browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

Православная иконография Иисуса Христа

Название Икона Описание
Ангел Великого совета Christ Angel of Great Advice (Ochride).jpg Ангел Великого совета — одно из символических именований Христа, заимствованное из Ветхого Завета (Ис. 9:6). Послужило источником для особого типа изображения Христа в виде Архангела с крыльями, которое встречается как самостоятельно, так и в составе различных символико-догматических композиций («Сотворение мира», «И почил Бог в день седьмый…» и других)[1], оказало влияние на сложение в рус. искусстве XVI в. иконографии Иисуса Христа «Благое Молчание».
Благое Молчание
(Спас Благое Молчание, Ангел Благого Молчания)
Spas Blagoe Molchanie ikona.jpg
Иван Дьяконов (?). Икона из местного ряда центрального иконостаса церкви Ильи Пророка в Ярославле.
Спас Благое Молчание — иконографический тип изображения Иисуса Христа в ангельском чине, до воплощения, в виде Безбородого Юноши с крыльями за спиной, в белой далматике с широкими рукавами, кайма и пояс которой украшены жемчугом. Руки сложены крест-накрест и прижаты к груди как при причастии. Свиток или книга принципиально отсутствуют. Нимб еще не крестчатый, а подобен восьмиконечной звезде (единственный иконографический тип изображения Христа с нимбом Господа Саваофа). Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает Божественность Творца-Вседержителя, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества. Этот сюжет появляется в России в XV в., он восходит к византийской иконографии Ангела Великого Совета.
Великий Архиерей Spas Arhierey Velikiy.jpg Спас Великий Архиерей  — символическое изображение Христа в образе Священника.Библейским источником иконографии служит, по всей видимости, 109 псалом: «Ты еси Иерей вовек по чину Мелхиседекову…» (Пс. 109, 4).

  • «Ты еси Иерей во век» — вариант иконы Троицы Новозаветной «Христос Распятый Серафим», названной по тому же псалму
  • Спас Иерей

  • Ты еси Иерей во век

Ветхий денми Vethiy Denmi 01.jpg Христос Ветхий денми (Ветхий днями) — изображение Иисуса Христа в облике Седовласого Старца. Одежды традиционны для икон Христа, нимб обычно кресчатый.Эпитет «Ветхий деньми», как и источник иконографии восходят к Ветхому Завету. В видении пророка Даниила Бог описывается в виде Старца — «воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна»  (Дан. 7:9). Понимание библейского Ветхого денми как Бога-Отца, Первого Лица Святой Троицы, приводит к таким формально запрещённым иконографическим схемам изображения Троицы, как Отечество и Сопрестолие.Догмат о неизобразимости Бога-Отца и неоднократно описываемые в Библии антропоморфные облики Божества (Быт 3: 8; 32: 24-28; Исх 6: 1, 33: 23; Дан 7: 9, 13 и др.), приводят к выводу о том, что видимым людям являлось второе Лицо Троицы, Бог-Сын. В иконописи подобная точка зрения выражается в надписывании имени Иисуса Христа над изображением Ветхого денми.

Первые изображения Христа Ветхого денми известны не позднее VI века (церковь святой Констанции в Риме). В русской иконографии можно отметить фрески церкви Спаса на Нередице(Новгород Великий, XII век).

Всевидящее Око Eye of Providence (icon).jpg Всевидящее Око — состоит из четырех концентрических кругов. От меньшего центрального круга исходят четыре луча. Внутри изображение благословляющего Христа Эммануила. Надпись на окружности: «Очи мои на верным земли посадити и с собою». Второй круг изображает лицо с 4-ми глазами. Надпись на окружности: «Величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе Спасе Моем». Над третьим кругом возвышается Богородица. Надпись на окружности: «Угль Исайи проявляли солнце из Девической утробы, возсия во тьме, заблуждшим благоразумия просвещение подавая». Четвертый круг изображает звездное небо. Над изображением Богородицы возвышается изображение благословляющего обеими руками Саваофа с нимбом в виде восьмиконечной звезды. Вокруг него окружность с надписью: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея». В концах четырех лучей, исходящих из меньшего круга изображения 4 крылатых животных с нимбами (орел, телец, лев, человек) — символ 4 евангелистов. Вокруг животных поясняющие надписи: Матфей писан ангел, посол ГосподеньМарко писан орлим, возлете на небесаЛука писан Телчим, МирИоанн писан лев, во гробе положиша.
Деисус Deisus Yaroslavl.jpg Икона или группа икон, имеющая в центре Христа Пантократора, а справа и слева от него соответственно — Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционных жесте молитвенного заступничества. Может включать в себя аналогичные изображения апостолов, св. отцов, св. мучеников и пр. Основной догматический смысл деисусного чина — посредническая молитва, заступничество за род людской перед лицом грозного Небесного Царя и Судии.Ангельский деисус — название иконографической композиции, включающей Христа Эммануила и двух архангелов — Михаила и Гавриила. Существует ошибочное мнение, что данная композиция представляет собой символическое изображение Троицы[2].

  • Ангельский деисус (со Спасом Эммануилом)

Добрый Пастырь Shep01.jpg Добрый Пастырь — символическое именование и изображение Иисуса Христа, заимствованное из Ветхого Завета и повторенное Христом в Новом Завете в аллегорическом описании своей роли учителя. Иисус изображается виде безбородого юного пастуха с жезлом, окруженного пасущимися овцами, или же, согласно евангельской притче, — с заблудшей овцой, вскинутой на плечи (Лк. 15:3-7).Была распространена в раннехристианском искусстве, затем сошла на нет. В иконописи появляется в регионах, находящихся под западным влиянием.
Древо Иессеево Drevo Ieseevo.jpg Икона Древо Иессеево часто представляет лежащего на земле Иессея, из груди которого разрастается родословное древо с изображениями предков Христа в медальонах.
Единородный Сыне и Слове Божий Edinorodniy syn.jpg Фактически — Новозаветная Троица. В центре иконы изображены мир разума и духовный мир Земли с твердью. Образ мира разума — Премудрость или Свет Разума со свитками Истины, управляющая человеческими душами. Выше изображен Господь Бог Творец и Созидатель Земли и Неба. В Его нимбе видим два квадрата, образ полноты знаний духовного мира и мира разума. Управляют днем и ночью на Земле Солнце и Луна. Слева виден Дворец Царствия Небесного. Ниже изгнанные из рая в Змея лукавого владения Адама и Еву за первородный грех — нарушение первой заповеди Господа Бога: не ешь плодов с дерева добра и зал, смертию умрешь. Образ смерти — ад, где предстоит вечное пребывание грешным душам в адских мучениях.
Лоза Истинная
(Виноградная лоза)
Spas Loza Istinnaya ikona.jpg Спас Лоза Истинная — редкий иконографический тип, изображающий Христа в соответствии севангельскими словами: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь» (Ин. 15:1), «Аз есмь лоза, вы же гроздие»  (Ин. 15:5). В ранних вариантах (XV век) Христос окружён лозой, в ветвях которой изображены БогородицаИоанн Предтеча и апостолы (то есть евангельская фраза передаётся буквально). В более поздних (XVII—XVIII века) вариантах усиливается евхаристическое содержание, на лозе, вырастающей в руках или из прободённого ребра Спасителя, виноградная гроздь, которую Христос отжимает в потир. Из символико-аллегорической композиция превращается в дидактически-назидательную. В греческом варианте икона подписывается «Αμπελος», что, собственно и означает «виноградная лоза».
Недреманное Око Nedremannoe Oko ikona.jpg Спас Недреманное Око (Христос Анапесон) — особый иконографический тип, представляющийХриста в виде отрока, диагонально возлежащего на ложе с открытыми глазами, подперев правой рукой голову. Ему предстоят Богородица и Ангел, над ложем — летящий ангел с орудиями страстей. В качестве фона чаще всего используется цветущий сад. Икона появилась в ХIV в. на горе Афон
Не рыдай Мене, Мати Ne ryday Mene Mati.jpg Не рыдай Мене, Мати… — иконографическая композиция, представляющая Христа во гробе: обнажённое тело Спасителя наполовину погружено в гроб, голова приопущена, глаза закрыты, руки сложены крест-накрест. За спиной Христа крест, часто с орудиями страстей.
Происхождение честных древ Животворящего Креста Proishozhdenie chestnih drev (1510).jpeg Развитие иллюстрации к 11-му кондаку Акафиста Богоматери «Пение всякое побеждается». Смысл данного сюжета связан с цельбоносным «Спасовым источником» у монастыря Всемилостивого Спаса при городской стене Константинополя, куда на праздник Происхождения Честных Древ Креста Господня направлялся крестный ход из Софии Константинопольской с частицей Истинного Креста, постоянно хранившейся в императорских покоях[3].
София Премудрость Божия Holy Wisdom (Karelia, 17 c.).jpg
  • Премудрость созда Себе дом

Спас Вседержитель
(Пантократор)
Isus od Zrze.jpg Вседержитель или Пантократор (греч. παντοκράτωρ — всевластный) — центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию. Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс, или огрудно. В левой руке свиток или Евангелие, правая обычно в благословляющем жесте. Образ Христа Вседержителя используется в одиночных иконах, в составе деисусных композиций, в иконостасах, стенных росписях и т. д. Так, этот образ традиционно занимает пространство центрального купола православного храма.Существует несколько подтипов:

  • Спас в силах — Христос изображен на фоне красного квадрата (символ Земли), который вписан в синий овал (мир духовный). Поверх синего овала — красный ромб (символ мира невидимого).
  • Спас на престоле
  • Психосостер (Душеспаситель)
  • Елеемон (Милующий)
  • Спас в силах

  • Спас на престоле

Спас оплечный(Спас оглавный) Spas oplechniy (Moscow, 15 c.).jpg Источником иконографии послужила часто используемая в искусстве раннего Средневековья композиционная формула, заключающая оплечное изображение Спасителя или святого в медальоне.

Спас в рост Christ All Mercy (13 c.).jpg
  • Спас Всемилостивый (икона)
  • Спас Смоленский (Спас с припадающими, проскинесис) — иконография Спасителя, изображающая Иисуса Христа в рост с Евангелием в руке и припадающими святыми Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским.
  • Спас Смоленский

Спас Нерукотворный
(Нерукотворенный Убрус Господень)
Ushakov Nerukotvorniy.jpg Нерукотворный Образ Иисуса ХристаСпас на убрусеМандилион — один из основных типов изображения Христа, представляющий Его лик. Изображение обычно оглавно. Два основных варианта:

  • на убрусе (плате)
  • или чрепии, на керамиде (черепице, кирпичной кладке — «Чрепие», Святая Керамида, Керамидион).
  • На Руси сложился особый вид Нерукотворного Образа — «Спас Мокрая брада» — изображение, в котором борода Христа сходится в один тонкий кончик.
  • На чрепии

  • Мокрая брада

Спас Эммануил Ushakov Christ Emmanuel.jpg Спас ЭммануилЕммануил — иконографический тип, представляющий Христа в отроческом возрасте. Наименование образа связано с пророчеством Исаии, исполнившемся в Рождестве Христовом (Мф. 1:21-23). Имя Эммануил присваивается любым изображениям Христа-отрока — как самостоятельным, так и в составе композиций икон Богородицы с Младенцем, Отечества, Собора Архангелов и др.
Царь Иудейский Jesus Christ fragment.JPG Христос Царь Иудейский — композиция католического происхождения, представляющая Христа в терновом венце и багрянице. Изображение чаще всего поколенное, руки Спасителя связаны, в правой руке трость. (См. также Ecce homo и Муж скорбей).Источник названия и иконографии — евангельская сцена поругания Христа римскими солдатами (Мф. 27, 27-30).

  • Спас Полуночный (Христос в темнице) — западная иконография

Царь Славы
(Христос во гробе)
Tapeinosis-Kastoria-12C.jpg Иконографический композиция, представляющая поясное изображение Христа, обнаженного по пояс, с низко опущенной головой.
Царь царем иПредста Царица Tsar Tsarem (Palekh, 19 c.).jpg Царь царем (Царь царей) — особый эпитет Христа, заимствованный из Апокалипсиса (Откр. 19:11-17), а также иконографический тип, изображающий Иисуса Христа как «Царя царствующих и Господа господствующих» (1Тим. 6:15). Самостоятельные иконы Царя царем встречаются редко, чаще подобные изображения входят в состав особой деисусной композиции. Обычно Христос изображается в окружении мандорлы, в царском одеянии, со множеством диадем на голове, образующих тиару, со скипетром, завершающимся крестом, в левой руке, от левого плеча в сторону («из уст») направлен меч. Иногда символические атрибуты Царя Царей изображаются и на образе смешанной иконографии «Архиерей Великий — Царь Царей»[4].

  • Отрыгну сердце мое слово благо

Церковь Христова Church of Christ icon.jpg
  • Апостольская проповедь

Хвалите Господа с небес Praise the Lord from the Heaven (Yaroslavl, 15 c.).jpg сложная иконографическая композиция, иллюстрирующая 148-й псалом. Верхняя часть посвящена воспеванию небес, в центре которой — Христос, восседающий на престоле в окружении ангелов. Ниже размещены группы пророков, апостолов, святителей и все праведные народы, внизу — реальные и мифические звери.
Христос Агнец Божий
(Се Агнец)
Icon of Christ Agnus Dei (15 c.).jpg
Христос Халки, Христос Халкит Zlaty vlasy (13th c., Assumption Cathedral).jpg Христос Халки (Христос Халке) — иконографический образ Христа, в котором за Его головой изображён крест, а нимб отсутствует. (По другой версии — Спас в рост)