browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

Святыни Нового Иерусалима

IMG_5031_новый размерСвятые места Нового Иерусалима в середине XVII века

С. 11: Новый Иерусалим вошел в историю Вселенского Православия как величественный памятник русского религиозного мировоззрения, воссоздавший под Москвой святые места Палестины, связанные с земной жизнью Господа нашего Иисуса Христа.

Перечень святых мест в обители и ее окрестностях известен из материалов Собора 1666 года, обвинившего Патриарха Никона в том, что он использовал в наименованиях «Новый Иерусалим и Голгофу», а также «Назарет, Вифлеем, Иордан и Галилею».

Описание святых мест Нового Иерусалима оставил голландец Николаас Витсен, тайно посетивший Патриарха Никона в мае 1665 года: «Вне этого монастыря, называемого Иерусалимом, во-круг него, размечены местечки на таком же расстоянии, как они в действительности находятся в Иерусалиме: Вифлеем, Кана, гора Олифетум (Елеон. – Г. З.), сад Гефсиманский и т. д. На некоторых <здесь> стоит только Крест, на других – часовни, хотя там <в Иерусалиме> – деревни и деревушки. Здесь же вне монастыря еще пять-шесть больших прудов».

С.12: Территориальные границы Нового Иерусалима до сих пор точно не определены. Реконструкция же Российской Палестины на период 1658–1666 годов выглядит следующим образом. С.13: Центром Нового Иерусалима является Воскресенский монастырь с одноименным храмом, сооруженным «в меру и подобие» храма Гроба Господня в Иерусалиме. Монастырь находится в излучине реки Истры, переименованной Патриархом Никоном в Иордан, на высоком, отчасти искусственном, холме, получившем название Сион. К востоку от Сиона возвышается холм, именуемый Елеон. На нем был воздвигнут в 1658 году каменный Крест с резной надписью, содержавшей палестинские наименования: «Водрузися Святый Божественный Крест Господа нашего Иисуса Христа на сей горе Елеоне, от востока прямо Лавры святаго Живоноснаго Воскресения на Святом Сионе…» Эта надпись позволяет судить об основном принципе расположения святых мест Нового Иерусалима по отношению к Воскресенскому монастырю – принципе их топографического соответствия христианским святыням Палестины, центром которых почитается Святой град Иерусалим на горе Сион.

Палестинская гора Елеон находится к востоку от Иерусалима. У подножия этой горы, в Гефсиманском саду, молился Христос, с вершины Елеона Он вознесся на небеса через 40 дней после Воскресения. В соответствии с первообразом в Новом Иерусалиме к югу от Елеонского Креста в деревне Котельниково на берегу Истры была построена церковь в честь Вознесения Господня, и Котельниково стало именоваться селом Вознесенским. Ныне это центральная часть города Истры.

К востоку от Елеонского Креста находилось село Сафатово-Воскресенское на реке Песочне – бывшая вотчина боярина Романа Федоровича Боборыкина (около 1605–1682). В 1658 году между Патриархом Никоном и боярином Боборыкиным был заключен договор об устроении в Сафатове женского монастыря «на память родителем» последнего. Строительство должен был вести Патриарх на средства боярина. «И Никон Патриарх, по уговору, на том месте почал запасы готовить и церковь деревянную
С. 14: поставил, и кельи строили, и старицы собраны». Р. Ф. Боборыкин, однако, не спешил выполнять уговор и денег на строительство не прислал. Тогда Патриарх «велел монастырь на ином месте построить».

Девичий монастырь, упраздненный после 1666 года, имел в Российской Палестине значение Вифании, о чем свидетельствует вкладная запись на Евангелии из собрания музея «Новый Иерусалим»: «Лета 7168 (1659 года – Г.З.) сентября в 15 день пожаловала сию книгу Евангелие великая государыня и великая княжна Татиана Михайловна в церковь Вход в Иерусалим в Новодевичий монастырь, нарицаемый Вифания». Подобную надпись (позже частично выскобленную) имела и Минея служебная на сентябрь, вложенная царевной Татианой Михайловной одновременно с Евангелием. На обороте переплетной доски Минеи сохранилась надпись: «Из девича монастыря, из Вифании». С конца XVII века обе книги хранились в библиотеке Воскресенского монастыря, куда было передано имущество Вифанской обители после ее упразднения.

«Новодевичий монастырь, нарицаемый Вифания», топографически соответствовал Палестинской Вифании, расположенной на восточном склоне горы Елеон. Здесь было совершено Христом великое чудо воскрешения праведного Лазаря Четверодневного, прообразовавшее Воскресение Самого Спасителя, здесь жили сестры Лазаря – Мария и Марфа, отсюда начался Вход Господень в Иерусалим на крестные страдания. Ново-Иерусалимская Вифания, находившаяся первоначально к востоку от Воскресенского монастыря вблизи московской дороги, была соотнесена с Палестинским первообразом достаточно точно. От Вифании, через Елеон, начиналось паломничество по святым местам Нового Иерусалима богомольцев, приезжавших из Москвы. Не случайно главная церковь Девичьего монастыря была освящена в честь Входа Господня в Иерусалим. С. 15: Река Песочня пересекает современное Волоколамское шоссе поблизости от того места, где находилась Ново-Иерусалимская Вифания. В настоящее время это восточная граница города Истры.

Миновав Вифанию и село Вознесенское, паломник поднимался на вершину Елеонского холма. В Палестине гора Елеон всегда была местом панорамного обзора Иерусалима. «А восточная стена града… стоит низко, с Елеонской убо с полугоры все видно в граде», – отмечал иеромонах Арсений (Суханов) в своем «Проскинитарии» («Поклоннике Святых мест»), написанном в середине XVII века. В Новом Иерусалиме с Елеона открывалась панорама Воскресенского монастыря и вид на восточный фасад Воскресенского собора. Увенчанные главами плоские кровли-гульбища храма уступами поднимались снизу вверх, создавая образ Святого града с множеством больших и малых церквей.

Каменный Крест на вершине Елеонского холма не только напоминал о Вознесении Господнем и отмечал место, где царь Алексей Михайлович «нарече имя монастырю Новый Иерусалим». Крест имел значение Поклонного Креста, который устанавливался обычно в Древней Руси на высокой точке при подъезде к городу. Патриарх Никон целенаправленно и разными средствами созидал Воскресенскую обитель как образ православного града и, вместе с тем, – как «святое ограждение», созданное «на видение приснопамятнаго святаго того Иеросалима».

В связи с этим уместно напомнить, что в восточной части Иерусалима была сооружена по приказу халифа Омара в 691 году мечеть, воздвигнутая над скалой – святилищем храма Соломона. Христианские паломники, почитая заключенные в мечети Омара ветхозаветные святыни, часто именовали это сооружение «церковь Святая Святых». Иеромонах Арсений, описав в «Проскинитарии» Соломонов храм, замечает: «И как де турскай царь взял С. 16: Иерусалим, и ту церковь вновь поставил, яже и ныне стоит, украсил ее всю от низу до верху ценинными досками цветными». Облицованная изразцами мечеть Омара определяла цветовое впечатление от песчано-белой панорамы древнего Иерусалима, и, по-видимому, изразцы для убранства Воскресенского собора были избраны Патриархом Никоном не без влияния этого обстоятельства.

С западного склона Елеонской горы и с Сионского холма открывается в Новом Иерусалиме вид на северные окрестности обители, соответствующие Палестинской Галилее. Галилея – северная часть Палестины. Здесь, в городе Назарете, прошли детство и отрочество Спасителя, отсюда Он приходил на Иордан креститься у святого Иоанна Предтечи. Позже Христос избрал для жительства другое поселение Галилеи – Капернаум, расположенный на Генисаретском (Тивериадском) озере. По преданию, чудо Преображения Господня совершилось также в Галилее, на горе Фавор. Вблизи Назарета и Фавора находится город Кана, где Христос совершил Свое первое чудо, претворив воду в вино на свадебном пиру. Галилея в Новом Иерусалиме представляет собой живописную долину, по которой течет узкая и быстрая река Истра, действительно очень похожая на Иордан.

К северо-западу от Воскресенского монастыря еще не утратил своих очертаний поросший лесом холм, названный Фавором. К востоку от холма находится село Микулино (Никулино), переименованное Святейшим Никоном в Преображенское. Согласно купчей 1657 года, древний деревянный микулинский храм до приобретения села Патриархом Никоном имел престолы «во имя Пресвятыя Богородицы, да в пределах трех святителей Вселенских, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, да великого чудотворца Николы, да великомученика Георгия». Очевидно, переименование села было связано со строительством нового храма Преображения Господня. По описи 1678 С. 17: года в селе значится каменная «церковь Преображение Господне, да в пределе св. Николая Чудотворца». На Фаворе находился монастырский скотный двор, где содержали овец. Скотный двор был и на Раме. Это один из холмов Ново-Иерусалимской Галилеи, расположенный к северо-востоку от монастыря.

Российская Палестина включала в себя и Капернаум. Так именовалась «деревня Зиновьева на ручье». Территориально она, вероятно, была близка к Преображенскому-Микулино. У нас нет данных для предположения о том, каким мыслилось будущее Ново-Иерусалимского Капернаума Патриарху Никону. Но тот факт, что деревня была расположена «на ручье», говорит о бережном сохранении им условий прототипа. Не исключена возможность устройства здесь в дальнейшем «Генисаретского озера».

Итак, Ново-Иерусалимская Галилея – это обширная территория к северу от Воскресенского монастыря. Здесь находилось село Преображенское с одноименной церковью, холмы Фавор, Рама и деревня Капернаум, т. е. места, напоминающие о христианских святынях северной области Палестины. Монастырские землевладения к западу от Сионского холма не выходили за пределы реки Истры. Здесь, на левом ее берегу, находится Богоявленский скит Патриарха Никона, называвшийся «пустынькой на острову».

Первоначально четырехэтажный «столп» скита был отделен от окружающей среды искусственными водоемами, как бы отдаляющими его от Воскресенского монастыря. Архитектура и ландшафт создавали образ столпничества, пустынножительства. Сооружение на берегу Истры-Иордана скита, одна из церквей которого была освящена в честь Богоявления Господня, расширяло смысловое значение прилегающей к монастырю территории, напоминая о Крещении Христа – основном евангельском событии, связанном с Иорданом.

С. 18: Реконструировать Новый Иерусалим в южном направлении пока не удалось. В Палестине к югу от Иерусалима находится величайшая христианская святыня – город Вифлеем, где от Девы Марии родился Спаситель. Первоначальное местоположение Вифлеема в Новом Иерусалиме неизвестно. Неизвестно также, что имелось в виду под этим названием: только местность или одно из монастырских сел с церковью (скорее всего – деревянной) в честь Рождества Христова. Однако есть все основания утверждать, что намерение создать архитектурный образ Вифлеема у Патриарха Никона было. У него имелась деревянная кипарисовая модель Вифлеемской византийской базилики и, вероятно, чертежи начала XVII века из книги Бернардино Амико, где Вифлеемский собор изображен с планами и разрезами. В «Проскинитарии» иеромонаха Арсения (Суханова), которым пользовался Патриарх Никон, не только храм, но и расположение Вифлеема описано весьма подробно:

«Из Иерусалима, – пишет о. Арсений, – идти в Вифлеем в Давыдовы врата… и отшед от Иерусалима версты с четыре, на самой дороге, стоит монастырь… пророка Ильи… от того монастыря до Вифлеема версты с три. От Иерусалима в Вифлеем верст с семь или мало больше, на полудни… Идучи от монастыря пророка Ильи к Вифлеему, на полудороге… кладбище старое… Вифлеем есть село, стоит на горе, сказывают в нем дворов с 300».

Местность к югу от Воскресенского монастыря была воистину предуготована Богом для устроения Вифлеема. Здесь в XVII веке стояла древняя деревянная церковь святого пророка Илии на погосте. Низменная излучина Истры сменялась холмами. Топографические условия южных окрестностей монастыря были изначально близки описанным в «Проскинитарии» окрестностям Ви-флеема, чего не мог не учитывать Патриарх Никон, пользовавшийся, кроме письменных, изобразительными источниками и свидетельствами очевидцев.

С. 19: Одним из источников служил, несомненно, чертеж града Иерусалима со всеми святыми местами, привезенный в Москву Иерусалимским Патриархом Паисием в 1649 году. Не случайно Новый Иерусалим как топографическое подобие Святой Земли напоминает оживший чертеж, где все масштабно уменьшено, единым взглядом обозримо, но соотнесено друг с другом и со сторонами света с максимальной точностью.

Хорошо была известна Патриарху Никону и находившаяся в середине XVII века в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря икона, изображавшая «вид Иерусалима со всеми находящимися внутри и вне его церквами, монастырями и святыми местами». В связи с этим отметим в композиции Нового Иерусалима те черты, которые позволяли современникам видеть в нем «живо-подобную» икону христианской Палестины.

Российская Палестина полностью обозрима с высоты плоских кровель-гульбищ Воскресенского собора. Ее границы совпадают с линией горизонта, и святые места, отстоящие друг от друга в ис-торической Палестине на многие километры, в Новом Иерусалиме зрительно расположены на одной плоскости. Этот «живоподобный» образ вызывает в памяти слова Священного Писания о Земле обетованной – той земле, которую Бог обещал праотцу Аврааму: «Всю землю, которую ты видишь, дам тебе Я и потомству твоему навеки» (Быт. 13, 15). Согласно святоотеческому толкованию, о чем подробнее будет сказано далее, эту землю как свое наследие получат праведники по воскресении.

Топографическая композиция Российской Палестины имеет концентрический характер. В центре находится главная святыня – часовня Гроба Господня. Ее подковообразные очертания повторены планом Воскресенского собора, массивом монастырского холма, водной петлей реки и, наконец, полукольцом святых мест. Композиция строится по иконописным правилам, предполагающим символичность в изображении пространства, иерархическое С. 21: соподчинение деталей с масштабным выделением главного и пропусками второстепенного, понимание части как знака целого. Река Истра, например, символизирует Иордан подобно тому, как в иконе синяя полоса символизирует море. Не случайно Патриарх Никон, обосновывая в своем «Возражении» каноничность устроения Нового Иерусалима, ссылался на определения Седьмого Вселенского Собора об иконах: «Освящаются убо такожде честными иконами очи зрящих, воздвижется же теми ум к боговиденью. Такожде и Василию Великому мнится ум священными иконами на первообразное возводити».

Если бы Патриарху Никону удалось полностью осуществить свой замысел, Российская Палестина представляла бы собой грандиозный архитектурно-ландшафтный комплекс, состоящий в основном из каменных построек, отмеченных общностью стилистических черт. Об этом свидетельствуют не только Воскресенский собор и Богоявленский скит, но и сохранившийся словесный проект церкви Входа Господня в Иерусалим Новодевичьего монастыря, где Патриарх Никон указывает на главы заалтарных приделов Воскресенского собора как на образец для главы каменного храма Вифанской обители.

Святые места и престолы храмов Нового Иерусалима уже в первый строительный период воссоздавали полный цикл Господских праздников, связанных с новозаветной топографией Святой Земли: Рождество Христово (Вифлеем), Богоявление Господне (скит Патриарха Никона), Преображение (Фавор, село Преображенское), Вход Господень в Иерусалим (Вифания), Воскресение Христово (Кувуклия Святого Гроба Господня и деревянная монастырская церковь Воскресения Христова), Вознесение Господне (Гора Елеон, церковь Вознесения Господня в селе Вознесенском).

Устав Воскресенского монастыря XVII века, начало которому положил Патриарх Никон, свидетельствует о Российской Палестине С. 22: как о едином церковном организме. Из обители к святым местам совершались крестные ходы, в приходских храмах в дни престольных праздников Божественную литургию служил архимандрит Воскресенского монастыря с клиром. Трижды в год, на праздники Богоявления Господня, Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня и в Преполовение Пятидесятницы, совершалось освящение воды в Иордане.

Важно отметить, что, будучи православным образом Святой Земли, Новый Иерусалим воспроизводил историческую Палестину в преображенном виде, «очищенном» от всего инославного и нехристианского. Повседневная жизнь насельников Нового Иерусалима, от настоятеля и братии до крестьян, была жизнью в Боге, подчинялась служению Его святыням. Под омофор Патриарха Никона стекались люди разной национальной принадлежности. Русские, украинцы, белорусы, а также принявшие Святое Крещение евреи, поляки, немцы вместе трудились и молились. Принесенные ими культурные традиции образовали в горниле Православия драгоценный сплав, обусловивший уникальность всех видов монастырского искусства, в котором, как и в других сторонах жизни Российской Палестины, воплотился образ Царства Небесного, Иерусалима нового.

 

Святые места Нового Иерусалима в конце XVII – начале XX века

С. 27: После низложения и ссылки Патриарха Никона в 1667 году палестинские наименования не употреблялись в официальных документах, относящихся к Воскресенскому монастырю и его окре-стностям, хотя и оставались в бытовом употреблении. Сохранялось и почитание святых мест Нового Иерусалима. Возрождение архитектурных и богословских идей, связанных с замыслом Патриарха Никона, началось лишь в конце 1670-х – начале 1680-х годов, когда возобновилось строительство Воскресенского собора. Однако в этот период уже не было возможности осуществить замысел устроения Российской Палестины в той полноте и по тем принципам, которые предполагались первоначально. Подмосковная Палестина конца XVII века соотносится с замыслом Патриарха Никона, как краткий иконографический извод священного изображения с полным. Топографическое соответствие историческому первообразу сочетается теперь с условно-символическим.

В 1685 году над восточными вратами монастыря освящается деревянная церковь Входа Господня в Иерусалим. Это означало перенесение в ограду Воскресенской обители главного престола упраздненного Новодевичьего монастыря. Вместе с тем ближние восточные святыни Нового Иерусалима сохраняются и умножаются. На горе Елеон над каменным Поклонным Крестом 1658 года сооружается часовня по образцу палестинской Елеонской часовни VII века на месте Вознесения Господня. Северные пределы Российской Палестины ограничиваются теперь Фавором и сельским храмом Преображения Господня. Переносится на территорию Воскресенского монастыря одна из главных святынь С. 28:Нового Иерусалима – Вифлеем. Так именуется церковь Рождества Христова в корпусе Трапезных палат, построенных в 1686–1692 годах в западной части обители. В нижнем этаже этого храма предполагалось устроить подобие Святого Вертепа и приделы в честь событий, связанных с Рождеством Христовым, что и было осуществлено в XVIII столетии.

В XIX веке палестинские наименования в окрестностях Воскресенского монастыря уже не имели топографического соответствия первообразу. Село Никулино именуется селом Скудельничим – в память о «земле крови», купленной за 30 сребренников, полученных Иудой за предание Спасителя. Березовая роща к юго-западу от обители, видимая из башни Давидов дом, называется Урииным садом. Ручей, обтекающий монастырский холм с трех сторон, – потоком Кедронским. Заключенная в его границах роща – Гефсиманским садом. Стоящий на берегу потока старый развесистый дуб – дубом Мамврийским. Источник под холмом против северо-западной башни – Силоамскою купелью. Другой источник, на северном скате холма, – кладезем Самарянки. Овраг с северо-западной стороны – Иосафатовой долиной. Другой овраг, с восточной стороны, – Юдолью плачевной.28 Сохраняются и наименования времен Патриарха Никона: Иордан, Фавор, Елеон. Российская Палестина XIX – начала XX века являет собой образ Святой Земли, напоминающий уж не икону, а живописное полотно с весьма свободной композицией. Главное здесь – не воспроизведение прототипа, а полнота священных воспоминаний.

 

Монастырский «Летописец»

С. 96: Белокаменная «таблица» с резной стихотворной «Летописью», посвященной истории создания Воскресенского монастыря, находится близ южного входа в храм Воскресения Христова. Она закрывает западный проем южного притвора Голгофской церкви.

С. 102:
39 Абие по освящении храма того
Иде Царь со Святейшим окрест монастыря сего,
40 Радуяся и славя Христа Бога о сем,
Таковое дело наченшем здати в месте сем.
41 Христа Бога в помощь Святейши призывает,
Еже вящшее здание начати желает.
42 И дошедшима има горы Елеона,
Лавры сея к востоку бе прямо Сиона,
43 Места сего на широту пространства зряше
Сюду и сюду, и возлюбиста е вящше,
44 Абие Царь благочестивый сице рече,
Имя монастырю сему тако нарече:
45 Новый Иерусалим монастырь Воскресенской,
Яко же и древний Иерусалим Палестинской,
46 Да будет звание се обители вечно,
Имя бо то и святаго града бе честно.
47 Руки своея писанием изобрази,
Царь благочестивый мнение всем отрази,
48 Иже глаголют, яко Никон сам прорече:

С. 103:
Еже Новый Иерусалим, [тако бо] царь нарече.
49 То писание Патриарх в ковчежец вложи,
Ради вечнаго благословения положи.
50 Настоящаго лета от мироздания [(7165. месяц (18. – октября]
Крест водрузи от Христова воплощения (1657. – Г.З.)
51 И свидетельствует о сем той водруженный
Оный крест на горе Елеоне каменный.
53 Крест той писмены подписан в показание,
Во знамение всем чтущим и в познание.
54 Аще кто хощет истинно о сем уведать,
Сам да идет на Елеон гору, [ту] да видит.
55 Начата же бысть сия церковь великая [месяц апрель КЗ]

С. 267: Гроб с телом святейшего Никона рано утром 26 августа был поставлен у Елеонского Креста, откуда торжественно, крестным ходом, перенесен в Воскресенский монастырь. Этому событию посвящен рисунок неизвестного художника, сделанный в 1852 году как оригинал для литографии. Основой для него послужило, по-видимому, большое живописное полотно на эту тему.

Интересна авторская реконструкция панорамного вида обители на 1681 год. Изображена деревянная стена с башнями. Воскресенский собор представлен недостроенным, без крестов. В композицию вошли и окрестности монастыря со святыми местами. Похоронная процессия движется от Елеонской часовни к Сионскому холму, на горизонте виднеются река Иордан, Богоявленская пустынька Патриарха Никона, гора Фавор и село Преображенское С. 268: с одноименной церковью. Вверху, в облаках, изображена икона Божией Матери, именуемая «Троеручица». Рисунок сопровождается обширной надписью, составленной на основе сочинения Иоанна Шушерина:

«В 1681 году 26 дня августа, по привезении усопшаго 17 августа тела Святейшего Патриарха Никона на Елеонскую гору, что на востоке от Новоиерусалима, Благочестивейший Государь Царь и Великий Князь Феодор Алексеевич с благоверною супругою и с благородными царевнами, болярами и со всем сигкли-том Царским при многочисленном собрании и народа изволили сопровождать крестным ходом гроб с телом Святейшего Патриарха Никона; впереди к монастырю от Елеона несли хоругви, крест честной и Святыя иконы, далее монашествующие, священнослужители, семь архимандритов и новгородский митрополит Корнилий со Священным Собором, потом Царь с сигклитом и наконец Гроб Патриарха Никона несли на главах священноиноки, около Гроба шли двенадцать отроков царских певчих и вси несли в руках длинныя свечи и пели стихиру: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра» и проч. с великим плачем и рыданием, всего шествия отпевания с литургиею продолжалось десять часов с половиною».

 

Памятный и поклонный Крест на горе Елеон

С. 281: Один из первых крестов Нового Иерусалима был водружен Патриархом Никоном к востоку от Воскресенского монастыря на холме, названном в соответствии с палестинской топографией Елеоном. Крест стоял на вершине холма, отмечая место Вознесения С. 282: Господня. Паломники, направлявшиеся в Новый Иерусалим по московской дороге, поднимались на вершину Елеонского холма, откуда открывался великолепный вид на святые места Российской Палестины и на Воскресенский монастырь. Крест, таким образом, имел значение поклонного Креста. Вместе с тем это был памятный Крест, поставленный в знак любви и совета Царя и Патриарха при основании и наименовании Нового Иерусалима. У этого Креста в ночь на 1 декабря 1666 года Патриарх Никон, вызванный на церковный Собор в Москву, простился с провожавшей его братией обители. Здесь же, у Елеонского Креста, стоял утром 26 августа 1681 года гроб с телом почившего Патриарха, перенесенный затем крестным ходом в Воскресенский монастырь.

Ранее упоминалось, что в конце XVII века на Елеоне была возведена каменная, украшенная изразцами часовня. Она воспроизводила восьмигранную часовню VII века на месте Вознесения Господня в Палестине, внутри которой хранится камень с отпечатком стопы Спасителя. Внутри Ново-Иерусалимской часовни находился каменный Крест. Елеонская часовня была разрушена в 1930-х годах. Она стояла на невысоком холме, уничтоженном вместе с постройкой, поэтому от святыни не осталось ничего, даже, по-видимому, фундамента.

Сохранились сделанные в XIX веке описания Креста, позволяющие судить о его размерах, форме и надписях. Одно из этих описаний принадлежит И. М. Снегиреву: «Посреди этой моленной (Елеонской часовни. – Г. З.) поставлен камень длиною и шириною 1 аршин 15 вершков, вышиною 9 вершков, обложенный с боков мраморными плитами. В нем водружен осмиконечный каменный Крест вышиною 3 аршина 12 вершков, толщиною 4 вершка. Средина этого Креста обложена листовым серебром с золочеными ободками. Над изображением С. 283: Распятаго Христа виден Господь Саваоф и Святый Дух и дщица с надписью: … т. е. Иисус Назарянин, Царь Иудейский. На другой стороне Креста высечена следующая надпись:

«Водрузися Святый Божественный Крест Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на сей горе Елеоне, от востока прямо Лавры святаго Живоноснаго Воскресения на Святом Сионе благословением Великаго Господина и Государя Никона, Святей-шаго Архиепископа Царствующаго великаго града Москвы и всея Великия и Малыя и Белыя России Патриарха, того ради, понеже тишайший Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея великия и малыя и белыя России Самодержец, будучи в зачатии Лавры сея на освящении храма Святаго Живоноснаго Христова Воскресения древянаго и по освящении церкви, походя окрест монастырскаго основания и дошед сего места, возшед на него, посмотря сюду и сюду на широту пространства полнаго, и возлюби е и нарече имя монастырю Новый Иерусалим и честныя своея руки писанием изобрази, его же Патриарх в ковчежец сребрен вложи, в вечное благословение в Лавре Святаго Воскресения положи. Лета 7166 года, а от еже по плоти Рождества Бога Слова 1657 года, октября в 18 день».

Богомольцы, лишенные возможности совершить странствие в древний Иерусалим, посещают Новый. На пути своем к святому месту они останавливаются здесь, на Елеонской горе поклониться Кресту Господню, который напоминает им не одно время основания и имя основателя сего монастыря, но вместе и крестный путь Спасителя на земли <…>. На память Вознесения Господня с Иерусалимского Елеона, сюда в Вознесеньев день бывает из монастыря крестный ход, сопровождаемый толпами окрестных жителей и странников».

Аналогичное описание Креста в Елеонской часовне содержится и в монастырской описи 1875 года:
С. 284: «Внутри часовни в средине на каменном помосте водружен Крест из цельного дикого камня, вышиною 3 аршина 12 вершков, шириною 12,5 вершка. На нем изображено Распятие Господне, вверху – Господь Саваоф и Дух Святый. Самый Крест с лицевой стороны позлащен, а на задней вырезана надпись».

Итак, на основании двух источников XIX века можно заключить, что памятный и, вместе с тем, поклонный Крест на горе Елеон был восьмиконечным, высеченным из камня, с Распятием Господним на лицевой стороне и резной надписью – на оборотной. Высота Креста – 263 см, ширина – 55,5 см, толщина – 7,7 см. Крест был водружен на каменной подставке высотой 49 см, сечение которой – квадратное: 137,7 x 137,7 см.

Вопрос о времени изготовления Елеонского Креста требует специального изучения. В истории Нового Иерусалима два первых строительных периода (1657–1666 и 1679–1685 годы), обусловленные ссылкой Патриарха Никона и перерывом сооружения Воскресенского собора почти на 14 лет, «расслаиваются» с большим трудом. К сожалению, начальный период практически не документирован. В 1680-х – 1690-х годах ученики и последователи Патриарха Никона завершали возведение главного храма обители и устройство Российской Палестины в новых исторических условиях. Стремление сохранить преемственность с идеями своего духовного отца и учителя сочеталось с новым осмыслением замыслов Патриарха Никона. В это время была создана и получила широкое распространение та историография Нового Иерусалима, которая, будучи бесценным свидетельством современников, носит все же печать иного времени, иных задач и целей. Проблему усугубляет то обстоятельство, что Патриарх Никон в начале 1660-х годов перестраивал свои более ранние монастырские сооружения. Огромные по масштабу переделки и обновления производились в обители в первой, а затем – во второй С. 285:половине XVIII века. И если даже при изучении архитектуры и убранства Воскресенского собора не всегда удается разделить близкие по времени напластования, то в отношении святынь это представляет сложнейшую задачу, требующую скрупулезного всестороннего исследования.

В связи с вышесказанным отметим те особенности описанного в XIX веке Елеонского Креста, которые заставляют усомниться в его безоговорочной идентификации с Крестом Патриарха Никона. Это, прежде всего, изображение Распятия. В системе святых мест к востоку от Воскресенского монастыря, призванных напоминать о Входе Господнем в Иерусалим и о Вознесении Христовом, Крест с Распятием, стоящий под открытым небом на Елеоне, не кажется органичным. Что касается надписи на Кресте, впервые зафиксированной описью 1685 года, то здесь сомнений еще больше. Надпись соединяет традиционную историческую «летопись» с развернутым повествованием о наречении царем Алексеем Михайловичем «имя монастырю Новый Иерусалим», после чего следует рассказ о событиях более поздних, не связанных с водружением памятного Креста на Елеоне, но подтверждающих царскую волю относительно наименования обители. Завершается надпись датой 18 октября 1657 года, которую в равной степени можно отнести и к водружению Креста, и к освящению первой деревянной церкви Воскресения Христова. По жанру, по форме (текст частично зарифмован), по невольной неясности смысла надпись характерна для второго строительного периода. Текстологические совпадения с «Летописцем» архимандрита Никанора (1686–1698), отмеченные А. Г. Авдеевым, лишь подтверждают это. Содержание надписи свидетельствует о стремлении исторически обосновать по отношению к обители название Новый Иерусалим, упраздненное решением Собора 1666–1667 года, после чего монастырь официально именовался «Воскресенский, что на Истре».

С. 286: Более глубокий анализ Елеонского Креста – дело будущих исследований. Пока ограничимся предположением, что Крест был водружен на горе Елеон Патриархом Никоном 18 октября 1657 года, и надпись на нем представляла собой историческую «летопись», расширенную в первой половине 1680-х годов. Изображение на Кресте Распятия Господня (техника его не известна) могло относиться ко времени помещения святыни в Елеонскую часовню.

Зеленская Г. М.