browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

Историческая деревня Сычёвки. Виктор Мосалёв

Posted by on 22.01.2012

вишня цветёт...

Часть 1.

Место, где находилась деревня Сычевки, одно из древнейших в Истринском районе. Археологические раскопки выявили здесь селище, относящееся к периоду раннего железного века. Здесь же была обнаружена группа курганных могильников.

Поселение «Сычевское, Малоистринское» считается археологическим памятником Истринского района. Здесь найдены каменные орудия, кремниевый наконечник стрелы, серп, керамика и другие предметы.

Сычевки как деревня сформировалась на транспортно-торговом пути из Москвы на Волоколамск и далее в земли Великого Новгорода и Прибалтику. По этому пути много раз проходили вражеские отряды из Москвы и обратно, и позднее, в начале 20 века, построена (1901 г.) железная дорога на Виндаву (Ригу), в конце этого же века начато и в настоящее время продолжается строительство автомагистрали — Ново-Рижское шоссе.

Первое упоминание о Сычевках находят в Писцовой книге 1584 — 1586 годов: д. Сычова на Истрице, «да под тою же деревнею перевоз». Тогда это были владения князя С.А. Черкасского в Сурожском стане.

Жители деревни пахали землю, разводили скот, охотились, рыбачили, бортничали, занимались отхожими промыслами и извозом. А вот что сообщается уже в конце 18 века о занятиях жителей Сычевок (а также близлежащих селений — Лучинского и Слабошеино): «Крестьяне состоят на оброке, а промышляют хлебопашеством, к чему они и радетельны, также продажею сена и извозом в Москве, и в другие города ездят с гончарною работою и содержат постоялые дворы; женщины сверх полевой работы прядут лен, шерсть и ткут холсты и сукна, вяжут чулки для своего употребления и на продажу».

История Сычевок тесно связана с историей строительства Новоиерусалимского монастыря. Строительство монастыря потребовало развертывания новых, подчас весьма сложных, производств. В Сычевках был расположен монастырский завод, где работали привезенные Никоном лучшие белорусские и шведские мастера по производству полихромной керамики (рельефных многоцветных изразцов), в их числе — Петр Иванович Заборский, выходец из Белоруссии. Это был выдающийся мастер — керамист, он руководил работами по созданию изразцового убранства Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря.

П.И. Заборский был не просто «изразешных» дел мастером. О том свидетельствует эпитафия на надгробной плите 1665 года, составленная, предположительно, самим Патриархом Никоном, где Заборский характеризуется как «золотых, серебреных, ценинных и всяких рукодельных хитростей изрядный ремесленный изыскатель».

П.И. Заборский и его сподвижники оказали большое влияние на развитие архитектуры и декоративно — прикладного искусства 17 века.

Следует заметить, что именно промысел по изготовлению поливных изразцов, который сохранялся до самой революции 1917 г. в деревне Сычевки, являлся предшественником кирпичного производства современного Новоиерусалимского кирпичного завода. Археологическими раскопками выявлены здесь производственный комплекс 17 века, остатки печей для обжига полихромных изразцов.

Как известно, Новоиерусалимский монастырь привлекал к себе многочисленных паломников. Нередко жители ближайших к монастырю Сычевок оказывали им приют. Для удовлетворения нужд паломников дорогу перенесли ближе к стенам монастыря, через реку Истру построили Корсаковский мост, а выше его на холме – трактир с видом на монастырь. В настоящее время трактира уже нет, но зато ниже его построен плавательный бассейн «Дельфин».

Часть 2.

у колодца на Центральной улице

Близкое соседство монастыря обеспечивало жителей работой и придавало популярность Сычевкам. Кроме того, широкую известность Сычевки приобрели после подавления бунта четырех стрелецких полков под стенами Новоиерусалимского монастыря в 1698 году. Это событие описано в романе А.Н. Толстого «Петр Первый». Вот отрывок из романа: «…Государь (в отсутствие царя Петра – он с великим посольством находился за границей – его обязанности исполнял Федор Юрьевич Ромадановский), всю ночь я гнал из Сычевки, — деревенька моя под Новым Иерусалимом… Страшные вести… Иван Бровкин, не страшась, присунулся к его уху – четырьмя полками стрельцы на Москву идут. От Иерусалима днях в двух пути…Идут медленно, с обозами…».

И далее: «…Четыре полка — Гундертмарка, Чубарова, Колзакова и Чермного – стояли на сырой низине перед рекой Истрой. На другой стороне высились стены Воскресенского монастыря, называемого Новым Иерусалимом….Задержались они в низине и в деревне Сычевки из-за корма. Разведчики, вернувшиеся из-под Москвы, говорили, что там – смятение великое, бояре и большое купечество бегут в деревни и вотчины. В слободах стрельцов ждут, и только бы им подойти, — побьют стражу и впустят полки в город. Генералиссимус Шеин собрал тысячи три потешных, бутырцев, лефортовцев и будет биться…» Тогда же, чтобы отметить победу над стрельцами, в монастырь приезжал Петр I. Роман «Петр Первый» любим многими читателями, он издавался большими тиражами, тем самым наши Сычевки стали известны всей России.

А вот еще любопытный факт из истории Сычевок и, вместе с тем, истории Истринского района. В конце 40-х годов прошлого века между правлением колхоза «Смычка», расположенного в деревне Сычевки, и руководителем новой организации – научно-исследовательской лаборатории ветроиспользования НИЛ-1 В.И. Сидоровым был подписан договор о сотрудничестве. Колхоз отводил для научной лаборатории 4 гектара земли, а НИЛ-1 обязывалась с помощью энергии ветра обеспечить подъем воды из реки Истры для колхозных огородов. Со временем лаборатория выросла в крупное научное объединение ветроэнергетики ЦНИЛВ (позднее — НПО «Ветроен»).

Но это еще не все! Вслед за ЦНИЛВ на отчужденных землях колхоза «Смычка» начали стремительно подниматься корпуса научно-исследовательских институтов, впоследствии широко развернувших научную деятельность. Это были филиалы: Всесоюзного научно-исследовательского института электромеханики (ФВНИИЭМ), Всесоюзного научно-исследовательского института электротермического оборудования (ФВНИИЭТО), Всесоюзного научно-исследовательского энергетического института (ФВЭИ). Таким образом, можно сказать, что «Сычевское соглашение» с НИЛ-1 стало в некотором смысле «судьбоносным»: так было положено начало Истре — наукограду.

Прошло время, и в 1963 году деревня Сычевки вошла в состав расширяющегося города Истры и исчезла, перестала быть географическим понятием. Вместо Сычевок в городе появились улицы Центральная, Железнодорожная, Шоссейная, Садовая. Кстати, выходит, город обзавелся Центральной улицей, хотя по существу таковой является улица Ленина! В связи с этим напрашивается именовать улицу Центральную улицей Сычевской, чтобы сохранить память о Сычевках – маленькой деревне, попавшей в «большую историю» России.

Такая практика сохранения исторически значимых мест широко известна. Вот, например, в Москве при ее расширении появилась Истринская улица. Эта улица расположена в Кунцевском муниципальном округе и соединяет Ельнинскую улицу с Рублевским шоссе, а неподалеку от нее находятся станции метро «Молодежная» и «Кунцевская». Эту ветку метро намечено протянуть до Волоколамского шоссе, что как бы сблизит Истру с Истринской улицей Москвы.

Близится День города, 12 июня. Много будет гостей в Истре, в том числе и из городов-побратимов (Пинск, Бад — Орб и др.) Если Истра подружится с Истринской улицей Москвы, то при следующем Дне города в Истру могут приехать на праздник и гости из Москвы — с Истринской улицы. А как гласит поговорка: гость на гость – хозяину радость!

Воскресенский шлюз

над бывшим оврагом

Сычевский овраг, выходящий к реке Истре, в старинные времена назывался «шлюз». Старожилы рассказывают, что в древние времена по реке шел сплав леса в Москву. Зимой в верховьях реки Истры шла заготовка делового леса и дров. После вскрытия реки весной начинался сплав. Половодье проходило и уровень воды в реке падал. Сплавляемые плоты порой застревали на мелководных местах. Овраг, выходящий к реке, имел выходные запоры. В паводок в овраге скапливалась вода, удерживаемая запором. В определенное время плотогоны открывали шлюз и вода устремлялась вниз по течению реки, снимая плоты с мели.

В августе 1955 года я прошел пешком вдоль реки Истры до устья, где она впадает в р. Москву. Обратил внимание, что перекаты, мели часто встречаются на Истре. Сплав леса требовал специальных мер.

На картинах порой изображали пристани г. Москвы недавнего прошлого. Причалы забиты плотами леса. Немудрено! Реки испокон веков были надежным и мощным транспортом. И только железная дорога к концу 19 века взяла на свои плечи основную массу грузов. Лес к этому времени по берегам рек был уже вырублен. И только теперь два гигантских тополя стерегут «шлюз», напоминая проходящим путникам о далеком прошлом.

Место устройства «шлюза» выбрано с учетом особых обстоятельств.

Город Воскресенск и деревня Сычевки располагались на дороге Москва – Запад, т.е. по Волоцкой дороге. Кюветы этой дороги тянулись по всей деревне Сычевки и местами сохранились до настоящего времени. Дорога пересекала реку Истру. «А под тою же деревнею перевоз». Перевоз, брод через реку был обустроен. Дно реки поднято путем подсыпки песка и камня. Однако сплав леса порой создавал завалы на перевозе, на дороге стратегического значения.

«Шлюз» расположен в 50-ти метрах выше перевоза. Залповый сброс воды очищал переправу от заносов и приводил дорогу в рабочее состояние.

 

Виктор Мосалев.

Краеведческое общество «Наследие».

 

 

Comments are closed.