browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

Галерея изображений Патриарха Никона

 Nikon_Patriarh

Составитель — Кевин М. Кейн, Исторический факультет Техаского Ун-та А&М (Тексаркана, США)

Галерея электронных изображений патриарха Никона насчитывает почти пятьдесят художественных изображений патриарха Никона с полным библиографическим описанием источников, откуда они взяты2. Эта коллекция была собрана в ходе работы над диссертацией «Образ патриарха Никона в российской истории и культуре» (Западный Мичиганский Университет, 2004), в которой показано, что значимость Никона для российской истории остается в значительной степени еще недоизученной, потому что традиционное представление о нем, основанное на письменных источниках и в основном ограничивающееся лишь периодом патриаршества Никона, не передает в достаточной степени его влияния в более широком контексте. Анализ художественных изображений патриарха частично восполняет эти пробелы. И если говорить о том, что художественные образы являются важным историческим источником, которым, однако, часто пренебрегают, то основная цель создания данной галереи состоит в том, чтобы представить широкий ряд художественных материалов, изображающих патриарха. Эти изображения, особенно если рассматривать их в контексте создания, отображения и восприятия, дают новые аспекты понимания важности роли Никона в русской политической, религиозной и культурной жизни.

Никон, в миру Никита Минов (род. 1605) — это одна из самых сложных и спорных фигур в российской истории. Будучи выходцем из крестьянской семьи, Никон быстро прошел все ступени духовной иерархии и стал патриархом Московским и всея Руси (1652-1666), вторым по значимости лицом в Русском государстве. Наполненное как благочестивыми актами милосердия и смирения, так и смелыми политическими маневрами и великолепным демонстрированием власти, его пребывание во главе церковной иерархии совпало с крупными политическими реформами, которые изменили российское общество. Будучи патриархом, Никон провел церковные реформы, которые в конечном счете привели к расколу русской Церкви. Он основал три монастыря: Иверский (1654), Кийский Крестный (1656) и Воскресенский Новоиерусалимский (1657). Некоторые действия Никона вызвали его конфликт с влиятельными слоями русского общества. В 1666 г. он предстал перед судом церковного Собора, был лишен патриаршего сана и приговорен к ссылке в отдаленный северный монастырь. В 1681 г. Никону было дозволено вернуться из заключения, но он умер на обратном пути. Вскоре после этого, в 1682 г., Никон был официально восстановлен в патриаршем достоинстве.

Никон немало сделал для развития изобразительного искусства, он четко понимал его значение и потенциал. С одной стороны, он последовательно поддерживал традиционную русскую иконописную живопись. С другой стороны, Никон способствовал появлению в России портретов западного стиля, известных как парсуны, которые стали популярными среди Московской знати в середине XVII столетия. Никон приказал сделать парсуны со своим изображением, и это вызвало значительный резонанс. Две из таких парсун, «Святейший Никон, патриарх Всея Руси» (начало 1650-х гг.) и «Патриарх Никон с клиром» (начало 1660-х гг.), сыграли важную роль в формировании представлений об облике и характере Никона. Оригиналы этих парсун послужили источником для многих более поздних изображений патриарха, что можно увидеть и по нескольким работам, представленным в данной галерее3.

Весьма сложный и противоречивый образ патриарха Никона уже долгое время занимает важное место в русской культуре. С одной стороны, он символизировал русскую церковную иерархию и олицетворял единство между династией Романовых и православной церковью. С другой стороны, он является центральным объектом постоянных нападок со стороны старообрядцев, не принявших введенные им церковные реформы. Короче говоря, образ Никона, как письменный, так и воплощенный в произведениях искусства, отражает и формирует представления не столько о патриархе лично, сколько о значительных событиях российской истории, особенно касающихся отношений между церковью, государством и обществом.

С 1650-х годов Никона изображали в самых разных художественных жанрах, в том числе на иконах, парсунах, портретах, в стенописи, исторических картинах, гравюрах, литографиях, лубках, миниатюрах, рисунках, иллюстрациях, скульптурах и т.п. Возможность проследить и проанализировать художественные представления патриарха через все жанры изобразительного искусства на протяжении почти 400 лет уникальна. Немногие (если таковые вообще есть) персоналии российской истории столь богато представлены в искусстве. В дополнение к тому, что она может сказать нам о патриархе, галерея изображений Никона подходит и для того, чтобы вкратце проиллюстрировать развитие изобразительного искусства в России.

Представленная здесь галерея — это часть намного большей коллекции, содержащей почти 2000 художественных изображений патриарха Никона4. Коллекция была собрана в процессе почти десятилетнего исследования, проведенного в ведущих российских хранилищах, в том числе включающих Исторический, архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим», Государственную Третьяковскую галерею, Государственный исторический музей, Государственный музей истории религии, Государственный Русский музей, хранилище (Кабинет) Московской Духовной Академии, Троице-Сергиеву Лавру, Российский государственный архив литературы и искусства, Институт русской литературы, Государственной публичную историческую библиотеку, Российскую государственную библиотеку, библиотеку РАН, Российскую национальную библиотеку, а также региональные музеи и действующие церкви и монастыри. Дальнейшее развитие представленного электронного ресурса, проводимое в сотрудничестве с проф. Л.И.Бородкиным и кафедрой исторической информатики Истфака МГУ, предполагает составление и размещение на сайте базы данных, включающей сведения обо всех имеющихся в коллекции изображениях Никона.


 

Перейти к Галерее

 


1 Автор приносит благодарность проф. Л.И.Бородкину и всей кафедре исторической информатики Исторического факультета МГУ за постоянный интерес, поддержку и сотрудничество, которые сделали этот проект возможным.

2 Представленные здесь изображения взяты в большинстве своем из печатных изданий, таких, как биографии патриарха Никона, исторические романы, журналы, описания и путеводители по монастырям, а также каталоги музеев и художественных выставок. Все, кроме четырех, были изданы в дореволюционный период.

3 Изображения, основанные на парсуне «Его Святейшество Никон, Патриарх Всея Руси», — это, например, Gr19_7IZ19_3 и Port19_3. Парсуна «Патриарх Никон с клиром» явилась основой, например, для Gr19_2Port19_2 и F20_1. Детальный анализ множества изображений, основанных на последней, см. в статье: К.Кейн. «Изображение патриарха Никона в искусстве XVII-XIX веков» // Никоновские чтения в музее ‘Новый Иерусалим’. (М.: Северный паломник, 2002), С. 82-87.

4 О теоретических и практических аспектах создания и обработки этой коллекции см.: «Образ патриарха Никона в российской культуре: художественные источники и электронные технологии» // Круг Идей т. 8 (М.-Барнаул, 2003), с. 61-114 и «Patriarch Nikon’s Image in Russian Culture: New Sources, New Technologies and New Possibilities,» Информационный бюллютень ассоциации ‘История и Компьютер’ № 30 (Июнь 2002), с. 157-160.