В Даниловом ставропигиальном мужском монастыре Москвы, в доме наместника прошло очередное совещание ответственных за сайты ставропигиальных монастырей. Из Нового Иерусалима присутствовали Галина Кузнецова, администратор сайта «Воскресенский ставропигиальный Ново-Иерусалимский мужской монастырь» — http://www.n-jerusalem.ru/. И Светлана Хохолова, администратор сайта «Новый Иерусалим во времени и пространстве» — http://ierusalem.ru/.
Встречу провёл руководитель информационной службы Синодального отдела по монастырям и монашеству наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов).
После вступительного слова наместника прозвучало сообщение главного редактора портала «Богослов.ру» — http://www.bogoslov.ru/, протоиерея Павла Великанова о предстоящей конференции, посвящённой монашеству. А также сообщение главного редактора официального сайта Синодального отдела по монастырям и монашеству, Е.П. Орловой о текущей работе информационной службы. Потом обсуждались вопросы взаимодействия информационной службы с представителями пресс-служб (ответственных за сайты) монастырей.
Протоиерей Павел Великанов говорил о том, что жизнь монашества закрытая, отсутствие информации дает повод для сплетен и очернительства. Недобросовестные журналисты ищут жареных фактов для «жёлтой прессы», создают информационный «негатив». Монашество не защищается, молчит. Возможно, пришло время монастырям больше рассказывать о себе, показывать «аромат» монашеской жизни, раскрывать, что такое русское монашество, какова цель монашеского подвга.
На что наместник Алексий (Поликарпов) заметил: «Монахом может стать тот, кто увидел монаха»…
Говорилось о том, что вопросы, которые можно обсуждать на сайтах, могут оказаться значимыми для монашества, и обогатить монашескую жизнь.
Ставились такие (на мой взгляд, вытекающие одни из других) вопросы:
Когда монах становится священником, не мешает ли потом его священство молитвенному деланию?
Русский монастырь противопоставляется греческому – где больше духовности? У греческих монастырей не ходят толпы народа, как у нас. Не «набираются» ли русские монахи излишней светскости?
(Опять, по моему мнению — возможно, русский народ сейчас больше, чем греческий, нуждается в духовности – поэтому и толпится у монастырей, и требует особого отеческого внимания, «окормления». Поэтому в каждом монахе ищет наставника, «духовника». На такое количество народа сегодня так мало священников – мы видим, как шатаются от усталости часами исповедующие батюшки в монастыре. Вот и вынуждены монахи становиться священниками. Может быть, паства – это и есть единственная нива, где может приложить свой труд современный инок (ведь в городах нет ни рыбной ловли, ни пасек, ни полей, где в старину трудились простые монахи – и успевали же они при этом молиться?). Впрочем, может, я ошибаюсь. Просто меня призывали к дискуссии, вот и высказалась – от народа).
Присутствующие насельники Оптиной пустыни сказали о греческом монашестве, что у них внешнее деланье совпадает с внутренней традицией, и у нас так должно быть. Архимандрит Алексий ответил, что всё русское монашество, к счастью для народа, на юру. Но есть же скиты – вот и у Данилова есть скит. Стоит ли на сайты выкладывать всё (например, обряд пострига)? Стоит — всё, что послужит ко спасению.
Как резюме – что должно быть присуще монастырскому сайту: открытость, доброжелательность, академичность. Информационность, актуальность. Нужно, чтобы любой посетитель мог чувствовать себя комфортно – не только тот, кто остался в монастыре, но и тот, кто в миру. Чтобы это был взаимный разговор с практическим решением вопросов, а не встреча на кухне.
Протоиерей Павел Великанов говорил: «В монашестве есть внутренняя сила, оно — духовный спецназ народа. Монастыри и качество монашеской жизни – показатель качества духовной жизни в стране».
Выступила Екатерина Зотова, недавно побывавшая в Америке (она совершила паломничество по православным монастырям). Восхищалась количеством православных американцев и их вере. Там она даже высказывала желание остаться, но её не благословили, предсказав, что православных в России ждёт мученичество, вплоть до концентрационных лагерей.Об Аляске была сказано, что она вся пропитана русским духом, даже название улиц. (Неужели в Америке сохранилось русского больше, чем в самой России? Как горько слышать…)
В целом разговор был позитивный и перспективный. И был к нему душистый травный чай с пирогами и конфетами, и обстановка почти домашняя – вполне в русской традиции.