browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

ИСТОРИЯ ХРАМА КРЕСТОВОЗДВИЖЕНИЯ

Posted by on 02.02.2012

ФОТО http://ierusalem.ru/?page_id=2188

На вершине зеленого холма, посреди живописного пейзажа Истринского района, храм Крестовоздвижения занимает особое место в древней и современной истории Московской области. Этот храм — великолепная жемчужина этих мест, которую нельзя не увидеть. Издалека вид храма радует взор: высокая колокольня, серебристые купола, венчающие храм, выстроенный из красного кирпича на стыке веков. Вы всегда будете помнить это красивое место с бегущими маленькими речками, густыми лесами, глубокими оврагами и холмами… и Храм, построенный в традиционном русском стиле.

История села Дарна ( историческое название Дорна) уходит корнями в XV век. Эти места помнят своих знатных землевладельцев. В 1658 году эти земли стали частью ставропигиального монастыря Воскресения Христова, именуемым сегодня Ново-Иерусалимским монастырем. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Никон выкупил эти земли и сделал их монастырской вотчиной.

Дорна была переименована в Воздвиженское, как только здесь в 1686 году была выстроена первая деревянная церковь во имя Воздвижения Честнаго Животворящаго Креста Господня. Богомольцы, шедшие на моление в Ново-Иерусалимский монастырь, останавливавшиеся здесь, могли любоваться с холма золотеющими вдали монастырскими куполами. Деревянная церковь просуществовала около ста лет. Неизвестно, что с ней случилось: пришла ли в негодность из-за ветхости, либо сгорела.

В 1757 г. «тщанием прихожан» на месте бывшей Воздвиженской церкви был возведен новый деревянный храм свв. апостолов Петра и Павла. В ночь на 26 марта 1893г. во время Великого поста однопрестольная деревянная Петропавловская церковь сгорела. Горе прихожан было безмерным. Во всепокорнейшем прошении в Московскую Митрополию прихожане и причет обратились за разрешением построить временный храм вместо сгоревшего, на что получили утешительный ответ. План был утвержден 8 июня 1893 г. под № 3628 строительным отделом Московской духовной консистории. Проект был выполнен архитектором С. Крыгиным. Временный храм во имя свв. апостолов Петра и Павла в том же году был пристроен к существовавшей в селе с 1890г. церковно-приходской школе. Большое содействие в этом оказала землевладелица Анна Цурикова. Освящение храма и литургию совершал благочинный, протоиерей Звенигородского Успенского собора Иоанн Рождественский «соборне». Церковно-приходская школа с пристроенной церковью находились на расстоянии 21м к западу от паперти существующей ныне колокольни. Общая длина здания составила 21м, ширина – 11м.

Указ Московской духовной консистории, разрешающий вышеупомянутую пристройку, поставил условие о подготовке к строительству нового каменного храма.

 Архитектор С. В. Шервуд (1858-1899)

Проект нового пятиглавого кирпичного храма был выполнен в 1895г. известным архитектором Сергеем Шервудом. Им были составлены чертежи плана, разреза, фасада храма и церковной ограды, а также земельный план местности. Необходимо отметить, что вся работа, выполненная архитектором, была благотворительной. На земельном плане местности показаны: проектируемая каменная церковь Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня, церковно-приходская школа с пристроенной к ней временной деревянной церковью, дома церковнослужителей, крестьянские дворы и дорога на г. Воскресенск. Дома церковнослужителей, зафиксированные на земельном плане архитектором С. Шервудом, в 1895 году уже существовали, что видно из протокола № 156 от 6 февраля 1895 года строительного отделения Московского губернского правления. Они располагались на земле, принадлежавшей храму, находились на расстоянии 54,5м к югу от южной стены храма. Протяженность ограничительной линии, показывающей на плане дома церковнослужителей, составляет 77 саженей (древнерусская мера длины; 1 сажень= 2,134м), что сегодня соответствует 164 метрам. Крестьянские дворы располагались за дорогой, ведущей в г. Воскресенск. Местоположение дороги в настоящее время осталось неизменным.

В донесении благочинного Звенигородского Успенского собора протоиерея Иоанна Рождественского от 9 февраля 1895 года в Московскую духовную консисторию написано: «Во исполнение указа Московской духовной консистории от 30 января 1895 года № 581 имею честь донести, что место для постройки храма во имя Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня в селе Дорне Звенигородского уезда удобно и прилично, так как около сего места нет и никогда не может быть питейных и фабричных заведений, от строений храм будет отстоять в законном расстоянии, главное обеспечение построения нового храма – это есть церковный кирпичный завод … «в настоящее время уже готово кирпича 200 000 …». Завод ,предположительно, был расположен на участке от церковно-приходской школы к реке, вдоль дороги. Место было выбрано из-за близости реки, так как вода необходима при кирпичном производстве, а близость дороги позволяла без проблем доставлять кирпич на стройплощадку.

Возглавил работы по строительству нового храма 29-летний священник Лазарь Гниловский. Помощь меценатов и богатых вкладчиков позволила в короткий срок реализовать дорогостоящий проект, который был бы непосильным для одних прихожан. Большой трехпрестольный храм во имя Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня (приделы Крестовоздвижения, свт. Николая Чудотворца, Вознесения Господня) был построен к 1898 г. После проведения работ по благоустройству внутреннего убранства был освящен в 1900 г.

Тяжелые времена наступили для Русской Православной Церкви после революции 1917 года. Здание Крестовоздвиженского храма было разграблено. В 1935г. с храма были сняты колокола, в 1937г. церковь была закрыта. Здание церкви приспособили для хозяйственных нужд организованного колхоза: её стали использовать в качестве тракторной мастерской и кузни, а затем превратили в склад минеральных удобрений.

Не обошли стороной и военные события Великой Отечественной войны. В 1941 году через село Дарна проходила линия обороны Москвы. Вошедшие в село немецкие войска устроили здесь сборный лагерь для мирных жителей, которые выселялись из домов по всей линии фронта, проходившей по территории истринского района. Село было сожжено; в результате артиллерийских обстрелов и бомбежек были основательно разрушены шатры храма и третий ярус колокольни. Именно в это разрушенное здание храма в декабре 1941г. фашисты сгоняли женщин, детей, стариков. Два дня и две ночи люди находились на декабрьском морозе. Е.М. Смирнова, является очевидцем, выжившей в то тяжелое время. 11 декабря 1941г. Дарна была освобождена 258-м стрелковым полком 9-й Гвардейской дивизии под командованием М. А. Суханова.

Крестовоздвиженская церковь простояла полуразрушенной и забытой в течение пятидесяти лет. Только Ее руины помнят свое великое прошлое. Когда в 1991 году полуразрушенные церковные стены были переданы Православной Церкви, в селе Дарна была зарегистрирована православная община. Настоятелем храма стал только что рукоположенный Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием молодой священник Константин Волков. С этого момента началось восстановление разрушенного храма. Жители окрестных деревень и Агрогородка активно помогали приходу в восстановительных работах. Под руководством отца Константина прихожане расчищали завалы, устроили временный алтарь, собрали церковную утварь. Храм преображался буквально на глазах. И вновь засияли на солнце кресты, и вновь стал по округе раздаваться благовест.

В декабре 2001 года Викарий Московской Епархии, Архиепископ Можайский Григорий совершил чин великого освящения храма. По окончании Божественной литургии Владыка Григорий вручил настоятелю храма протоиерею Константину медаль преподобного Сергия Радонежского 1 степени, благодетелям Алмакаеву Руслану Федоровичу и Чумаку Николаю Георгиевичу за усердные труды во Славу Святой Церкви были вручены ордена Святого благоверного князя Даниила Московского, помощникам и жертвователям церкви были вручены почетные грамоты Митрополита Ювеналия.

Вручение медали настоятелю

Настоятель храма протоиерей Константин Волков ведет в истринском районе большую общественную работу. Около десяти лет он является ответственным в благочинии за взаимодействие с Вооруженными Силами и Правоохранительными учреждениями РФ. Им ведется пастырская работа и просветительская деятельность в войсковых частях, Военном комиссариате г. Истра, ГИБДД и УВД истринского района. Тесные отношения поддерживаются с районным комитетом ветеранов Великой Отечественной войны, с молодежными военно-патриотическими организациями.

При храме действует попечительская служба. Осуществляется попечительство над раненными и больными в Центре восстановительной терапии для воинов-интернационалистов «Русь» (г. Руза), а также при храме духовно окормляются воины-интернационалисты, инвалиды локальных конфликтов и войн, члены семей погибших воинов, в том числе организаций «Ассоциация погибших воинов в Афганистане», «Боевое братство», военно-патриотический клуб «Воины» г. Истры. По благословлению отца настоятеля силами прихожан, сотрудников храма и меценатов ведется благотворительная деятельность: оказывается постоянна помощь заключенным, находящимся в исправительных колониях Кировской, Кирово-Чепецкой, Свердловской, Вологодской областях и Чувашии. Один раз в месяц туда отправляются посылки с одеждой, предметами личной гигиены, продуктами и духовной литературой.

При храме организованы две Воскресные школы (в помещении Дома культуры Агрогородка и Дома культуры пос. Снегири), занятия в которых проводятся по основам православной культуры, церковному хоровому пению и рукоделию. В праздники Рождества Христова и Светлый праздник Пасхи силами преподавателей и учащихся для прихожан устраиваются постановочные концерты с духовными песнопениями.

Праздники в Воскресных школах

Особое место в современной истории храма занимает история местно чтимой блаженной Александры (Сашеньки). Жила Сашенька на истринской земле в конце XIX – начале XX века и прославилась тем, что исцеляла физические недуги и душевные расстройства; дано было ей знать и видеть судьбы людские на десятилетия вперед. Ее останки были перенесены из села Онуфриева и захоронены внутри церковной ограды в 1996г. Могила Сашеньки с большим деревянным крестом находится внутри церковной ограды, около алтарной части храма.

В настоящее время восстановление здания храма Крестовоздвижения в основном завершено, однако внутреннее убранство церкви требует больших и дорогостоящих реставрационных работ.

Престолы:

Главный – Крестовоздвижения

Придел – Вознесения Господня

Придел- свт. Николая Чудотворца.

 Богослужения в храме:

-по субботам и воскресеньям и в дни церковных праздников

-Божественная Литургия — 9.00,

-Всенощное бдение: -16.00.

Духовенство:

Константин Волков, протоиерей- настоятель

Список используемой литературы:

1.Архимандрит Леонид (Кавелин). Историческое описание ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря.

2.Архивные данные, изысканные музеем Ново-Иерусалимского монастыря.

3.Бусева-Давыдова И. и др. Москва. Архитектурный справочник. М. 2001.

4.Истринская районная газета за декабрь 1943 г., воспоминания жительницы деревни Сокольники Е. М. Смирновой.

5.Книга «Блаженная Александра», 1999 г.

6. В. и Г. Холмогоровы. Исторические материалы о церквах и селах XVI- XVIII столетий. Вып. 3. Загорская десятина. М., 1886. Стр. 25.

 

Comments are closed.