browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

Истринский рынок. 30-е годы ХХ века. Анатолий Мартынов

Posted by on 22.01.2012

 

Скажу без преувеличения — интересное это было место!

Рынок обычно работал по субботам. Так и говорили – пришел (или приехал) к субботе. Тогда была рабочая пятидневка, а выходные были 6, 12, 18, 24 и 30 числа каждого месяца. Особенно большая торговля была осенью и зимой, потому что летом крестьянин занят в поле, да и урожай еще не поспел.

Привозили всё: сено, поросят, кроликов, овец. Особенно славилась ярмарка на Покров – в октябре, а в Истре это престольный праздник. Приезжали на праздник музыканты, трюкачи всякие, гадалки и т.п. Устраивались всевозможные игры. Все это, конечно, за деньги. Можно было увидеть, как хозяин одного «агрегата» вращал стрелку на диске, наподобие диска патефона. Где остановится стрелка, там и гляди – повезло тебе или нет. Хозяин постоянно кричал: «Руп поставишь – два возьмешь!». Но обычно стрелка останавливалась на пустом месте – без выигрыша…

Была и такая игра: в банку ставились палочки с номерами, наподобие карандашей. Палочки эти перемешивались, номеров не видно, они внизу. Заплатив деньги, вытаскиваешь палочку с номером и смотришь на таблицу, которая висит на стене. В случае удачи твой номер должен совпасть с номером в таблице, где указана сумма выигрыша. Но что-то таких счастливчиков я не видел.

Немало удивительного можно было повидать на рынке. Например, ходит среди народа музыкант. У него барабан на спине. С помощью педали и одной ноги бьют тарелки. Задействованы и руки: одной он с помощью колотушки бьет в барабан, а другой играет на трубе. Такого трюкачества я больше нигде не видел.

А в другой стороне стоял парень и предлагал вывести пятна на одежде. Он постоянно демонстрировал свою технологию, и раздавался его громкий голос: «И волосы становятся дыбом, даже у плешивых людей!».

Вдали слышно – «прошу двадцать, как отдать – пятнадцать». Видимо, что-то продавалось.

Всюду были цыганки, которые предлагали погадать и позолотить ручку. Их было очень много, они нахально привязывались к прохожим. Все старались от них держаться подальше.

Чуть дальше торговали живностью. Можно было подойти и погладить петушка или кролика, а понравившегося купить. Всегда здесь было много народу – и взрослых, и детей.

Предлагались всевозможные рекомендации по уходу за животными и просто полезные советы. Всё это при постоянном шуме, исходящем от животных: тут и петушиное кукареку, и блеяние овец и коз, и визг поросят…

К обеду торговая жизнь заканчивалась. И приезжие старались попасть в Дом крестьянина, что на углу площади Революции. Тут можно отогреться, отдохнуть, попить чайку или что-нибудь покрепче.

У дома ставили лошадь, привязывали ее к коновязи, затем надевали на морду лошади торбу с овсом, а та, встряхнув торбу, смачно жевала его. Если было холодно или лил дождь, накрывали лошадь попоной. И вот, наконец, шагали в чайную трапезничать. Тулуп и купленные гостинцы оставляли в санях – тогда не воровали. Брали с собой только кнут, заткнув его за голенище сапога, — на то была причина: мальчишки, взяв кнут, могли испугать лошадь. Таких лошадей надо было остерегаться. Они, испугавшись, могли наделать много бед.

Надо сказать, был тогда у лошадей и другой повод испугаться – машины. Хотя машины тогда было еще редки. Сначала это автомашины АМО с цепной передачей – их было очень мало, затем ГАЗ – полуторка и ЗИС — трехтонка. Пугливым лошадям обычно на уздечке прикрепляли щиток из кожи, чтобы она могла видеть только впереди.

Чайная в Доме крестьянина находилась на 1-м этаже. Зал был небольшой, уставленный квадратными столами. Тут заказывали чай (а кто-то – спиртное). Приносили два чайника – один большой, литра на 2-3, с кипятком, другой поменьше – с заваркой, чашку с блюдцем, головку колотого сахара и щипцы. Крестьянин наливал чай из чашки в блюдце,

ставил его на растопыренные пальцы руки, усиленно дул на чай, т. к. он был очень горячим, и, причмокивая, с сахаром пил его.

Когда чай выпивался, чашку переворачивали вверх дном и клали на блюдце, а оставшийся сахар на чашку. Это означало, что посетитель доволен и благодарит хозяина чайной.

Далее, отстегнув лошадь от привода и завернувшись в тулуп, можно лечь в сани и уснуть. Лошадь сама найдет дорогу домой!

Дома, конечно, встречают дети, их было много, и ждут гостинцев. Кому пряник или бублик, а кому — сладкий петушок на палочке. Всё это раздавалось после удачной торговли. Не забывал хозяин и свою бабку, т.е. жену. Ей обычно вручался отрез ситца или платок.

Так проходила суббота. Хороший, радостный был день! А завтра наступали будни, и снова за работу.

 

Продолжение следует.

Анатолий Мартынов.

 

Comments are closed.