browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

Археология 2012

IMG_1526_изменить размер
Posted by on 01.11.2012

Изразцы

Рассказывает Глазунова Ольга Николаевна – руководитель камеральной лаборатории института археологии РАН.

— Мы работаем в Новом Иерусалиме четвёртый год. За это время обнаружено огромное количество находок. Одна из самых массовых – изразцы.

Одно из наиболее крупных и интересных сооружений, связанных с изразцами –заброшенная колокололитейная яма. После обрушения шатра ротонды в 1723г. она была заполнена слоем изразцов, ранее покрывавших шатёр. Этот слой теперь целиком выбран, изразцы склеены до целых форм. Уникальность комплекса в том, что весь он состоит именно из тех изразцов, которые составляли изначальный декор собора и были установлены еще при патриархе Никоне. (В современном декоре собора можно найти некоторые неточности, отличия от изначального его облика, в частности можно привести пример кронштейнов большого барабана – рисунок нынешних изразцов значительно отличается от изначального. Сейчас с этими археологизированными изразцами работают архитекторы-проектировщики; реставраторы снимают с них формы).

Для восстановления облика собора очень важен также состав поливы на изразцах. Археологи предоставляют технологам небольшие кусочки изразцов, покрытых поливами разных цветов для изучения и воспроизводства нужной цветности. Кстати, необыкновенно сочные и красивые цвета Ново-Иерусалимских изразцов неизменно вызывали восхищение.

Второй крупный обнаруженный археологами объект – помещение, где хранились изразцы после обжига, склад. Эти изразцы не были установлены, часть из них известна, часть в декоре собора никогда не применялась. Например, «подзор с голубем» — таких нашли три. В подобных находках можно найти следы первоначального замысла Патриарха Никона. Трудно сказать, почему он был изменен. Наши находки позволяют проникнуть в изначальный замысел зодчего.

Третий объект – горн, где обжигались изразцы, конца 17-18 вв., здесь обнаружен набор изразцов для одной из печей. Среди них лицевые гербовые изразцы с изображением львов, которые держат герб с лилеями.

При разборе материала раскопок удается проследить развитие изразцового искусства в Новом Иерусалиме. Наиболее ранние изразцы были, в основном, муравленые, покрытые зелёной поливой. Позже появились яркие разноцветные. В монастырь были приглашены мастера из Белоруссии – Мстиславля, Копыси. (Некоторые из них работали еще в Иверском монастыре, где Патриарх Никон пытался наладить производство изразцов печных).

Материал раскопок показывает нам, что первые изразцы, произведённые в Новом Иерусалиме, тоже выглядели как печные, но со временем искусство их изготовления и технология развивались, совершенствовались. Новый Иерусалим стал колыбелью русского изразца. Был выработан свой стиль, и создан уникальнейший объект – изразцовый архитектурный декор Воскресенского собора. Его автор, очевидно, — мастер Пётр Заборский.

При раскопках у южной стены монастыря были найдены остатки изразцов Трёхсвятительской церкви, что изначально стояла на стене. Обнаружен фрагмент изразцового иконостаса, обрамления для икон.

В соборе были обнаружены фрагменты керамической иконы, в настоящее время в соборе таких нет. Это редчайшая находка для России. Известно, что Степан Полубес, один из плеяды замечательных мастеров, работавших в Новом Иерусалиме, изготавливал позднее такие иконы для Солотчинского монастыря под Рязанью, для Данилова монастыря, церкви в Гончарах.

Интересно, что мастера разных специальностей работали в Новом Иерусалиме вместе, чему есть интересные примеры. Так рисунок рамки белокаменной плиты надгробия третьего настоятеля монастыря Акакия полностью совпадает с фрагментом иконостаса Трёхсвятительской церкви, даже в мельчайших деталях. Видно, что один мастер резал плиту, другой делал форму для изразца с одного и того же рисунка.

На раннем монастырском кладбище обнаружена редчайшая находка – фрагмент стеатитовой Византийской иконы. Таких в мире сохранилось всего десять. Скорее всего, эта драгоценная вещь хранилась в ризнице Никона.

 

 

 

 

 

Среди утраченных сооружений эпохи Никона, немаловажное место занимает так называемый колодец Ангела, фундамент которого был найден к югу от собора.

 

 

 

 

В заполнении сооружения была обнаружена серия ранее неизвестных изразцов. Они были изготовлены по совершенно другим технологиям. Видимо, мы обнаружили исчезнувшую ступень развития производства. Эти изразцы не отминались в форме, а лепились, как скульптура или же рисунок на них образовывался путем прочерчивания. Всё это этапы раннего изразцового производства.

Кроме архитектурных, найдено много печных изразцов. По большинству из них можно определить традицию – видно руку мастера, какой он школы: широкорамочные изразцы – московской, узкорамочные – белорусской, другой формы – западной традиции.

При Патриархе Никоне эти традиции существовали одновременно, все они закладывались в основу русской традиции — шёл творческий поиск. Повторимся, в Новом Иерусалиме была создана лаборатория, колыбель русского изразца, откуда он был вывезен в Москву, и стал распространяться дальше.

 

 

 

Фото:

В помещении упомянутого склада найден комплект изразцов в сине-белой гамме для изящной печки,

 

Фриз с изображением охоты на оленя, сверху – изразцы печного зеркала — 

Печка собралась почти целиком

 

 

 

Пояс из птичек —

 

 

 

 

 

 

 

Лев – образец московского стиля —

 

 

 

 

 

 

Мода на цветные изразцы широко распространилась уже после Никона. И в эпоху Петра I это казалось уже древностью, так что царь захотел «осовременить» керамику, убавив многоцветие, взяв за образец голландские изразцы.

Эмблематы

Об эмблематах: в России распространились при Петре I, когда наша страна, вслед за Европой увлеклась символикой. В монастыре тогда работали два пленных шведа Ян Флегнер и Кристиан – их сюда прислал император. Они изготавливали изразцы на определенные сюжеты, соответствующие символическим эмблемам, чье значение было описано в особой книге. Рельефные изразцы с номерами известны только в Истре. Архелоги сравнили цифры на найденных в монастыре эмблематах с цифрами в книге «Эмблемы и символы», вышедшей в Петровскую эпоху, и смогли расшифровать смысл изображений. (Позднее эти сюжеты уже просто рисовались на изразцах и снабжались надписью. Рисованные изразцы широко известны, их изготавливал, в частности, завод Гребенщикова в Москве на Таганке, на котором до конца дней работал Ян Флегнер).

Олень голубой – 

 

 

 

 

 

 

 

Купидон-бочар, зашифровано, что любовь скрепляет —

 

 

 

 

 

 

 

Коронесса, стрелой пронзённая – отмщение божества оскорблённого —

 

 

 

 

 

 

 

Свинья с гусем соответствует пословице: Бог попускает – свинья гуся съедает —

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кроме изразцовых находок интерес представляет, клад серебряных и медных монет ручной чеканки, найденный в Палатах Никона. Помимо русских монет он содержал 3-х грошовик Сигизмунда. Там же в одном из слоёв нашли золотую монету – так называемый «угорский золотой» — наградная монета, по-видимому, из тех, что в делал Аристель Фиорованти, воспроизводя их с древних монет.

Перед южной стеной собора найден фундамент, интерпретированный как фундамент капеллы Франков. Подобное сооружение есть в Иерусалиме. В Новом же Иерусалиме оно построено так и не было.

 

 

One Response to Археология 2012