См. http://azbyka.ru/otechnik/?Iosif_Isihast/afonskie-besedy
старец Иосиф Ватопедский
Часть 1 ► | ||
Ответы афонского старца на вопросы паломников
По благословению преосвященнейшего НИКОНА Епископа Липецкого и Елецкого
Автор этой книги – старец Иосиф Ватопедский, один из ныне здравствующих афонских подвижников. Почитаемый на всей Святой Горе и далеко за ее пределами насельник греческого Святого Великого Ватопедского монастыря, старец Иосиф несет живое, наполненное любовию о Христе слово людям со страниц своих книг. Будучи духовным чадом многоопытного и чтимого афонского старца Иосифа Исихаста (почил в 1959 г.), старец Иосиф в своих сочинениях доступно раскрывает необычайно глубокие духовные истины, указывает причины людских нестроений, объясняет суть Божественного порядка в этом мире.
Книга «Афонские беседы» написана старцем с целью дать современному человеку необходимые советы для сопряжения его повседневности с жизнью во Христе. Поэтому издатели сочли возможным сопроводить русское издание «Афонских бесед» старца Иосифа Ватопедского подзаголовком «Советы афонского старца».
Содержание
1. Для чего Бог сотворил мир и человека?
2. Какой была жизнь человека в раю?
3. Какова причина падения человека?
4. Для чего первым людям была дана заповедь?
5. Почему Бог, зная, что Адам падет, не воспрепятствовал этому?
6. Что такое прародительский грех и каковы его последствия?
7. Каковы свойства и силы человеческой души?
9. Кто такой диавол и как он действует?
10. Что такое Правда Божия и в чем она состоит?
11. Что такое Промысл Божий и как он проявляется в нашей жизни?
2. Что такое удовольствия или наслаждения, и какие из них дозволены, а какие нет?
3. Что такое добро и зло и когда они действуют?
5. Как можно уврачевать слабохарактерного человека, легко впадающего в осуждение?
6. Что такое бесчувствие по учению отцов церкви?
7. Насколько вреден гнев и каковы причины, его вызывающие?
8. Что такое клевета, и почему мы должны переносить ее?
1. Что значит быть монахом и из чего можно заключить, что тебе подходит монашеская жизнь?
2. Каким должен быть настоящий послушник?
3. Что такое отречение от мира?
6. В чем состоит внутренняя брань монаха?
7. В чем разница между той бранью, которую ведут монахи, и те, кто живет в миру?
8. Что означает чистота сердца и как ее достичь?
9. Что такое искушения и какова их цель?
11. Как истинные монахи переживают Божественные видения?
12. Что такое пророчества и почему в них ясно не указывается время?
13. Что такое беспечность и как с ней бороться?
14. Что такое безстрастие и можно ли его достичь при желании?
15. Что такое Благодать Божия и можно ли ее описать?
1. Что такое крещение и для чего мы крестимся?
2. Куда ведет человека настоящее покаяние?
3. Практические средства, которые ведут к покаянию и ему содействуют.
4. Для чего необходима исповедь?
5. Что такое плач и какая от него верующему польза?
7. Какая связь между мужеством и верой?
8. Что такое молитва, какой она должна быть, и каковы ее плоды?
9. Что такое умная молитва, почему она так называется и как ее стяжать?
10. Что такое похвальная дерзость?
11. Как человек узнает волю Божию?
12. Каковы качества благоразумного человека?
13. Почему божественная благодать иногда стучится в двери людей к ней безразличных и безпечных?
14. Что такое христова простота?
16. Как можно достичь смирения?
17. Что такое кротость и что это за «земля, которую наследуют кроткие»?
18. Что такое милосердие и в чем оно состоит?
19. Почему святые, друзья Божии, бывают гонимы, а в гонениях радуются?
20. Какое значение в духовной жизни имеют нестроения?
Часть 2. Выбранные места из добротолюбия
• Молитва
• Любовь
Духовный авторитет Афона безспорен и объясняется как тем, что многие, подвизаясь здесь втайне, достигли святости, так и тем, что Покровительница Святой Горы, Пресвятая Богородица, в обилии изливает благодать на свой святой удел.
Приток на Афон в последнее время многочисленных паломников, а также их повышенный интерес к духовной жизни свидетельствует о духовном возрождении, что происходит в наше безплодное в духовном отношении время,
которое характеризуется господством безудержного материализма и безрассудного потребительства.
Движимые благочестием, многие братья, миряне и монахи, предлагают нашему смирению свои недоуменные вопросы и проблемы. И поскольку многие возлюбленные о Господе посетители задают в общих чертах те же самые вопросы, да и проблемы их представляют интерес для многих, мы решили сейчас, находясь на закате жизни, собрать в одной книге все эти недоумения и проблемы вместе с ответами на них в надежде, что тем самым братья получат помощь.
Все эти вопросы, которые затрагивают несвязанные между собой темы, мы разбили соответственно их содержанию на отдельные разделы. Есть среди них вопросы простые, есть и более сложные, но мы ответим на все, ибо что все они занимают братьев.
Ясно, что некоторые братья не знают даже элементарных истин нашей веры, и противник наш диавол, пользуясь этим невежеством, сеет неверие, нерадение, отчаяние и уныние.
Настоящим изданием мы надеемся доставить помощь всем, кто подвизается добрым подвигом, а кто найдет для себя что-то полезное, пусть помолится и о нашем смирении.
старец Иосиф Ватопедский
Молчание, являясь нормой жизни монахов, оберегает их от безудержных и дерзких разговоров, от осуждения ближнего и злословия, которое есть смерть для души, избавляет их от ссор и споров и сохраняет необходимый для внутреннего углубления мир. Молчание – плод безмолвия внутреннего состояния, от которого рождается духовное слово.
Когда же позволяется молчать или говорить монаху? С рассуждением решает эту проблему авва Пимен. «Некий брат спросил авву Пимена: «Что лучше, говорить или молчать?» Отвечает ему старец: «Тот, кто говорит ради Бога, – поступает хорошо, подобным же образом и тот, кто молчит ради Бога». Молчание – всего лишь средство, а не цель, потому и полезно бывает либо когда кто хочет приблизить к себе Бога, либо говорить о Нем.
Ветераны и многоопытные подвижники духа – старцы по необходимости становятся духовными учителями и поводырями христиан, которые приходят к ним или из любопытства, или из интереса, или будучи движимы более глубокими духовными потребностями.
К ним обращают они настойчиво свои вопросы, касающиеся основных духовных проблем. «Отче, скажи мне слово, как спастись? Что мне делать со страстями? Дай мне заповедь и да буду соблюдать ее! Что мне соблюсти, чтобы угодить Богу?» Отвечают старцы обычно коротко, сжато, порой изречениями. Речь их не имеет ничего общего с речью мыслителей, поскольку не является результатом интеллектуальной работы, но есть слово выстраданное, зрелое, искреннее, сильное, безыскусное, которое проникает в самую глубину души вопрошающего.
Говоря языком простым, лишенным сложных риторических построений, они открывают утаенные сокровища духовной жизни и все, что исходит из их уст, всегда своевременно и актуально. Они – маяки плавающим в мятежном и мутном море заблуждений.
Смиренные, незаметные и тайные подвижники – старцы, обладая даром прозорливости, проникают в души собеседников, так что ответы их соответствуют действительным нуждам последних.
Цель слова старца – «назидание в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф.4:29). И ничего не отвечает старец, если вопрошающий видит, чем старец занят в данный момент, и может поучиться от примера его поведения.
Когда некогда один брат попросил авву Сисоя: «Скажи мне слово», – тот ответил: «Что ты вынуждаешь меня празднословить? Вот, что видишь – делай».
Слово старца – всегда жизненно и преследует практические цели, а именно: помочь в стяжании совершенства и во Христе освящения. Оно исполнено любви, как это и видим в предании церковном, когда старцы признаются, что «давать и принимать было мне в любовь».
Практическое воплощение в жизни важнейшей заповеди любви привело к появлению в монашеской среде выражения «творить любовь». Когда авва Феодор пришел за советом к авве Памво, тот ответил: «Ступай и будь милостив ко всем, ибо милость имеет дерзновение пред Богом».
Движимый любовью блаженный старец наш Иосиф в первой части этой небольшой книги дает ответы на вопросы наших любезных паломников. А во второй части, которая носит название «Выбранные места из Добротолюбия», приводятся небольшие отрывки из Доб-ротолюбия и святых отцов, имеющие отношение к вопросам первой части.
Мы желаем, чтобы эта книга помогла подвизающимся в миру благочестивым братиям проводить жизнь в святости, «без которой никто не может узреть Господа».
Настоятель святого и честного великого ватопедского монастыря
архимандрит ЕФРЕМ Неделя Жен-Мироносиц, 2003 г.
Часть 1 ► |