browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

Как судили в Москве святейшего патриарха Никона

Posted by on 31.03.2021

Этот материал публикуется по книге «Жизнь патриарха Никона в ссылке и заключении» протоиерея Павла Николаевского, профессора С.-Петербургской духовной академии, опубликованной в 1886 г.

Как судили в Москве святейшего патриарха Никона
Как судили в Москве святейшего патриарха Никона

Главными источниками для настоящей статьи служат неизданные бумаги из подлинного следственного дела п. Никона. Часть этих бумаг, относящихся ко времени его заключения, находится в X II свитке из этого дела в московской синодальной библиотеке; большая же часть их находится в государственном архиве. Несколько документов хранилось в библиотеке Кирилло-Белозерского монастыря; при переносе этой библиотеки в1859 году в с.-петербургскую духовную академию документы по делу п. Никона оставлены были в Кирилловском монастыре, но после были отсюда похищены; содержание их известно только по описанию их в статье архимандрита Варлаама, помещенной в «Четиях Общества Истории и Древностей Российских» за 1858 г., кн. 3 под заглавием: «О пребывании патриарха Никона в заточении в Ферапонтове и Кирилло-Белозерском монастырях».

Как судили в Москве святейшего патриарха Никона

Орфография по мере возможности сохранена.

«По приговору московскаго собора 1666 года всероссийский патриархъ Никон за разныя вины присужденъ былъ къ низвержению изъ патриаршаго сана и къ ссылке въ заточении в одинъ изъ дальнихъ монастырей России, чтобы зд’есь до самой своей кончины онъ безпрепятственно и безмолвно оплакивалъ свои гргехи.

Как судили в Москве святейшего патриарха Никона

Но еще при самомъ объявлении этого приговора встретились большия затруднения къ точному его выполнению.

Патриархъ Никонъ продолжалъ пользоваться любовью народа, не смотря на осьмилетнее удаление отъ делъ церковнаго управления.

Величие его имени поддерживалось не только велич иемъ его сана, но и велич1емъ Д’Ьлъ, совершенныхъ имъ въ церкви и государстве, памятью о прежней близости его къ государю, особенно же благодарною памятью объ обширной благотворительности его б’Ьднымъ людямъ.

Потому 12 декабря, когда Никонъ вызывался выслушать соборный приговор воръ, толпы’ народа еще съ утра наполняли кремлевскую площадь, желая можетъ быть въ последний разъ видеть своего великаго патриарха.

Власти опасались при этомъ какой-либо демонстрации со стороны народа и противъ нея приняли строгия меры.

Как судили в Москве святейшего патриарха Никона

Патр1архъ Никонъ ехалъ съ архангельскаго подворья, где онъ жилъ во все время суда надъ ним, на саняхъ подъ прикрьтемъ усиленной стражи стрельцоъъ; передъ нимъ шли мстиславскй епископъ Мефодий и архимандритъ печерскаго нижегородскаго монастыря Иосифъ, посланные звать его на соборъ для выслушивания приговора; сзади его шли приближенные къ нему келейные его иноки Феодосий и Маркъ.

Как судили в Москве святейшего патриарха Никона

Соборное засЪдате открыто не въ столовой государевой палате, где прежде происходилъ судъ надъ Никономъ, но въ маленькой Благовещенской церкви на заднихъ воротахъ Чудова монастыря, где временно проживали восточные патр1архи.

Впечатлительный государь ве могъ присутствовать при низложенш патргаршаго достоинства съ бывшаго своего „собиннаго друга“ и вместо себя вазначилъ быть при этомъ своимъ боярамъ ; во главе ихъ стоялъ князь Никита Ивановичъ Одоевсйй, давний врагъ патриарха Никона.

Как судили в Москве святейшего патриарха Никона

Духовные члены собора присутствовали въ полномъ составе, имея во главе двухъ восточныхъ патр1арховъ Паисия Александршскаго и Макария Антюхийскаго; но изъ арх1ереевъ не все охотно присутствовали на соборе: по словамъ Шушерина, вологодского арх1епископъ Симонъ, сочувствовавший Никону, сказался больнымъ, но былъ приведенъ на соборъ насильно, и во все время чтения приговора плакалъ объ участи любимаго имъ патргарха; другой епископъ черниговский Лазарь Барановичъ, бывший свидетелемъ печальнаго зрелища, после отозвался о немъ и о своемъ душевномъ состоянии такимъ образомъ: «зрелище было изумительное для глазъ и ужасное для слуха; я страдалъ и издыхалъ отъ ударовъ, переносилъ ужасы и упалъ духомъ, когда погасло великов светило“ (Письма Лазаря Барановича Червиговъ 1865 стр 46)

Как судили в Москве святейшего патриарха Никона

Было доложено было о прибытии Накона, члены собора вошли въ церковь, патр1архи и все архиереи, кроме Афанасия Иконйскаго, бывшаго тогда подъ запрещешемъ, облачились въ мантии, возл&жили на себя омофоры и митры, а остальная духовныя лица одели ризы; Никонъ совершилъ обычное поклонение иконамъ и членамъ собора и сталъ посреди церкви.

После краткаго молитвословия патр1архи велели читать соборное определение по делу Никона; приговоръ читался сначала погречески экономомъ Антиохийской церкви, пресвитеромъ Иоанномъ, потомь громогласно порусски лячныгь недоброжелателемъ Никона, рязанскимъ архиепископомъ Иллариономъ.

Слушая приговоръ, видоизмененный противъ объявленнаго ему прежде словесно на суд е, Никонъ возражалъ противъ обвинений и делалъ личныя обращения къ Илариону.

Как судили в Москве святейшего патриарха Никона

Восточные патр1архи спешили прекратить эти замечания и укоры Никона и приступили къ обряду низвержения его изъ патр1аршаго сана.

Сначала они приказали Никону снять съ себя патриарший клобукъ; по Никонъ отказался самъ это сделать, указывая ва то, что онъ принялъ патриарший санъ не добровольно, но по просьбе государя, принялъ его открыто въ соборной церкви при множестве бояръ и народа, и теперь протестуетъ противъ такого низложения его въ отсутствие государя, не при народе и въ такой маленькой церкви, которую онъ же устроилъ :

„Если бы я въ чемъ былъ повиненъ и осужденияя достоинъ, то отъ чего вы это тайно творите, какъ тате? Пойдемъ лучше въ соборную церковь, и тамъ делайте со мною, что хотите“ . „Тамъ или здесь, все едино“ , отвечали ему патриархи, — мы исполняемъ только волю собора и государя; а что нетъ здесь царскаго величества, въ этомъ его вина*.

Как судили в Москве святейшего патриарха Никона

Затем александрийкий патр1архъ Паисий, какъ вселеншй судия, подошелъ ближе къ Никону, самъ сбросилъ съ него клобукъ, украшенный серафимомъ , наделъ на него простой клобукъ, снявъ его съ находпвшагосл тутъ греческаго монаха; торопливо сняли съ Никона и верхнюю богато украшенную патр1аршую панагию, а другую панаию на немъ не заметили и снять позабыли. Никонъ при этомъ не преминулъ посмеяться надъ восточными патриархами: „Видно, подневольные вы странники, пришли сюда издалека не на доброе дело, не миръ устроить, но чтобы найти себе денежную милостыню и ею потомъ заплатить дань своимъ поработителямъ; разделите этотъ клобукъ и панагию между собою, вамъ достанется много жемчугу и золота на свои нужды и утешение; возьмите и мантию мою, если желаете“ .

Как судили в Москве святейшего патриарха Никона

Услышав это, патриархи отдают снятые клобукъ и панагию стоявшему возле Никона монаху его Марку, а о мантии сказали: «Следовало бы снять теперь съ тебя и манию, но но просьбе государя дозволяемъ тебе носить ее на время, пока не придешь въ назначенную тебе обитель“ .

Архиерейской мантии и посоха не взяли тутъ у Никона „ страха ради всенароднаго“ , добавляетъ Шушерин.

Как судили в Москве святейшего патриарха Никона

Такимъ образомъ обрядъ низложения Никона оставался далеко не выполненнымъ; даже объявленный теперь соборный приговоръ долго после того не был окончательно оформленъ и подписанъ . К подписи соборного приговора члены собора приступили 14 января 1667 года, причемъ тогда же двумя русскими епископами заявлены сильныя возражении и отказъ подписаться подъ приговоромъ соборнымъ ;

Как судили в Москве святейшего патриарха Никона

Только къ 24 генваря приговоръ былъ подписанъ всЬмв членами собора, хотя и заднимъ числом отъ 12 декабря 1666 г. (обстоятельства этого дела изложены въ «Истории русской церкви» т. X II, стр. 754—760). Отъ того списки этого приговора имеютъ разныя редакщи по содержат и по изложение. Одинъ изъ такихъ списковъ приговора изданъ Н . А . Гиббенетомъ (въ «Историческомъ изслидовании дЬла п. Никона»; ч. I I Спб. 1884 стр 1093—1097); это— можно думать — одинъ изъ первыхъ черновыхъ проектовъ соборнаго опредЬления по д’Ълу п. Никона, которое после было исправлено и дополнено. Другой списокъ, весьма близкий къ нему по языку, но дополненный въ содержан т, находится въ рувописномъ непереплетенномъ сборнике московской синодальной библиотеки Л5 I |въ особой тетради на л. 9—13).

Как судили в Москве святейшего патриарха Никона

Обратное шествие Никона съ собора на подворье въ патриаршей мантии и съ посохом въ рукахъ, въ преднесении патр1аршаго клобука и панагии, давало возможность скрывать на время отъ народной толпы сущность соборнаго определения, только что выслушаннаго Никономъ; народъ по прежнему виделъ Никона в патриаршем сане и продолжалъ считать его патр1архомъ.

Грубыя насмешки надъ Никономъ сопровождавшаго его спасо-ярославскаго архимандрита Серия, направленный къ унижешю его чести и достоинства, едва не вызвали открытаго волнения въ народе; со стороны последняго раздался протестъ противъ оскорблешй опальнаго патриарха; но окружавшая Никона усиленная стража поспешила замять это волнение и протестовавшие быстро были схвачены и выведены изъ толпы.

Низложенный Никонъ видимо старался сохранить въ себе спокойствие духа и, прибывъ на подворье, селъ за любимое имъ чтение толкований Златоуста на послания апостола Павла въ назидаете себе и своимъ приближеннымъ.

Злобный архимандритъ Серий, подосланный следить за дальнейшимъ поведениемъ Никона, не одинъ разъ и въ кельи пытался раздражить Никона, но не имел въ томъ успеха. А собравшиеся около Никона келейные и монастырские его старцы во время вечерни на ектениях продолжали по прежнему именовать его святейшимъ патриархомъ, не смотря на сделавшееся теперь извЬстнымъ определете собора и язвительныя напоминатя Серия.

Как судили в Москве святейшего патриарха Никона

Между темъ московское правительство спешило отправкою Никона въ заключение, чтобы замедлением пребывания его въ Москве не вызвать новыхъ народныхъ возмущений. Местомъ заключения его назначался бедный Ферапонтовский монастырь вблизи монастыря Кириллобелозерскаго.

Для надзора за низложеннымъ патр1архомъ назначено быть „благоискусному мужу архимандриту опасения ради, да не дерзнетъ кто отъ безчинныхъ ругатися ему и обиду творити, онъ же самъ (Никонъ) впредь да не дерзнетъ коварствъ какихъ составляти. Еще же завещася при немъ быти честному мужу дворянину съ малымъ числомъ людей служилыхъ, всякаго опаства ради, дабы къ нему и отъ него мятежнымъ писатемъ не исходити“ .

13 декабря еще передъ утромъ въ кельяхъ Никона быстро чередуются разные посланцы. Первымъ прибыль окольничий иеродиаконъ Стрешневъ съ царскими ему подарками, деньгами, собольими и лисьими шубами въ дальнюю дорогу и съ просьбою дать благословете царю и всему его семейству ; душа добраго государя, какъ видно, не оставалась спокойною по низложении Никона и желала облегчить положение прежняго друга, смягчить предстоящую съ нимъ разлуку и вызвать его на взаимное примирение.

Как судили в Москве святейшего патриарха Никона

Но Никонъ, замечая непоследовательность въ отношешяхъ государя къ нему, ответилъ: „если бы благоверный царь желалъ отъ него благословения, то не оказалъ бы ему такой немилости“ низвержешемъ изъ сана; присланныхъ даровъ не принялъ и благословения государю не далъ, не смотря на усиленныя просьбы о томъ Стрешнева.

Как судили в Москве святейшего патриарха Никона

По удалении последняго, явились къ Никону послы уже отъ патр1арховъ и собора, съ повелением возвратить клобук и панагию, снятые у него вчера на соборе. Никонъ тотчасъ же исполнилъ волю собора.

ЗатЪмъ ’въ келью Никона явился стрелецкй полковннкъ Аггей Шепелевъ, назначенный провожать его до места заключения, съ объявлением о приготовлении къ немедленному выезду изъ Москвы.

Морозное декабрское утро покрывало еше тьмою столицу; до полнаго разсв*та оставалось нисколько часовъ. У кельи Никона стоялъ уже наскоро приготовленный собственный его возокъ, въ которомъ онъ прибыль изъ Воскресенскаго монастыря на судъ и теперь долженъ былъ отправиться въ дальнюю ссылку; въ возокъ запряжены были лошади изъ царской конюшни.

Как судили в Москве святейшего патриарха Никона

Жители Москвы, узнавъ объ отправке Никона, направились въ кремль проводить бывшаго своего naтpiapxa. Тогда приказано хитростью удалить народъ изъ стенъ кремлевскихъ; стрельцы „не яко съ яростию или отгнаниемъ, но съ тихостию“ передавали собравшемуся народу, что Никонъ пойдетъ изъ Кремля чрезъ Спасския ворота но Сретенку.

Поверивъ этимъ словамъ, народъ побежалъ въ Китай городъ, чтобы тамъ на просторе лучше увидать naTpiapxa; между тЬмъ Никона наскоро посадили въ повозку и быстро повезли въ противоположную сторону на каменный мостъ въ Арбатские ворота.

Как судили в Москве святейшего патриарха Никона

200 стрельцовъ окружили его поезд, не позволяли никому изъ постороннихъ подойти къ нему близко и въ такомъ виде провожали его черезъ Каменный и Земляной городъ; въ земляномъ город* было выстроено 1000 новыхъ стрельцовъ въ полномъ вооружеши и съ горящими фитилями.

За городомъ произошло трогательное прощаHie Никона съ провожавшими его старцами и некоторыми собравшимися тутъ приверженцами его изъ мирянъ. Никонъ благословить ихъ и далъ имъ наставление.

Колонны стрельцовъ возвратились назадъ, а приставъ Шепелевъ съ 50 стрельцами и съ новоспасскимъ архимандритомъ Иосифомъ быстро помчалъ Никона по Дмитровской дороге. Добровольно отправились съ Никономъ разделять его заключение два ¡еромонаха Воскресенскаго монастыря— Намва и Палладий, два иеродгакона— Иоасафъ и Маркеллъ, воскресенский старец Валаам, дьячекъ Гераско Матвеевъ и костромскаго уезда домоваго патр1аршаго села Вятскаго Ипатко Михамовъ.

Как судили в Москве святейшего патриарха Никона

Отъехав отъ Москвы 25 верстъ, приставь Шевелевъ приказалъ остановиться близъ реки Клязьмы и здесь простояли два’ дня. Остановка произошла отъ того, что за быстрою отправкою Никона изъ Москвы не успели еще составить подробныхъ инструкщй, какимъ путемъ его весть, какъ содержать и охранять его въ заключении.

Как судили в Москве святейшего патриарха Никона

13 Декабря отъ имени патр1арховъ и собора издана* былъ наказъ на имя нижегородская печерскаго архимандрита Иосифа ехать ему съ монахомъ Никономъ, что былъ московский патр1архъ, въ Ферапонтовъ монастырь и быть ему тамъ съ нимъ до указу и дорогою ему, архимандриту, беречь, чтобъ монахъ Никонъ писемъ никакихъ не писалъ и никуды не посылалъ, также ер въ монастыре беречь накрепко, чтобъ ему, Никону, никакого оскорбления никто не чинилъ, а приехавъ въ монастырь мантию арх1ерейскую и посохъ взять, а буде не дастъ, и велеть манию снять и посохъ дать и прислать ихъ къ Москве, и святейшимъ патр1архамъ и собору о томъ отписать; а монастырскимъ ему, Никону, владеть ничемъ не велеть, а пищу и всякой келейный покой давать ему монаху Никону по его потребе.

14 числа состоялся особый царшй наказъ на имя того же архимандрита съ темъ же предписании емъ ехать ему съ Никономъ до Ферапонтова…

Продолжение следует…

Материал проиллюстрирован иконами, портретами и личными вещами святейшего патриарха Никона.

Comments are closed.