browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

СКАЗОЧНЫЙ РОСТОВ

Posted by on 14.02.2017

 

01 Ростов Соборная плоощадь (700x514, 179Kb)

Очень меня потянуло в Ростов. Снова. Близок мне этот город, сказочностью своей, мечтательностью, наивностью и бесконечными загадками. Да и красиво — не насмотреться, ничего не поделаешь. Про Ростов уже у меня тут , тути тут изрядно написано. А вот теперь и еще осенний будет.

Предлагают неторопливо, с нужными и ненужными отступлениями, прогуляться по ростовскому кремлю, который на самом деле вовсе и не кремль, а архиерейский двор.

Будем входить не от касс музея, через парадные ворота, а через Святые, как было задумано Ионой Сысоевичем, тогдашним митрополитом, собственно говоря, единым архитектором, идеологом и строителем этого всего великолепия. Он — митрополит и самый главный сказочник ростовской архитектуры. Успенский собор ко времени Ионы уже стоял как 150 лет, и митрополит не включил его в свой Дом. Площадь перед собором была открытой — вот этих лавок и заборчика не было, а на площади собирался народ — что-то типа веча было.

02 Ростов Соборная площадь (700x510, 165Kb)
Собор недавно вылез из строительных лесов… а внутри всё еще идет реставрация, хотя храм действующий.

03 Успенский (700x525, 230Kb)

Иона не включил древнюю постройку в «свой» дом, хотя возможность такая у него, конечно, была, но начал рядом. То — моё, то — не моё. Своё получилось превосходно. За вторую половину XVII века, всего за сорок лет, сотворено чудо.
Всем своим видом и устройством Архиерейский дом напоминает и монастырь, и кремль, Ростовским кремлём его частенько и именуют: стены, церкви, палаты, крыльца, все признаки монастыря есть, а монастыря нет! И кремля нет! Почему Иона Сысоевич не устроил на этом месте монастырь? Потому что и монастырь, и даже кремль — меньше того, о чем думал Иона Сысоевич. Иона пытался устраивать жизнь всех близживущих людей, хотел дать им возможность прикоснуться к Царству Божию уже здесь, на земле.
А вот звонница — его. Особенно Иона возился с колоколами. И действительно, впечатление потрясающее, мне посчастливилось их слышать — они все сохранились с тех времен… Словами не выразить, всеохватная такая заполненность сознания немысленным содержанием. От органа это отличается совершенно иной акустикой открытого пространства, от многодецибельной поп-музыки — сохранением сознания незамутнённым, ясным. В самом конце XVII века крестьянин, купец, человек духовного звания, посадский, боярин, князь или приказный, наверное, испытывали такое же всезаполнение, видели не такие же, а ровно эти стены и здания и ласкали их взглядом, присутствовали на почти такой же, как и сегодня, службе в церквях с дивным пением — и какая им ещё нужна была музыка?
Я думаю, когда звучат древние, многотонные колокола, это потрясает и неграмотного малолетнего крестьянского сына, и высокообразованного князя или архимандрита…

03а Звонница (700x517, 159Kb)

Подъем на звонницу очень крутой.

04 Внутри звонницы (480x640, 217Kb)
Зато наверху полетно, свежо, ветренно, и всё выглядит по-другому. Тут вспоминается, что толпы иноземцев истоптали эти земли во времена Смуты. Вместе с польскими и  шведскими отрядами в Московию проникали “латинские” и “лютеранские” веяния, затронувшие, пусть и в разной мере, все сословия. Католическая и протестантская литература, западный образ жизни, нравы, культура… Одни поддавались “иноземным искушениям”, другие — вполне осознанно и грамотно полемизировали с католиками, униатами, протестантами.

После морового поветрия 1654-го обезлюдевшую Москвовию заселяли выходцами с завоеванных территорий нынешней Белоруссии, Украины и Литвы, бывшего Великого княжества литовского со столицей в Вильне (Вильнюсе), с этих же территорий целыми городскими слободами уводили в Московию ремесленников.

05 Вид со звонницы (700x525, 160Kb)

Приезжая на новое место жительства, пленные поляки и белорусы (они тогда назывались литвинами) несли с собой элементы западной культуры, которые со временем воздействовали на русское искусство и литературу. Этим и объясняется так ярко выраженное в башнях Ростова «виленское барокко», которое потом стали называть украинским.

05а Ростов Соборная площадь (700x525, 208Kb)
На звоннице мысли улетают далеко, и мы отвлеклись… Вот колокол «Сысой» весит 2000 пудов…
06 Сысой (700x525, 201Kb)
Удивилась — а внутри он вот такой — как из лепешек спаянных.
07 Сысой внутри (480x640, 204Kb)

Воскресенская надвратная церковь (справа) расположена прямо против Успенского собора, что придаёт особый смысл православному празднику Пасхи. В Вербное воскресенье — во времена еще до Петруши Алексеевича на Красной площади в Москве случался не просто крестный ход — был чин Шествия на осляти, когда царь вёл под уздцы коня, на котором восседал в особом креслице (обеими ногами по одну сторону «осляти») самый главный человек во всей русской церкви, митрополит или (начиная с Иова) патриарх. Государь во время Шествия превращался в оруженосца, самого что ни на есть рядового кнехта, годного только держать повод. Можно, конечно, и иначе взглянуть —  ему досталась доля быть коноводом аж у Самого! Но, как ни взгляни, светская власть прислуживает церковной, и всё тут. Многим великим князьям и царям на протяжении по крайней мере двух столетий (XVI и XVII) доводилось хоть в этот день припомнить, что суд есть и над ними, и склонить голову пред тем, кто обозначал собою Царя Славы. Точно такой же крестный ход был и в Ростове. Кстати,  в звоннице — церковь Входа Господня во Иерусалим.

08 Ростов Соборная площадь (700x525, 162Kb)

Воскресенский храм — надвратный, и через него мы попадаем на Архиерейский двор, окруженный высокой стеной с 11 башнями. Вот тот же храм Воскресения изнутри двора.
11 Ростов Храм Воскресения (700x525, 232Kb)
Разглядывая узорочье и дивясь сказочной высоте и стройности церквей, можно вспомнить патриарха Никона и его Новый Иерусалим . Князей да царей на Руси — считать устанешь, а Новый Иерусалим — один. Но на всю страну никоновской силы не хватило — государь очнулся: «Царь я или не царь?»  А можно представить, что вот в Ростове получилось иначе. Здесь, похоже, была совершенно никоновская идея решающей роли церкви в устройстве жизни именно для достижения честности и справедливости легче могла реализоваться.

Ростовский митрополит Иона Сысоевич (рукоположенный Никоном), единомышленник и местоблюститель после удаления патриарха в Новый Иерусалим, поймал счастливый случай. Как и что думал царь Алексей Михайлович после казуса с внезапным возвращением Никона в Успенский собор в Кремле, когда Иона принял благословение от изгнанника, конечно, неизвестно. Но большого наказания не воспоследовало — место Иона блюсти перестал, погрузился в дела своей епархии, и тень поруганной славы патриарха, память о местоблюстительстве помогали ему чувствовать себя в этих географических пределах сильнее и свободнее… И строить такую вот красоту…

11a Ростов Храм Воскресения (700x525, 205Kb)
А фрески Воскресенской церкви невероятно живые и динамичные. Образ Небесного Града занимает важное место. Так и хочется на этом дворе отыскать двенадцатую башню, уверена — она была.
11б Ростов Храм Воскресения фрески (700x525, 270Kb)
Роспись дышит силой, уверенностью тех времен,
11в Ростов Храм Воскресения фрески (700x525, 227Kb)
и какой-то нездешней иронией. Апокалипсис проиллюстрирован тщательно и детально. Вавилонская блудница хороша, да вся компания выписана основательно и добротно.

11е Ростов Храм Воскресения фрески (700x525, 262Kb)

Алтарная преграда превратилась в стену… на солею — ведут ступеньки.

11г Ростов Храм Воскресения фрески (700x525, 241Kb)
Ах, а фрески с западной, босховской непосредственностью повествуют о грядущих временах. Нестрашно, но завораживает.
11д Ростов Храм Воскресения фрески (700x525, 222Kb)

Вот одно из самых первых и самых важных зданий — Судный приказ. Как обычно, существенное — неброско.)

12 Ростов Судный приказ (700x525, 221Kb)

Вообще интересна его юрисдикция), вероятно она распространялась не только на священнослужителей и дела, подлежавшие церковному суду. Человек, сумевший за почти сорок лет построить то, что он построил, не мог не обладать огромными финансовыми и управленческими, созидательными возможностями: не имея под рукой судебной власти, просто оплатить это нельзя. Что значит словосочетание «монастырское землевладение»? Как можно владеть, не управляя, и как можно управлять, не установив порядок и не поддерживая его силой, то есть судом и расправой? А другой, сопоставимой по силе с митрополитом власти в Ростове не было: из примерно полусотни государевых воевод XVII века почти половина была из местных вотчинников и помещиков, было ещё и самоуправление — земские избы, следившие за общественными работами, дорогами, мостами, рынками и т. п.
Личным и частным собственником земель и даже своего дома Иона Сысоевич не был, но право распоряжения ими принадлежало только ему. В каком-нибудь 1679 году Иона Сысоевич, повидавший уже полтора десятка воевод, что, не знал, как с ними управиться, если воевода и посмеет перечить митрополиту, недавнему местоблюстителю патриаршего престола, то есть почти патриарху? Так что митрополит в Ростове был не только главой епархии, но и главной властью вообще: не передаваемое по наследству, неличное богатство делало иерарха реальным хозяином бывшего княжества, города, епархии, уезда. И помогал в этом Судный приказ.
Ростовская митрополия в середине XVII в. была едва ли не богаче московской. Она простиралась до Белого моря и еще имела огромные доходы от солеварения: производство и продажа соли в то время были монополией государства, но митрополиту Ростовскому милостью царской дозволялось варить соль на продажу.
А это крыльцо, ведущее к Белой Палате, с ползучими арками под ним. Эти ползучие арки вообще очень примечательны. Такая дурацкая, но живописная кривизна умеет правильно распределять растущую по мере увеличения высоты нагрузку и в XVII веке ползучие арки применялись не часто, а очень часто; они превратились в один из признаков архитектуры XVII века.
Их использовали не только потому что они удобны, но и потому что они красивы – они словно вырастают из земли, медленно поднимаются, расправляя плечи и ведут куда-то наверх, а внизу остаются такие приманчивые закутки, уютные, полутёмные и загадочные…
13 Ростов Самуилов корпус (700x525, 200Kb)

А перед нами, между тем, церковь Иоанна Богослова, автора так подчинившего тут всё Апокалипсиса.

14 Ростов Храм Иоанна Богослова (700x512, 335Kb)
Церковь очень изящна, стильно украшена, главы собраны в пучок… а при этом она высоты неимоверной, вот тут человечки есть для масштаба. Тут, в «кремле», пройти по всем церквям и палатам можно не опускаясь на грешную землю — везде переходы и стены. Входы в храмы и палаты есть с уровня..эээ… ну скажем, примерно, третьего этажа.
15 Ростов Храм Иоанна Богослова (480x640, 167Kb)
А внутри храма такие вот непробиваемо жизнерадостные детали. Дыньки, ромбики, цветочки…
16 Ростов Храм Иоанна Богослова (700x525, 234Kb)
Фрески церкви Иоанна Богослова такие же солнечные, яркие и ковровые, как в храме Воскресения.
17 Ростов Храм Иоанна Богослова (700x525, 244Kb)
И снова алтарная преграда — стеной. Колонны, киот — особенности этого времени.
18 Ростов Храм Иоанна Богослова фрески (700x525, 274Kb)
И здесь вовсю стены паперти покрыты иллюстрациями к Апокалипсису. Радостное такое ожидание конца света.
19 Ростов Храм Иоанна Богослова фрески (700x525, 240Kb)
Живопись сама по себе возрожденческая, с обилием деталей и вниманием к бытовым мелочам. И поражает обилие криволинейных очертаний и сложных поворотов фигур. А еще художник изображает много архитектуры — артистично разрабатывает, к месту и не очень,  архитектурные фоны композиций с разнообразными постройками — башнями, церквами, звонницами, домами с островерхими кровлями.  Ох, видно все эти островерхие крыши хорошо ему знакомы.

20 Ростов Храм Иоанна Богослова фрески (700x517, 257Kb)
Очень интересен представленный в храме целым ярусов цикл жития Авраамия Ростовского.

21 Ростов Храм Иоанна Богослова фрески (700x525, 253Kb)

Все фрески не буду пересказывать, а вот одну только. На берегу небольшой речки Ишни (поедем туда))) Авраамию явился сам апостол Иоанн Богослов. Дав святому свою трость, апостол благословил его и велел возвратиться в Ростов, чтобы сокрушить идола, который от прикосновения трости рассыпался в прах. На фреске церкви Иоанна Богослова изображена речка с перекинутым через нее мостиком, перила которого опираются на точеные балясины. Сам Авраамий в тут представлен дважды — стоящим и коленопреклоненным перед апостолом. В левой руке Иоанна Богослова тонкий жезл, увенчанный крестом. В следующей сцене Авраамий сокрушает этим жезлом идола Велеса. Идол изображен в виде обнаженной и опирающейся на щит мужской фигуры в короне. Он стоит на высоком ступенчатом постаменте под богато украшенной сенью с узорной завесой. Идол также представлен дважды — стоящим в полном блеске и разбитым на части. На заднем плане изображен город, среди построек которого видна церковь с луковичной главкой.

22 Ростов Храм Иоанна Богослова фрески (700x525, 230Kb)
А во всю длину паперти — мучения апостолов. Еще будут отреставрированы. Снизу во всех храмах — трогательное такое вышитое медальонами и цветочками полотенце длинное… со складочками)
23 Ростов Храм Иоанна Богослова фрески (700x525, 229Kb)
Удивительное все это производит впечатление. Силы и нежности. Наверное, только так, в провинции, и могла быть реализована никоновская идея гармонии светской и духовной власти: патриарху негоже бодаться с царём, государь всё равно победит, ему зазорно быть вторым; а вот в полутораста верстах от Кремля, в митрополии, при государевом воеводе, можно и не постесняться: царь далеко, Бог рядышком, можно устроить жизнь так, как кажется правильным, и не только в Архиерейском доме, а во всей епархии. А было тут очень хорошо, вот прямо так и осталось…

23а Ростов Храм Иоанна Богослова (700x525, 461Kb)

Когда начинаешь обращать внимание на детали — много всяких неправильностей обнаруживается. Как бы создатели стояли над законами симметрии — потому что всё очень ладненько и уютно.
24 Ростов Архиерейский двор фрагмент (700x525, 180Kb)

Воинственность стен здесь совсем игрушечная, это не крепость, а образ крепости, и совсем нет монастырской суровости, все церкви и палаты и снаружи, и изнутри весёлые, простые,

25 Ростов Архиерейский двор фрагмент (700x525, 137Kb)

 кто сколько может взять из них радости, тому столько отмерено. Храм Одигитрии сейчас используется как здание администрации, и только от этого грустно.
.

25 Ростов Одигитрия (700x525, 227Kb)

А вообще — сказочный такой храм, игрушечный.

26 Ростов Одигитрия (700x525, 406Kb)

Среди монастырей приблизиться к Архиерейскому дому мог бы только один — никоновский Воскресенский монастырь, который Новый Иерусалим, но там так порезвились барокко с классицизмом, нацизмом и социализмом, что от никоновской пасхальной идеи остались только следы.

А здесь — вот оно всё живое — перебегают над дорожками нарядные галереи,
27 Ростов Архиерейский двор фрагмент (700x525, 219Kb)

везде обустроеные всякие уголки и дверцы, в которые и на корточках-то трудно залезть, всё для хозяйства, все уже и забыли, что туда положили, всё не всегда симметрично, но очень удобно и радует глаз полнотой жизни.
28 Ростов Архиерейский двор фрагмент (480x640, 110Kb)

А в музее — вот он какой, Иона Сысоевич.
29 Ростов Музей (480x640, 137Kb)

Раньше палаты все были вот такие
30 Ростов Музей (700x494, 197Kb)

Или вот такие, прямо как радзивилловские в Несвиже.
31 Ростов Музей (700x525, 200Kb)

Но пока интерьеры — спартанские. И напрестольные кресты стоят в музейных витринах, со святынями и частичками мощей.
32 Ростов Музей (480x640, 160Kb)

Тут же в музее, собрана коллекция скульптур, которые все из местных православных храмов, по ним видно как велико было влияние католических
33 Ростов Музей (700x525, 172Kb)

и униатских идей.
34 Ростов Музей (700x525, 149Kb)

И лёвик показывает язык всем, кому без разницы)))
35 Ростов Музей (700x525, 146Kb)

В музее собрано очень много старинных осветительных приборов — подсвечники… И как работники музея старались — трогательно: там в окошке витринном фоном поклеены виниловые обои)))
36 Ростов Музей (480x640, 175Kb)

а вот целая коллекция светецов.  Светец — это такой держатель для лучины.
37 Ростов Музей (700x525, 174Kb)

Очень они разные, мне самый левый понравился, с коваными петельками)
38 Ростов Музей (700x525, 186Kb)

Экспозиция музея ммм… не очень богатая, поэтому пойдем дальше. Самый интересный храм — и службы тут бывают раз в год, — церковь Спаса на Сенях, домовая церковь Ионы Сысоевича. Может узнаете, я её каждый год фотографировала. Она одноглавая, из всех самая высокая, просто гигантская, но от ворот почти не видна. Снаружи – Спас на Сенях необъятен и непоместителен в голове)))
39 Ростов Спас на сенях (700x525, 187Kb)

Гирьки у входа в храм от вертикали немного отклоняются… ветром, наверное)
40 Ростов Спас на сенях (700x525, 260Kb)

Здание – громадное, сложное, высокое, впечатляющая махина. А внутри он маленько-малюсенький, если пятьдесят человек войдёт – будет тесно, а если семьдесят – давка. А итальянские гирьки стали родными настолько, что ими украшен и храм.

42 Ростов Спас на сенях фрески (700x525, 274Kb)

Предыдущая фотка сделана стоя… чтобы солею поднимали на столько ступеней, лестницей, да ещё отгораживали арками от трапезной – нигде больше такого не видела. В своём главном, но потаённом от первых взоров храме Иона Сысоевич довёл основную идею всех церквей Архиерейского дома до логического завершения. Вспомним, что в католических храмах алтарь вовсе открыт, преграды нет, что священник на кафедре возвышается, но находится в том же помещении, что и прихожане. А тут – лестница, чтобы войти на гульбище, двери, чтобы войти в храм, арочная преграда к солее, а там, в глубине, ещё Царские врата в сплошном, как стена, иконостасе. Арки на солее и лестница к ней – ещё одна преграда, ещё одна ступень к возвышению, чем дальше и выше, тем труднее, тем меньшему числу людей удаётся дотуда добраться, тем таинственнее, важнее и величественнее становится вершина. Таинственно, очень красиво и убедительно.

И еще тут в храме над солеей — фантастические арки, очень необычные. Ничего про них не знаю.
43 Ростов Спас на сенях фрески (700x525, 243Kb)

Человек, бывший там, в алтаре, за арками солеи, за Царскими вратами, человек, знающий, как пресуществляется хлеб и вода – вот человек, которого надо слушать, он умеет помогать и направлять, а не обычный подверженный мирским соблазнам светский чиновник или воевода. Власть всегда таинственна и отдельна от публики, а публичность – это фикция, которую власть время от времени на себя надевает в трудные периоды. Иона Сысоевич понимал это так же, как патриарх Никон.
44 Ростов Спас на сенях фрески (480x640, 235Kb)

На западной стене Спаса на сенях — огромная, во всю стену фреска Страшного суда. Подробно детализированная и тщательно выписанная. Доходчиво) Круглые дыры — это голосники, храм очень гулкий, и можно представить, какого размера там сосуды.

45 Ростов Спас на сенях фрески (700x525, 263Kb)

Тут же рядом — витринка от реставраторов о левкасных гвоздиках. Раньше они были железными, их вмуровывали в штукатурку, чтобы лучше держалась, но вот  железная крепость подводила, оказалась не на месте. Теплоёмкость у металла и штукатурки разная, чуть вода при остывании на них собралась и замерзла – застывший раствор морозом рвет, и в конце концов заржавевшие железяки повысыпались, оставив дырки, похожие на следы пулемётного обстрела в жестокой городской битве. Стены везде здесь были такие густо «обстрелянные», и реставраторы заменяли железные гвозди на керамические, а потом закрашивали.

46 Ростов Спас на сенях (700x525, 157Kb)

И пол в храме древний — металлический…

47 Ростов Спас на сенях (700x525, 210Kb)

Перекрытие свода — крещатое. Роспись создает совершенно неотмирное впечатление.
48 Ростов Спас на сенях фрески (700x525, 290Kb)

Страшный суд на западной стене церкви — есть, Страсти Христовы — есть, а угрюмой, пугающей строгости — нет. Архиерейский дом страшен только Судным приказом (с которого как будто он и начинался), во всём остальном — такая весёлая свобода,

49 Ростов фрагмент (700x522, 201Kb)

сила, уверенность,

50 Ростов фрагмент (700x525, 156Kb)

размах и непринужденность, какую ещё, пожалуй, только во Пскове и Новгороде можно отыскать.
50а Ростов галерея (700x519, 228Kb)

Чем дальше углубляешься во двор, тем более обыденными, мирскими по характеру и назначению становятся постройки. Поэтому не удивительно, что завернув за Самуилов корпус и пройдя по узкой улочке между ним и стеной, посетитель ощущает себя попавшим в самый настоящий средневековый город.

50б Ростов галерея (700x525, 248Kb)

Вид у этих строений очень жилой, домашний, здесь нет пышного декора публичных зданий – наличники окошек простые «избяные» треугольники, карнизы домов и галерей оформлены валиками, бегунками да поребриком, только «княжьи терема» расписаны «в шахмат». Собственно, это и была жилая часть митрополичьего двора – в Иерарших палатах до постройки Митрополичьих палат жили ростовские митрополиты, а потом разместились поварни, сушильни, кладовые, пирожные. «Княжьи терема» так и остались жилыми помещениями для многочисленного окружения митрополита.
50в Ростов галерея (467x640, 191Kb)
Осенью тут очень нежно. А вот за этой стеной — за Самуиловым корпусом и Красной палатой — митрополичий сад.

50вв Ростов Красная палата (700x525, 273Kb)

Белая палата — митрополичья столовая для приема гостей.  И тоже у неё такое ползучее крыльцо)

50г Ростов Красная палата (700x525, 196Kb)

И гирьки, и оленики,

50д Ростов Красная палата (480x640, 173Kb)

и ширинки, и кокошники, и поребрик, и цветы… Нарядно)

50е Ростов Красная палата (470x640, 160Kb)

И все это вместе, с высоты — рождает чувство соразмерности и гармонии.

51 Ростов Водовзводная (700x509, 223Kb)

Сверху видно всё величие иониного творения, его согласие с природой.

52 Ростов Водовзводная (700x519, 179Kb)

И хочется забыть, всё, что вбито в голову со школьных лет о семнадцатом веке. Мы ведь привыкли и точно знаем, что страна была якобы отсталая и убогая, что осталось только чуть-чуть подождать, и двадцативосьмилетний Пётр Алексеевич начнет с 1700-го года лить свет просвещения во тьму мракобесия.

53 Ростов Водовзводная (700x525, 187Kb)

А теперь пройдем поразмышлять о этом мракобесии — в сад.)

54 Ростов фрагмент (700x515, 167Kb)

Вот, сядем под стеной на скамеечку и поговорим немножко. Основная идея Никона была — о возвышении роли священства и вселенского православия, он мечтал  о создании православной империи от Ливонии до Царьграда и обращении в православие иноземцев. Можно говорить и о роли патриарха в поддержании религиозных войн с Речью Посполитой, со Швецией, в переговорах с Богданом Хмельницким… А еще была у него идея отвоевать у турок Константинополь, предоставить русскому царю престол Константина Великого, а патриарха московского провозгласить вселенским патриархом…  Но стремительные перемены во внешней политике никак не вязались с религиозной идеей патриарха Никона о православной империи. Обострялось и противостояние между владыкой и царем. В споре, что выше: “священство” или “царство”, духовная власть или светская, Никон потерпел поражение.

В ростовско-ярославской епархии воплотилась в жизнь всего одна идея Никона, гармония между светской властью и духовной была достигнута и оставила по себе следы, составляющие целую эпоху в истории русской архитектуры. Поэтому видеть и понимать ростовский Архиерейский дом надо как нечто совершенно новое в истории, отличное от монастырей и кремлей: это резиденция сказки о Небесном Граде на земле.
55 Ростов фрагмент (700x518, 195Kb)
Садик ухоженный и подрастает. Помню, когда-то здесь были только прутики, привязанные к палочкам, из земли торчали.
56 Ростов Григория Богослова (700x525, 299Kb)
В куполах начинают летать маленькие красивые облачка, окрашенные уже закатным светом.
56а Ростов Григория Богослова (700x525, 164Kb)

Прогуляемся вокруг митрополичьих стен. Вот тут камень лежит — обещают памятник поставить ростовскому князю Василько. Хорошее место.

58 Ростов Василько (700x525, 382Kb)

А здесь просто листья валяются.
59 Ростов стена (480x640, 222Kb)

Успенский собор виден даже издалека.

60 Ростов (700x525, 442Kb)

А тут всё под напряжением, и самолётик туда же)

61 Ростов (700x525, 156Kb)

А это непонятно почему размер ниш стены изменился… В рядок шли себе одного размера, потом — бац — и увеличились)

62 Ростов фрагмент (700x525, 211Kb)

А это с листиками самый избитый вид на стену и церковь Иоанна Богослова.

63 Ростов (700x519, 317Kb)

Вот самый часто встречаемый ростовский элемент декора: квадратики в ряд — ширинка, в квадратиках «бочоночки» вот такие, чаши то есть.

64 Ростов фрагмент (700x525, 254Kb)

Вообще, образ XVII века, сидящий в головах людей, вопиюще противоречит образу Архиерейского дома: как бы такое темное столетие, начавшееся Смутой и законченное Хованщиной, вместившее в себя бунты и закрепощение крестьян, раскол и воссоединение с Украиной, отсталость и убогость государственного быта,  с одной стороны, и праздничный ионинский стиль от Ростова до Углича и Мологи — с другой. Как такое может быть?
65 Ростов фрагмент (700x525, 159Kb)
Стиль Ионы, это стиль, не просто свидетельствующий, а буквально кричащий о процветании, богатстве, силе, об умении видеть и создавать красоту.
69 Ростов (700x544, 189Kb)
Такие здания не могут быть созданы несчастными забитыми людьми: даже те, кто сегодня следит за зданиями и реставрирует их, в один голос скажут: ни урядник, ни приказчик, ни прораб или бригадир, ни самый разначальник из начальников не уследят за халтурой,

66 Ростов фрагмент (700x525, 150Kb)

если исполнители не будут преисполнены понимания того, в чём они участвуют;

67 Ростов фрагмент (700x517, 166Kb)

чтобы так построить, надо хотеть так построить на всех уровнях, включая самый низший, до подмастерья и подносчика кирпичей, даже они не могут быть несчастными, забитыми и угнетёнными — иначе не получится ощущение праздника,

68 Ростов фрагмент (700x525, 182Kb)
охватывающее всякого, кто входил и входит в Архиерейский дом)))

 

70 Ростов (480x640, 271Kb)

А солнце садится за тот самый заборчик, отгородивший храм Успения от народа в XVIII веке.

71 Ростов (700x525, 168Kb)

И вот теперь, наконец-то настал момент убедиться в оправданности легкой розоватости стен, башен и некоторых храмов. Оказывается, они еще при Ионе были выкрашены в розовый цвет — белую побелку смешивали с толченым кирпичом.

В закатном свете это выглядит потрясающе, мистически, как будто светятся сами стены и башни. Такой вот «Свете Тихий»…
72 Ростов на закате (700x525, 168Kb)

Уже все закрыто, улицы пустеют, расходятся немногочисленные прохожие. То ли рыбка, то ли птичка парит над городом, явно вынырнув из озера.

73 Ростов рыбка (700x525, 145Kb)

А на митрополичьем дворе за несколько минут до заката вовсю играет осень, светится и резвится.

74 Ростов Закат (700x511, 170Kb)

При полной тишине, безлюдности и безветрии она радуется, сияет,
75 Ростов Закат (700x525, 189Kb)

и дурачится, переворачивая в митрополичье озерцо храмы,

76 Ростов Закат (700x525, 244Kb)

на прощание поджигая листву,

и, наконец, тихомирно успокаивается в куполах соборов.77 Ростов Закат (480x640, 204Kb)

и, наконец, тихомирно успокаивается в куполах соборов.

78 Ростов Закат (700x517, 141Kb)

 

 

материалы:

Лобачев С. В. Патриарх Никон. СПб., 2003

И.Кузнецов, О.Новохатко Великий Ростов. XVII век: место Утопии, 2010

http://www.vidania.ru/literatura/zerkov_ioanna_bogoslova_v_rostove/a

Comments are closed.