browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

Сокровища «Древлехранилища»

Posted by on 10.09.2015

578

На вопросы газеты «Благовест» отвечает заслуженный работник культуры РФ, ответственный хранитель музейных ценностей Церковного историко-археологического музея Рязанской епархии Русской Православной Церкви«Древлехранилище», монахиня Мелетия (Панкова).

– Матушка Мелетия, в этом месяце в Рязанской епархии произошло большое событие – открытие Церковного музея «Древлехранилище». 17 ноября на открытие собралось  много высоких гостей. Как вы отнеслись к этому событию?

–17 ноября 2011 года в жизни Рязанской епархии произошло очень важное событие, начало пути к которому владыка Павел определил еще в 2006 году – состоялось торжественное открытие возрожденного «Древлехранилища».

На церемонию открытия по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прибыли: митрополит Астанайский и Казахстанский Александр; архиепископ Истринский Арсений, викарий Московской епархии; епископ Шахтинский и Миллеровский Игнатий. В торжественном мероприятии приняли участие: от лица государственной власти – зам. министра культуры Российской Федерации Г.П. Ивлиев и другие руководители Министерства культуры РФ, представители власти Рязанской области, благотворители, общественность, СМИ, духовенство и миряне Рязанской митрополии. Произошло событие, которое открыло новую страницу жизни и диалога между представителями власти и Церкви, представителями деятелей культуры и Рязанской епархии. Часть церковных музейных ценностей была передана Рязанской епархии. Как подчеркнул при открытии«Древлехранилища» официальный представитель Святейшего Патриарха Кирилла митрополит Александр, возрождение церковного музея – «праздник Российского масштаба, свидетельствующий о том, что Церковь и культура – это единое целое». Он пожелал, «чтобы на чистом листе, который сегодня открыт, было бы много слов написано золотыми красивыми буквами во славу Святого Православия и пользу возлюбленного нашего Отечества».Митрополит Рязанский и Михайловский Павел отметил, что произошло это благодаря приснопамятному Патриарху Алексию II и нынешнему Предстоятелю Патриарху Кириллу, благодаря доброму согласию и деятельному участию Президента и Премьер-министра Российской Федерации, Министерства культуры России.

– Какова история «Древлехранилища», как в нынешний период, так и в прошлом веке?

– Это не просто открытие нового музея, это возрождение «Древлехранилища», которое существовало до событий октября 1917 года. В конце XIX – начале ХХ веков в Российской империи во многих епархиях открылись епархиальные музеи-древлехранилища, которые составили целую музейную сеть. Многие представители Русской Церкви и в тот период времени считали важным сохранить древние церковные святыни. Поэтому те церковные ценности, древние реликвии, которые выходили из богослужебного употребления, которые являлись свидетельствами истории каждой из епархий, передавались в такие церковные музеи. Такое «Древлехранилище» было учреждено и в Рязанской епархии.

Создание «Древлехранилища» имело предысторию. 11 декабря 1877 года состоялось открытие епархиального Братства святителя Василия Рязанского, которое было учреждено при Рязанской архиерейской кафедре. Тогда же созрела мысль о необходимости учреждения при Братстве церковно­археологического музея – «Древлехранилища» «для хранения памятников церковной древности, собранных преимущественно в пределах Рязанской епархии». В ответ на ходатайство епископа Рязанского и Зарайского Палладия (Раева) по этому поводу было вынесено определение Святейшего Синода от 20 декабря 1878 года – 9 января 1879 года.

Более чем через десятилетие вновь вернулись к вопросу о «Древлехранилище»: теперь ходатайствовал архиепископ Рязанский и Зарайский Феоктист (Попов). В ответ Святейший Синод вынес определение от 10 октября 1890 года о возможности основания церковно-археологического хранилища.

– Какой же все-таки год  в дореволюционной России документально обозначен как время открытия «Древлехранилища» в Рязани?

– Официальное рождение «Древлехранилища» состоялось лишь через десятилетие. В конце 1899 года был выработан проект устава и святитель Мелетий (Якимов), который в то время возглавлял Рязанскую и Зарайскую кафедры, послал в Святейший Синод ходатайство об открытии музея и утверждении его устава.  Уже после преставления святителя Мелетия († 14 января 1900 года) определением Святейшего Синода от 3-12 мая 1900 года, был утвержден устав «Древлехранилища», а 9 июня того же года последовал указ императора из Святейшего Синода епископу Полиевкту: «В городе Рязани при Братстве св. Василия, Епископа Рязанскаго, учредить церковно-археологическое древлехранилище». В 1900 году при Братстве святителя Василия Рязанского было учреждено церковно-археологическое«Древлехранилище», но не был решен вопрос о помещении для хранения музейных предметов.

Лишь в 1911 году появились лица, не просто заинтересованные в существовании епархиального музея и в организации его работы как такового, но и понимающие важность как сбора и хранения церковно-археологических коллекций, так и их научного описания, тщательного исследования, а также распространения накопленных знаний. Это – епископ Рязанский и Зарайский Димитрий (Сперовский) и Степан Дмитриевич Яхонтов, ученик В.О. Ключевского, выпускник Московской духовной академии, преподаватель курса «Церковной истории» в Рязанской духовной семинарии, в 1905-1918 гг. председатель Рязанской ученой архивной комиссии (РУАК), а впоследствии первый директор Государственного архива Рязанской области (ГАРО) и первый директор Рязанского губернского музея. Личность епископа Димитрия, несомненно, сыграла решающую роль в судьбе «Древлехранилища».Именно он решил вопрос о подборе здания для Церковно-археологического хранилища, предложив для этой цели воспользоваться его ризницей в Архиерейском доме.

Главным хранителем церковного музея епископ Димитрий утвердил С.Д. Яхонтова. 14 января 1914 года состоялось открытие Рязанского епархиального музея «Древлехранилище».На его первой экспозиции были представлены древние антиминсы, священные сосуды, иконы, облачения, в том числе и архиерейские, грамоты, портреты, гравюры, некоторые бытовые вещи. К концу 1915 года в нем насчитывалось 1380 предметов. «Древлехранилище» было общедоступно – открыто для посещения в праздничные и воскресные дни.

– Какова была участь «Древлехранилище» после 1917 года?

После 1917 года судьба «Древлехранилища» была той же, что и ризниц монастырей, храмов, архиерейских домов по всей стране – часть предметов была изъята в «Гохран», часть поступила в Рязанский губернский музей, а что-то просто уничтожено.

– Когда в новейшее время начался процесс возрождения «Древлехранилища»?

– Весной 2006 года Рязанская епархия в лице правящего архиерея – архиепископа Рязанского и Касимовского Павла – решила возродить Рязанское епархиальное«Древлехранилище» – в том здании, где прежде музей размещался – в Архиерейском доме. 11 октября 2006 года Некоммерческое учреждение культуры «Церковный историко-археологический музей Рязанской епархии» («Древлехранилище») было зарегистрировано в качестве юридического лица.

С 2007 года во всех храмах и монастырях Рязанской епархии по благословению владыки Павла еженедельно в воскресные дни совершались молебны о возвращении святынь Рязанской епархии православным верующим.

В 2009 году Министерством культуры РФ была сформирована комиссия по подготовке передачи движимого имущества религиозного назначения из фондов Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника(РИАМЗ) Церковному историко-археологическому музею Рязанской епархии.

Представители Рязанской епархии, работая в фондах РИАМЗ с книгами поступлений, выявили 1339 единиц хранения церковных ценностей, изъятых в годы гонений на Церковь из рязанских храмов и монастырей. Среди этого церковного имущества – и особо чтимые святыни из кафедральных соборов Рязанского кремля и Рязанского епархиального музея«Древлехранилище».

После завершения сверки наличия этих предметов  был сформирован первоочередной список, в который вошли 66 икон – чудотворных и особо чтимых в Рязанской епархии. По договору из государственного музейного фонда эти иконы были переданы «в пользование» для экспонирования в «Древлехранилище» и в богослужебных целях. Одновременно с этим велись реставрационные и подготовительные работы на втором и третьем этажах западной части Архиерейского дома, переданной Рязанской епархии, в которой на третьем этаже был возрожден домовый архиерейский храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи.

12 мая 2011 года Рязанской епархии был возвращен Архангельский собор, усыпальница Рязанских владык. Этот храм, включенный в состав епархиального музея, также готовился к принятию икон. По условиям договора для этих помещений разрабатывались застекленные киоты и витрины с целью размещения в них передаваемых икон с тем, чтобы была возможность совершать богослужения в соборе и проводить экскурсии во внебогослужебное время.

– В каких помещениях Рязанского кремля размещено «Древлехранилище»?

– В настоящее время в состав музея «Древлехранилище» включены Архангельский собор и западная часть Архиерейского дома (2-3 этажи). Церковному историко-археологическому музею Рязанской епархии РПЦ («Древлехранилищу») были переданы 66 чудотворных и особо чтимых в Рязанской епархии образов в безвозмездное пользование (т.к. они остаются в составе неделимого музейного фонда РФ) для их хранения, экспонирования и использования в богослужебных целях. Эти святыни размещены в Архангельском соборе и в Архиерейском доме (2-й этаж и Иоанно-Предтеченский храм на 3-м этаже).

– Матушка, какие наиболее ценные с исторической и духовной точки зрения иконы представлены в хранилище?

– Самая древняя икона – чудотворный Феодотьевский образ Божией Матери. Согласно летописным источникам он был принесен в Рязанскую епархию епископом Ефросином Святогорцем со Святой горы Афон еще до 1225 года. Эта икона византийского происхождения иконографии «Одигитрия». Феодотьевской она именуется по месту ее чудесного явления. Во время нашествия хана Батыя на Рязань (старую) она из погибшего города исчезла, а явилась она в 1487 году близ села Федотьево. Икона имела серебряный фон (свет). Под микроскопом видны еще остатки серебра. Вероятно, икона очень пострадала во время пожара в декабре 1237 года, когда горела Рязань. Еще видны следы инструмента, которым удаляли фон во время поновления образа. Чудесно то, что изображения Пресвятой Богородицы и Спасителя дошли до нас с начала XIII века. Они были под несколькими слоями записей-поновлений.

В «Древлехранилище», в Архангельском соборе, еще одна древняя намоленная святыня – чтимая икона святителя Николая Чудотворца XIV века в иконографии «Зарайский» – первый список с чудотворной корсунской иконы, которую сам святитель повелел перенести в Рязанские пределы и которая была встречены рязанцами в 1225 г. Обе чудотворные иконы много веков являлись святынями кафедрального собора. Из Христорождественского собора Рязанского кремля они были изъяты богоборцами, попали в музей, Божиим Промыслом были сохранены. В Архангельском соборе ныне пребывает и чудотворный образ апостола и евангелиста Иоанна Богослова начала XVI века из Свято-Иоанно-Богословского монастыря, список с древней византийской иконы, которая пребывала в обители еще до нашествия хана Батыя.

Нельзя не обратить внимание на иконы, которые имеют происхождение из Преображенского храма, который рязанцы издревле называют Спасо-Ярской церковью. Они относятся к периоду построения храма в 1695 году Стольник И.И. Вердеревский, известный рязанский благотворитель, заказал иконы для иконостаса строящегося храма мастерам Московской Оружейной палаты. В Архангельском соборе ныне три иконы 1695 г. из иконостаса этого храма: «Предста Царица» Божией Матери «Пантанасса» (с греч.– Вседержительница), икона Рождества Пресвятой Богородицы; икона Пресвятой Троицы «Гостеприимство Авраама» – в экспозиции 2-го этажа Архиерейского дома. Кроме того, в Архангельском соборе есть еще одна икона, которая также была написана одним из мастеров Московской Оружейной палаты – это образ Пресвятой Богородицы, который именуется «Знамение». Вкладная надпись гласит, что мастер вложил эту икону во Входоиерусалимский храм в 1702 г.

В Архангельском соборе пребывают также многие иконы работы Н.В. Шумова. Во-первых, в иконостасе, рядом с Царскими вратами, – иконы, которые происходят из храма, ныне несуществующего, – семинарского Владимирского.  Сохранились из иконостаса только три ростовые иконы: образ Спасителя, образ Пресвятой Богородицы «Неувядаемый Цвет» и образ апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

В Иоанно-Предтеченском храме – образ пророка Иоанна Предтечи и Крестителя ГосподняXVI века редчайшей иконографии.  Кроме этого, в Иоанно-Предтеченском храме пребывают еще две особо чтимые иконы XIX в. из кафедрального собора: святителя Василия, Рязанского чудотворца, и святого благоверного князя Романа Рязанского, страстотерпца, написанные Н.В. Шумовым.

– Каков режим работы «Древлехранилища»?

– Наш церковный музей «Древлехранилище» – общедоступен, как и в дореволюционное время.  Архангельский собор открыт каждый день – с утра и до вечера. В Архиерейском доме богослужения в Иоанно-Предтеченском храме проходят в воскресные и праздничные дни; по вторникам совершается молебен с акафистом пророку Иоанну Предтече и Крестителю Господню перед его иконой с частицей его святых мощей. Кроме того, в субботу и воскресение с 11.00 до 16.00 (между богослужениями) каждый может прийти в Архиерейский дом на второй и третий этажи и познакомиться с экспозицией «Древлехранилища». Посещение«Древлехранилища» бесплатное.

 

————————————————————————————————————

 

Александр Николаевич Крутов, президент Международного фонда Славянской письменности и культуры, главный редактор журнала «Русский дом».

На мой взгляд, открытие «Древлехранилища» в Рязани – событие, которое явилось началом празднования 1150-летия российской государственности. Именно сегодня мы увидели, как могут плодотворно сотрудничать государство и Церковь. Мы сегодня увидели и почувствовали, что Россия, страна наша, созидалась и крестьянами, и священниками, и рабочими, и дворянами, и чиновниками. Она созидалась русским православным народом.

Когда ты заходишь в «Древлехранилище» и видишь древние иконы, которым молились наши предки, которых просили о помощи, и святых, которые оказывали помощь по их искренней молитве и покаянию, ты чувствуешь, что и сегодня они нам окажут помощь, если будем к ним обращаться. Эти иконы вышли как бы из темноты, из застенков, и мы увидели их. Меняются государственный строй, правительства и правители, меняется идеология, но Родина остается. Остается земля русская. Остается русский народ, вскормленный, вспоенный Православной верой.

Я помню, как все это начиналось. Ломалось много копий. Кому плохо стало, что соборы отдали церкви? Кому плохо стало, что сюда приходят люди молиться? Кому плохо стало, что открылось «Древлехранилище», где можно увидеть эти древние святыни? Теперь Рязанская губерния приобретет огромный современный музей, о котором она никогда и не мечтала. Господь сказал: «Просите и обрящите». Хотели музей? Вы и получили – современный музей, на зависть всем. Вот в этом и происходит помощь Божья, которую мы должны понять.

 

Comments are closed.