ние усоп­ших ста­ло со­вер­шать­ся пе­ред днем па­мя­ти арх. Ми­ха­и­ла (в ста­ри­ну день по­ми­но­ве­ния усоп­ших от­ме­ча­ли пе­ред днем па­мя­ти вмч. Ди­мит­рия). Та­кой день мо­жет на­зы­вать­ся «Ар­хан­ге­ло­ва за­душ­ни­ца» (8 но­яб. сов­па­да­ет с днем па­мя­ти вмч. Ди­мит­рия по ст. ст.). В Серб­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Ди­мит­ри­ев­ская ро­ди­тель­ская суб­бо­та со­вер­ша­ет­ся пе­ред днем па­мя­ти вмч. Ди­мит­рия и на­зы­ва­ет­ся «Су­б­о­та пред Мит­ро­в­дан» или «Мит­ров­ске за­душ­ни­це».

Устав бо­го­слу­же­ния в пись­мен­ных па­мят­ни­ках встре­ча­ет­ся крайне ред­ко, обыч­но упо­ми­на­ет­ся толь­ко па­ни­хи­да на­ка­нуне. В Оби­ход­ни­ке XVII в. пред­пи­сы­ва­ет­ся: «А тро­па­ри го­во­ри­ти на ча­сех и на за­ут­ре­ни свя­то­му», что ука­зы­ва­ет на служ­бу с «Бог Гос­подь». Т. о., со­глас­но это­му Оби­ход­ни­ку, по­ми­но­ве­ние усоп­ших бы­ло огра­ни­че­но па­ни­хи­дой. В «Бо­го­слу­жеб­ных ука­за­ни­ях», из­да­вав­ших­ся Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хи­ей в 50-х гг. XX в., на Ди­мит­ри­ев­скую суб­бо­ту опре­де­ле­но со­вер­шать та­кую служ­бу, как в суб­бо­ту мя­со­пуст­ную, что воз­вы­ша­ло ста­тус по­ми­но­ве­ния до все­лен­ских суб­бот; та же прак­ти­ка за­фик­си­ро­ва­на в нек-рых по­со­би­ях по бо­го­слу­жеб­но­му уста­ву.

В совр. тра­ди­ции РПЦ в Ди­мит­ри­ев­скую ро­ди­тель­скую суб­бо­ту со­вер­ша­ет­ся за­упо­кой­ная служ­ба со­глас­но 13-й гл. Ти­пи­ко­на (о служ­бе с «Ал­ли­лу­ия» в суб­бо­ту). Этот устав фор­маль­но мо­жет при­ме­нять­ся во мн. суб­бо­ты го­да, но на прак­ти­ке Ди­мит­ри­ев­ская суб­бо­та оста­лась един­ствен­ным днем в го­ду, ко­гда бо­го­слу­же­ние со­вер­ша­ет­ся по этой гла­ве; 2 все­лен­ские суб­бо­ты и 3 за­упо­кой­ные ве­ли­ко­пост­ные суб­бо­ты име­ют свой устав, опи­сан­ный в 49-й гл. Ти­пи­ко­на, а в др. суб­бо­ты служ­ба с «Ал­ли­лу­ия» прак­ти­че­ски ни­где не по­ет­ся. В слу­чае сов­па­де­ния Ди­мит­ри­ев­ской ро­ди­тель­ской суб­бо­ты с празд­нич­ным днем (напр., с 22 окт. – днем па­мя­ти Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри) по­ми­но­ве­ние усоп­ших пе­ре­но­сит­ся на пред­ше­ству­ю­щую суб­бо­ту. В 1895, 1900 и 1906 гг., ко­гда Ди­мит­ри­ев­ская ро­ди­тель­ская суб­бо­та сов­па­да­ла с 21 окт. – днем вос­ше­ствия на пре­стол имп. Ни­ко­лая II, Свя­тей­ший Си­нод пе­ре­но­сил по­ми­но­ве­ние на пят­ни­цу, 20 окт. – день кон­чи­ны имп. Алек­сандра III.

В бо­го­слу­жеб­ной прак­ти­ке ста­ро­об­ряд­цев-бес­по­пов­цев на Ди­мит­ри­ев­скую суб­бо­ту со­вер­ша­ет­ся служ­ба по уста­ву все­лен­ской ро­ди­тель­ской суб­бо­ты, по­сле­до­ва­ние Ми­неи от­ме­ня­ет­ся, по­ют­ся пес­но­пе­ния Ок­то­и­ха и хра­ма. В слу­чае сов­па­де­ния с празд­ни­ком Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри за­упо­кой­ная служ­ба пе­ре­но­сит­ся, ес­ли со­вер­ша­ет­ся празд­нич­ная служ­ба Бо­жи­ей Ма­те­ри. Осо­бен­ное зна­че­ние при­да­ет­ся и всей сед­ми­це пе­ред Ди­мит­ри­ев­ской ро­ди­тель­ской суб­бо­той, ко­то­рая но­сит на­зва­ние «(Ди­мит­ри­ев­ская) ро­ди­тель­ская сед­ми­ца», в эти дни не со­вер­ша­ют­ся бра­ко­со­че­та­ния (кро­ме Ди­мит­ри­ев­ской суб­бо­ты по­доб­ные ро­ди­тель­ские сед­ми­цы от­ме­ча­ют­ся толь­ко пе­ред 2 все­лен­ски­ми суб­бо­та­ми).

В бо­го­слу­жеб­ной прак­ти­ке др. ста­ро­об­ряд­че­ских со­гла­сий (при­ем­лю­щих свя­щен­ство) на Ди­мит­ри­ев­скую суб­бо­ту мо­жет со­вер­шать­ся за­упо­кой­ная служ­ба по гла­ве уста­ва об «Ал­ли­лу­ия» в суб­бо­ту.

Чтобы по­мя­нуть сво­их по­чив­ших род­ствен­ни­ков цер­ков­но, необ­хо­ди­мо прий­ти в храм на бо­го­слу­же­ние ве­че­ром в пят­ни­цу на­ка­нуне ро­ди­тель­ской суб­бо­ты. В это вре­мя со­вер­ша­ет­ся ве­ли­кая па­ни­хи­да, или па­рас­тас. Все тро­па­ри, сти­хи­ры, пес­но­пе­ния и чте­ния па­рас­та­са по­свя­ще­ны мо­лит­ве за умер­ших. Утром в са­му по­ми­наль­ную суб­бо­ту со­вер­ша­ет­ся за­упо­кой­ная Бо­же­ствен­ная ли­тур­гия, по­сле ко­то­рой слу­жат об­щую па­ни­хи­ду.

В помощь новоначальному христианину

Для цер­ков­но­го по­ми­но­ве­ния на па­рас­тас, от­дель­но на ли­тур­гию, при­хо­жане го­то­вят за­пис­ки с по­ми­но­ве­ни­ем усоп­ших. В за­пис­ке круп­ным раз­бор­чи­вым по­чер­ком пи­шут­ся име­на по­ми­на­е­мых в ро­ди­тель­ном па­де­же (от­ве­чать на во­прос «ко­го?»), при­чем пер­вы­ми упо­ми­на­ют­ся свя­щен­но­слу­жи­те­ли и мо­на­ше­ству­ю­щие с ука­за­ни­ем са­на и сте­пе­ни мо­на­ше­ства (на­при­мер, мит­ро­по­ли­та Иоан­на, схи­и­гу­ме­на Сав­вы, про­то­и­е­рея Алек­сандра, мо­на­хи­ни Ра­хи­ли, Ан­дрея, Ни­ны). Все име­на долж­ны быть да­ны в цер­ков­ном на­пи­са­нии (на­при­мер, Та­ти­а­ны, Алек­сия) и пол­но­стью (Ми­ха­и­ла, Лю­бо­ви, а не Ми­ши, Лю­бы).

Кро­ме то­го, в ка­че­стве по­жерт­во­ва­ния в храм при­ня­то при­но­сить про­дук­ты. Как пра­ви­ло, на ка­нон кла­дут хлеб, сла­до­сти, фрук­ты, ово­щи и т.д. Мож­но при­но­сить му­ку для просфор, ка­гор для со­вер­ше­ния ли­тур­гии, све­чи и мас­ло для лам­пад. Не по­ло­же­но при­но­сить мяс­ные про­дук­ты или креп­кие спирт­ные на­пит­ки.

Ес­ли нет воз­мож­но­сти в эти дни по­се­тить храм или клад­би­ще, мож­но по­мо­лить­ся об упо­ко­е­нии по­чив­ших в до­маш­ней мо­лит­ве. Во­об­ще Цер­ковь за­по­ве­ду­ет нам не толь­ко в осо­бые дни по­ми­но­ве­ния, но каж­дый день мо­лить­ся об усоп­ших ро­ди­те­лях, срод­ни­ках, зна­е­мых и бла­го­де­те­лях. Для это­го в чис­ло еже­днев­ных утрен­них мо­литв вклю­че­на сле­ду­ю­щая крат­кая мо­лит­ва: «Упо­кой, Гос­по­ди, ду­ши усоп­ших раб Тво­их: ро­ди­те­лей мо­их, срод­ни­ков, бла­го­де­те­лей (име­на их) и всех пра­во­слав­ных хри­сти­ан, и про­сти им вся со­гре­ше­ния воль­ная и неволь­ная, и да­руй им Цар­ствие Небес­ное».

Име­на удоб­нее про­чи­ты­вать по по­мян­ни­ку – неболь­шой кни­жеч­ке, где за­пи­сы­ва­ют­ся име­на жи­вых и усоп­ших срод­ни­ков. Су­ще­ству­ет бла­го­че­сти­вый обы­чай ве­сти се­мей­ные по­мян­ни­ки, про­чи­ты­вая ко­то­рые и в до­маш­ней мо­лит­ве, и во вре­мя цер­ков­но­го бо­го­слу­же­ния, пра­во­слав­ные лю­ди по­ми­на­ют по­имен­но мно­гие по­ко­ле­ния сво­их усоп­ших пред­ков.

Необ­хо­ди­мо пом­нить, что мо­лит­ва за усоп­ших – это на­ша глав­ная и неоце­ни­мая по­мощь от­шед­шим в мир иной. По­кой­ник не нуж­да­ет­ся, по боль­шо­му сче­ту, ни в гро­бе, ни в мо­гиль­ном па­мят­ни­ке, ни тем бо­лее в по­ми­наль­ном сто­ле – все это есть лишь дань тра­ди­ци­ям, пусть и весь­ма бла­го­че­сти­вым. Но веч­но жи­вая ду­ша умер­ше­го ис­пы­ты­ва­ет ве­ли­кую по­треб­ность в по­сто­ян­ной мо­лит­ве, ибо не мо­жет са­ма тво­рить доб­рых дел, ко­то­ры­ми бы­ла бы в со­сто­я­нии уми­ло­сти­вить Гос­по­да.

Ис­точ­ни­ки: http://www.pravenc.ru/http://www.pravoslavie.ru/