browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

История возобновления монашеской жизни и реставрации в Новом Иерусалиме

Posted by on 07.10.2019

 

Часть I

     20 лет назад – 18 июля 1994 года была возобновлена богослужебная и иноческая жизнь в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре, самом грандиозном и величественном из трех, построенных Патриархом Никоном, обителей. Будучи отражением великих идей, целеустремлений и подвигоположений, никоновы монастыри всегда вызывали горячий интерес.

  

      Сегодня же Воскресенский монастырь Нового Иерусалима стал объектом пристального внимания общества не только потому, что, по распоряжению Президента России, данному летом 2008 года, проходит полномасштабная реставрация обители, но главным образом тем, что эта святая Патриаршая обитель представляет собой великую святыню Вселенского Православия и уникальный памятник богословской мысли, выраженной в архитектурных формах, декоративном убранстве, в особенностях топографии и топонимики соборных храмов и придельных церквей.

         «Яко благоволи Господь Бог исперва место сие предуготовати на создание монастыря; понеже прекрасно, подобно Иерусалиму», — написал Государь Алексей Михайлович в 1657 году Патриарху Никону, осмотрев место на берегах Истры для строительства будущего монастыря. Новый Иерусалим, вся Подмосковная Палестина Патриарха Никона – явление уникальное, не имеющее аналогов и прецедентов в мировой христианской культуре.

      Неслучайно на первом заседании Попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Новоиерусалимского монастыря 20 октября 2008 года (Москва, Кремль) Святейший Патриарх Московский Алексий II говорил об исключительной роли, которую должен был играть монастырь в духовной жизни России: «Новая обитель в излучине реки Истры созидалась как пространственная икона изображения Святой Земли. Ближние окрестности монастыря получили палестинские наименования и постепенно заполнились новыми церквами, часовнями и поклонными крестами. Это была Русская Палестина, представляющая собой единый церковный организм и привлекшая множество паломников. Главной святыней Воскресенского монастыря всегда был храм Воскресения Христова, сооруженный по образу храма Гроба Господня в Иерусалиме, с копиями всех находившихся в нем памятных мест, связанных с искупительным подвигом Христа Спасителя. Русские люди, не имеющие возможности проделать долгий и опасный путь в Иерусалим, особенно в прошлом, получали возможность поклониться близ Москвы точному подобию Голгофы, Гроба Господня, места обретения Животворящего Креста и многим другим святыням.

Воскресенский собор монастыря Нового Иерусалима: вид с востока. Литография
Воскресенский собор монастыря Нового Иерусалима: вид с востока. Литография

Воскресенский собор Нового Иерусалима был не просто копией прототипа, он созидался как образ Иерусалима Горнего. Согласно летописным данным, Патриарх Никон заложил здесь множество престолов, число которых равнялось количеству дней в году. Воплощение этой идеи в Новом Иерусалиме соединяло образ храма Гроба Господня с образом Святой Софии – великой церкви Константинополя, в которой, по представлению русского человека, ежедневно Литургия совершалась на новом престоле в продолжение годового круга. По мнению церковных историков, приделы Воскресенского собора предназначались для совершения богослужений православными священниками разных национальностей, каждого на своем языке. Это было частью замысла Нового Иерусалима, где первоначально среди насельников обители, число которых достигало пятисот, подвизались русские, белорусы, украинцы, принявшие святое крещение немцы, евреи и поляки. Разноплеменным был и состав монастырских работников… Многообразие церковно-исторических и богословских, архитектурно-художественных аспектов Нового Иерусалима определяло масштаб его влияния на русское самосознание. Это относится в первую очередь к повсеместному созданию в России образов Святой Земли, которые существовали с конца ХVII века до начала ХХ столетия в Москве, Петербурге, Ростове Великом, близ Троице-Сергиевой лавры, под Казанью, на Соловках, на Валааме».

      Действительно, в XVI–XVII веках «Иерусалим» воспринимался как символ, который можно «переставлять по карте» и присваивать тому или иному географическому месту, он был синонимом «центра Православия», религиозной столицы, так как географические объекты носили сакральный характер, то есть привязывались не к месту, а к вере.

      Поэтому не сама по себе историческая Святая Земля и храм Гроба Господня в Иерусалиме занимали Патриарха Никона, а то, насколько в них могут присутствовать образы небесных первообразов (архетипов) «новой земли» — Царства Небесного, «Иерусалима Нового» (Откр. XXI, 2). При этом Святитель сознательно отказался от простого копирования образов Палестины, но придавал им тот облик, который более соответствовал, по его мнению, небесным первообразам, при этом он опирался на святоотеческое учение о Святой Земле как о благодатном наследии, оставленном Господом человечеству для спасения и принадлежащем всей Церкви Христовой. То что именно в России, во время Патриарха Никона и его руками каким-то чудным образом оказалось возможным создание такого монастыря – ландшафтной (пространственно-архитектурной) иконы, которая более нигде в мире не воплощена – в этом виден и какой-то особый смысл, связанный с Божиим Провидением о мире и его народах. Ведь в середине XVII века, когда происходило становление Нового Иерусалима, доминантой общественно-политической мысли была уже не идея Москвы-Третьего Рима, а более высокая и духовная – сохранение Вселенского Православия и освобождение от иноверческого пленения других православных народов. Духовное осмысление хода истории Руси явилось истоком прозрений Патриарха Никона. Для него устроение Нового Иерусалима – это устроение центра Вселенского Православия, воплощение Града Божия на Робраз созидания нового мира, напитанного благодатью Святого Духа и горевшего о Славе Божией. Вот почему, будучи «живоподобным» образом Святой Земли, Новый Иерусалим с самого зарождения почитался как Русская Палестина, святыни которой привлекали множество паломников и вызывали у них те же чувства, которые естественно возникают в Старом Городе, Древнем Иерусалиме. Так появляются река Иордан, горы Сион, Елеон, Фавор; Рама, Вифания, Вифлеем, Назарет, Самария, Сидон, Капернаум, Галилея. Поклонение и созерцание этих важнейших новозаветных символов, воплощенных в традициях русской архитектуры, стало насущной потребностью не только простых людей, но царей и императоров. Их усилиями Воскресенский монастырь стал уникальным религиозным центром Российского государства, оказывавшим свое благотворное влияние не только на духовную, но и на интеллектуальную и культурную жизнь общества. Развивая традиции, заложенные патриархом Никоном, в истории русской духовной культуры он стал особо известен своим ученым монашеством: богословами, духовными писателями, проповедниками. Монастырская библиотека, основой которой стало собрание книг Патриарха Никона (ныне Воскресенское и Синодальное собрание ГИМа), пополнялась вкладами царя, княжны Татьяны Михайловны, купцов, крестьян, монашествующих, затем выдающегося переводчика и богослова архимандрита Амвросия (Зертис-Каменского), епископа Сильвестра (Страгородского) и многих других. Монастырь исторически всегда находился под управлением выдающихся людей своего времени, внесших огромный вклад в развитие как собственно богословской, так и светской науки, влиявших на характер церковно-государственных взаимоотношений, развитие монастыря.

      Если же посмотреть на историю бытования Воскресенского монастыря, то можно заметить, что в своих этапах она несет на себе отпечаток судеб и своего основателя, и своего прототипа. История обители разбивается как бы на несколько периодов.

      Первый период – 1656–1666 годы XVII века – начало и в тоже время вершина строительства, когда всеми строительными работами в обители руководил ее основатель, Патриарх Московский и всея России  Никон.

Святейший Никон Патриарх Всероссийский
Святейший Никон Патриарх Всероссийский
Патриарх Никон в Новом Иерусалиме
Патриарх Никон в Новом Иерусалиме

      В этот период окружающая монастырь территория рассматривается как Святая Земля с соответствующим топографическим и имясловным уподоблением первообразу. В 1656 году куплены деревня Сафатово (ставшая селом Воскресенским), деревня Котельниково (переименована в село Вознесенское); в 1657 году – деревня Микулино (село Преображенское), пустошь Зиновьево (Капернаум), село Чернево (Назарет). В 1657 году построена деревянная Воскресенская церковь (разобрана в 1696 году), начато строительство Елеонской часовни на горе Елеон, а в 1658 году установлен памятный каменный резной крест; начато строительство Воскресенского собора; основан Новодевичий Вифанский монастырь и устроена церковь Входа Господня в Иерусалим (монастырь упразднен Патриарх Никон в Новом Иерусалимеом Никоном в 1666 году, а церковь перенесена в монастырь Нового Иерусалима).

     С 1658 по 1662 год в Воскресенском соборе устраиваются и освящаются церкви на Голгофе, Усекновения главы Иоанна  Предтечи, Успения Богородицы; построен отходной скит – Богоявленская пустынь.Предтечи, Успения Богородицы; построен отходной скит – Богоявленская пустынь.

Богоявленская пустынь (скит) Патриарха Никона. Гравюра ХIХ века
Богоявленская пустынь (скит) Патриарха Никона. Гравюра ХIХ века
Скит Патриарха Никона. Внутренний вид летней келлии. Акварель, 1850-е годы
Скит Патриарха Никона. Внутренний вид летней келлии. Акварель, 1850-е годы

Богоявленская пустынь Патриарха Никона. Современность

     В 1660 году выкопаны колодцы, пруд напротив патриарших келий. В 1665 году сооружены деревянная ограда монастыря, Патриаршие палаты и больничные кельи, шло строительство дома для паломников, конюшенного двора. К 1666 году монастырь был сформирован как система святых мест, где наряду с каменными сооружениями были и деревянные. В период с 1656 по 1666 год в монастыре было не менее 200 монашествующих; с послушниками, бельцами и слугами – около 400, в дальнейшем – около 100; в течение следующих веков – от 70 до 120 человек.

      После осуждения и ссылки в 1666 году Патриарха Никона в Ферапонтов, а затем в Кирилло-Белозерский монастыри Вологодской епархии Воскресенский монастырь было запрещено именовать Новым Иерусалимом (вплоть до середины XVIII века), всякое строительство в нем прекратилось. В период с 1666 по 1678 год монастырь подвергался разорению: по распоряжению патриарха Иоакима из монастыря вывозились ценные книги, рукописи, святыни, мощи, личные вещи Патриарха Никона, типографский станок и т.д.; отзывались в Москву строительных, изразцовых, литейных и иных дел мастера. Прервались строительные работы; за монастырем закрепились лишь владения, сформированные до 1658 года.

      Второй период – 1670-е годы – конец XVII века – возрождение богословских и архитектурно-ландшафтных идей, связанных с замыслом Патриарха Никона. В царствование царей Феодора, Иоанна и Петра Алексеевичей возобновилось монастырское строительство, начала меняться топография святых мест: соответствие историческому прообразу сочетается с условно-символическим. С 1678 года в монастыре вновь устанавливается разработанный и утвержденный Патриархом Никоном богослужебный устав, к обители приписывается 20 монастырей, устраивается система монастырских прудов. В 1679 году возобновилось строительство Воскресенского собора, а в 1685 году совершено его освящение; в этом же году освящена Надвратная Входа Господня в Иерусалим деревянная (каменная – в 1694 году) церковь.

     В 1681 году Патриарх Никон возвращен из ссылки и погребен, согласно его завещанию, в Иоанно-Предтеченском приделе Воскресенского собора под Голгофой. А в 1682 году от восточных Вселенских Патриархов получены разрешительные грамоты Патриарху Никону с повелением почитать его в сонме Патриархов Московских, ибо он есть «столп благочестия непоколебимый, Божественных и священных канон оберегатель искуснейший, отеческих догмат, повелений же и преданий неизреченный ревнитель и заступник достойнейший».

Кончина патриарха Никона на реке под Ярославлем
Кончина патриарха Никона на реке под Ярославлем
Гробница Патриарха Никона в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи Воскресенского собора
Гробница Патриарха Никона в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи Воскресенского собора
Гробница Патриарха Никона. Фото 2008 г.
Гробница Патриарха Никона. Фото 2008 г.

      В 1683 году возводится каменный дворец царевны Татьяны Михайловны, духовной дочери патриарха Никона, покровительствовавшей Воскресенской обители.

     С 1686 по 1692 год ведется строительство теплого соборного храма Рождества Христова с Трапезными палатами вдоль западной монастырской стены.

Храм Рождества Христова. Современность

      В 1690 году освящены: земляная церковь равноапостольных Константина и Елены, церкви архистратига Божия Михаила и всех сил бесплотных, Всех Святых, Николая Чудотворца.

  С 1690 по 1694 год русским зодчим Яковом Бухвостовым возводится каменная крепостная стена взамен деревянной. Общая протяженность стены  — около одного километра, высота — 9 метров, толщина- 3 метра. Пять башен из восьми повторяют названия врат городской стены  Иерусалима.

Каменная монастырская ограда с башнями

     В 1698 году ведется строительство больничных палат с Трехсвятским храмом. К концу XVII века все каменные постройки монастырского ансамбля завершаются.

Монастырскмий ансамбль, современность
Монастырскмий ансамбль, современность

            Третий период – XVIII век . В 1749 году Воскресенскому монастырю было возвращено именование Нового Иерусалима; в документах вновь начинают использоваться палестинские названия. В 1781–1783 годах образован город Воскресенск, в 1787 году утвержден план его регулярной застройки,  а с 1796 года Воскресенск значится как заштатный город.

  Город Воскресенск

     С 1710 года в результате секуляризации земель за монастырем оставлены три вотчины, но с 1740 года монастырь восстанавливает свое землевладение (по плану 1764 года генерального межевания монастырю принадлежит 30 десятин земли).

Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря. Общий вид. Фотокопия гравюры I-й трети  XVIII-го века

       В 1723 году обрушился шатер ротонды Воскресенского собора, в 1726 году сгорели деревянные палаты Патриарха Никона, в 1762 году в монастыре произошел второй пожар, унесший два деревянных дворца – старый и новый, в 1792 году произошел третий пожар, в котором сгорели храмы Рождества Христова и Трех святителей, дворцовая галерея, архимандричьи и иные покои.

       В 1730–1750 годах восстанавливалась ротонда, велись масштабные строительные работы по Воскресенскому собору (освящен собор в 1759 году) под руководством архитекторов И. Мичурина, Ф. Растрелли, К. Бланка при настоятеле — архимандрите Амвросии (Зертис-Каменском, будущем архиепископе Московском), который по праву считается вторым строителем-созидателем монастыря.

Архиепископ Московский Амвросий (Зертис-Каменский), настоятель Воскресенского монастыря в 1748-1765 годах

      В 1765 году устроен новый конюшенный двор. В 1770-1800 годах построены новые каменные царские палаты (архитекторы М. Казаков, Г. Бартенев).

      В 1775 году сооружаются в подклете храма Рождества Христова Вифлеемские церкви: Поклонения волхвов, Обрезания Господня, Бегства в Египет, Избиения 14 000 младенцев.

        Четвертый период – XIX – начало ХХ века . В 1840-х годах велись ремонтные работы под руководством архитекторов А. Витберга, К. Тона и А. Каменского, скульптора И. Витали. В 1845 году проведен ремонт гостиного двора, в 1846 году сооружена и освящена церковь преподобного Иоанна Рыльского в архимандричьих палатах.

Общий вид Воскресенского монастыря в  XVIII веке. Литографии и гравюры (1850-е годы)

Внутренний вид Воскресенского монастыря. Литография 1867 г.
Внутренний вид Воскресенского монастыря. Литография 1867 г.
Перспективный план Воскресенского монастыря. 1852 год
Перспективный план Воскресенского монастыря. 1852 год

Во второй половине XIX века усиливается интерес к древностям Палестины, создается Русское Православное Палестинское Общество. Наместником монастыря в 1869 году назначен бывший начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме   архимандрит Леонид (Кавелин ), при котором реконструируются и развиваются замыслы Патриарха Никона, создается описание Воскресенского монастыря Нового Иерусалима, изучается его история, наследие и традиции, создается музей Патриарха Никона.

Архимандрит Леонид (Кавелин), настоятель Воскресенского монастыря в 1869-1877 годах

      С 1874 года на средства фабриканта П.Г. Цурикова были начаты масштабные ремонтные работы. В 1875–1876 годах велось строительство каменного странноприимного дома; в 1892–1893 годах открыта церковно-приходская школа.

 

Воскресенский собор. Фотография 1880-х гг.
Воскресенский собор. Фотография 1880-х гг.
Вид на Храм Воскресения Христова. Изображение XVIII в.
Вид на Храм Воскресения Христова. Изображение XVIII в.

     В 1904–1905 годах настоятелем архимандритом Серафимом (Чичаговым), (впоследствии митрополитом-священномучеником)  совершено последнее обновление обители.

Митрополит Серафим (Чичагов), в 1904-1905 годах настоятель (в сане архимандрита) Воскресенского монастыря

     В 1919 году Воскресенский монастырь решением Звенигородского совнаркома закрыт, монашеская община упразднена. Формулировки поражают своей беззастенчивой простой: «п. 8: О выселении монахов из монастыря Ново-Иерусалимского. Решение: предложить отделу управления выселить, а отделу соц. обеспечения немедленно списать с довольствия» (протокол № 4 от 11 ноября 1919 года); «Постановление ВЧК по делу о граблении Ново-Иерусалимского монастыря. Решение: принять к сведению» (протокол № 60 от 31 декабря 1919 года). И уже в 1920 году на базе монастыря создан Художественно-исторический музей, коллекцию которого составили экспроприированные и национализированные ценности ризницы монастыря; в 1921 году образован также и музей местного края. С 1935 году музей получает статус Московского областного краеведческого музея.

     В 1941  году, во время Великой Отечественной войны, монастырь был взорван отступавшей немецкой дивизией СС «Райх», в результате военных действий полностью разрушен город Истра.

Руины Ново-Иерусалимского монастыря, взорванного немецкими войсками 10 декабря 1941-года

     Пятый период – середина ХХ – н. вр.. В 1942–1945 годах был разработан проект восстановления и реконструкции города Истры под руководством А. Щусева, начались восстановительные работы. Продолжавшиеся в 1960–1970-е годы реставрационные работы по восстановлению монастырского комплекса (стены с башнями, глава Воскресенского собора, шатер ротонды), которые организовывал директор музея в 1973–1995 годах В.Ф. Нижегородов, в основном были завершены к началу 90-х годов XX века.

Часть I I

НАЧАЛО БОГОСЛУЖЕБНОЙ И МОНАШЕСКОЙ ЖИЗНИ В МОНАСТЫРЕ

     Еще до начала деятельности архимандрита Никиты (Латушко), в городе Истре уже два года существовала община верующих, которой был отдан подземный храм святых равноапостольных Константина и Елены с правом богослужения в нем. Община не имела своего священника, но не оставалась без духовного окормления. Помогали своим советом и духовным опытом настоятели близлежащих храмов – протоиерей Георгий Тобалов, в то время — благочинный церквей Истринского округа († 2008 г.), иеромонах Ермолай (Гусаков). Большую духовную поддержку получали верующие от общения с последним Ново-Иерусалимским монахом, старцем архимандритом Иосифом (Сафроновым, †1993 г.), к которому ездили в с. Внутово за благословением и наставлением.

Протоиерей Георгий Тобалов († 2008)
Протоиерей Георгий Тобалов († 2008)

     На Рождество Христово 7 января 1994 года в подземном храме на временном престоле была совершена первая после 75-летнего перерыва Божественная литургия. Множество верующих горожан и паломников собралось в храм возрождающееся обители. Торжество церковного богослужения украшал приехавший из Санкт-Петербурга хор семинаристов и академистов. Следующее богослужение в храме состоялось на праздник Святого Богоявления или Крещения Господня, когда Чин великого освящения воды был совершен не только в стенах монастыря, но и на реке Истре-Иордане, и на святых источниках — Самарянском и Силоамской купели.

     К этому времени многие деятели разного уровня поддержали передачу монастыря Церкви, например, Академик, Президент РНЦ «Курчатовский институт» Е.П.Велихов направил письмо в Министерство культуры России, видные ученые из Гарварда Владимир Тетерятников — международный эксперт и оценщик произведений искусств и Наталия Тетерятникова — доктор византологии Гарвардского университета 29.05.1994 г. также прислали письмо в поддержку передачи монастыря.

     В «Российской газете» было опубликовано открытое письмо Президенту России В. Н. Ельцину, подписанное известными деятелями российской науки и культуры с поддержкой передачи монастыря РПЦ. Среди подписавших — академики РАН С. С. Аверинцев, И. В. Петрянов-Соколов, А. С. Исаев, Д. С. Лихачев, Н. И. Толстой, А. Л. Яншин, А, М. Панченко, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза В. Севастьянов, Президент МСХ, народный художник О. М. Савостюк и другие.

     Очень дорога была поддержка из Святой Земли. Патриарх Иерусалимский Диодор писал в телеграмме на имя Президента России от 22.05.1994 г.: «Весть о возрождении подмосковного Ново-Иерусалимского монастыря радует нашу Иерусалимскую Церковь ибо это добрый знак восстановления глубоких связей между Россией и Святой Землей. Просим Вас сделать возможное для скорейшего возвращения Ново-Иерусалимского монастыря Русской Православной Церкви».

24 февраля 1994 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II снова обратился с письмом к Президенту России с просьбой о скорейшем разрешении вопроса о возвращении Воскресенского монастыря. Результатом обращения стала резолюция Президента — дать поручение Министерству культуры РФ № 330-пр от 29.03.94 рассмотреть данный вопрос. Реакцией на это поручение явилась организация двух комиссий — комиссии при Министерстве культуры во главе с заместителем министра культуры Брагиным В.И. и комиссии при Главе Администрации Московской области Тяжлове А.С.

   Начались сложные переговоры, их итогом стало постановление Министерства культуры — не отдавать монастырь в собственность Церкви, но дозволить использовать храмы и строения на основе совместного пользования. Комиссия же при Главе Администрации Московской области постановила передать Воскресенский монастырь Церкви и осуществлять эту передачу поэтапно с учетом интересов музея.

Наместник монастыря в 1994-2008 гг. архимандрит Никита (Латушко)
Наместник монастыря в 1994-2008 гг. архимандрит Никита (Латушко)

18 июля 1994 года состоялось заседание Священного Синода, на котором Святейший Патриарх Алексий II ознакомил членов Синода с положением дел в Воскресенском монастыре и предложил  назначить своим наместником в этот ставропигиальный монастырь архимандрита Никиту (Латушко).  Члены Синода единогласно поддержали его предложение, и в тот же день был издан Указ об этом назначении.

     В конце июля был утвержден Устав Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и зарегистрирован в Министерстве Юстиции.

      25 августа 1994 года Настоятель — Священноархимандрит монастыря Святейший Патриарх Алексий II посетил Новый Иерусалим. Если снаружи Воскресенский собор выглядел благопристойно, то внутри все еще было завалено строительным мусором. В главном алтаре был установлен временный престол и Святейший Патриарх совершил благодарственный молебен за возвращение Воскресенской Ново-Иерусалимской обители.]

Святейший Патриарх Алексий II в Новом Иерусалиме

     9 октября 1995 года Правительство Российской Федерации подписало распоряжение №1380-р о поэтапной передаче зданий и сооружений Нового Иерусалима возрождающемуся ставропигиальному монастырю. Церкви были переданы Воскресенский собор, Церковь Рождества Христова, восточный братский корпус и Скит Патриарха Никона. Через год были переданы и мощи святой великомученицы Татианы Римской, подаренные монастырю в XVII веке царевной Татианой Михайловной, духовной дочерью Патриарха Никона.

Рака с мощами святой мученицы Татианы в Воскресенском соборе. Фотография начала XX века

Ковчежец с мощами св. мученицы Татианы. Современность

Иеромонах Диодор (Соловьев), насельник монастыря
Иеромонах Диодор (Соловьев), насельник монастыря

Осенью 1995 года в канун праздника Воздвижения Креста Господня на Святой Голгофе был совершен первый после закрытия монастыря иноческий постриг послушника Владимира Соловьева (ныне — иеромонах Диодор).

     На это значимое событие, которое заранее широко освящалось в местных СМИ, собралось такое огромное количество людей, что храм просто не мог вместить всех пришедших. Верующие стояли со слезами и благодарили Бога за Его милость, что наконец-то в стенах святой обители затеплилась монашеская жизнь, сопряженная с молитвой за всех людей, а наипаче за богоспасаемую паству града Истры.

         В дальнейшей истории воссоздания святой Патриаршей Ново-Иерусалимской обители важными событиями моментом стали визиты Президентов России — вначале В.В. Путина в 2007 году на праздник Рождества Христова.

     Президент преподнес в подарок обители икону преподобного Серафима Саровского.

Визит Президента России В.В. Путина в монастырь в праздник Рождества Христова 1 января 2007

 Икона прп. Серафима Саровского – подарок В.В. Путина
Икона прп. Серафима Саровского – подарок В.В. Путина

        А в июле 2008 года совместно со Святейшим Патриархом Алексием II монастырь посетил новоизбранный Президент РФ Д.А. Медведев. У стен святой обители высоких гостей встречал новый наместник монастыря, утвержденный 23 июня 2008 года Священный Синодом, благочинный Всехсвятского округа Москвы, игумен Феофилакт (Безукладников).

Наместник Воскресенского монастыря игумен Феофилакт (Безукладников)
Наместник Воскресенского монастыря игумен Феофилакт (Безукладников)

Посещение монастыря Святейшим Патриархом Алексием II и Президентом  Медведевым, июль 2008

     Осмотрев сооружения обители и, убедившись в том, как много еще предстоит сделать для возрождения прежнего благолепия монастыря, Святейший Патриарх и Президент приняли решение о создании Благотворительного Фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и согласились стать сопредседателями его Попечительского Совета. Председателем Правления Фонда был назначен В.А. Зубков.

Спецпредставитель Президента Российской Федерации по взаимодействию с Форумом стран-экспортеров газа, Председатель Совета директоров ОАО «Газпром», Председатель Правления Фонда В.А.Зубков
Спецпредставитель Президента Российской Федерации по взаимодействию с Форумом стран-экспортеров газа, Председатель Совета директоров ОАО «Газпром», Председатель Правления Фонда В.А.Зубков
Указ Президента РФ от 6.03.2009 г.
Указ Президента РФ от 6.03.2009 г.

С этого времени началось ведение масштабных реставрационно-восстановительных работ по воссозданию исторического облика монастыря.

      В самые коротки сроки были выбраны на конкурсной основе Заказчик-Застройщик, Генеральный проектировщик и Генеральный подрядчик.

      6 марта 2009 года был подписан Указ Президента РФ «О мерах по воссозданию исторического облика Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря Русской православной церкви».

Структура деятельности Благотворительного Фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
Структура деятельности Благотворительного Фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря

     При содействии Благотворительного фонда была оформлена вся правовая документация, необходимая для ведения реставрации. Для вывода Историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим» с территории монастыря Администрацией Истринского района был выделен в 300 метрах от святой обители земельный участок. Началось строительство нового здания музея, соответствующего всем технологическим требованиям хранения и экспонирования.

Макет нового здания музея

     В 2013 году наместник игумен Феофилакт в рапорте Святейшему Патриарху Кириллу сообщал: «С благодарностью Господу Богу, а также за Ваши Первосвятительские молитвы и Отеческое внимание к нуждам святой Ново-Иерусалимской обители, почтительнейше довожу до Вашего сведения, что 29 марта 2013 года Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим» полностью вышел и завершил вывод всех своих фондов с территории Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря в новое здание, расположенное в 300 метрах от святой обители. Таким образом, все монастырские помещения и здания внутри крепостных стен прежним арендатором освобождены, и Территориальным Управлением Росимущества в Московской области готовятся документы по передаче их монастырю».

 Часть III

 ЗНАЧИМЫЕ СОБЫТИЯ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ

   За 20 лет возрождения богослужебной и монашеской жизни в Ново-Иерусалимской обители прошло немало значимых и юбилейных для монастыря событий. Закладывались и освящались храмы и приделы, торжественно отмечались юбилейные годы, связанные как с фундатором Святейшим Патриархом Никоном, так и с основанным им монастырем.

   13 ноября 2011 года в Неделю 22-ю по Пятидесятнице на память святых апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула  произошло историческое для монастыря событие, когда согласно благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Священноархимандрита святой обители, содействующу Духу Святому, наместником игуменом Феофилактом (Безукладниковым) совершен чин закладки храма в Надвратном храме Входа Господня во Иерусалим . В закладном камне под крестом положены мощи святого мученика Севастиана Медиоланского, Римского, начальника дворцовой стражи (память 18/31 декабря).

 

                Чин закладки храма в Надвратном храме Входа Господня во Иерусалим 13 ноября 2011

18 февраля 2012 года во Вселенскую родительскую субботу в монастыре состоялось освящение фрески-иконы «Воскресение Христово», воссозданной на третьем ярусе Надвратной церкви Входа Господня в Иерусалим.

        Эта икона имеет особое значение, так как является символом всего Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.

       Фреска-икона Воскресения Христова  написана в первоначальном  варианте, который здесь был  в 17-м веке, когда  Входоиерусалимский храм строился учеником Патриарха Никона архимандритом Никанором  (тогдашним настоятелем святой обители) и строителем иеромонахом Сергием.

      Работа над иконой велась в условиях лютых морозов, наступивших после праздника Святого Богоявления, поэтому вокруг фрески был запроектирован и сооружен защитный тепловой короб. Необходимый температурный режим для создания настенной росписи круглосуточно поддерживался с помощью электрических приборов отопления. Для написания иконы были использованы лучшие по долговечности краски, изготовленные на натуральных пигментах, старейшей (1878 года создания) немецкой фирмы «Кайм». Над образом работали опытные живописцы-монументалисты.

      Наместник монастыря игумен Феофилакт поздравил всех со знаменательным памятным событием освящения иконы Воскресения Христова. Теперь каждый, кто будет проходить или проезжать мимо монастыря и кому дорога святая обитель, сможет перекреститься и поклониться святому образу.

Освящение фрески «Воскресение Христово» на Надвратном храме входа Господня во Иерусалим 18 февраля 2012

28 сентября 2012 года наместником Монастыря игуменом Феофилактом был совершен  Чин закладки храма Всех святых в Колокольне Воскресенского собора.

Чин закладки храма Всех святых в Колокольне Воскресенского собора 28 сентября 2012

     10 декабря 2011 года состоялись торжества, посвященные 350-летию со дня принесения иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица», из Афонского Хиландарского монастыря в Москву, откуда данная икона была привезена в Новый Иерусалим. Согласно благословению Священноархимандрита, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла года состоялся визит братии Святогорского монастыря Хиландар во главе с Игуменом Мефодием (Марковичем) в г. Москву и Новый Иерусалим с целью передачи в дар списка иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица».

    У святых врат обители икона была торжественно встречена,  крестным ходом с пением тропаря, кондака и величания Пресвятой Богородице икона была внесена в монастырь и поставлена в храме для поклонения верующих.

     Кроме того, учитывая уникальную особенность Нового Иерусалима, воссоздающего главные христианские святыни, связанные как с днями земной жизни Спасителя, в частности, место Его Крещения – реку Иордан, и место Его Распятия – Голгофу, так и последующей церковной историей – место обретения святой царицей Еленой Древа Креста Господня,   Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил, начиная с 2011 года совершать:

     — освящение воды в реке Истре-Иордане подобно существующей традиции в Святой Земле, когда в течение всего года воды Иордана освящаются по чину Великого освящения;

    — чин воздвижения Креста в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, что и совершается ежегодно.

      Крестный ход и Великое освящение воды в реке Истре-Иордане в разные годы

 Река Истра-Иордан

Чин Воздвижения Креста в церкви св. равноап. Константина и Елены 26 сентября 2011

                     Чин Воздвижения Креста в церкви на Святой Голгофе 26 сентября 2012

                Чин Воздвижения Креста в Воскресенском соборе 26 сентября 2014

Часть  I V

РЕСТАВРАЦИОННО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ В МОНАСТЫРЕ

    30 января 2013 года в реставрируемой Колокольне Воскресенского собора установлен первый Воскресенский колокол, весом 8,5 тонн.

Всего на Колокольне было установлено 15 колоколов, отливка которых стала отдельным этапом восстановления Колокольни. Из исторических описей известно о наборе колоколов, отливка которых была выполнена при Патриархе Никоне еще до возведения Колокольни.

     По утвержденной концепции новый набор колоколов был отлит в традициях Нового Иерусалима: основу изображений составили особо почитаемые иконы праздников и святых; в орнаментах были использованы мотивы керамического декора.

     Накануне установки наместник монастыря игумен Феофилакт совершил отдельный чин освящения набора колоколов

   Чин освящения набора колоколов для Колокольни Воскресенского собора, январь 2013

    А 30 сентября 2013 года началось торжественное мероприятие, посвященное открытию самой Колокольни Воскресенского собора. Торжество возглавил Специальный представитель Президента РФ по взаимодействию с Форумом стран-экспортеров газа, Председатель Совета директоров ОАО «Газпром», Председатель Правления Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря  В.А.Зубков. В мероприятии также приняли участие Министр культуры Правительства Московской области О.А.Рожнов, заместитель Директора Департамента управления имуществом и инвестиционной политики Минкультуры России В.А.Мурадян, представители районной и местной власти, музея «Новый Иерусалим», ветераны Великой Отечественной войны, заслуженные представители реставрационной отрасли.

     В ходе мероприятия авторы проекта доложили, как проходили восстановительные работы, с какими трудностями столкнулись реставраторы.

     Колокольня Воскресенского собора, построенная одновременно с собором, так же как и собор, подверглась реконструкции XVIII-XIX веков. В 1941 году Колокольня вместе с центральной частью Воскресенского собора была разрушена от взрыва.

    После разрушения частично сохранились стены первого яруса и керамический иконостас церкви Всех Святых, располагавшейся в первом ярусе Колокольни. Учитывая сложную строительную историю Воскресенского собора, тем более были ценны все сохранившиеся элементы XVII века.

      К началу разработки проекта керамический иконостас находился в аварийном состоянии и существовал благодаря кирпичным контрфорсам, установленным в 1960-хх годах. Вариант разборки иконостаса с последующей сборкой после проведения работ по основанию и фундаментам был отклонен по причине плохого состояния изразцов. Большинство изразцов второго и третьего ярусов имели сквозные трещины, и при демонтаже был велик риск их утраты. Аварийное состояние иконостаса препятствовало началу работ, как по реставрации самого иконостаса, так и по проведению работ по фундаментам и основанию колокольни.

   Решением стало временное вывешивание сохраняемой части иконостаса, в целях исключения возможного вибрационного воздействия. Для вывешивания иконостаса специалистами была запроектирована пространственная металлическая рама, общий вес вывешиваемой части составлял 19 тонн, не считая веса самой конструкции.

      В период проведения данных работ был организован постоянный мониторинг перемещений контрольных точек иконостаса, чтобы иметь возможность остановки работ при угрозе обрушения.

После того, как иконостас был вывешен, стало возможным проведение полного набора работ, сохранив иконостас в целостности.

     Таким же знаковым событием, как и восстановление набора колоколов, стало восстановление часов на шестом ярусе.  На основании исторических материалов были изготовлены циферблаты со стрелками, а  на седьмом ярусе расположены боевые колокола.

     Важным событием, отражающим современное состояние хода реставрационных работ, стало проведение 5 ноября 2013 года в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре под председательством Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла очередного, пятого заседания Попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.

    Д.А.Медведев, В.А.Зубков, члены Попечительского совета и приглашенные лица приняли участие в чине малого освящения Патриархом Московским и всея Руси Кириллом отреставрированной Надвратной церкви Входа Господня в Иерусалим. Для совершения богослужений в восстановленном храме Его Святейшеством был выдан святой Антиминс.

   По окончании богослужения Святейший Патриарх, Д.А. Медведев и В.А. Зубков в сопровождении игумена Феофилакта ознакомились с ходом реставрации монастырского Ансамбля, посетили Подземную церковь в честь святых равноапостольных Константина и Елены, храм Всех Святых на первом ярусе Колокольни, а также выставку археологических находок, обнаруженных в ходе ремонтно-реставрационных работ

    Говоря о перспективах, Предстоятель Русской Православной отметил, что «нужно подумать и о том, что необходимо восстановить в полной мере замысел патриарха Никона, который сводился к тому, чтобы русские люди, посещая этот район Подмосковья, не только увидели храм Воскресения, не только увидели образ старого Иерусалима, но также прикоснулись к Святой земле. И его идея заключалась в том, чтобы вся эта площадь, всё это место вокруг монастыря символически представляло Палестину, чтобы это была Русская Палестина».

 Заседание Попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря

 

   Сопредседателями Попечительского совета была дана высокая оценка проводимым в монастыре реставрационным работам.

Comments are closed.