browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. История.

Posted by on 15.06.2019

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. История. Часть 1.

Воскресенский собор
Всего 17 фото

Относительно Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря у меня годами сложилась странная и необычная ситуация. Много раз я бывал рядом, на территории монастыря, но сам Воскресенский собор все никак «не открывался» для меня — как-то получалось, что в эти места я попадал в основном проездом, направляясь к другим достопримечательностям Подмосковья, да и кроме того в недавние годы собор был на глубокой реставрации. Однако в начале лета 2019 года все сложилось — я побывал-таки в Новоиерусалимском монастыре — времени и было мало, но большей частью очень многое я отснял.
Ново-Иерусалимский монастырь богат на историю, легенды, любопытные детали его судеб и в целом сам по себе весьма удивителен. Поэтому в процессе подготовки материалов для публикации вырисовались как минимум три-четыре поста о нём. Иногда меня упрекают, что я выкладываю слишком много фотографий в статьях, однако в последнее время стал гораздо меньше публиковать тематических статей и как следствие фотографий, но с Ново-Иерусалимским монастырем всё было по-особенному — снимая на его территории и внутри Воскресенского собора зрело ясное понимание, что «дежурными постами» с небольшим количеством фотографий мне не удастся даже попытаться раскрыть, образно говоря, душу этого святого места и рассказать о его удивительных святынях. Ведь в этом монастыре практически воссозданы основные новозаветные святые места, связанные с жизнью, страданиями и вознесением Спасителя. Скептику или агностику, конечно же все это может показаться, не очень понятным и интересным, но побывав в Воскресенском соборе у меня сложилось о нём особенное впечатление каковое я и попытаюсь передать фоторядом и также съемками монастыря с высоты птичьего полета. Первый пост будет обобщающий, вводный, об истории монастыря. Итак, приступим.
Воскресенский Новоиерусалимский монастырь — исторически ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви в городе Истре Московской области. Монастырь основан в 1656 году патриархом Никоном. Обитель эта была любимейшей из трех основанных Святейшим Патриархом монастырей: Иверского, Крестного и Воскресенского. Здесь он прожил более восьми лет после своего удаления из Москвы и все свои силы употребил на воплощение своего замысла – создать в Подмосковье точное подобие знаменитого Иерусалимского храма Воскресения Господня, чтобы дать возможность русскому народу созерцать места спасительных страстей и Воскресения Христова, не подвергаясь дорогостоящему и небезопасному путешествию для того времени на Ближний Восток.

Земли, на которых патриарх предполагал расположить новую обитель, находились во владении вотчинников, и Никон добился от царя Алексея Михайловича особого права приобретать земельные владения. До создания обители все земельные приобретения оформлялись на Валдайский Иверский монастырь. К территории будущего монастыря присоединились бывшие земли боярина Василия Шереметева, князя Алексея Трубецкого, стольника Романа Боборыкина. Монастырские сооружения были возведены на землях деревни Редькино, купленной у дьяка Лукьяна Голосова.
02.
Патриарх Никон

Патриарх Никон (1605 — 1681)

Окрестности будущей обители подверглись перепланировке: лес по берегу реки Истры вырублен, а холм, на котором возводился монастырь, досыпан и укреплён. Прежние наименования были изменены на новые, взятые из евангельских текстов. Мужской монастырь был заложен на холме, прозванном Сион. К востоку от него располагался Елеонский холм с каменной Елеонской часовней, на севере — холм Фавор.

03.
Новоиерусалимский монастырьБыл также основан небольшой женский монастырь — Вифания, названный по городу, упомянутому в Новом Завете. Некоторые здания повторяют очертания сооружений Иерусалима, как, например, Воскресенский собор (1656-1685), что создан по образу и подобию Храма Гроба Господня. При Никоне на территории монастыря был возведён комплекс традиционных для русского зодчества деревянных сооружений. В 1656 году построена деревянная Воскресенская церковь с трапезной, келарской и служебными помещениями. 18 октября 1657 года на её освящении присутствовал царь Алексей Михайлович. Именно он, глядя на постройки обители с Елеонского холма, впервые назвал монастырь Новым Иерусалимом, это обстоятельство было отмечено на памятном кресте, установленном на Елеоне. Почти сразу после основания монастырь стал крупным землевладельцем. В разных уездах России для него были приобретены вотчины. На большую часть земли царём Алексеем Михайловичем выдавались жалованные грамоты.
04.
Перспективный план Воскресенского монастыря
Перспективный план Воскресенского монастыря. Металлография с тоном. 1852 год.

На берегу реки Истры, переименованной в Иордан, был также построен скит патриарха (до середины XIX века назывался «отходной пустынью»), в котором были размещены две церкви — Богоявления и апостолов Петра и Павла (освящены в 1662 году).

05.
Новоиерусалимский монастырь - 522
Скит Патриарха Никона. 2018.В монастыре работали белорусские мастера, присланные Никоном ещё до опалы. Первым архитектором Нового Иерусалима стал П.И. Заборский — «золотых, серебряных и медных, ценинных и всяких рукодельных хитростей изрядный ремесленный изыскатель, потрудившийся о украшении сея святые церкви в ценинных и в иных делах немалое время». Строительные работы остановились после того, как Никон был сослан в Ферапонтов монастырь, а по указу Алексея Михайловича от 22 декабря 1667 года мастера (всего 31 человек) из Нового Иерусалима были переведены в Оружейную палату.

Церковный собор 1666-1667 годов определил статус монастыря как рядовой подмосковной обители. Единая вотчина была разделена: Иверскому и Крестовому монастырям были возвращены их земли по состоянию на 1658 год. Воскресенский монастырь не имел более средств на продолжение строительства. После удаления Никона его противники пытались лишить обитель вотчин, однако они (кроме вотчин приписных монастырей) были признаны приобретёнными законно и в 1668 году утверждены за Воскресенским монастырём Соборной грамотой.  Строительство возобновилось в правление Фёдора Алексеевича, ученика Никона, который, под влиянием тётки, Татьяны Михайловны, обратил внимание на дела обители. Царь приписал Новому Иерусалиму 20 монастырей, пожаловал ему новые земли. С 1679 года монастырь был передан в ведение отделения Приказа Большого Дворца — Мастерской палаты, сам царь принимал активное участие в управлении и благоустройстве обители. В 1678 году Новому Иерусалиму были возвращены все прежние приписные монастыри и дарованы новые.

В 1681 году Никону, уже тяжело больному, было разрешено вернуться в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, на пути к которому он скончался 17 августа в Николо-Тропинском приходе напротив Ярославля. Его похоронили в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи Воскресенского собора.
06.
Гробница патриарха Никона
Гробница патриарха Никона

После смерти Царя Федора Алексеевича, при котором всё здание Воскресенского собора было доведено до сводов, строительство продолжалось при Царях Иоанне и Петре Алексеевичах и 18 января 1685 года (старого стиля) собор был освящен Патриархом Иоакимом. В 1686 году державные ктиторы Воскресенского собора даровали Воскресенской обители жалованную, так называемую «вечно утвержденную грамоту» на все её тогдашние вотчины и угодья.
07.
Воскресенский собор
Воскресенский собор и Подземная Церковь святых Константина и Елены

С 1684 года монастырь был передан в Приказ сыскных дел. По завершению строительства Воскресенского собора, 18 января 1685 года он был освящён. После этого события царевна Софья Алексеевна указала место для строительства на территории монастыря у задней стены собора «церкви с трапезною тёплой каменной и службы по чину Иерусалимскому». В день освящения собора дьяку Сыскного приказа Борису Остолопову было поручено его описание. Церковь Рождества Христова с трапезными палатами была освящена в 1692 году.
08.
Воскресенский собор, гравюра
Воскресенский собор и Подземная Церковь святых Константина и Елены, гравюра, середина XVII века из собрания Д.С. Ровинского

Наследники царей, строивших собор Воскресения Христова, продолжали особенно милостиво относиться к Ново-Иерусалимской обители. В царствование Императрицы Елизаветы Петровны, после падения в 1723 году шатрового завершения ротонды (фото 08), под которым находилась часовня Гроба Господня, и пожара 1726 года, клонившийся к окончательному разрушению собор в 1749-1759 годах был возобновлен по ее воле и отделан внутри лепниной по проекту и рисункам зодчего графа Растрелли, под непосредственным наблюдением настоятеля обители архимандрита Амвросия (Зертис-Каменского), скончавшегося в 1771 году в сане архиепископа. Императрица Екатерина II продолжала благоустройство Воскресенского монастыря и также пожертвовала средства для возобновления монастырских зданий после пожаров 1762 и 1792 годов.
09.
Кувуклия. Воскресенский собор.
Кувуклия Гроба Господня. Воскресенский собор.

Последующие Государи устраивали в Воскресенском соборе престолы в память рождения Наследника, Императорами Павлом и Николаем устроены два придела во имя Святого Благоверного Александра Невского (память празднуется дважды в году) и придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы в память рождения в этот день Цесаревича Николая Александровича.
10.
Воскресенский собор. Ротонда Гроба Господня.
Ротонда Храма Гроба ГосподняК XIX веку относится начало научного изучения истории Нового Иерусалима, крупнейшим историком монастыря стал архимандрит Леонид (Кавелин), исследователь памятников христианского Востока, рукописей Нового Иерусалима, калужских древностей и надписей Троице-Сергиевой Лавры. Его фундаментальный труд «Историческое описание Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря», изданный 1874 году содержит не только исторический очерк, но и публикацию многих ныне утраченных ценных документов XVII века. Архимандрит Леонид основал монастырский музей, в котором были выставлены личные вещи Патриарха Никона, картины, иконы, книги, ткани из собрания монастыря.

11.
Новоиерусалимский монастырь - 516

Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, вид с севера

В XIX и в начале ХХ века монастырь был одним из самых популярных центров паломничества, число его посетителей особенно возросло после проведения поблизости от него Николаевской, а затем Рижской железных дорог. В 1913 году монастырь посетило около 35 000 человек, на средства монастыря были построены странноприимный дом для бедных паломников и гостиницы. О постоянном внимании Императорской семьи к монастырю и в это время свидетельствуют богатые вклады в ризницу.

В 1875 году архимандрит Амфилохий (Казанский) издает «Описание библиотеки Воскресенского монастыря», в котором описаны 242 рукописи XI-XVIII веков и 135 печатных книг XVI-XVII веков. В библиотеке Воскресенского монастыря хранились Воскресенская и Никоновская летописи, «Изборник Святослава 1073 года» — вторая по древности датированная русская рукопись. В 1907 году рукописные книги из монастырской библиотеки были переданы в Синодальную библиотеку, где составили особое Воскресенское собрание, в 1920 году Воскресенское собрание было передано в Исторический музей, где хранится и поныне.
12.
Вид Новоиерусалимского монастыря со стороны Никоновского скита
Воскресенский Новоиерусалимский монастырь,  вид с севера-запада, гравюра, 1850-е годы

В 1919 году монастырь был закрыт. С 1921 года на его территории работало два музея: Художественно-исторический и родного края, которые в 1922 году объединились в Государственный художественно-исторический музей. В его коллекцию вошли предметы из монастырских храмов и ризницы, экспонаты Музея памяти патриарха Никона, картины из художественной галереи, расположенной в Трапезных палатах, материалы археологических раскопок, предметы из усадеб западной части Московской губернии.

В 1941 году во время Великой Отечественной войны минёры немецко-фашистской дивизии СС «Райх» взорвали Воскресенский собор. Многие архитектурные памятники были уничтожены, некоторые были полностью разрушены, сведения о разрушениях в Новом Иерусалиме фигурировали в Нюренбергском процессе.
13.
Воскресенский собор

14.
Воскресенский собор

15.
Новоиерусалимский монастырь

Начиная с 50-х годов в монастыре велись активные реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс монастыря был поднят из руин, начаты работы по реставрации внутренней отделки Воскресенского собора. В 1959 году музей возобновил работу, сооружения монастыря восстановлены, за исключением основной архитектурной доминанты — исполинской ярусной звонницы XVII века. В конце 1970-х — начале 1980-х годов трест «Мособлстройреставрация» разработал документацию на восстановление шатра ротонды с использованием металлоконструкций (архитекторы А. Климанов и Б. Малхасов).
16.
Фотография Уильяма Брумфилда
Кувуклия (Храм Гроба Господня). Воскресенский собор. Состояние перед реставрацией 80-х. Фото Уильяма Брумфилда.

В 1983 году начались работы по восстановлению шатра Воскресенского собора по проекту, выпущенному в 1980 году. К 2014 году рядом с Воскресенским собором восстановлена уничтоженная в 1941 году немецкими войсками колокольня и установлены новые колокола. Реставрация монастыря, который представляет собой единственную успешную попытку воссоздания образа Святой Земли, обошлась в 10 млрд рублей, из которых почти 1 млрд 300 млн составили народные пожертвования. В 1994 году возобновлён ставропигиальный Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь. 18 июля 1994 года Священный синод Русской православной церкви утвердил архимандрита Никиту наместником возрождающегося ставропигиального Ново-Иерусалимского монастыря. К концу 2016 года реставрационные работы в монастыре были закончены.
17.
Новый Иерусалим. Общий вид монастыря от от Иордана. Почтовая открытка. Нач. XX века.
Новый Иерусалим. Общий вид монастыря от Иордана. Почтовая открытка. Начало XX века.

Источники:

Воскресенские монастыри // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890-1907.
У стен Нового Иерусалима. История города Воскресенска-Истры. / Ответственный редактор Н. А. Абакумова. Научный редактор: кандидат исторических наук Е. А. Воронцова. — М.: Лето, 2010. — 432 с.
Леонид (Кавелин). Историческое описание Ставропигиального Воскресенского Новый Иерусалим именуемого монастыря // Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете. Июль-сентябрь 1874. — М., 1874.
Официальный сайт Воскресеyского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря.

автор: vladimirdar

 

Comments are closed.