browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

Моя школа довоенная… Анатолий Мартынов

Posted by on 22.01.2012

та самая школа

В 1908 году в Воскресенске на пересечении улиц Крестовской и Дворянской была построена школа из красного кирпича (теперь это школа им. А.П. Чехова). Ее двухэтажное здание казалось огромным на фоне маленьких деревянных домов. Главный вход с мощными колоннами и барельефы по карнизам делали школу сказочной.

В 30-х годах прошлого века го¬род разросся, население увеличи¬лось, школа уже не могла вместить всех детей, и встал вопрос о расши¬рении здания. Так появилась двух¬этажная деревянная школа рядом с существующей. Классные комнаты в ней были просторнее, с большими окнами, но, к сожалению, в отличие от основного здания, актовый зал и ко¬ридоры отсутствовали, и во время перемен детям негде было поиграть, единственное развлечение — но¬ситься по лестнице туда и обратно. Зато осенью и весной было раздо¬лье — школьники бегали в большом дворе, который тянулся до самого кинотеатра.

В деревянном здании учились с первого по четвертый клас¬сы. Я помню некоторых учите¬лей: Маргариту Ивановну Ярцеву, Татьяну Ивановну Козлову, Софью Федоровну Швыркину — у нее я и учился. Это была простая русская женщина, педагог от природы. В классе насчитывалось 30 учени¬ков, и к каждому она умела найти подход. Очень переживала, если получали плохую оценку, и при¬кладывала все силы и опыт, что¬бы исправить положение. Кроме основных предметов, было у нас чистописание, его уроки приу¬чали нас к аккуратности, терпе¬нию. На уроках труда мы постига¬ли азы владения швейной иглой. Делали так называемые перочист¬ки, ведь тогда писали чернилами, и перья ручек часто приходилось вытирать. Перочистка представля¬ла собой кусочки материи, сложен¬ные в кружок в несколько рядов и скрепленные пришитой пуговкой. Запомнились на всю жизнь уроки пения…

В кирпичном здании занимались старшеклассники. Там преподава¬ли замечательные педагоги: Иван Ефремович Шохин (русский зык и литература), его брат Александр Ефремович (перед войной препода¬вал гражданскую оборону, был заме¬стителем директора по хозяйствен¬ной части), Вера Александровна Бушуева и Ольга Степановна Покалюк (тоже преподаватели русского язы¬ка и литературы). Заведующая учеб¬ной частью Прасковья Ивановна Ульянова преподавала историю, уроки физкультуры вел Василий Васильевич Королев. Директором школы был Иван Иванович Тяпкин.

Большим событием в нашей жиз¬ни был просмотр фильмов, кото¬рые демонстрировали в кинотеа¬тре (сейчас здесь Драматический театр). Фильмы вначале были немые, они сопровождались игрой на ро¬яле. Пианистка тетя Шура сле¬дила за происходящим на экране: когда в фильме показывали что-то спокойное, она играла легкую музыку; когда на экране скакала конница, она постоянно нажимала на одну и ту же клавишу, имитируя цокот копыт. Ну, а если показыва¬ли войну (взрывы, стрельбу), пиа¬нистка играла двумя руками, звуки были громкие, бравурные. Получалось эффек¬тно.

Потом появилось звуковое кино, или, как говорили, говорящее. Из окна школы мы всегда смотрели на афишу, вывешенную на балко¬не кинотеатра. Какие это были пре¬красные фильмы! «Семеро смелых», «Путевка в жизнь», «Чапаев», «Щорс», «Александр Пархоменко», «Огни большого города» «Веселые ребята», «Дети ка¬питана Гранта», и другие. Содержание фильмов в основном было патриотическим. В кино ходи¬ли все: и взрослые, и дети. Сеансы были в 18, 20, 22 часа, а в выходной дополнительно и в 16 часов.

Перед началом сеанса показывали журнал — документальную хронику.

На другой день после просмо¬тра фильма шло его бурное обсуж¬дение в школе, дома и даже в оче¬редях. Наша мудрая учительница Софья Федоровна устраивала на уроках обсуждение кинокартин. Каждый из учеников мог выйти к доске и рассказать о фильме, высказать свое мнение. Особенно было интересно слушать выступления учениц на¬шего класса Гали Юровой и Люси Брянц.

Наша жизнь не ограничивалась школой и кинотеатром. В свобод¬ное время мы катались на лыжах, санках и коньках. Каток был рядом со школой — там, где сейчас сквер на пересечении улиц Первомайской и Советской, в вечернее время он освещался.. А в выходной день во главе с учительницей ездили в Москву на экскурсии, в музеи, теа¬тры и на выставки. Неразлучными моими друзьями и попутчиками в Москву были Саша Азенов, Сима Владимиров, Людвиг Сильд.

В школе выпускали стенгазету, мы с Мишей Дементьевым были ее редакторами. Работало много круж¬ков: авиамодельный, художествен¬ной самодеятельности, кружок шитья и вышивания, ребята изго¬тавливали всевозможные поделки из дерева, ткани. По-боевому рабо¬тала пионерская организация. Но самым главным событием в школе была подготовка к демонстрациям, которые проходили в городе 1 мая и 7 ноября. Мы готовили из разноц¬ветной бумаги цветы, их привязы¬вали к срезанным веткам деревьев или кустарников или делали отдель¬ные букеты. Делали флажки, транс¬паранты. А когда началась война в Испании, каждый школьник с помощью родителей должен был сшить шапку-испанку. Она немного напоминала нашу пи¬лотку, только с кисточкой.

И вот, 1 мая выстраивается колон¬на школьников в испанках, с цве¬тами и флажками. Впереди шли первоклашки с учителями, даль¬ше пионеры в красных галстуках, с горном и барабаном. Колонну замы¬кали физкультурники. На площади нас встречали звуки духового ор¬кестра, с трибуны неслись привет¬ствия, на что мы отвечали дружным «ура».

Настало время, и меня приняли в пионеры. На линейке в Доме пионе¬ров мы дали торжественную клят¬ву, повязали нам красные галстуки. Радости не было конца. Когда шел домой, казалось, что встречные за¬видуют мне.

Счастливая довоенная пора! День 22 июня 1941 года всё изменил в на¬шей судьбе и отнял у нас беззабот¬ное детство.

Анатолий Мартынов. Краеведческое общество «Наследие».

 

Comments are closed.