browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

Забытые имена. Подвижники, строители Русской Палестины

1250242798
Posted by on 25.02.2012

Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет,

 не останется памяти у тех, которые будут после.

 Экклезиаст (1, 11)

Забытые имена. Подвижники, строители Русской Палестины

Многие из тех, кто создавал нынешнее величие Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, сегодня незаслуженно забыты.

Царевна Татьяна Михайловна Романова, дочь царя Михаила Федоровича от его второго брака с Евдокией Лукьяновной Стрешневой, была выдающейся личностью. Она прожила долгую, яркую и насыщенную жизнь (1636-1706 ).

Татьяна Михайловна имела большой авторитет в семействе бояр Романовых, присутствовала на приемах, участвовала в политике, была крестной матерью Петра Первого.

Именно на ее пожертвования была построена церковь Рождества Христова в Ново-Иерусалимском монастыре, Татьянины и трапезные палаты (1686-1692). Царевна пожаловала Ново-Иерусалимскому монастырю мощи Великомученицы Татианы.

Согласно легенде, именно Татьяна Михайловна обратила внимание Святейшего Патриарха Никона на схожесть ландшафта окрестности реки Истры со Святой Землей.

Царевна обладала многими талантами. Так, ей приписывается авторство портрета Святейшего Патриарха Никона. В книге архимандрита Леонида ( Кавелина) о рукописях Воскресенского монастыря упоминается синодик царевны, а также и ее картины.1

Царевна, питая глубокое уважение к Патриарху Никону, посвятила свою жизнь осуществлению его планов2. После ссылки Патриарха в Ферапонтов монастырь, царевна Татьяна Михайловна всеми возможными средствами пыталась облегчить его участь. Именно Татьяна Михайловна уговорила своего брата Федора Алексеевича освободить Патриарха Никона из ссылки. В годы правления царевны Софьи, Татьяне Михайловне оказывались знаки уважения и признательности. После изгнания Софьи слава и сила царевны ушли в прошлое- братец Петр не жаловал тетушку. В эти годы жила она даже в нужде. Похоронена царевна в Вознесенском соборе Кремля. Сегодня ее прах в саркофаге- в подвале Архангельского собора Кремля.

Может быть, доживем мы до того времени, когда он будет торжественно водружен в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре. Но это, видимо, будет уже другая эпоха.

Царевна Софья Алексеевна Романова

(27 сентября 1657 —14 июля 1704) —дочь царя Алексея Михайловича, в 1682—1689 годах регент при младших братьях Петре и Иване.

Софья была умной, властной, честолюбивой, знала польский язык, латынь и даже сочиняла стихи. Вольтер говорил о ней: «Правительница имела много ума, сочиняла стихи, писала и говорила хорошо, с прекрасной наружностью соединяла множество талантов…»3.

Софья писала трагедии и сама играла их в кругу своих приближенных «Мы читали в рукописи одну из ее драм и думаем, что царевна могла бы сравниться с лучшими писательницами всех времен, если бы просвещенный вкус управлял бы ее воображением».4

В начале июля 1682 умелыми действиями пресекла в Москве бунт раскольников, причем, укрывалась в селе Павловском, предположительно, в храме Благовещения Пресвятой Богородицы, на истринской земле, вместе со своими малолетними братьями Петром и Иваном.

Царевна Софья перенесла «прения о вере» во дворец, в Грановитую палату, изолировав тем самым вождей староверов от толпы народа. Софья была мудрой и умелой правительницей. Так, она заключила выгодный для России «вечный мир» с Польшей, Нерчинский договор с Китаем. В 1687 и 1689 под руководством Василия Голицына были предприняты походы против крымских татар, но они были неудачны. В 1687 году по инициативы царевны Софьи была образована Славяно-греко-латинская академия5.

Для нас с точки зрения темы строительства Русской Палестины важна большая благотворительная деятельность царевны Софьи в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре, где она подолгу проживала. Царевна присутствовала и на погребении Святейшего Патриарха Никона 8 сентября 1681 года.

Как известно, Патриарх Никон успел до своей ссылки построить Воскресенский собор до сводов.

А завершено было возведени е Воскресенского собора, Трапезных палат, церкви Рождества Христова в основном, в правление Софьи Алексеевны. И хотя практически все авторы приписывают довершение строительства собора попечению царей Петра и Иоанна, но вряд ли малолетние цари обладали собственной волей в данном вопросе: «Завершение строительства осуществлено попечением царей Иоанна и Петра, а также царевен Татианы Михайловны и Софьи Алексеевны. 18 января 1685 г. состоялось освящение величественного Воскресенского собора Патриархом Иоакимом, а все необходимое к освящению было пожертвовано царевной Татианой. В это посещение царевна Софья указала место для строительства церкви «с трапезою теплою каменною и службы по чину Иерусалимскому»6. Совершительницей церкви стала царевна Татиана Михайловна, поскольку царевна Софья Алексеевна с 1689 г. стала невольной постриженицей Новодевичьего монастыря; ново сооруженный храм был освящен во имя Рождества Христова 13 декабря 1692 г. Патриархом Адрианом»7.

Понятно, что малолетние цари, о которых упоминается, мало могли бы сделать без указания правительницы России Софьи Алексеевны.

В сентябре 1689 года Софья была свергнута, заточена в Новодевичий монастырь и пострижена в монахини под именем Сусанны. Во время стрелецкого восстания 1698 года стрельцы, по данным следствия, намеревались позвать её на царство. Стрельцы встретились с армией Гордона под стенами Воскресенского монастыря. Жестоко расправился с ними молодой царь Петр.

Петр, как говорят, собственноручно отрубил головы пятерым стрельцам в селе Преображенском. Этим занимались также, по приказанию царя, бояре и думные люди, а сам царь, сидя на лошади, смотрел на это зрелище. В разные дни под Новодевичьим монастырем повесили 195 человек прямо перед кельями царевны Софьи, а троим из них, висевшим под самыми окнами, дали в руки бумагу в виде челобитных. Таков был царь Петр Алексеевич Романов — злобный и немилостивый деспот.8 Вспомним великого поэта А.С. Пушкина, который описывает царя в поэме «Полтава»: «Лик его ужасен, движенья быстры. Он прекрасен». Вспомним, как он вел себя во время наводнения в Санкт-Петербурге: радость, восторг перед разбушевавшейся стихией. И никакого милосердия…

Наши заказные историки, художники, писатели в течение веков исподволь лепили образ царевны Софьи как жесткой и жестокой правительницы. Чего стоит только картина И. Репина, на которой изображена толстая и уродливая старуха в Новодевичьем монастыре. А ведь и Вольтер отмечал прекрасную наружность царевны, да и картина XVII века об этом свидетельствует. К тому же, ей не было тогда и 40 лет. Многими историками царевна Софья представляется узурпатором власти. При этом как-то забывается, что у младшего сына царя Алексея Михайловича прав на трон было не так уж и много… Да и слабоумность старшего сына Алексея Михайловича — царя Иоанна никто как-то не доказал.

Стоит ли удивляться, что большие труды царевны Софьи по строительству Ново-Иерусалимского монастыря бывают лишь вскользь упомянуты. Царевна Софья умерла в 1704. Похоронена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве.

 

Архимандрит Леонид (Кавелин)

Леонид (Кавелин) (1822-1891), архимандрит. Духовный писатель, историк, археограф, переводчик, автор стихов и прозы. В миру Лев Александрович Кавелин. Родился в Калужской губ. Отец — штабс-ротмистр, затем асессор Тульского губернского правления, мать — урожденная Нахимова, двоюродная сестра адмирала П. С. Нахимова. В 1852 году стал послушником Оптиной пустыни. Был духовным чадом преп. Макария Оптинского. 7 сентября 1857 года принял монашеский постриг.

А в ноябре 1857 года был назначен в Русскую духовную миссию в Иерусалиме, где прослужил два года. С 1863 г. начальник Российской духовной миссии в Иерусалиме, с посвящением в архимандриты; С 1865 — настоятель русской константинопольской посольской церкви. С 1869 г. наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. С 1877 г. — наместник Троице-Сергиевой Лавры.9

Архимандрит Леонид (Кавелин) управлял Воскресенским Ново-Иерусалимским монастырем с 1869 по 1877 год.

Уже через месяц после своего назначения Архимандрит Леонид освятил придел во имя Сергия Радонежского чудотворца.

Вскоре наместник испросил разрешения Синода на устроение придела святой мученицы Татианы — Небесной покровительницы царевны Татьяны Михайловны. Этот факт показывает, сколь глубоко знал архимандрит Леонид историю монастыря и роль в его строительстве царевны Татьяны Михайловны- храмосоздательницы и благотворительницы.10

Архимандрит Леонид (Кавелин) издал несколько книг по истории монастыря и Истринского края. Глубоко почитая Святейшего Патриарха Никона, он исследовал имеющиеся труды о Патриархе и впервые издал книгу И. Шушерина — клирика Патриарха Никона. Архимандрит Леонид (Кавелин) создал музей Патриарха Никона в монастыре, бережно собрав личные вещи Патриарха, исследовав монастырские рукописи. К 1874 году он закончил работы по обновлению Воскресенского собора.

Обширные исследования посвятил архимандрит и истории других монастырей, построенных Патриархом Никоном. В Справочную книгу по русской агиографии Архимандрит Леонид (Кавелин) включил и имя Святейшего Патриарха Никона11.

Подвижнические труды Архимандрита Леонида (Кавелина) пока не исследованы и не оценены в полной, достойной его мере. Светлая ему память!

Павел Григорьевич Цуриков

Наверное, изо всех благотворителей, устроителей храмов выделяется громадными объемами помощи и усилиями по возрождению и благоустройству храмов имя Павла Григорьевича Цурикова, незаслуженно нами забытое.

История многих храмов Истринской земли в XIX веке тесно связана с именем этого фабриканта, выступавшего на протяжении нескольких десятилетий в качестве главного благотворителя Воскресенского монастыря и окрест лежащих храмов.

Павел Григорьевич Цуриков (3 января 1812 — 5 января 1878) — владелец крупнейшей в Звенигородском уезде суконной фабрики, расположенной в с. Ивановском .

Факты биографии П.Г. Цурикова, материалы о его предпринимательстве и меценатстве сохранились в ряде источников: в делах канцелярии Московского гражданского губернатора (ЦГИА г. Москвы), в фондах Московской Синодальной конторы (РГАДА, ф. 1183), Воскресенского монастыря (архив музея «Новый Иерусалим»), в периодике, мемуарах (воспоминания игумений Аносина монастыря Евгении (Озеровой), книге М.П. Чехова «Вокруг Чехова») и др. . 12.

П.Г. Цуриков родился, как значится в метрических книгах церкви села Покровское- Рубцово (сегодня- пос. Пионерский Истринского района) 16 января 1812 года.13

Отец П.Г. Цурикова — Григорий Михайлович (1782—1852) — дворовый человек владельцев усадьбы Покровское -Рубцово Голохвастовых, отпущенный хозяевами на волю еще при крепостном праве. Он со своей женой Матреной Анисимовной (1785—1850) похоронен в с. Лужки Звенигородского уезда, родном селе П.Г. Цурикова. Григорий Михайлович — специалист по устройству плотин — основал в 1833 году суконную фабрику в селе (тогда еще деревне) Ивановском. Источники разного рода свидетельствуют, что с момента своего основания вплоть до начала XX века фабрика непрерывно наращивала объем производства. В 1863 году были выстроены каменные корпуса, росло количество занятых рабочих (в 1885 году фабрика производила 15 000 кусков сукна на сумму 900 000 руб. при 850 рабочих). Производство бурно росло, прежде всего, благодаря казенным заказам на нужды армии, а в них не было недостатка, особенно в годы Крымской и русско-турецкой войн.

О судьбе предприятия после смерти П.Г. Цурикова известно следующее: «В 1887 году фабрику приобретает у жены Цурикова Максим Ефимович Попов, сын мелкого служащего г. Рязани, владелец складов и магазина в Москве, куда Цуриковы поставляли свое сукно. До 80-х годов фабрика продолжала работать на ручных станках с 11 -часовым рабочим днем. В 90-х годах фабрика значительно пополнилась машинами и расширила свои постройки. Русско-турецкая война опять была для фабрики периодом расцвета. Число рабочих к тому времени достигло 1000 человек».

В 1900-х годах оборудование фабрики продолжало пополняться, и к 1914 году она достигла вершины своего технического развития.

П.Г. Цуриков был практически единственным фабрикантом в уезде, который заботился о здравоохранении, образовании и устройстве быта своих рабочих. В 1868 году при церкви села Ивановского была открыта школа на 35 человек, при фабрике была больница на 10 кроватей и врач-хирург, а также — аптека с фельдшером. При одной только этой фабрике имелась продовольственная лавка, покупка продуктов в которой, однако, не была для рабочих обязательна14.

Интересные сведения о цуриковской фабричной больнице сообщает в своих воспоминаниях М.П. Чехов; они относятся к 1880-м годам, когда П.Г. Цурикова уже не было в живых. «Больница была обставлена богато и даже роскошно, — пишет Чехов, — но популярностью она не пользовалась.

Благотворительная деятельность П.Г. Цурикова, помимо той, которая была направлена непосредственно на облегчение условий жизни рабочих, развивалась по нескольким направлениям: вслед за своим отцом он регулярно снабжал припасами находящийся в пяти верстах от фабрики Аносино-Борисоглебский женский монастырь, а впоследствии финансировал строительство в нем, был церковным старостой церкви родного села Лужки, делал вклады в другие храмы епархии (в 1864 году он пожертвовал на иконостас Покровско-Рубцовской церкви 1800 руб. и 1150 руб. — на церковь с. Никулино). С 1847 года П.Г. Цуриков был членом, а с 1851-го — директором «Звенигородского уездного отделения Попечительного о тюрьмах комитета», в 1860-е годы стал попечителем двух основанных на его же средства учебных заведений (лужковского сельского приходского училища, которое стало именоваться Цуриковским, и сельского училища при Успенской церкви с. Ивановского; сама церковь, кстати говоря, была построена на его деньги и освящена 27 сентября 1868 года в присутствии митрополита Московского Иннокентия. Значительные строительные работы велись по его инициативе и на его средства в Саввино -Сторожевском монастыре, наконец, постоянно нарастает его участие в обновлении и украшении храмов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, достигая пика в середине 1870-х годов.

Наиболее хорошо освещена источниками благотворительная деятельность Цурикова в Аносином монастыре, поскольку здесь до нас дошли не только шаблонные формулировки официальных документов, но и живые впечатления участницы событий — игумении Евгении (Озеровой). Отношения П.Г. Цурикова с настоятельницей поначалу складывались непросто. Верный отцовской традиции помощи этой обители, он был кем-то предубежден против новой игумении (скорее всего, окружением прежней настоятельницы Анастасии), и в середине 1850-х годов наблюдается некоторое охлаждение Цурикова к делам благотворительности в Аносином монастыре. Но оно было непродолжительным. Вскоре недоразумения и недоверие между ним и игуменьей Евгенией прекращаются, и он неожиданно даже для самой игуменьи выступает инициатором крупных строительных работ в обители. На устройство монастырского храма (речь шла о практически полной перестройке старого, вконец обветшавшего) он жертвует 10 000 руб. В 1870 году на его же средства возводится ограда монастыря.

Игуменья Евгения сообщает любопытный случай, который произошел в то время и который позволяет судить о характере мецената. Осенью 1871 года Цурикову одно за другим подкинули четыре письма с угрозой сжечь фабрику, если он не положит в назначенное место около строящейся ограды Аносина монастыря определенную сумму денег. Тайная полиция не поймала злоумышленника, но Цуриков был невозмутим, полагаясь на Божию волю, и вымогатель вскоре был тихо взят на фабрике и прощен ее хозяином.

Саввино-Сторожевский монастырь находился в центре внимания П.Г. Цурикова с 1860 года. По словам игуменьи Евгении, первоначальный его замысел состоял в том, чтобы в память своего покойного родителя выстроить часовню для чтения неусыпаемой Псалтири над пещерой, вырытой самим преподобным Саввой, а при ней — сторожку для помещения по очереди читающих Псалтирь. Со временем планы Цурикова пошли дальше и воплотились в устроении общежительного скита на 16 человек. Судя по архивным документам, в 1863 году Цуриков пожертвовал в Саввино-Сторожевский монастырь каменный дом и 15 000 рублей.

1850—1860-е годы отмечены первыми актами благотворительности П. Г. Цурикова в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре: в середине 1850-х годов на его средства обновляется Рождественская церковь, в 1861 — 1862 годах он берется за возобновление позолоты ее иконостаса, в 1867 году он пожертвовал на исправление иконостаса в Голгофском приделе 500 руб. Всего с 1852 по 1864 год Цуриков истратил на Воскресенский монастырь около 24 000 руб. и на нужды епархии — около 93 000 рублей.

В 1873 году он изъявил желание возобновить на свои средства иконостас в Воскресенском соборе. В том же году между ним и архимандритом Леонидом (Кавелиным) зашла речь о золочении куполов, которые совершенно облезли и за два года до того были закрашены масляной краской. На средства П.Г. Цурикова была вызолочена резная деревянная часовня Гроба Господня,15 освященная отцом Леонидом 19 сентября 1876 года, а также главы надвратной церкви и церкви Рождества Христова. В 1874-1876 годах он израсходовал на реконструкцию храмов Воскресенского монастыря 150 000 руб.

В связи с этим в 1876 году, как и неоднократно прежде, синодальное ведомство выступило с ходатайством о награждении мецената. К прошению были присовокуплены полный формулярный список о службе статского советника, потомственного дворянина, Воскресенского первой гильдии купца, директора Звенигородского уездного отделения Попечительного о тюрьмах комитета, кавалера орденов св. Станислава 3 ст., св. Станислава 2 ст. с короной, св. Анны 2 ст. с короной и св. Владимира 3 ст., а также ведомость о пожертвованиях, сделанных Цуриковым в 1874—-1876 годы на возобновление и украшение церквей.

Результатом названного ходатайства было пожалование П.Г. Цурикову чина действительного статского советника16.

Своим попечением о храмах Истринского края (Преображенский храм в с. Никулино, церковь Вознесения Господня в г. Воскресенске и многие другие храмы) Павел Григорьевич Цуриков занял совершенно особое место среди храмосоздателей Истринского края.

После смерти Цурикова П.Г. его дело продолжила жена Анна Сергеевна Цурикова. Сегодня надгробие Цуриковой А.С. встречает паломников на входе в Воскресенский монастырь. Местная легенда гласит, что немцы во время оккупации Истры вывозили ценные камни надгробий из некрополя монастыря, но очень дорогое надгробие Цуриковой А.С. не заметили…

Священномученик Серафим (Чичагов)

14.02.1904 г. настоятелем монастыря был назначен архимандрит (впоследствии митрополит) Серафим (Чичагов). Проведя всего лишь год в Воскресенском монастыре, архимандрит Серафим запечатлел свое игуменство реставрацией знаменитого Воскресенского собора. Священномученик Серафим глубоко почитал Святейшего Патриарха Никона и, возможно, является автором иконы Патриарха.

В 1905 году Серафим (Чичагов) становится епископом сначала Сухумским, потом Кишиневским, Тверским, Варшавским.

Священномученик Серафим глубоко почитается сегодня. Но как назвать то, что при нынешней реставрации Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря предпринимаются попытки (планы об этом не оглашаются, информация лишь случайно просачивается) разрушить то, что им создано? А ведь это дореволюционный (довоенный) облик монастыря! Не является ли это неуважением к угоднику Божию Серафиму (Чичагову)?

Еще многие и многие строители Русской Палестины незаслуженно забыты.

Например, есть такой удивительный историк из г. Воскресенска (ныне Истры) Иван Федорович Токмаков, который оставил нам достоверное описание храмов, даже с именами священнослужителей, с перечнями похороненных на наших кладбищах. Он вообще не известен широкому кругу истринцев.

Краеведением у нас занимаются лишь в школах, кружках, музея краеведческого нет. А как он нужен для восстановления памяти последующих поколений!

Попытки нашего Фонда исправить это прискорбное положение пока успехом не увенчались Увы…

1 Леонид Кавелин. Описание славяно-русских рукописей книгохранилища Ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря и заметки о старопечатных книгах того же книгохранилища. Издание Императорского Общества Истории при Московском университете. В Униветситетской типографии на Страстном бульваре. М. 1871.

2 Жизнь Святейшего Никона Патриарха Всероссийского. Издание Ставропигиального Воскресенского Нового Иерусалима монастыря. Типография и хромо-литография И. Ефимова.М.1878.С.351.

3 Hughes, L. Sophia, Regent of Russia 1657-1704. New Haven and London, 1990.

4 Пантеон российских авторов. Ч.I.Издание Платона Бекетова. М.1801.

5 Григорян В.Г. Романовы. Биографический справочник.— М.:АСТ,2007.

Пчелов Е.В. Романовы. История династии. — М.:ОЛМА-ПРЕСС,2004

6 Леонид (Кавелин), архимандрит. Историческое описание монастыря. С. 68, 103.

7 Дорошенко С.М. Патриарх Никон. Духовный свет сквозь века. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. №1-2 2008. Издательство РАГС. М. 2008.

8 Н. И. Костомаров. История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Гл. 13. Царевна Софья. М. 1856.

9 Шереметев С. Д. Архимандрит Леонид (Кавелин). М., 1901. С. 4-7.

10 Зеленская Г.М. Архимандрит Леонид (Кавелин) – настоятель Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим». Северный паломник. М.2002.

11 Леонид (Кавелин).Святая Русь, или сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси (до XVIII века), обще и местно чтимых. Справочная книжка по русской агиографии. М. 1891.

12 М.Л. Крючкова. Павел Григорьевич Цуриков (1812-1878) Предпринимательская и благотворительная деятельность Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим». М. Северный паломник. 2002.

13 И.Ф. Токмаков Историко-статистическое и археологическое описание заштатного города Воскресенска и его окрестностей. М. Товарищество «Печатня С.П. Яковлева», Петровка, Салтыкоский пер., д. Т-ва, №9. 1905.

14 М.Л. Крючкова. Павел Григорьевич Цуриков (1812-1878) Предпринимательская и благотворительная деятельность Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим». М. Северный паломник. 2002.

15 А сегодня нам предлагают восстановить Кувуклию в виде башни, похожей на Елеонскую часовню, доказывая, что это якобы «проект Патриарха Никона» (Прим. Колотий Н.А.)

16 М.Л. Крючкова. Павел Григорьевич Цуриков (1812-1878) Предпринимательская и благотворительная деятельность Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим». М. Северный паломник. 2002.

с сайта Истра-РФ

 

 

Comments are closed.