browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

ПОСЛАНИЕ ПОЛУБЕСА. (МИСТИЧЕСКИЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ТРИЛЛЕР)

Posted by on 04.06.2020

Статья Ильи Боровикова

Приятно, когда поутру балкон чуть не отрывается от награбленного!
Слава Благоустройству – оно научило археозавров работь по прогрессивной инновационной программе «Антипиздюли», то есть днём в костюме рабочего разведывать ценные месторождения по объектам, а ночью проникать на жилу и в условиях свето-и звукомаскировки тихо старательствовать.
А начиналось всё так скромно…



Всё лето бригада мОнтеров ворошила теплотрассу в районе Гончарной. На отвале этой байды часто попадались какие-то кирпичи с эмалями.

Интриговало то, что во второй половине 17 века где-то тут располагалась мастерская знаменитого Степана Полубеса. В двух шагах – слободская церковь, украшенная «ценинной» работой мастера и его учеников. Подержаться за изразец выделки Полубеса – ну точно поиграть на скрипке Страдивари или выстрелить из маузера Дзержинского. А уж найти… Конечно, архео-мародёры были заинтригованы

Обнаруженный фрагмент определяли по-разному: кто утверждал, что это жопа, кто – репа. И лишь один скромнейший херолог знал: это фрагмент композиции «Райский сад», аналог детали фриза Гончарской церкви

Раскоп всё время шёл по старому перемесу. Нигде не был пока что разгромлен, как водится, нетронутый культурный слой. Стройка то затихала, то снова оживлялась. Херолог, однако, тупо и непонятно на что надеясь, продолжал пасти объект — без смысла, без надежды…И вдруг…На точке возникла ямища опупенных размеров…

В водомоинах, в отвалах грунта сверкали признаки свежерасхреначенных ценных изразцовых пород.

Стоит ли говорить, что археозавр тут же сверзился в яму. На дне её было темно и уныло. Глубиной она была метров шесть. Из короба теплотрассы, уходящей хрен знает куда вглубь Таганского холма, несло могильным холодом. Над головой зловеще перекликались мОнтеры. Но всё это не имело значения, ибо в стенке различалась толстенная пробка кирпичного крошева.

При ближайшем взгляде оказалось, что это слой изразцового брака.
Первая же находка — колонка с виноградной гроздью — вызвала в памяти аналоги с фриза гончарской церкви. Сомнений не осталось — ОНО

Из прежнего опыта было известно, что со здешними мОнтерами о раскопках в яме договариваться бесполезно. Слой, вернее его остатки после «обработки» тяжёлой техникой, висел на честном слове, причём находился он внутри проектной отметки, в аккурат на пути короба теплотрассы, и жить ему оставалось считанные дни, если не часы — зачистят, сатрапы!
Так что было решено не полагаться на судьбу, а на месте исследовать находку, также перебрать пока не вывезенный отвал.
И сразу — целая печная «ножка», кусище композиции «ваза», большие фрагменты с превосходными эмалями…


Обломки без эмалей удивляли чёткостью оттиска.
Сохран был нереальный, со «штемпельным блеском». Словно сделано вчера, а не 350 лет назад.

Попадались и куски офигенно красивых стеклянных кубков, как выяснилось, импортных, Недурно жили гончары, впрочем они делали эксклюзивные на тот момент печи и фасады по заказу царя и патриарха, так что деньжищи были…

Очень быстро накопалось килограмм 20 и битой, и целой керамики.
Удручало одно — отсутствие звериных мотивов
Одни растительные
Это вообще нормально для наших людей, очень скромных и благочестивых: травный орнамент, он же всяко про царствие небесное и рай, а какой-то подозрительный бестиарий… ну его!
Но нам-то от этого не легче!
Где единороги, русалки и львы, недоумевал мародёр?!
И тут, словно по заказу, появилась терракотовая плита со здоровенной и прекрасно исполненной львиной жопой.
Вот тут уже сердцебиение участилось, так как стало ясно, что очень может быть в глубине отвалов, смеси бывшего культурного слоя и технического грунта, есть и голова льва.
Такие панно музейщики называют «плитами» и только гадают об их назначении. Они, видать, украшали интерьеры знати. А может, и царю делалось! Короче, всё приняло серьёзный оборот…

Но обстановка накалялась, дно ямы уже прилично завалилось отвалами, грунт, неоднократно перемешанный до нас, держался плохо и оседал, контуры котлована нарушались,чему вряд ли порадовались бы мОнтеры, а они активно шныряли вокруг ямы, могли в любой момент зажопить, а между тем надо было думать и о спасении награбленного.
Короче, археолопух решил смотаться до ночи и продолжить поиски Льва уже по инновационной программе «Антипиздюли», то есть под покровом тьмы и с маскировкой.

Ночь спустилась на Таганку и работы продолжались.
Наконец, лопата упёрлась в целую ИЗРАЗЦОВУЮ СТЕНУ
Оказывается, дефектными изделиями была ради укрепления, что ли, выложена стенка ямы гончарного брака.
Аналог сруба, только из специфического материала.
Справа, кстати, видна строительная свая, пропущенная через толщу превосходных изразцов и уничтожившая их
За изразцы подходит уже опалубка котлована. Там месторождение продолжалось, но решено было в глубину уже не лезть, ей условно ничего не грозило. Можно только догадываться, какой мощности культурный слой остался там для потомков.

Фото — гамно, так как к этому моменту сдох фотик, налобник оскудел, да и светить особо нельзя было, злой ЧОП дремал неподалёку. Весь масштаб картины не передать
Стена состояла из «лицевых» изразцов «большой руки» (примерно 40Х35см), известного по печам 1660-1680-х годов типа.
К сожалению, все они были без эмалей — только терракотовые заготовки с оттиском.
При разборке стенки многие развалились, но удалось достать 4 штуки идеальных.

А главное — показался, наконец, ЗВЕРЮГА
В нём было кайфово всё, даже размер: только двумя руками и поднимешь!

К здоровенному льву прилагался маленький, в ладонь, напоминавший пряник с цветными глазурями.
Это печной «городок» для украшения фронтона печи по самому верху, неизвестного человечеству типа.
Работать все эти часы приходилось, зависая на деревянной лестнице и уворачиваясь от обвалов.
Силы иссякли
А ведь слой был выбран не весь. Но недалёкий арх рассчитывал продолжить завтра, подкупив мОнтеров коньяком.
Какая наивность!!

Приятно было чистить изразцы, хранившие следы разнообразной жизни. В складки льва, например, набилась яичная скорлупа. Кое-где пристала слюда — её толкли и добавляли в побелку для терракотовых изразцов, чтобы белая поверхность искрилась. Много прилипло углей из горнов: изразцы порой летели в яму сразу после обжига, если что-то пошло не так.

Терракотовые помытыши.

Эмалевые помытыши.

«Муравленые» изразцы.
Это более ранний тип, до 1660-80-х годов, когда вошла в моду технология Полубеса.
Его новшество было в том, что он научил всех использовать не прозрачную глазурь, а глухую эмаль.
Дело в том, что в Московии не знали белых глин в промышленном масштабе.
А на красной глине прозрачная зелёная глазурь смотрелась плохо, давая какой-то навозный цвет.
Поэтому эти зелёные изразцы приходилось сперва добавочно покрывать белой глиной — ангобом.
На фотке виден ангобный слой.
Это было очень геморройно.
Полубесовская технология оказалась не только красивей, но и дешевле в производстве. Можно было юзать красную глину сколько влезет.

Бытовуха. Железный нож, подсвечники, стекло и очень прикольные поливные миски средневекового вида — то ли продукция побочная, то ли юзаная посуда.

Кафтанная пуговица-гирька и мерный стаканчик из олова — уж не мешать ли ценину, составлять эмалевые пигменты?

Румпы изразцов.
Они как шкатулки — прикольные
Невольно вспоминаются клады, найденные в изразцах
Лепились румпы вручную, так что они все в следах пальцев гончаров.

Многоцветные эмалированные изразцы, в отличие от муравленых (глазурованных) требуют более сложного рельефа. Под заливку одним цветом рельеф годится любой, а вот чтобы разные цвета не смешивались, приходилось все элементы узора делать с внутренним углублением — ложком. От этого профиль терракотовой заготовки смотрится резче и по-своему эффектнее эмалированной вещи.

Волосатая, непокрытая морда льва и расплывшиеся эмали на готовом изразце.Кстати, корона на голове льва подтверждает, по мнению научников из Коломенского, что он делался для царского дворца, потому что люди не монаршего происхождения не имели сословного права на такие изображения в интерьере.

Щетинистая, когтистая львиная лапа и днища стеклянных бокалов.

В угаре археолог с семьёй поехал смотреть по Москве печки 17 века.
Офигеть, но их сохранилось…. 3.
И это в стране, где без печи круглый год нет житья!
Мы слыхали, что немцы, у которых в их маленькой стране СОТНИ печей даже не 17, а 16 века, не могут в это поверить про Россию…
Но факт есть факт.
Одна в Новодевичьем м-ре, другая в Коломенском, третья в Тихвинской церкви рядом с метро ВДНХ.
Ну и дела.
Все три сохранившиеся печи связаны с царской фамилией.
На всех есть изразцы из набора с ямы на Гончарной.
Новодевичий — палаты царевны Софьи.

Тихвинская церковь в Алексевском
Моленное место царицы.

Коломенское, резиденция царей.

Ну вот, и теперь рассказ подходит к самому страшному и мистическому моменту.
Кровь стынет в жилах…
Зайдя, ради пополнения расшатанного здоровья, посмотреть на музейную экспозициию про изразцы, мародёр внезапно… офигел
Он увидел… ПОЛУБЕСА
Сделанный из воска в натуральный размер, тот стоял посреди макета собственной мастерской.

Кстати, к сенсационности угара на Гончарной, даже обломки в «Мастерской Полубеса», валяющиеся под лавкой с сохнущими заготовками — муляж
Настолько редко попадались по Москве заготовки изразцов, а уж чтоб целые…
Короче, круть
Херолог всё стоял наедине с Полубесом, покачивался, икал и прикладывался к фляге…

И вдруг… Ему показалось что лицо манекена помрачнело.
Да! На вывеске Полубеса определённо читалась глубокая скорбь.
И тут в мозгу опешившего мародёра зазвучал загробный голос:
— Почто же ты, заскорузлый гонобобель, отвалы не досмотрел?!
— Да батюшка, Степан Иваныч, — в ужасе залепетал мародёр, — задолбался я уже в ту ночь — сил не было, а наутро ничего уже не помогло, мОнтеры пообещали, если ещё раз увидят, размыкнуть пополам, привязав к двум экскаваторам…
— Не ссы! Я тебе помогу! Ступай, елдык ты затрапезный, и копани ещё разок, да поглубже!, — громовым голосом приказал призрак…

Фонарики качалися ночные
Ни одного уж мОнтера не видно
Лишь крались археологи хмельные
их котлован ушатывать постыдно

Правда, в эту ночь Полубес и правда помог: послал в компанию археозавру двух лихих камрадов, а на мОнтерский колхоз и ЧОПовский шанхай навёл мертвецкий сон
Работа понеслась. Архаровцы неустанно перерывали строительные отбросы. Вперемешку с кусками бетона и асфальта — снова заготовки, целые и битые изразцы…
Неужели ОН этого хотел…?
Внезапно рука мародёра нащупала странный предмет. Это была глиняная плита ни на что не похожего типа, но очень окультуренной формы. Лежала она лицом вниз. Там прощупывался какой-то странный рельеф…
Ахерологи перевернули плитку и…

— Форма!!! , — заорали все как по команде
Действительно, это был изразечный штамп в превосходном сохране!
А надо знать, что древних изразечных форм не существует на свете…
Их не находили нигде и никогда, так что перед опупевшими копателями воссиял истинный раритет.

По некоторым данным, ничего подобного (то есть изразцов, близких по рисунку) не знают пока что в музеях страны.
Рисунок имеет шанс оказаться уникальным.
Трудно даже понять — что тут изображено.
Какие-то звёздочки, ягодки…? Ваза с плодами…?
…И вот вчера с автором этой истории связался знакомый искусствовед и возбуждённо произнёс:
— Да какие нахрен цветочки?! Я догадался, что это.
-Ну?
-Прищурься… Посмотри на нижнюю часть изразца… Какая-то рожа! «Звёздочки» — это глаза, ниже — нос, потом — круглый рот… А главное…
— Ну?!?!
— Над головой… Ты посмотри… РОГА. ПОЛУБЕС!
Махнув стакан и не закусывая, ахеролог уставился на форму и, точно, увидел как бы рожу какого-то чёрта с рогами, зашифрованную под ягодки и стебельки…
— Вот оно, послание Полубеса!, — торжествовал на том конце провода учёный коллега, по звуку вроде как замахивая грамм сто
Впрочем, херолог мог в этом ошибиться, приняв помехи мобильной сети за звук богатырского глотка.

Но главное представало с беспощадной ясностью.
Вот оно, ПОСЛАНИЕ ПОЛУБЕСА!!!
..Когда-то он изготовил для себя, под страшным секретом, личную модель изразца, введя в орнамент иероглиф собственного имени.
Впоследствии эти изразцы (если они были сделаны) и еретическая форма для них были со страхом уничтожены и выброшены.
Но теперь эта тайна явилась из могилы и стала достоянием всех честных учёных и мародёров.

Да здравствует Чорное краеведение!

 

Comments are closed.