browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

Выставка «Путь изразца»

el_prig
Posted by on 17.07.2013

el_prigВ мае нынешнего года в Свияжске под Казанью открылась выставка «Путь израза». Ново-Иерусалимскую экспозицию подготовили археологи из Нового Иерусалима, сотрудники камеральной лаборатории института археологии РАН, которую возглавляет Ольга Глазунова.

К вашему вниманию материалы любезно предоставленные организаторами выставки

«Изразец – слово исконно русское. Произошло оно от древнего «образец» (именно так называли до конца XVII в. керамические украшения для наружных стен храмов, дворцов и облицовки печей в парадных покоях). Поскольку для декоративного убранства зданий изготовляли сотни и тысячи одинаковых керамических украшений, то слово «образец» приобрело со временем новый смысл: «модель», «лекало», то есть вещь, по размеру и подобию которой следует создавать все остальные.

Изразец – явление общероссийское. Огромная территория, на которой он встречается, совпадает,  по сути, с картой России. Между тем, на этой «изразцовой карте» остается множество белых пятен. Они требуют изучения, ответа на множество вопросов, в том числе – об истоках, сложении и особенностях местных художественных и технологических традиций.DSC00881

Впервые в рамках выставки на основе богатого материала из нескольких собраний появляется возможность наглядно сопоставить изразцы Татарстана, Нижнего Новгорода и Москвы. Введение в российскую культуру этих материалов, которые относятся к разряду интереснейших проявлений в области национального искусства, значительно расширит представление о глубинных исторических корнях, связывающих и взаимно обогащающих народы Центральной России и Поволжья. Это особенно актуально сегодня, когда обострился интерес к детальному восстановлению картины активного и длительного взаимодействия культур, выявлению исторического опыта их  совместного развития. Этим же определяется значительный масштаб общего проекта.

Устроители полагают, что избранная форма выставки-исследования, наиболее точно и полно способна отразить художественное и культурно-историческое родство народов, наследие которых станет предметом демонстрации.

Изразцы будут впервые представлены не только как художественные объекты, но и как важные исторические источники, раскрывающие контекст событий прошлого, внимание будет впервые сконцентрировано на их «прочтении», сопоставлении и выявлении своеобразия.

6hKQwpkSucpcPp-c1sVtdgНеобходимость обращения  к московскому изразцу диктуется тем, что Москва имела прямое отношение к поставкам, копированию и переработке изразцового декора на местах. Именно с появлением широкого производства изразцов в Москве их миграция приобрела массированный характер в разных направлениях. Изразец начал свое победное шествие и по Северо-Восточной Евразии, вскоре достигнув Казани, Свияжска.

Картина развития, приведшая к созданию производственно-художественной школы изразцов района Казань-Свияжск, будет представлена на выставке впервые. До сих пор не предпринималось попыток объединить изделия вышеназванных центров в рамках одной выставки. В этой картине ясно проявлено как прямое воздействие московской культуры, так и процесс адаптации её к местным условиям, превращения изразца в неотъемлемую и своеобразную часть культуры Поволжья. Более того: неброский на сегодняшний взгляд, но крайне выразительный печной изразец оказался идеальным проводником художественной культуры Европы в Поволжье.

Авторы концепции: доктор исторических наук Беляев Л.А., кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры РФ Баранова С.И.; Глазунова О.Н., Казарина Н.И., Силкин А.Н.; кандидат исторических наук Ситдиков А.Г., кандидат исторических наук Фролова С.А.

Кураторы выставки: Баранова С.И., Фролова С.А.

Художественное оформление: «Айбат дизайн»

Участники проекта:

Министерство культуры Республики Татарстан

Государственный историко-архитектурный и художественный музей «Остров-град Свияжск»

Институт археологии Российской академии наук

Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник

Институт истории  Академии наук Татарстана

Национальный музей Республики Татарстан

Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Частные коллекционеры.» DSCN6934

«Пресс-релиз

 Приглашаем Вас принять участие в торжественном открытии выставки «Путь изразца. Москва. Новый Иерусалим. Нижний Новгород. Казань. Свияжск. XVI-XIX вв.», которое состоится 30 мая сего года в 11 час. в выставочном зале Государственного историко-архитектурного и художественного музея «Остров-град Свияжск». В 12 час. начнется круглый стол с участием ведущих специалистов Москвы, Нижнего Новгорода, Казани, посвященный истории изразцового искусства.

Изразец – явление общероссийское. Огромная территория, на которой он встречается, совпадает,  по сути, с картой России. Между тем, на этой «изразцовой карте» остаются белые пятна. Они требуют изучения, ответа на множество вопросов, в том числе – об истоках, сложении и особенностях местных художественных и технологических традиций.DSCN6934 DSC00662

Впервые в рамках выставки появляется возможность наглядно сопоставить изразцы Татарстана, Нижнего Новгорода и Москвы из нескольких музейных и частных собраний.  Введение в российскую культуру этих материалов, которые относятся к разряду интереснейших проявлений в области национального искусства, значительно расширит представление о глубинных исторических корнях, связывающих и взаимно обогащающих народы Центральной России и Поволжья. Это особенно актуально сегодня, когда обострился интерес к детальному восстановлению картины активного и длительного взаимодействия культур, выявлению исторического опыта их  совместного развития. Этим же определяется значительный масштаб общего проекта.

Изразцы впервые представлены не только как художественные объекты, но и как важные исторические источники, раскрывающие контекст событий прошлого. Внимание будет впервые сконцентрировано на их «прочтении», сопоставлении и выявлении своеобразия.DSC_0278

Необходимость обращения  к московскому изразцу диктуется тем, что Москва имела прямое отношение к поставкам, копированию и переработке изразцового декора на местах. Именно с появлением широкого производства изразцов в Москве их миграция приобрела массированный характер в разных направлениях. Изразец начал свое победное шествие и по Северо-Восточной Евразии, вскоре достигнув Казани, Свияжска. Кроме того, некоторые представленные на выставке изразцы, демонстрируют и иные пути проникновения в Поволжье.DSC00642

Картина развития, приведшая к созданию производственно-художественной школы изразцов района Казань-Свияжск, представлена на выставке впервые. До сих пор не предпринималось попыток объединить изделия вышеназванных центров в рамках одной выставки. В этой картине ясно проявлено как прямое воздействие европейской и московской культуры, так и процесс адаптации их к местным условиям, превращения изразца в неотъемлемую и своеобразную часть культуры Поволжья.DSC00641

Устроители полагают, что избранная форма выставки-исследования, способна наиболее точно и полно отразить художественное и культурно-историческое родство народов, наследие которых станет предметом демонстрации.

Сроки проведения выставки: с 30 мая по 3 ноября 2013 года.

Адрес: выставочный зал Государственного историко-архитектурного и художественного музея «Остров-град Свияжск», 422540, Республика Татарстан, с. Свияжск, ул. Успенская, 22.»

«Круглый стол537a5b4c9072564723f94af654d81bfd

Огромная Волга с её обширным бассейном (среди рек которого особенно заметна Кама, устье которой совсем недалеко от Свияжска) в течение тысячелетий вскормила не один народ и оставила на своих берегах бессчетное множество «археологических культур». 0_4bb8d_b7b27da4_XLС X века она, подобно прочной цепи, соединяет воедино этно-географические районы, которым суждено, слившись воедино, стать основой позднесредневековых государств и ядром Российской империи. Эти два района – финно-угро-славянское междуречье Оки и Волги, тот «золотой треугольник», та «древнерусская Месопотамия», центром которой суждено стать Москве, и Среднее Поволжье с его булгарским, а затем ордынским государством, трансформирующимся в Казанское ханство и современный Татарстан. Вокруг них и между ними – огромные, сравнимые с субконтинентами зоны, на которых, невидимо пока для историка, идет работа культурного взаимодействия, спонтанного (а позже и сознательного) взаимного обучения соседей и обращения друг к другу в поисках мастеров и секретов их мастерства – тогдашних носителей ноу-хау.DSC00695

DSC00697Эти процессы выходят на поверхность, становятся доступными для визуального восприятия благодаря работе археологов, историков материальной культуры, форм производства и торговли, а также (последним по порядку, но не по значению) древнего искусства. Мы с интересом наблюдаем, как быстро накапливаются свидетельства не раздельной, но тесно связанной культурной жизни, в основе которой лежит не только традиция взаимодействия, обусловленная географически и уходящая в почву Поволжья на, по меньшей мере, десятки тысячелетий – но и общность корней двух сравнительно молодых авраамических религий, христианства и ислама. Более того: корнями дело не ограничивается, молодые культуры в ходе взаимодействия переплетаются и ветвями, образуя единую крону, в которой трудно порой выделить культуру, «ответственную» за тот или иной элемент. В соборах Нижнего Новгорода в XIII в. стелют полы из кирпича с явно исламской резной орнаментикой, выполненной с помощью пасты из ганча. В Москве на основе булгаро-ордынской технологии формируется керамическое производство XIV-XV вв. В городах Поволжья уже с XV в. обращается больше монет московского, чем местного, чекана, о чем свидетельствуют раскопки в Казани и Астрахани. Позже на изразцах Казани (Архиерейский дом) появятся строго авраамические ветхозаветные мотивы, не встречающиеся ни в других городах Татарстана, ни в остальной России, а на надгробиях с русскими надписями расцветет пышный восточный орнамент, которому суждено покрыть царские надгробия Архангельского собора XVI-XVII веков.DSC00885

Мы предлагаем коллегам вместе рассмотреть судьбы мощных культурных импульсов в Поволжье, отчетливо отраженных в памятниках искусства уникального приволжского города XVI-XIX веков, Свияжска, и в постоянно растущем собрании его музея. Особенную роль при этом выполняет известный медиатор современности – изразец. Хорошо известный на всём Ближнем Востоке с раннего средневековья (и даже ещё глубже, вплоть до «ворот Иштар»), он приходит в Среднее Поволжье гораздо позже, чем можно было бы ожидать. Приходит из Московии, куда, в свою очередь, будет «доставлен» (пути доставки – еще один аспект современных исследовательских разработок) также не с Востока, а из Западной Европы, сначала из Италии, затем через германоязычные области и Речь Посполитую. Тут есть о чем поговорить – ведь сам по себе печной изразец (а в собственно архитектурных формах он в Поволжье пока не обозначился) не мог укорениться на новом месте, он был частью большой и сложной конструкции – печи; значит, до этого или вместе с изразцом проникает и новая форма конструкции, а следовательно – новая форма быта и экономики в целом.»

 

IMG_7599_изменить размер«Новый Иерусалим (в городе Истра) принято называть «колыбелью изразца». Замыслив украсить соборы многоцветной керамикой, Патриарх Никон собрал в строящемся монастыре мастеров-изразечников из разных земель. Они принесли сюда традиции и умения, которые, сплавившись в общем горниле, породили то самое явление мировой культуры, называемое «русский изразец». После опалы Никона, артели мастеров вместе с формами для изготовления изразцов перевели в Москву и оттуда уже многоцветный изразец начал свое победное шествие по стране.

На выставке представлены изразцы, найденные при археологических раскопках 2009-2013 гг. в Ново-Иерусалимском монастыре. Работы проводились экспедицией Института археологии РАН под руководством Л.А.Беляева.IMG_4445

В первую очередь хочется обратить внимание на массивные архитектурные изразцы, части декора Воскресенского собора и других монастырских построек. Изразцовый декор Нового Иерусалима абсолютно уникален. В середине XVII в. в России был создан совершенный изразцовый комплекс, основанный на ордерной системе и содержащий тысячи оригинальных форм.IMG_6941_изменить размерIMG_6911_изменить размер

IMG_6489IMG_5187_изменить размер02IMG_6816Потрясающий изразцовый фриз «Павлинье око», многорядный раппорт которого состоял из 17-ти изразцов, не считая обрамления, был в дальнейшем неоднократно воспроизведен на церковных постройках Москвы и других городов. Однако нигде больше не смогли повторить фантастический кобальт фона Ново-Иерусалимского фриза. Отличительной особенностью оригинального фриза является также разновысотность рельефа отдельных элементов, которая рождает живую игру цвета и света на поверхности изразца. На выставке представлен один из изразцов нижнего ряда. Каждый изразец фриза имел свое буквенное обозначение, указывающее на его место в общей структуре раппорта. На нижней полосе данного изразца – это буква «Я».

Гладкую белую поверхность стен собора украшают раскинувшие крылья серафимы – выражение сил небесных.

В самых разных частях декора использован мотив изобильных плодов.

Чрезвычайно распространены морды львов. В символике Воскресения  Господня им отведена особая роль.

Из разнообразных оформлений порталов на выставке представлен только один элемент оконного наличника.

Помимо изготовления архитектурных изразцов процветало и производство печных. К наиболее ранним относятся широкорамочные изразцы московской школы: со львом и с барсами, охраняющими древо жизни. В правом нижнем углу изразца с барсами можно разглядеть знак мастера, напоминающий прописную букву «т».

Одновременно с этим белорусские мастера изготавливают для покоев патриарха свою муравленую (покрытую зеленой поливой) печь. Низ ее покоится на карнизе, украшенном крестом и двумя хищниками в геральдических позах. Верх украшают львы с пышной гривой. Верхнее зеркало состоит из лицевых изразцов с плетеным растительным орнаментом, истоки которого следует искать в изобразительных мотивах турецкого искусства. Нижнее зеркало представлено одним из самых распространенных рисунков того времени – изображением букета в вазе, заключенном в восьмиугольную рамку. В мастерских Нового Иерусалима такие изразцы изготавливались в нескольких вариантах: без поливы, муравленые, как для этой печи, и полихромные. Причем полихромные покупались и использовались не только для печей, но и для украшения стен в качестве цветных вставок, как это было сделано в Иосифо-Волоцком монастыре.

Еще одна небольшая изящная печь  середины XVII в. была изготовлена западными мастерами, возможно литовцами. На выставке представлена крайняя правая часть многофигурного фриза с изображением охоты на оленя и валик с маской.

С течением времени изысканные мелко-фигурные квадратные изразцы сменились более крупными прямоугольными. Стали преобладать растительные мотивы. Упор делался на изощренный рисунок соединенных рамок. На стенде представлена реконструкция такой печи из дворца царевны Татьяны Михайловны (комплекс Ново-Иерусалимского монастыря). Более сложной стала структура самой печи. Углы конструкции теперь выделяются с помощью специальных закругленных элементов. Пояс собран из фигур различных животных и птиц, техника рисунка которых напоминает уже фигуры западноевропейского Ренессанса.

С началом XVIII в. связан следующий этап в истории изразцового производства Нового Иерусалима. Сюда привозят пленных шведов Яна Флегнера и Кристиана и указанием наладить изразцовое производство на голландский манер. Результатом их деятельности стала совершенно уникальная коллекция изразцов-эмблематов. Основой рисунка послужила книга «Эмблемы и символы», по приказу Петра I переведенная на русский язык и изданная в России. Символизму еще только предстоит стать целой эпохой в русской культуре, а в мастерских Нового Иерусалима уже изготавливаются рельефные изразцы с изображением сюжетов из этой книги. Надуманные сентенции трудно угадать в рисунке. Поэтому к изображению добавляют номер, соответствующий номеру сюжета в книге. Примерно в это же время для Мраморного дворца изготавливают печь с символикой праздника Пасхи – престольного праздника Нового Иерусалима. Все лицевые изразцы имеют одинаковый рисунок, но отличаются цветом фона. Встречаются изразцы с белым, голубым и синим фоном. Карнизы этой печи украшены символами военной победы.

Мастерские Нового Иерусалима продолжают свою деятельность и во второй половине XVIII и на протяжении всего XIX в., но столь серьезного влияния на изразцовое производство России, как вначале, они уже больше не имеют».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

One Response to Выставка «Путь изразца»

  1. admin

    с сайта: http://www.ierusalimfond.ru/
    12 июля 2013 года
    Фасады Воскресенского собора постепенно освобождаются от лесов.

    Ремонтно-реставрационные работы в Воскресенском соборе проводятся в полномасштабном режиме.

    Завершены реставрационные работы по Подземной церкви, отреставрированы и вызолочены все кресты и звезды, завершены работы по реставрации фасадов и кровель, установлены кресты на купола.

    Ведется реставрация уникального медного иконостаса, выполнены работы по укрытию позолоченных деталей и удалению старых покрасок.

    Проводятся работы по воссозданию иконостасов и живописи в часовнях церкви.

    В интерьерной части Воскресенского Собора реставрационные работы по лепному декору, керамике, отделочным и альфрейным работам вышли на финишную прямую. Ведутся работы по реставрации живописи.

    Полностью завершены реставрационные работы по лепному декору и керамике как внутри Воскресенского Собора, так и на фасадах (монтаж последних элементов воссозданных изразцов и лепного декора будет произведен в июле 2013г.).

    За исключением живописи полностью отреставрирована Кувуклия.

    Близятся к завершению работы по воссозданию Колокольни.

    Продолжаются реставрационные работы и по другим объектам монастыря (южные стены и башни монастыря, братские корпуса, Дворец царевны Татьяны Михайловны и др.).