browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

Новый Иерусалим — дорогая сердцу святыня христианского духа…

Posted by on 07.06.2014
"Виды Воскресенского монастыря, именуемого "Новый Иерусалим"". К., 1914.

«Виды Воскресенского монастыря, именуемого «Новый Иерусалим»». К., 1914.

Еще Патриарх Московский и всея Руси Алексий II при жизни сравнил значение обители для России с константинопольским храмом Святой Софии для Византийской империи. Станет ли монастырь таким, как замыслил его патриарх Никон — новым религиозным центром всего православного мира? На этот и на целый ряд других вопросов  14 июня нам ответил настоятель Ново-Иерусалимского монастыря игумен Феофилакт.

— Добрый день, отец Феофилакт. Расскажите нам, пожалуйста, какие события предшествовали назначению Вас наместником Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря в нашем городе?

— Добрый день всем жителям Истринского района и всем пользователям Истранет. Во-первых, позвольте сегодня всех вас поздравить с праздником Всех Святых, память которых сегодня совершает Святая церковь, и, соответственно, поздравить всех с днем Ангела. У нас сегодня такой общий праздник.

Назначению меня наместником этого монастыря предшествовала встреча со Святейшим Патриархом, теперь уже почившим, Алексием II, которая состоялась в Великую Субботу накануне праздника Святой Пасхи чуть более года назад. Тогда, объезжая храмы Москвы, Святейший Патриарх приехал в храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке. Он это делал каждый год — смотрел, как храмы подготовлены к празднику Святой Пасхи, как встречают верующих, пришедших освящать куличи, пасхальные яйца, пасхи. Вот там мы и встретились прямо перед алтарем, где и состоялась наша беседа. Он меня спросил, как идет восстановление двух святынь, которые мне были поручены — храма Святой Живоначальной Троицы в Останкино и храма Иконы Божьей Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле. А потом добавил: «А что ты скажешь, если мы тебе поручим восстановление третьей святыни?». Я ответил — как будет воля Божья и его Святительское благословение. И вот тогда он сказал, что планирует назначить меня наместником Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. На этом наша беседа и завершилась, а уже позже я узнал, что огромное желание приложить все усилия для восстановления этой святыни имеет и тогда еще новоизбранный президент Российской Федерации Д.А.Медведев. 6 мая из Патриархии был получен приказ о моем назначении наместником монастыря, и я получил распоряжение незамедлительно принять дела. 9 мая вместе с ревизионной комиссией мы прибыли сюда, где состоялась передача дел уже под мою ответственность.

А вскорости случилось еще одно знаменательное событие. Из московского Кремля были переданы святыни Московской Патриархии. В этой передаче святынь участвовал президент, я был также причастен к этому событию. Происходило это в храме Христа Спасителя, и после торжественного молебна Святейший Патриарх познакомил меня с президентом РФ, после чего мы обсудили некоторые моменты восстановления. Первым делом президент пожелал приехать сюда лично для того, чтобы все осмотреть, и добавил, что над этим монастырем он порой пролетает на вертолете, когда летит в Завидово.

И эта встреча действительно здесь состоялась. 23 июля прошлого года сюда приехали Святейший Патриарх Алексий II и президент Д.А.Медведев, которые пробыли у нас 4 часа. Мы ходили по монастырю, и я им показывал святыни, показывал состояние этой обители, они очень внимательно все осмотрели. Затем в покоях наместника очень долго шло обсуждение, каким образом восстанавливать этот монастырь, и было принято решение создать попечительский совет и благотворительный фонд, которому будет поручено попечение о восстановлении монастыря. Тут же был составлен список членов попечительского совета, причем кандидатура каждого обсуждалась отдельно, и принято решение о назначении его сопредседателем первого вице-президента В.А.Зубкова. Далее уже началась работа по подготовке к проведению заседания учредительного попечительского совета, которая состоялась в Кремле 20 октября 2008 года. А через 8 дней в Белом Доме состоялось учреждение благотворительного фонда. Затем был зарегистрирован Устав, найдено помещение и был объявлен призыв к тому, чтобы люди откликнулись на это доброе дело, которое является общим не только для государства, но и всего нашего общества.

Народ, я могу сказать, откликнулся, на сегодняшний день собрано около 400 млн. рублей для восстановления нашего монастыря. И это только пожертвования. В настоящее время президент издал Указ о восстановлении святой обители, и государство также будет выделять средства из бюджета.

Параллельно с этими организационными работами в монастыре проводятся проектно-изыскательские работы. То есть сейчас обследуется холм, на котором стоит монастырь, а это очень ответственный объект, потому что он наполовину насыпной, кроме того, он изобилует множеством источников. Здесь, как оказалось, очень сложная геология, необходимо провести мониторинг, очень тщательное обследование.

Также обследуется сам Воскресенский собор, которому уже 352 года. Шатер его ротонды уже дважды обрушался. Всем известно, что после двухнедельной фашистской оккупации монастырю пришлось претерпеть достаточно много. Там располагался штаб, и, уходя, фашисты взорвали постройки. Поэтому восстановление самого собора требует очень тщательного подхода. Дело в том, что до нас практически не дошло изобразительного материала со времен святейшего Патриарха Никона. Не очень много сохранилось и описательного материала. Так что сейчас перед архитекторами стоит задача полностью обследовать весь собор – и кровлю, и стены, и фундамент, чтобы понять, что сохранилось.

Кроме того, надо заметить, что та реставрация, которая здесь проводится, является еще и научной реставрацией. Это предполагает, что прежде, чем мы начнем восстанавливать любой объект монастыря, мы обязаны изучить весь архивный материал, который имеется. А таких материалов очень много. Только в Министерстве культуры Правительства МО находится свыше 200 больших фундаментальных работ, а они есть еще и в других хранилищах, в других музеях и архивах. В советские времена было много проектов востановления монастыря. Но ни один из них не был доведен до конца и ни один не прошел экспертизу. Мы должны извлечь рациональные зерна из этих проектов, ведь они были ориентированы на музей. Теперь же в монастыре будет жить братия, совершаться богослужения, приезжать многочисленные паломники, и это тоже надо учитывать. Вот примерно такая работа ведется на сегодняшний день в монастыре.

— Отец Феофилакт, расскажите, пожалуйста, немного о себе.

— Родился я в 1963 году на Урале в Пермской области в семье священника. В нашей семье было 12 детей, я был пятым. После окончания школы поступил в Одесскую духовную семинарию, Это был советский период, и мои документы отказались принять в духовные школы Москвы и Ленинграда. Тогда были строгие законы, и юноши моложе 17 лет не допускались до экзаменов, а в Одессе мои документы как-то приняли и вскоре вызвали на экзамены. Через год учебы меня призвали в армию, причем, как сказал военком Киевского райвоенкомата г. Одессы, призвали с усердным намерением перевоспитать, чтобы я в семинарию больше не вернулся. Отслужив два года в вооруженных силах, в Одесскую семинарию я, действительно, не вернулся, а поступил на второй год обучения туда, куда стремилось мое сердце — в Троице-Сергиеву Лавру, в семинарию, расположенную в г. Загорске, как он тогда назывался.

В конце учебы поступил в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. После окончания семинарии был пострижен в монашество с именем Феофилакт, в честь преподобного Феофилакта Исповедника, а позже был положен в сан иеродиакона. Дальше поступил на первый курс Московской Духовной Академии, учился, через год меня положили в сан пресвитера.

А через несколько дней я был направлен в Свято-Введенский монастырь Оптина пустынь вместе с наместником архимандритом Евлогием и несколькими братьями для открытия этой святой обители. Там я пробыл три года. А затем перед монастырем остро стал вопрос об открытии его подворья в Москве. И по решению Духовного собора меня направили открывать храм Святой Живоначальной Троицы в Останкино с тем, чтобы он стал подворьем монастыря Оптиной Пустыни. Через полгода храм стал действовать. И вот почти 19 лет я был там настоятелем. 8 лет назад меня впервые назначили членом Епархиального Совета, потом определили настоятелем храма Иконы Божьей Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле. Был у меня и ряд других церковных послушаний, среди которых — благочинный Северного округа города Москвы, духовник православной гимназии в Ховрино, член общественного совета Северного округа и т.д., всего их было 8 или 9. Но должность наместника довольно обширная, и теперь с меня постепенно снимают эти послушания.

— Отец Феофилакт, к сожалению, сегодня очень немногие знают, что представляет собой мужской монастырь. Расскажите о самом главном.

— Монашество – это тоже христианство, оно тоже подчиняется Евангелию. Только это более строгое христианство. Мы можем прочитать в деяниях Святых Апостолов, что первые христианские общины I-III века отличались особым духом. Люди в общине жили в пламенном горении, в полном единодушии, имея одно сердце, одну душу, не имея ничего личного, они приносили в общину все, что имели. Быть христианином тогда означало, что сегодня ночью за тобой могут прийти, и ты можешь пострадать за исповедание веры Христовой.

Когда же после 313 года христианская вера перестала быть гонимой и стала дозволенной, в церковь пришло очень много самых разных людей — и образованных, и не очень. Но надо сказать, что не всегда они имели искренность при принятии крещения. Приходя, люди ученые стали привносить в учение церкви свои суемудрия, свою точку зрения, пытались все оспорить, подвергнуть критическому анализу. Появились ереси, которые приходилось разоблачать на Вселенских Соборах, сохраняя чистоту учения Христова.

Те же люди, которые по примеру первых христианских общин хотели всецело посвятить себя служению Богу, стали удаляться от мира в пустыни, в леса, в горы. Они жили либо совершенно уединено, либо собирались в общины, чтобы, избегая суеты мира, полностью предаться служению Господу, исполнять его Евангельские заповеди. Вот так появились первые отшельники, подвижники. Со временем сложился Устав монастырей, где были отражены главные принципы и правила монашеской жизни.

Cегодня в миру бытует расхожее мнение, что самое сложное для монахов — это то, что они не должны иметь семью. Это действительно так, это очень трудно и сложно, но это не самый тяжелый монашеский обет. Значительно тяжелее то, что человек, посвящающий себя Богу, отрекается от своей собственной воли. В миру каждый сам выбирает, где ему жить, кем работать, куда пойти учиться, он абсолютно свободен в этом выборе…

А монах от всего этого отказывается сознательно. Монашество рассматривает монастырь как духовную больницу, сюда приходят люди, которые осознали свою немощь, свою греховность и, желая препобедить в себе грех с помощью Божьей и помощью людей, более искусных в монашеской жизни, поступают сюда как послушники. Помимо отречения от собственной воли и от возможности вступления в брак, монахи также дают обет нестяжания, т.е. у них не может быть ничего своего собственного, личного — того, что в миру иметь не запрещается. Это и есть три основных обета. Кроме них, есть и другие.

В советский период монастыри были в большинстве закрыты. Действовали только 4 мужских обители. Но монашеская жизнь не угасала. Помимо жизни в этих 4 обителях, иноки подвизались и на приходах, а также существовало монашество в миру, когда человек тайно принимал постриг, и никто даже из его ближних об этом не знал. Человек ходил на работу, и хотя внешне не мог носить монашескую одежду, он жил по монашеским принципам. Порой он только оставлял записку о своем монашестве для родных, которую находили после его смерти, а часто и записки не было. И сколько было таких тайных монашествующих – знает только один Бог.

Сейчас, когда рухнул период безбожия, в Русской Православной церкви существует свыше 400 мужских монастырей и почти такое же количество женских. И те, кто желает монашества, приходят туда. Здесь надо отметить, что когда человек приходит в монастырь, его далеко не сразу постригают в монахи, сначала он довольно долгий период проходит искус послушником. Он живет рядом с другими монахами, живет по-монашески, но обеты не дает. Это период такого испытания, когда человек должен разобраться в себе, проверить, серьезное ли это намерение, или это просто кипение крови, мнимое горение духа. И если человек в этот период понимает, что это не его путь, то его отпускают в мир не с позором, наоборот, мы признаем, что он честный и мужественный человек, что смог признать это. А тот, кто уже дал обеты, произнес все клятвы, должен оставаться монахом до конца жизни, при любых обстоятельствах.

— Вот сейчас мы видим очень много посетителей на территории монастыря, и чем дальше, тем больше будет туристов и паломников. Не помешает ли это сосредоточенной духовной жизни монашествующих? Ведь не секрет, что многие туристы, и особенно туристки приходят не соответствующим образом одетыми, особенно летом?

— Святейший Патриарх Никон и строил эту обитель как Всемирный центр Православия, куда, по его замыслу, должны приходить священнослужители, монахи, верующие из разных стран с тем, чтобы здесь на разных языках мира совершать службу, хваление Господу. Поэтому изначально и предполагалось, что сюда будут приходить многочисленные паломники.

Еще Святейший Патриарх Пимен сказал такие хорошие слова: «Монахи уходят от мира, чтобы служить миру». Монахи – не эгоисты, которые ушли спасать самих себя, свою душу. У нас стоит задача не только думать о собственном освящении, но и послужить ближним людям, особенно тем, кто приходит за духовной помощью. Миссия служения в монастыре всегда именно в этом и состояла, потому что сюда порой приходят люди неверующие, некрещеные, но приходят все равно с целью получить что-то полезное для души. У них ведь нет мысли насмеяться над святыней или осквернить ее, наоборот — приходят этой святыне поклониться, получить что-то полезное для своей души.

Внешний вид приходящих сюда – это, конечно, определенная проблема, но мы не торопимся их осуждать, приходится потерпеть и подождать, чтобы люди поняли сами, что выглядят неподобающе. Если мы начнем делать замечания, то некоторые  могут настолько обидеться и растеряться, что просто перестанут ходить в храм. Поэтому нам Патриарх так и сказал, чтобы даже случайно никого не обидеть, не задеть — никому по внешнему виду замечаний не делать, пусть это будет делом совести каждого, входящего в обитель. А наше дело – взывать к самосознанию людей, говорить об этом в проповедях, может быть, использовать какую-то наглядную агитацию.

Надо сказать, что наш внешний вид нас к Богу не приближает и не удаляет, но, посещая святые места, надо все же придерживаться определенных строгих правил поведения. Есть мудрое выражение: «Форма дух бережет». Иоанн Крестьянкин советовал новоначальным, что, начиная жить по-христиански, надо стараться соблюсти в жизни всего лишь две заповеди — никого не осуждать и никого не соблазнять. Давайте слова этого старца прилагать к себе, особенно если мы приходим в святую обитель.

— Периодически в СМИ появляются статьи о том, что комплексно восстанавливать монастырь начнут уже в этом году. Так что же будет сделано в первую очередь?

— Мы уже говорили, что сейчас проводятся проектно-изыскательские работы, которые нам дадут информацию о том, что надо делать и как. Тогда уже проектировщики будут иметь возможность сделать проект, который пройдет все согласования, экспертизу, и после этого мы сможем официально сказать, за какой период монастырь будет восстановлен и сколько это будет стоить. Сегодня и о сроках и сумме мы говорим очень условно. Это такой необходимый этап, которого невозможно избежать.

При этом сейчас уже проводятся первоочередные противоаварийные работы. Они тоже жизненно необходимы. Сейчас уже устанавливаются леса вокруг шатра ротонды. Их будет свыше 11 тыс.кв. метров. Цель их установки — укрепить окна, которых в шатре 60, и каждое высотой более 4 метров. Некоторые из них уже выпадали. Также необходимо устранить протечки, из-за которых внутри образуются лужи, которые зимой превращаются в лед, а также провести обследование для того, чтобы понять, сохранилась ли конструктивная прочность самого шатра ротонды, или же его надо разбирать.

Тут есть еще одна проблема — высота шатра, как оказалось, стала на два метра выше первоначальной, и если будет восстановлена колокольня, то она окажется ниже ротонды, что недопустимо, т.к. во всех монастырских и церковных комплексах колокольня должна быть самой высокой постройкой, чтобы звук колокола распространялся во все стороны, не перекрываемый другими сооружениями. То есть нам приходиться решать и такие чисто инженерные конструктивные задачи.

Поднимаются леса также и над взорванной колокольней. Кстати, до сих пор нет точных сведений, кто именно ее взорвал — наша Красная армия во время войны или фашисты, когда были тут. Говорят, есть фотография, что во время фашистской оккупации колокольня еще стояла. Но, тем не менее, колокольню восстанавливать надо. В ней располагались два храма. На нижнем ярусе был храм в честь Всех Святых, от него даже сохранилась часть иконостаса. На втором этаже располагался храм в честь Святого Апостола Якова, брата Господня. Поэтому колокольня будет восстанавливаться вместе с этими храмами, причем  храмы будут теплыми, чтобы можно было приходить сюда на богослужения и в холодный период года.

Большая сложность в том, что после взрыва осталась часть фундамента и стены. Надо будет произвести тщательное обследование, можно ли на этом фундаменте воссоздать колокольню, высота которой, кстати сказать, будет 80 метров. Также мы знаем, что в самой колокольне было два захоронения. Был погребен Архимандрит Герман, любимый ученик Святейшего Патриарха Никона, и архимандрит Варсонофий. Здесь надо проводить работу с археологами, смотреть, как сохранились эти захоронения, не осквернились ли они, что вообще от них осталось. И тогда уже решать вопрос, как можно их сохранить при восстановлении колокольни.

Во времена Патриарха Никона наш Воскресенский собор был самым высоким (75 метров) и самым большим во всем Российском государстве, туда вмещается до 15 тысяч человек (храм Христа Спасителя, к примеру, вмещает 10 тысяч). И хочется, чтобы такой огромнейший собор был функциональным, а пока в нем получается служить только 3 летних месяца, а 9 месяцев в году мы не может использовать его для богослужений. Поэтому при реставрации ставится задача сделать его теплым, чтобы многочисленные прихожане и паломники могли круглый год приходить в него на службы.

— Скажите, насколько на сегодняшний день налажено взаимодействие с местными властями, городской администрацией?

— Я могу сказать, что с самого первого дня моего здесь пребывания с их стороны я встретил самое доброе, конструктивное, рабочее, деловое отношение. Оно проявилось самым разным образом. Скажем, прошлым летом администрацией района на монастырь были перечислены 2 млн. рублей, на которые мы смогли отреставрировать кровлю церкви Рождества Христова. Раньше она протекала, зимой все промерзало и находиться там было просто невозможно. А теперь это единственный храм, где зимой прихожане могут собраться в воскресные и праздничные дни.

Кроме того, администрация помогает в проведении всех Праздников. Зимой, на Праздник Крещения, здесь было достойным образом организовано Великое освящение воды, на котором присутствовал В.А.Зубков и губернатор Б.В.Громов. Была наведена идеальная чистота, расчищены подъезды, устроены помосты для купания, и та бывшая порочная тенденция, когда туда люди порой приходили с шашлыками, с выпивкой, сама устранилась. И Праздник у нас прошел благочестиво, люди приходили именно для того, чтобы прославить Господа и прикоснуться к святой воде.

Или, скажем, на праздник Вознесения Господня нам помогли провести крестный ход на гору Елеон, к Поклонному Кресту, таким образом, эта древняя монастырская традиция возродилась, слава Богу. Также на Радоницу мы просили помочь организовать панихиду на новом городском кладбище и получили от властей города поддержку. Мы довольно часто встречаемся, обсуждаем наши вопросы. Любое наше обращение встречает понимание, и повторю, мы благодарны администрации города, района и области за помощь при проведении различных многочисленных мероприятий и праздников.

— Отец Феофилакт, расскажите немного о взаимоотношениях монастыря и музея в свете последних событий? Куда переедет музей? Что будет с музеем деревянного зодчества, доступом туристов на территорию?

— Монастырь был закрыт в 1919 году, и сразу же здесь были организованы музеи, которых сначала было два. Экспозиции их составлялись из того, что привозили сюда при закрытии усадеб, поместий, монастырей и храмов со всей Московской области. Он даже так и назывался — краеведческий. В нашем музее очень большая коллекция экспонатов, примерно 180 тыс. – это самый большой музей Московской области и, нужно сказать, единственный доходный на сегодняшний день, остальные музеи ныне убыточны. Поэтому вопросом сохранения музея озабочены все, и очень серьезно.

На сегодняшний день выделен участок земли площадью 4 Га за рекой Истрой, на котором будет построено новое здание общей площадью 30 тыс.кв. метров. Для примера, сегодня музей занимает 11 тыс.кв. метров, учитывая все постройки. Примерно вывод музея из стен монастыря планируется к 2012 году, когда новое здание музея будет построено (в настоящий момент оно проектируется), просохнет, чтобы в нем установилась определенная температура и влажность. Надо упаковать и перевезти 180 тыс. экспонатов – предстоит очень большая работа. Поэтому на сегодняшний момент могу сказать точно, что сохранением музея озабочены все, и никто ни в коем случае не допустит его закрытия. Хотя, конечно, за эти три года музею все же придется потесниться, поскольку монастырь тоже должен полноценно существовать, развиваться. На сегодняшний момент монастырю передан только братский корпус, где могут разместиться только 5 человек братии, а этого очень мало. Число паломников постоянно увеличивается, их надо кому-то исповедовать, причащать, читать записки на службе, и вы видите, что в воскресные и праздничные дни теперь совершаются две Божественные Литургии, ранняя и поздняя. Это подразумевает колоссальную нагрузку на братию. Поэтому нам необходимо число братии увеличивать, а для этого нужны помещения, и этот вопрос тоже решается, проходит много совещаний, обсуждений.

Что же касается доступа туристов в стены монастыря, я еще раз хочу отметить, что сам замысел Патриарха Никона и состоял в том, чтобы людей здесь принимать, встречать, чтобы послужить этим людям духовно. Поэтому монастырь не хочет ни от кого закрываться, а наоборот, хочет расширить формы своего служения людям.

У монастыря обязательно будет духовно-просветительское служение. Ко мне приходят многие родители и просят, чтобы при монастыре была православная гимназия, где их дети могли учиться бы и воспитываться в православной атмосфере. То есть те, кто хотят этого, должны иметь такую возможность.

Кроме того, тщательно обсуждается вопрос о том, чтобы при монастыре было  училище церковных ремесел. В нашем монастыре широко использованы изразцы, и такая школа была при Патриархе Никоне. Сегодня наша задача — ее возродить, чтобы выпускники школ, которые пожелают поступить в это училище, могли получить соответствующие специальности: столярное дело, изготовление изразцов, художественная ковка, шитье, реставрация икон, иконописание — и этим послужить не только себе, но и святой обители.

Также есть предложение создать филиал или отделение Второго Всеславянского Университета на базе нашего монастыря. Мы рассматриваем эти проекты, но все это необходимо увязать, подобрать помещение.

Наряду со всем этим рассматривается вопрос об организации так называемых охранных зон, где нельзя строить ничего нового, вести капитальное строительство. Как видите, перед нами стоит ряд непростых задач, которые, тем не менее, надо решать.

— Скажите, а планируется Ново-Иерусалимский монастырь сделать Центром  Православия, как замыслил его Патриарх Никон?

— Обязательно. Мы, конечно, не знаем, что нам Господь благословит осуществить, но ту идею, которая была заложена Патриархром Никоном, мы просто обязаны воплотить в жизнь. Он ведь занимался именно с молодежью, с юношеством, он преподавал им здесь соответствующие науки. Было много беженцев, пленных солдат, которых он обеспечивал работой, питанием, жильем. То есть у основания города стояли именно те, кто строил этот монастырь: и местные крестьяне, и те, кто сюда приходил потрудиться во славу Господа, — все, кого Патриарх Никон здесь принял, приютил, помог встать на ноги и как-то определиться в жизни.

 — Комплекс зданий вокруг монастыря – вечерняя школа, общежитие, выставочный корпус,  экскурсионное бюро и музыкальная школа — планируется ли их передача монастырю?

— Да, кроме музыкальной школы.  В этом году по договоренности с администрацией района и города вечерняя школа, закончив очередной учебный год, переезжает по другому адресу. А это здание будет передано монастырю, и после реставрации будет использоваться по первоначальному назначению — как воскресная школа. Также 17 июня на заседании в Белом Доме будет рассмотрен вопрос о передаче монастырю двух гостиниц, в одной которых сейчас располагается музей, а в другой проживают 28 человек, в основном это сотрудники музея. Люди там постоянно прописаны, и на заседании Правительственной комиссии будет решаться вопрос о предоставлении им другого жилья.

— Отец Феофилакт, планируется ли передача монастырю церковных реликвий, хранящихся в музее – икон, личных вещей патриарха Никона?

— Мы этот вопрос ставим. Будет нонсенсом, если какие-то иконы-подлинники или другие святыни унесут из стен Ново-Иерусалимского монастыря в новое здание музея, и мы вынуждены будем делать их копии. Всем понятно, что те святыни, которые имеют непосредственное отношение к монастырю, должны здесь и остаться.

Мы также планируем создание музея вещей Патриарха Никона. Его создал архимандрит Леонид Кавелин 135 лет назад. Это был первый и, пожалуй, самый крупный церковный музей в нашей русской Православной церкви до революции, в котором хранились личные вещи святейшего Патриарха Никона и другие реликвии монастыря. Сейчас это все находится в фондах музея, и мы ставим вопрос о передаче их на попечение святой обители, но для этого нам необходимо сначала возродить наш церковный музей.

— Отец Феофилакт,  личность Патриарха Никона трудно переоценить, если говорить о монастыре, но совсем немногие знают, что именно ему мы обязаны и основанием нашего города Истры. Планирует ли монастырь вести просветительскую работу на эту тему среди горожан, среди туристов?

— Да, Вы правы. Патриарх Никон – эта самая масштабная личность, самая масштабная фигура в истории православной церкви и государства. А наш монастырь был его самым любимым детищем. И, конечно, сегодня наш сыновний долг — помнить о Святейшем,  воздать ему должное почитание, сохранить добрую память о нем.

На заседаниях Правления и Правительственной комиссии уже ставился вопрос о том, чтобы переименовать главную улицу Истры или площадь в честь Патриарха Никона, потому что он — основатель этого города. Но вопрос этот не такой простой, и когда мы его подняли, то меня спросили, а что мы будем делать в первую очередь – монастырь реставрировать или улицы переименовывать?  Переименование – это очень дорогое удовольствие. Поэтому вопрос этот пока был отложен, но в целом с повестки не снят. Интересно по этому поводу было бы услышать и мнение самих жителей Истры, как они это воспринимают, ведь все это делается в первую очередь для людей, которые тут живут, растят детей. У меня в кабинете также стоит макет памятника Никону, который, безусловно, нужен, чтобы каждый житель и каждый гость Истры всегда могли видеть, кому мы обязаны основанием нашего города.

В настоящее время монастырь издает книгу – «Патриарх Никон – зодчий Святой Руси», в которой показана та часть жизни Патриарха, которую он сам считал наиболее важной. Он считал, что Патриарху необходимо не только молиться, не только служить Господу, но и обязательно строить храм. Он сам таскал кирпичи, известь, месил глину, копал вместе с братией пруды, которые существуют и сейчас, нисколько не гнушаясь такой работой. Так что Патриарх Никон здесь очень много потрудился, и перед нами теперь стоит задача, чтобы его память хорошенько увековечить.

Так что мы открыты для диалога, для широкого обсуждения. Все это надо делать спокойно, не спеша, учитывая мнение всех и каждого. Чтобы потом не пришлось ничего отменять.

— Наместник монастыря – это высокий пост, требующий постоянной занятости, но, тем не менее, расскажите о Вашем отношении к Интернету? Вот мы недавно создали новый сайт, посвященный Ново-Иерусалимскому монастырю и музею. Каким Вы видите наше сотрудничество (установка веб-камер, размещение информации)?

— Сегодня, наряду с книгой, Интернет стал занимать очень большое место в нашей жизни. Хотя это явление абсолютно небезопасное. Мы знаем, что в Интернете очень много хорошей, полезной информации, но, может быть, даже намного больше  — плохой. Поэтому очень важно каждому человеку, который входит в Интернет, ставить перед собой четкую задачу – зачем я туда вхожу? Чтобы не распыляться, не отвлекаться, не поддаваться на провокации.

По поводу сотрудничества с Истранет  — большое спасибо, это очень  ценное предложение. Действительно, в праздники не все приходят в церковь, кто хотел бы. Есть люди, которые отягчены физическим недугом, а есть и те, которые не могут оставить престарелых людей или, допустим, маленьких детей. Но они с чувством благоговения, страха Божия и огромной духовной радости посмотрели бы богослужение через веб-камеру. Поэтому особенно праздничные и  воскресные службы можно было бы транслировать таким вот образом.

— Отец Феофилакт, все мы знаем, что 2009 год очень сложный и кризисный. С каким обращением Вы могли бы обратились к верующим, чтоб поддержать их и не дать пасть духом?

— Россия, у которой единственной исторически сохранилось и усвоилось наименование «Святая Русь» — это подножие престола Божия, дом Пресвятой Богородицы. И задача у жителей нашей страны — не просто добиться того, чтоб у нас была мощная экономика, сильные вооруженные силы, чтобы не было демографической проблемы. Есть и более высокая задача – служить правде, служить истине, имеется в виду правда Божия и истина Божия. И никогда, ни один год жизнь нашего государства и церкви не был простым и легким, потому что все, желающие послужить Господу, «гоними будут»,  будут претерпевать скорби, искушения, трудности. Это происходит  еще и потому, что одни люди стремятся жить по заповедям Божьим, а другие — нет. Одни стремятся жить честно.  А другие паразитируют на их труде, живут не по правде, воровски. Вот и возникает конфликт.

Сегодня самая важная задача общества – это задача обновления нашего духовного состояния. Когда мы с Богом, то нам ничего не страшно. Это особенность нашего русского человека, которую отметил еще Достоевский – у него уж слишком широкая душа. Это отражается в том, что если он с Богом, то он достигает таких высот святости, которые никому и не снились.  Но если русский человек без Бога, то он падает так низко и так безобразно, как, пожалуй, другие народности не падают. Поэтому нам надо знать эту нашу особенность и бояться остаться без Бога.

Хочется, конечно, пожелать, чтобы поскорее  каждый из нас нашел Бога, нашел путь к Богу, а этот путь идет только через церковь. Святые отцы говорили: «Для кого Церковь не мать, для того и Бог не отец». И вместе идя к Богу, мы будем и между собой ближе, то есть единство наше должно быть во Христе, другого способа нет. Это показала  и наша история – когда у нас была безбожная эпоха, то все мы разъединились, страна распалась, республики разбежались, и ничего хорошего из этого не получилось.

Поэтому всем нам надо вспомнить принцип наших предков: «Без Бога — не до порога».

 

http://newjerusalem.ru/monastyr/15-pagestempl/101-2009-06-19-

Comments are closed.