browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

Вещи, иконы, документы Святейшего Патриарха Никона

Герб патриарха Никона. Гравюра. 1659

сattach

Posted by on 01.11.2012

На щите никоновского герба соединены аллегорические изображения, указывающие на «Великого пастыря»: десница, сложенная двуперстно, светильник, ключ и книга в переплете и с застежкой. Стихотворная надпись сверху герба соответствует общему замыслу: «Егда печать сию вернию сматряем, Велика Пастыря всем уподобляем». Внизу приведено толкование герба: «Десницу, светильник, ключ, Евангелие, Образ Спасов, крест, жезл, началие».

По сторонам герба расположены заглавные буквы титула патриарха: «Никон Милостию Божией Великий Государь Святейший Архиепископ Московский и Всея Великия и Малыя и Белыя России Патриарх».

Весь орнаментальный стиль герба многим схож с украинским барокко. Заштрихованные листья на таком же заштрихованном фоне трактованы как корона митры, а также ангелы, включенные в обрамление, напоминает украинские и польские гербы XVII века. Здесь явно прослеживается ассимиляция русской гравюры украинскими и польско-литовскими изобразительными мотивами. Как установили специалисты по геральдике, герб Никона во многом напоминает герб Киевского митрополита Петра Могилы.

Однако чисто русскими являются образ Спаса – древнего символа московского воинства, помещавшегося на знаменах. Крест слева и патриарший посох справа размещены в соответствии с формами московского культа.

Изображение герба опубликовано в книге «Рай Мысленный», изданной в Иверском монастыре в 1658 году. Скорее всего, герб был вырезан одним из монахов бывшего Кутеинского монастыря, который был переведен в Валдайский Иверский монастырь, основанным Никоном. Белорусские мастера привезли с собой печатный станок и открыли на Валдае типографию.

Гравер, резавший никоновский герб, хорошо знал печатное дело и вполне искусно владел резцом ксилографа. В гербе размеренное тоновое отношение в сумме штрихов, идущих в разных направлениях. Правда, некоторые детали гравюры оставляют желать лучшего: мастеру не удаются точные округлые формы, как, например, в рисунке венца; отсутствует затеняющая моделировка. Патриарх Никон, отличавшийся тщеславием, был единственным из русских иерархов русского Средневековья, который имел свой герб. С ним он изображен на парсуне «Патриарх Никон с братией Воскресенского монастыря».

 

Библиография:

Портреты, гербы и печати Большой Государственной Книги 1672 г. Издание С.-Петербургского Археологического Института. – СПб., 1903; Мурзин-Гундоров В.В. Герб патриарха Никона – символ Русской Православной Церкви // Обсерватория культуры. — 2007. — N 3. — С.124-129. Символы, святыни и награды Российской державы / Балязин Н.В., Казакевич А.Н., Кузнецов А.А., Соболева Н.А. – М.: Олма-пресс, 2004.

Быков А.А. Патриарх Никон. Биографический очерк. – СПб, 1891; Гиббенет Н.Д. Историческое исследование дела патриарха Никона. Ч. 1-2. – СПб., 1882-1884; Известие о рождении и воспитании и о житии святейшего Никона, патриарха Московского и всея Руси. – М., 1997; Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 1-2. – Сергиев-Посад, 1909-1912; Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 1-2. – Сергиев Посад, 1909-1912; Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Т. 2. – М., 1991; Лебедев Л., протоиерей. Патриарх Никон // Москва патриаршая. – М., 1995; Макарий, митрополит. История русской церкви. Кн. 7. – М., 1996; Мордовцев Д.Л. Великий раскол. – М.: «Правда», 1990; Никольский Н.М. История русской церкви. 2 изд. – М.; Л., 1931; Севастьянова С.К. Эпистолярное наследие патриарха Никона. Переписка с современниками: исследования и тексты / Научный редактор член-кор. РАН Е.К. Ромодановская. – М.: «Индрик», 2007; Устюгов Н.В., Чаев Н.С. Русская церковь в XVII в. // Русское государство в XVII в. – М., 1961.

 

 

Источники Составитель – Пелевин Ю.А.; изобр. – Вениамин, архимандрит. Жизнь Святейшего Никона патриарха всероссийского. Издание Ставропигиального Воскресенского Нового Иерусалима монастыря. – М.: Типография и хромолитография И. Ефимова, 1878. Вклейка.

Саккос Патриарха Никона

 Саккос 1654 г

Материал: Аксамит, жемчуг, дробницы, драгоценные камни.
Место хранения: Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».
Владелец: Принадлежал патриарху Никону.
Саккос сшит из петельчатого аксамита. В крупном узоре ткани — пышные розетки, окаймленные широкими листьями и побегами, и короны, выполненные золотными петлями различной высоты. Жемчужное шитье на оплечье, переднике, посторонниках и зарукавьях, дополненное многочисленными золотыми дробницами и драгоценными камнями.

Митра патриарха Никона, подаренная боярином Никитой Ивановичем Романовым

Никонова митра, названная в описи большой короной, отличается от первой величиной, искусством работы, роскошью и узорочностью украшений, тем велелепием, какое сей патриарх старался придать святительскому сану. По серебряной вызолоченной доске ее, над обручем в коронках, размещены изображения Спасителя и двенадцати апостолов, какие украшали корону царицы Ирины, супруги Федора I; над ними в четырех клеймах накладные с финифтью иконы Богоматери и Гавриила архангела благовествующего, потом тезоименитых царю Алексею Михайловичу и царице Марии Ильиничне св. Алексия Божия человека и Марии Египетской. С верха митры спущено перекрестье, состоящее из разных драгоценных каменьев и обнизанное кафимским жемчугом; на маковице ее возвышается четырехконечный крест из греческих алмазов; при подножии его двойная восьмиугольная звезда — символ надежды3. На обруче, обнимающем вместо меховой опушки края, или рога, митры, в гнездах и репьях вставлены изумруды, лалы и яхонты, кои представляют в ней венец от камений драгих. Святолепная утварь сия запечатлена следующей летописью в звезде: Въ царство благочестивtйшаго Великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексїя Михайловича всея великїя и малыя Росїи Самодержца, духовнаго пастырства при Великомъ Господинt, Архїепископt царствuющаго града Москвы и всея великїя и малыя Росїи Святейшемъ Патрїарсt Никонt, въ вtчную память Боярина Никиты Ивановича Романова /—ах`не г. Iюнїа а` день. Как святительская утварь сия, так равно и надпись, напоминают нам блестящую эпоху славы и могущества Никона, когда самодержец, признательный за его подвиги ко благу церкви и государства, за спасение своего семейства от моровой язвы, именовал его своим другом и дал ему титул Великого Государя. Но Никон, отрекавшийся от сего высокого титула, назван в надписи на сей митре Великим Господином, а на другой митре, греческой, что значит и господин, и государь. Кроме благоволения и признательности царя к патриарху, этот дар свидетельствует о благоговении его к памяти дяди своего, боярина и дворецкого Никиты Ивановича Романова, погребенного 11 декабря 1655 г. в Новоспасском монастыре, этом родовом кладбище рода Романовых, где Никон до патриаршества своего был архимандритом. Здесь нельзя не заметить, что как на этой короне, так и на греческой митре Никона год изображен арабскими цифрами не от сотворения мира, но от Рождества Христова, что служит доказательством употребления арабских цифр и летосчисления от Р.Х. еще до Петра I.

Если же принять числовой знак 1 за церковный, а не арабский, то судьба это число месяца обрекла Никону концом его патриаршего служения. Известно, что спустя после того три года он добровольно оставил святительский престол 10 июня.

Из ризницы

Антиминс. XVII века. Подписан патриархом Никоном
Антиминс. XVII века. Подписан патриархом Никоном
Дарохранительница из придела святой равноапостольной Марии Магдалины. Выполнена по эскизам архитектора М.Ф. Казакова. Конец XVIII — начало XIX века. Серебро, золочение
Дарохранительница из придела святой равноапостольной Марии Магдалины. Выполнена по эскизам архитектора М.Ф. Казакова. Конец XVIII — начало XIX века. Серебро, золочение
Икона «Господь Вседержитель с припадающими святителем Филиппом и Святейшим Патриархом Никоном. 1657 год
Икона «Господь Вседержитель с припадающими святителем Филиппом и Святейшим Патриархом Никоном. 1657 год
Евангелие напрестольное. XIX век
Евангелие напрестольное. XIX век
Фрагмент омофора Патриарха Никона. Ткань — Италия, XVI в. Шитье — Кипр, 1597 г. Камка, атлас, золотные, серебряные, шелковые нити, пряденое серебро. Ткачество, шитье
Фрагмент омофора Патриарха Никона. Ткань — Италия, XVI в. Шитье — Кипр, 1597 г. Камка, атлас, золотные, серебряные, шелковые нити, пряденое серебро. Ткачество, шитье
Фрагмент омофора Патриарха Никона. Ткань — Италия, XVI в.
Фрагмент омофора Патриарха Никона. Ткань — Италия, XVI в.
Панагия с резной иконой Божией Матери Умиление. Христианский Восток. XV — первая половина XVII в.. Музей «Новый Иерусалим».
Панагия с резной иконой Божией Матери Умиление. Христианский Восток. XV — первая половина XVII в.. Музей «Новый Иерусалим».
Икона Божией Матери «Троеручица» 1854 года. Оклад 1756 г.
Икона Божией Матери «Троеручица» 1854 года. Оклад 1756 г.
Модель Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Иерусалим, 1-я четверть 17 века. Кипарис, слоновая кость, перламутр, резьба, токарная работа. Привезена в Москву в 1649 году Иерусалимским патриархом Паисием.
Модель Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Иерусалим, 1-я четверть 17 века. Кипарис, слоновая кость, перламутр, резьба, токарная работа. Привезена в Москву в 1649 году Иерусалимским патриархом Паисием.
Шитая икона «Богоматерь Владимирская». 1640-е гг.
Шитая икона «Богоматерь Владимирская». 1640-е гг.

z_w9RolhQCA-6EQamzY_6M8O_llIFFQREBw9oLLWvG-UDgSnSAplx_8VqfO07gSQDwx_02d94687x_9c7ee0e6x_014a7c3ax_74b45d64x_5814a6c2x_a57b3a95x_a95662f4x_d0f7efe3x_dbbffe22 (1)x_de87d2b9x_e58a8897y_6fb7a18ay_5905d0d8y_7747ba81y_b0b459b8y_bb5d878ey_ecac4c35z_6d254224z_b0ff8a10