browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

Гонения и ссылка патриарха Никона

Posted by on 08.03.2018

Начало соперничества царя и патриарха

Царь Алексей Михайлович пробыл на войне полтора года, которые оставили глубоким след в его характере. Лагерная жизнь приучила царя быть самостоятельнее, он проникся убеждением, что он — верховный властелин земли русской. А суровый и прямодушный Никон, возвысясь до звания патриарха Всероссийского, стремился поставить власть патриарха выше власти царя.

Два государя являлись представителями двух соперничающих начал — теократического и монархического, в связи с чем их разрыв был неизбежен. Сюда присоединились интриги и сплетни людей, которые окружали царя и тяготели к монархизму.

Царь перестал приглашать Никона на официальные торжества и сам отказался от визитов к патриарху. Никону объявили через стольника, что почитать его царь не будет.

15 июля Никон отслужил в Успенском соборе литургию, после которой объявил о сложении с себя звания патриарха. После чего разоблачился, ушел в ризницу, где написал Алексею Михайловичу письмо, надел мантию и черный клобук, вышел из собора и, опираясь на поповскую палку, отправился па подворье своего Воскресенского монастыря. Здесь он пробыл двое суток, ожидая решения царя или вызова для личных объяснений. Не дождавшись ничего, Никон уехал в любимый Воскресенский монастырь. Вслед за ним в монастырь явился князь Трубецкой с требованием передать управление русской церковью крутицкому митрополиту. Прямодушный старик спокойно дал свое согласие и при этом бил челом о скорейшем избрании ему преемника, чтобы церковь не вдовствовала, не была беспастырной, а в заключение подтвердил, что он сам не желает быть патриархом.

Блюстителъ патриаршего престола, крутицкий митрополит Питирим, считая себя облеченным всеми привилегиями патриарха, перестал поминать имя Никона на заздравных молениях. Пурист в делах веры и православия, Никон восстал против своеволия митрополита и послал из Нового Иерусалима письмо Алексею Михайловичу, в котором осудил поступок Питирима.

Алексей Михайлович поддался наветам бояр и согласился поступить круто: запрещено было общаться с Никоном, все бумаги патриарха в Москве были арестованы, и сам царь прекратил оказывать ему внимание.

Воспользовавшись прекращением дружбы царя с патриархом, бояре принялись травить своего врага, не понимая, что, этим они играют на руку тем элементам, которые враждебны московскому единодержавию.

Опала на Никона

16 февраля 1699 года открылся Поместный собор в Москве, на котором было положено не только избрать нового патриарха, но лишить Никона даже чести архиерейства и священства. Неожиданно появился защитник Никона, иеромонах Славинецкий, толково и ясно доказал, что собор имеет право избрать другого патриарха, но не может лишить Никона архиерейства и священства. Убежденный им Алексей Михайлович решил не утверждать соборных постановлений и обратился к Никону, чтобы он дал свое благословение на избрание нового патриарха. С далекого устья Онеги пришел ответ, в котором, подтверждая свое согласие на выбор архипастыря, Никон заявлял, что если его пригласят в Москву, то он даст свое благословение новоизбранному патриарху, а сам удалится в монастырь. Однако царь по просьбе членов собора позволил строптивому старцу вернуться только в Новый Иерусалим, где Никона ждала другая неприятность: окольничий Боборыкин, у которого была приобретена земля под монастырь, самовольно завладел монастырскими угодьями: завязалась судебная тяжба. Никон написал о крючкотворстве дьяков и бесчинствах Боборыкина гневное письмо царю. Выведенный из терпения молчанием царя, Никон после неправедного решения суда в пользу окольничего проклинает последнею.

Боборыкин не испугался проклятия, но решил отомстить за публичное бесчестье: он бросился в Москву и донес, что Никон произнес проклятье на царя. Только в июле 1663 года в Новый Иерусалим явилось целое посольство для переговоров с Никоном: астраханский архиепископ Иосиф, князь Никита Иванович Одоевский, окольничий Родион Семенович Стрешнев, думный дьяк Алмаз Иванов и главный среди них Лигаридес в митрополичьей мантии. Уже при входе Лигаридеса Никон обругал его самоставником, вором и собакой, а затем добавил по адресу всех приехавших: «Привыкли вы тыкаться по государствам да мутить, и у нас того же хотите!»[3, с.321] Вокруг монастыря была поставлена стража, и начались допросы относительно проклятия. Все бывшие в церкви во время обряда, совершенного Никоном над Боборыкиным, не показали, чтобы Никон относил проклятие к особе царя. Более того, все показывали, что в этот день в заздравных молениях упоминалось царское имя.

Снова наступило затишье, пока в начале 1664 года не приехал Мелетий, окруженный целой толпой греков и привезший ответы четырех патриархов. Суть их состояла в том, что, по мнению вселенских патриархов, московский патриарх и все духовенство обязаны повиноваться царю и не должны вмешиваться в мирские дела. Не довольствуясь грамотой, привезенной греками, Алексей Михайлович отправляет в Константинополь монаха Савву, владевшего греческим языком.

Через несколько месяцев Савва возвратился из Константинополя. Оказалось, что патриарх Дионисий советовал царю или простить Никона или избрать на его место другого патриарха. Одновременно пришла грамота иерусалимского патриарха Нектария, которой хотя он убедительно советовал царю помириться с Никоном и оказать ему должное повиновение как строителю благодати на основании божественных законов.

Такие отзывы константинопольского и иерусалимского патриархов испортили все дело врагов московского патриарха: можно было опасаться, что дело повернулось бы в пользу Никона. Но красноречивый Лигаридес подал мысль пригласить в Москву трех патриархов на собор для окончательного решения дела о московском патриархе; если окажется невозможным приехать троим, то настаивать, чтобы приехали хотя бы двое. Последнее обстоятельство, очевидно, и составляло основу тайной мысли Лигаридеса: так как Нектарий высказался в пользу Никона, то Мелетий, действуя вне контроля, должен был обойти его приглашением, а настаивать на приезде Макария Антиохийского и Паисия Александрийского, образ мыслей которых и податливость сильным мира сего были хорошо известны Лигаридесу и Мелетию. Алексей Михайлович согласился с доводами коварного грека, и Мелетий, облеченный официальным полномочием, отправился на Восток.

Никон понял, вероятно, тайный умысел загадочно услужливого Лигаридеса и сообразил серьезность надвигающейся грозы в образе суда вселенских патриархов. Желая избежать на старости лет позора, Никон решился написать письмо царю. Получив письмо, написанное в необычном для Никона мягком тоне, Алексей Михайлович серьезно призадумался над пошлой травлей, которая велась с его ведома и одобрения шестой год. В царе шевельнулось желание закончить все эти препирательства мирным путем, и он высказал в кругу приближенных намерение помириться с честным и прямодушным стариком. Долго не думая, Никита Зюзин, горячо любивший опального митрополита, написал Никону, будто царь желает, чтобы патриарх неожиданно явился в Москву, не показывая, однако, вида, что царь его звал. Утомленный старик дался в обман преданному боярину, тем более что такие фокусы были во вкусе царя.

19 декабря 1664 года, сопровождаемый монахами своего монастыря, Никон приехал рано утром в Кремль и неожиданно вошел в Успенский собор. Самовольный приезд Никона вызвал в памяти Алексея Михайловича образ непреклонного и энергичного патриарха, начавшего с ним борьбу из-за первенства в государстве. Царь послал Лигаридеса с двумя епископами прогнать Никона, но без насилия.

На этот раз энергия покинула Никона. Он понял, что его подвели, обманули и одурачили. Покорно склонив седую голову, старик приложился к образам и вышел из собора без возражений. Тяжелый нравственный удар, поразивший патриарха, отнял у него мужество и стойкость, с которыми он боролся против врагов. Зная хорошо греческое продажное духовенство, он справедливо опасался предстоящего суда.

Тем временем посольство Мелетия увенчалось успехом, какого так желал Лигаридес: Дионисий Константинопольский и Нектарий Иерусалимский отказались ехать в Москву, а Макарий Антиохийский и Паисий Александрийский согласились, заручившись полномочиями от первых двух.

Отлучение от церкви и ссылка

2 ноября 1666 года часть московского духовенства встретила патриархов. Как земляк вселенских патриархов Лигаридес сделался докладчиком по делу Никона и составил род обвинительного акта против московского патриарха. Основываясь на этом акте, составленном бойко и обдуманно, патриархи заранее были предубеждены против Никона.

29 ноября псковский архиепископ Арсений, спасский архимандрит Сергий из Ярославля и спасо-евфимиевский игумен Павел из Суздаля приехали в Новый Иерусалим звать Никона в Москву на открывшийся Поместный собор.

Три заседания тянулась эта нравственная пытка Никона, которого назойливо допрашивали по поводу каждой сплетни, выдуманной на него досужими болтунами. 5 декабря окончилось разбирательство, и на вопрос Паисия: «Чего достоин Никон?» был получен ответ: «Да будет отлучен и лишен священнодействия».[2, с.217]

12 декабря в небольшой церкви Благовещения в Чудовом монастыре собрались судьи-патриархи и члены собора. Вскоре привели Никона. Сначала Лигаридес прочитал по-гречески окончательно отредактированный приговор, потом рязанский митрополит Илларион прочитал то же самое по-русски. В приговоре обвиняли низложенного патриарха, главным образом, за то, что произносил хулы: на государя, называя его латино-мудренником, мучителем и обидчиком; на всех бояр; на русскую церковь, говоря, будто она впала в латинские догматы; а в особенности, на митрополита Паисия Лигаридеса

Ссылка Никона совпала с началом крестьянской войны под предводительством Степана Разина. Знаменитый Степан Разин говорил, что он везет с собою патриарха Никона с целью восстановить его на московском патриаршем престоле, и этим усиливал свое обаяние.

Прощение новым государем, смерть Никона

29 января 1670 года Алексей Михайлович скончался, и на престол вступил старший сын его от Марьи Ильиничны, Федор Алексеевич. Вступив на престол, набожный Федор Алексеевич первым делом послал Федора Абрамовича Лопухина, будущего тестя Петра Великого, к Никону с дарами и вестью о кончине отца; вместе с тем, согласно воле отца, выраженной в духовном завещании, он приказал просить прощения, выказывая этим явно, что, вопреки приговору вселенских патриархов, он считает Никона патриархом на покое, а не старцем Никоном. Федор Алексеевич своей властью облегчил положение Никона и не велел его стеснять; затем предложил патриарху Иоакиму перевести изгнанника в любимый его Новый Иерусалим. К тому времени Никон с трудом владел ногами вследствие болезни и истомления, трудно переносимого в его годы. Везде по пути встречался народ, инстинктивно сознававший, что безвинно пострадавшему старику наконец-то оказана справедливость: все встречали патриарха Никона, а не простого монаха, все почтительно просили архипастырского благословения и радушно приносили все нужное путешественнику.

17 августа струг отплыл от монастыря. День уже склонялся к вечеру, и в Ярославле начали благовестить к вечерне; в это время Никон немного ободрился, оглянулся на веселый берег, залитый народом, и начал оправлять себе волосы, бороду и одежду, как бы готовясь войти в город. Архимандрит Никита понял, что наступает торжественная минута для маститого старца, и начал читать отходную. Никон потянулся на постели, сложил руки на груди и тихо угас, прожив 76 с небольшим лет.[5, с.32]

Тело Никона по приказу царя было доставлено и Новый Иерусалим, где митрополит Корнилий совершил 26 августа погребение, поминая Никона патриархом Московским и Всея Руси; царь поцеловал руку покойного. Отпевание состоялось в Успенской церкви, а погребение произошло в церкви Иоанна Предтечи на том месте, где Никон давно уже завешал похоронить себя и собственными руками выкопал могилу.

 

Comments are closed.