browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

 О ВНЕШНЕМ ОБЛИКЕ ПАТРИАРХА НИКОНА С.В. Лобачев

Posted by on 12.07.2018

Помимо словесных описаний, воссоздать внешний облик Никона помогают его портреты. Некоторые из них были написаны еще при жизни владыки. Так, Николаас Витсен упоминает, что «патриарх позволил нарисовать свой портрет, но теперь он не смеет повесить его, боясь клеветы, будто он возводит себя в сан святых»1. О каком портрете речь, сказать трудно. Архимандрит Леонид писал, что в Воскресенском монастыре хранилось несколько портретов Никона. На одном из патриарх был изображен сидящим в кресле в простой монашеской рясе и камилавке. Правая рука Никона покоится на раскрытой книге «Апостол», а левая держит трость с набалдашником и черные янтарные четки2. <…>

 Сам факт того, что Никон позволял писать свои портреты, говорит о его расположенности к новым веяниям в изобразительном искусстве, пришедшим в Россию с Запада, а не с Востока. В этом один из парадоксов личности Никона. Мы уже говорили, что патриарх был ярым противником икон, написанных в реалистичной манере «по образцам картин франкских и польских». Но в то же время он выступал заказчиком икон, в которых явно прослеживаются новые мотивы, связанные с возросшим интересом к реальному миру. В XVII в. иконописцы стали обращаться к сюжетам, имеющим под собой не только библейскую но и историческую основу. Художники изображали конкретные исторические ситуации. Яркий пример тому — икона «Спас Вседержитель с припадающими митрополитом Филиппом и патриархом Никоном», выполненная в конце 1б50-х гг. по заказу Никона для Голгофского придела Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря.

«Спас Вседержитель с припадающими митрополитом Филиппом и патриархом Никоном»
«Спас Вседержитель с припадающими митрополитом Филиппом и патриархом Никоном»

По qравнению с фигурой Вседержителя, занимающей центральное место в композиции, припадающие к его стопам митрополит Филипп и Никон изображены в резко уменьшенном масштабе. Позы святителей свидетельствуют о смирении и покорности. Над фигурой Никона помещен текст покаянной молитвы. Патриарх не раз сравнивал свою судьбу с судьбой невинно убиенного Филиппа Колычева. Оказавшись в изгнании, Никон снова обратился к этому персонажу. Очевидно, преклонение безвинных страдальцев перед Вседержителем воплощает представление о высшей небесной справедливости3.

Патриарх Никон. Фрагмент иконы «Спас Вседержитель с припадающими митрополитом Филиппом и патриархом Никоном»
Патриарх Никон. Фрагмент иконы «Спас Вседержитель с припадающими митрополитом Филиппом и патриархом Никоном»

Проникновение светских черт в русскую культуру в XVII в. ознаменовалось не только появлением новых приемов в иконописании, но и зарождением подлинного портретного искусства, так называмой   парсуны*. Если на иконе «Спас Вседержитель» изображение Никона слишком стилизовано и почти не дает материала для воспроизведения реального облика патриарха, то на парсунах уже прослеживаются  индивидуальные черты. Авторами первых парсун были иностранные мастера, которые приезжали в Россию в середине XVII в. и работали в мастерских Оружейной палаты, выполняя специальные заказы для царского двора и Посольского приказа. 

Портрет патриарха Никона в рост в патриаршей мантии, авторство которого приписывается  Гансу Детерсону
Портрет патриарха Никона в рост в патриаршей мантии, авторство которого приписывается Гансу Детерсону

 Среди них были голландские жйвописцы Ганс Детерсон и Даниэль Вухтерс. Здесь же работали армянин Иван Салтанов и русские мастера Симон Ушаков и Федор 3y6oв, а позднее Иван Безмин4. Детерсон трудился в Оружейной палате с 1643 г. Ему приписывается портрет патриарха Никона, на котором владыка изображен в архиерейском облачении, в полный рост. Портрет долгое время хранился в Воскресенском монастыре, где после революции разместился Московский областной краеведческий музей. В 1941 г., во время оккупации фашистами города Истры, часть экспозиции музея была уничтожена. Погиб и портрет Никона работы Детерсона5. Ценность eго заключалась в том, что он, вероятно, был выполнен с натуры. На ocнове этого  портрета впоследствии создавались другие изображения патриарха.

Патриарх Никон в облачении
Патриарх Никон в обыденной одежде
Патриарх Никон в обыденной одежде

Так, в 1683 г. Иван Артемьевич Безмин создал тафтяной портрет Никона, на котором детали одежды выполнены из кусков шелка (тафты) и золотой ткани, а лицо и руки владыки писаны маслом  по тонкому слою левкаса на доске. Характерно, что лицо и патриарха выполнены в реалистичной манере: живые глаза, верхние веки, сурово сдвинутые брови. Портрет принадлежал князю В. В. Голицыну, фавориту царевны Софьи. После опалы Голицына портрет был передан в Высоко-Петровский монастырь, а от после революции, попал в Государственный Исторический музей6.

Возможно, на основе прижизненных портретов Никона были выполнены два рисунка с изображением патриарха, на одном он представлен в полном архиерейском облачении, на другом — в домашнем с посохом в руке. Эти рисунки поместил в своем альбоме имперский посол Августин Майерберг. Он побывал в России в 1661 — 1662 гг., но сам никогда не встречался с Никоном. Эти рисунки дают представление об одежде высшего духовенства, но вряд ли стоит искать в них подлинные черты лица патриарха7.

Патриарх Никон. Миниатюра из царского Титулярника 1672 г.
Патриарх Никон. Миниатюра из царского Титулярника 1672 г.

Гораздо больше реализма в портрете Никона, помещенном в книге  «Титулярник», изготовленной в 1672 г. в Посольском приказе специально для царя Алексея Михайловича и его сына Федора Алексеевича. Впоследствии было выполнено несколько копий этой роскошной рукописи. Книга содержит краткие сведения по русской истории, в ней представлены портреты русских князей, царей и высших духовных лиц, украшенные растительным орнаментом8. Никон изображен здесь в архиерейской мантии, с камилавкой на голове. Около портрета надпись «Преждебывший патриарх Никон», а внизу пояснение, что Никон был «низвержен» по решению собора с участием вселенских патриархов. Взгляд Никона слегка скошенный, лицо спокойное. В этом изображении трудно выделить индивидуальные черты, однако ценность его заключается в том, что оно было сделано еще при жизни владыки и мастера, которым бвло поручено исполнение важного заказа, безусловно не раз видели патриарха9.

Парсуна «Патриарх Никон с братией Воскресенского монастыря»
Парсуна «Патриарх Никон с братией Воскресенского монастыря»

Однако подлинным шедевром портретного искусства переходного периода является композиция «Патриарх Никон с клиром». По мнению Е. С. Овчинниковой, ее создавали несколько художников из мастерской Ивана Безмина. Возможно, портрет был написан к освящению храма Воскресения Христова в 1685 г., а его заказчиком могла выступать царевна Татьяна Михайловна; ею, кстати, был исполнен еще один портрет патриарха — аппликацией из атласа и бархата (погиб в 1941 г.).  В композиции «Патриарх Никон с клиром» еще много архаичного: отсутствует перспектива, основное внимание уделено деталям одежды. Однако каждому лицу дана индивидуальная портретная характеристика. Образ Никона написан без прикрас: лицо широкое и мясистое, нос крупны й, взгляд пристальный и сосредоточенный. Патриарх изображен в полномархиерейском облачении: в саккосе, омофоре, митре, с посохом в руке и панагией на груди — символом патриаршей власти10. Такой портрет мог появиться либо в период могущества Никона, либо после его смерти, когда по инициативе царя Федора Алексеевича ему было возвращено патриаршее достоинство .

Все портреты Никона, несмотря на их разноплановость, выполнены в торжественной манере. Их можно назвать парадными, если это название вообще применимо к эпохе, когда жанр портретного искусства еще  только зарождался.

Лобачев С.В. Патриарх Никон. СПб.: «Искусство-СПб», 2003. С. 229-232.

Фото из сети Интернет

 ——

* Искаженное «персона* — название русской, белорусской и украинской портретной живописи XVII в., сохранявшей приемы иконописания. Первые парсуны писались на досках.

 ——

 Примечания

1.    Витсен Н . Путешествие в Московию… С. 186. 

2.    Леонид , архимандрит . Историческое описание ставропигиального Воскресенского Новый Иерусалим именуемого монастыря // ЧОИДР. 1874. Кн. 4. С. 329.

3.    Московский областной краеведческий музей в городе Истре: Путеводитель. 1989. С. 83.

4.    История русского искусства: В 13 т. / Под ред. И. Э. Грабаря. М., 1959- 360.

5.    Овчинникова Е. С . Портрет в русском искусстве XVII века. М., 1955. С. 86.

6.    Там же. С. 86-90.

7.   Альбом Майерберга. Виды и бытовые картины XVII века / Сост. Ф. Аделунг: СПб., 16., 1903. С. 145-148. Рис. 82, 93.

8.    Овчинникова Е. С . Портрет в русском искусстве XVII века. М., 1955. С. 65—76.

9.    Там же. С. 86-89.

10.  Там же. С. 90-99; Московский областной краеведческий музей в городе Истре. С. 114-115.

Comments are closed.