browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

О КРЕЩЕНСКИХ КУПЕЛЯХ

Posted by on 11.04.2014

О КРЕЩЕНСКИХ КУПЕЛЯХ
00009Идеи патриарха Никона

Воскресенский монастырь был основан и заложен патриархом Никоном  в 1656 году в 50 верстах от Москвы на холме в излучине реки Истры. По замыслу Патриарха под Москвой должен был быть воссоздан комплекс святых мест Палестины. Это не первая попытка перенести образ храма Гроба Господня, связанного со святынями, дорогими каждому христианину, на русскую землю. Среди памятников, в которых могло отразиться влияние палестинского «первообраза», исследователи называют «Святую Святых» в Московском Кремле (проект, задуманный Борисом Годуновым, осуществлён не был, остаётся открытым вопрос, что могло послужить образцом для «Святой Святых» — ветхозаветный Храм Соломона или храм Гроба Господня) и храм Покрова на Рву (его часто называют храмом Василия Блаженного).
Для осуществления своего грандиозного плана патриарх добился от царя Алексея Михайловича особого права — приобретать земельные владения, которые находились во владении вотчинников. До создания обители все земельные приобретения оформлялись на Валдайский Иверский монастырь. К территории будущего монастыря присоединились бывшие земли боярина В. Шереметева, князя А. Трубецкого, стольника Р. Боборыкина. Монастырские сооружения были возведены на землях деревни Редькино, купленной у дьяка Лукьяна Голосова [1].
Монастырь был задуман, как топографический и смысловой центр архитектурно-ландшафтного комплекса, создаваемого близ столицы «в образ и подобие» Святой земли. Топография и топонимика этого комплекса, разместившегося на территории диаметром около 10 километров, воспроизводят Святые места Палестины — места, связанные с событиями земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Подмосковная Палестина объединяла Воскресенский монастырь, окрестные холмы, реку, населённые пункты, соответствующим образом наименованные и переименованные. Река Истра на участке близ монастырского холма стала именоваться Иорданом, возвышенность на востоке от монастыря была наречена горой Елеон, Высокий холм на северо-западе получил название Фавор. Голландец Николаас Витсен, побывавший в монастыре в 1665 году, свидетельствовал, что вне монастыря, «Называемого Иерусалимом… размечены местечки» — Вифлеем, Кана, Гефсиманский сад и т.д.
«…Святейший патриарх Никон, с соизволения государя назвав основанную им обитель Новым Иерусалимом, придал и окрестностям палестинские наименования. Эти наименования сохранились не только в монастыре, но усвоены и по настоящее время народом. Например, бывшее патриаршее село Чернево названо Назаретом; село Никулино, лежащее в версте от него, на севере от монастыря, — селом Скудельничьим; горы на северо-западе от монастыря – Фавором и Ермоном; березовая роща за рекой, на юге от монастыря, против Давидовой башни, называется Урииным садом; ручей, обтекающий монастырь с трех сторон, — потоком Кедронским; роща на берегах его – садом Гефсиманским; старый развесистый дуб, одиноко стоящий на берегу ручья, — дубом Мамврийским; находящийся под горой колодезь – купелью Силоамской; другой колодезь, на северном скате горы – кладезем Самарянки; роща, находящаяся от монастыря в двух верстах — Рамской рощей; овраг с северо-западной стороны – Иосафатовой долиной; другой овраг с восточной стороны – юдолью плача; наконец, река Истра, обтекающая монастырь, названа Иорданом……По указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей деревянная ограда вокруг монастыря заменена каменной (1690 — 1694). Вид ее представляет неправильный шестиугольник; на ней по углам и в середине восемь башен, которые называются именами врат Иерусалимской городской стены, а именно: 1) угловая юго-восточная зовется Гефсиманской; 2) средняя в южной стене – Сионская; 3) угловая юго-западная – Давидова, против которой, за рекой Истрой, наподалеку от берега, находится небольшая березовая рощица, именуемая Уриин сад; 4) средняя на западной стороне, над вратами, называется Елисаветинской, в честь императрицы Елисаветы Петровны (в Иерусалиме нет соответствующих этим врат, также нет и соответствующей башни); 5) угловая северо-западная называется иноплеменничьей; 6) средняя в северной стороне – Варуховой; 7) в той же стене круглая башня называется Ефремовой, под которой вместо тайника был колодезь, а ныне водосточная от Воскресенского собора труба и 8) угловая северо-восточная называется Дамасской. Все восемь башен построены в три этажа, имеют коническую форму, в нижних этажах находятся помещения для кладовых, а в верхних – удобные помещения для жилья. Вокруг всего монастыря, вдоль всей ограды устроена широкая галерея для Крестных ходов.»
В 1658 году начинается сооружение каменного (кирпичного) Воскресенского собора, которое потребовало значительных сил и средств. Строительству Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря придавалось государственное значение и Патриарху Никону, вопреки существующему законодательству, было разрешено покупать земли. Сам царь пожаловал Воскресенскому монастырю несколько вотчин из дворцовых земель.
В 1658 году Патриарх Никон покидает Москву и переезжает в Воскресенский монастырь. Самоустранение от власти Патриарха Московского и всея России было протестом против усиливающегося вмешательства светской власти в церковные дела.
Строительные работы требовали большого количества квалифицированных мастеров и подсобных рабочих. С 1657-го по 1666 год в Новом Иерусалиме работали, в основном, выходцы из московских, тверских и новгородских земель. Особую группу мастеров образовывали выходцы из белорусских городов Орши, Копоси, Мстиславля и других. Именно белорусским резчикам и керамистам русское искусство обязано появлением уникального изразцового декора Воскресенского собора. Объединяла мастеров творческая воля опытного и знающего заказчика — Патриарха Никона.
К началу XVIII столетия Воскресенский монастырь был одним из самых богатых монастырей России [1].
На протяжении нескольких столетий это потрясающее место не оставляло равнодушными никого из царствовавших особ, почти каждый правитель приложил свою руку к реставрационным и восстановительным работам в монастыре. [2].
Не оставили вниманием это новое святое место и поэты.
Вот Стихи Г.Р.Державина, выбитые на стене колокольни:
На Истре Воскресенск в России знаменит,
И новым свет его Иерусалимом чтит,
Зря в нем подобие того святого храма,
В котором Божий Сын, спасая род Адама,
Торжественно воскрес от гроба, яко Бог,
И к земнородным тем явил щедрот залог,
Которыя в себе всяк верный ощущает.

Читатель, посетя святыя здесь места,
Почтим любовию тем самого Христа![3]
А эти строки оставил Михаил ЛЕРМОНТОВ, ещё юношей посетивший Ново-Иерусалимский монастырь. В автографе сделана пометка: «(В Воскресенске). (Написано на стенах жилища Никона), (1830 года)».

И еще

От редакции сайта

Переход на новую систему подготовки профессионалов в архитектуре породил парадоксальное по своей сути явление: в магистратуру может быть принят человек с не архитектурным высшим образованием. Это породит неоднозначную ситуацию, когда магистр архитектуры может и не научиться проектировать. Его уделом сможет быть только научный или административный аспекты архитектурной деятельности. Возможно, что в этом есть и свой положительный момент, когда появятся магистерские работы на стыке дисциплин.
Предлагаемая статья магистранта Натальи Анатольевны Трубицыной не является стыком дисциплин, хотя её первичное образование – юридическое. Это результат освоения проблем композиции в архитектуре среды, когда магистрант и дипломник объединили усилия на общем направлении, рассмотрев актуальную тему воссоздания крещальных купелей на реке Истре в зоне функционирования ансамбля Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря в г. Истра Московской области, согласно с продолжением воплощения идеи Патриарха Никона о создании там образа и подобия Святой земли. Дипломный проект посвящён созданию музея реставрации и развития монастыря, а статья касается части этой работы, конкретизируя задачи проектирования благоустройства на берегу реки, стилизованной по замыслу патриарха Никона под Иордан. На факультете архитектуры Государственного университета по землеустройству направление культовой архитектуры сформировано и активно развивается уже не первый год, так что такая тема в рамках композиционной дисциплины вполне закономерна. Бригадный подход не только позволяет придать изучаемой дисциплине конкретность решаемых задач, но и даёт обоим участникам неоценимый опыт работе в бригаде со смежниками.
Простота задуманного решения и изученность автором статьи материала может оказать помощь реальным проектировщикам в развитии зоны влияния монастыря, обратить внимание на вполне вероятную востребованность благоустроенных мест крещальных погружений в воду, на необходимость такой работы и реальность её осуществление в самое ближайшее время. Предание статьи гласности в преддверии праздника Крещения Господня символично и оправдано. Надеюсь, что голос автора будет услышан и приведёт к желаемому воплощению столь заманчивой и возвышенной идеи.
Научный руководитель, доктор архитектуры,
профессор кафедры архитектуры
Государственного университета по землеустройству М.Ю. Лимонад

Пролог. Поездка в Новый Иерусалим или история про Риту

Помню, как еще ученицей побывала в подмосковном Новом Иерусалиме. Мама со своей сотрудницей Ритой Семеновой были туда командированы в местный музей и мама предложила мне съездить вместе с ними. Я была заинтригована названием и конечно согласилась.
Ехали с Рижского вокзала на электричке, было весело — Рита шумная, всю дорогу что-то смешное рассказывала. Конечно меня просветили, почему это место в Подмосковье так называется. Еще много всего я узнала от сотрудницы музея, которая нас встретила. Храм поразил нас своим величием и мощью, хотя в то время был в плачевном состоянии. Но уже и тогда там шли работы по восстановлению и реставрации.
После работы Рита заявила, что раз она посетила это чудное место – то обязательно должна совершить обряд омовения в Иордане-Истре. А дело было в конце октября. Риту это не испугало, она сказала, что специально для такого важного дела рубашку ночную с собой захватила и твердо намерена обряд совершить. Ну музейная дама повела нас к туда, куда все местные жители приходили с той же целью, что и Рита. К своему удивлению мы там обнаружили двух бабулек, тоже собирающихся окунаться. По-моему, дело происходило у скита Никона – помню реставраторы откуда-то сверху стали с интересом поглядывать в сторону нашей компании. Рита стала переодеваться, причем делала это в своей непередаваемой манере с шутками-прибаутками – мы чуть животы не надорвали. А уж когда она, как субмарина, вошла в воды Иордана (надо сказать, что комплекция у Риты что надо – грудь размера пятого, сама как репка, крепенькая). И вот такое чудо с визгами и воплями стало плескаться – реставраторы чуть вниз не попадали с верхотуры. Тут одна из бабулек не выдержала, подошла и сделала выговор, что мы в таком святом месте непотребно себя ведем. Отчитала нас (мы, конечно, извинились) и пошла одеваться. И тут, откуда неизвестно, прилетел шмель. Напоминаю – стоял октябрь-месяц. А шмель налетел на выговаривавшую нам бабушку и пребольно ее ужалил.
Вот, не нужно было омрачать радость совершения обряда!

О КРЕЩЕНСКИХ КУПЕЛЯХ
Идеи патриарха Никона

Воскресенский монастырь (Фото 1) был основан и заложен патриархом Никоном (Фото 2), в 1656 году в 50 верстах от Москвы на холме в излучине реки Истры. По замыслу Патриарха под Москвой должен был быть воссоздан комплекс святых мест Палестины. Это не первая попытка перенести образ храма Гроба Господня, связанного со святынями, дорогими каждому христианину, на русскую землю. Среди памятников, в которых могло отразиться влияние палестинского «первообраза», исследователи называют «Святую Святых» в Московском Кремле (проект, задуманный Борисом Годуновым, осуществлён не был, остаётся открытым вопрос, что могло послужить образцом для «Святой Святых» — ветхозаветный Храм Соломона или храм Гроба Господня) и храм Покрова на Рву (его часто называют храмом Василия Блаженного).
Для осуществления своего грандиозного плана патриарх добился от царя Алексея Михайловича особого права — приобретать земельные владения, которые находились во владении вотчинников. До создания обители все земельные приобретения оформлялись на Валдайский Иверский монастырь. К территории будущего монастыря присоединились бывшие земли боярина В. Шереметева, князя А. Трубецкого, стольника Р. Боборыкина. Монастырские сооружения были возведены на землях деревни Редькино, купленной у дьяка Лукьяна Голосова [1].
Монастырь был задуман, как топографический и смысловой центр архитектурно-ландшафтного комплекса, создаваемого близ столицы «в образ и подобие» Святой земли. Топография и топонимика этого комплекса, разместившегося на территории диаметром около 10 километров, воспроизводят Святые места Палестины — места, связанные с событиями земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Подмосковная Палестина объединяла Воскресенский монастырь, окрестные холмы, реку, населённые пункты, соответствующим образом наименованные и переименованные. Река Истра на участке близ монастырского холма стала именоваться Иорданом, возвышенность на востоке от монастыря была наречена горой Елеон, Высокий холм на северо-западе получил название Фавор. Голландец Николаас Витсен, побывавший в монастыре в 1665 году, свидетельствовал, что вне монастыря, «Называемого Иерусалимом… размечены местечки» — Вифлеем, Кана, Гефсиманский сад и т.д.
«…Святейший патриарх Никон, с соизволения государя назвав основанную им обитель Новым Иерусалимом, придал и окрестностям палестинские наименования. Эти наименования сохранились не только в монастыре, но усвоены и по настоящее время народом. Например, бывшее патриаршее село Чернево названо Назаретом; село Никулино, лежащее в версте от него, на севере от монастыря, — селом Скудельничьим; горы на северо-западе от монастыря – Фавором и Ермоном; березовая роща за рекой, на юге от монастыря, против Давидовой башни, называется Урииным садом; ручей, обтекающий монастырь с трех сторон, — потоком Кедронским; роща на берегах его – садом Гефсиманским; старый развесистый дуб, одиноко стоящий на берегу ручья, — дубом Мамврийским; находящийся под горой колодезь – купелью Силоамской; другой колодезь, на северном скате горы – кладезем Самарянки; роща, находящаяся от монастыря в двух верстах — Рамской рощей; овраг с северо-западной стороны – Иосафатовой долиной; другой овраг с восточной стороны – юдолью плача; наконец, река Истра, обтекающая монастырь, названа Иорданом……По указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей деревянная ограда вокруг монастыря заменена каменной (1690 — 1694). Вид ее представляет неправильный шестиугольник; на ней по углам и в середине восемь башен, которые называются именами врат Иерусалимской городской стены, а именно: 1) угловая юго-восточная зовется Гефсиманской; 2) средняя в южной стене – Сионская; 3) угловая юго-западная – Давидова, против которой, за рекой Истрой, наподалеку от берега, находится небольшая березовая рощица, именуемая Уриин сад; 4) средняя на западной стороне, над вратами, называется Елисаветинской, в честь императрицы Елисаветы Петровны (в Иерусалиме нет соответствующих этим врат, также нет и соответствующей башни); 5) угловая северо-западная называется иноплеменничьей; 6) средняя в северной стороне – Варуховой; 7) в той же стене круглая башня называется Ефремовой, под которой вместо тайника был колодезь, а ныне водосточная от Воскресенского собора труба и 8) угловая северо-восточная называется Дамасской. Все восемь башен построены в три этажа, имеют коническую форму, в нижних этажах находятся помещения для кладовых, а в верхних – удобные помещения для жилья. Вокруг всего монастыря, вдоль всей ограды устроена широкая галерея для Крестных ходов.»
В 1658 году начинается сооружение каменного (кирпичного) Воскресенского собора, которое потребовало значительных сил и средств. Строительству Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря придавалось государственное значение и Патриарху Никону, вопреки существующему законодательству, было разрешено покупать земли. Сам царь пожаловал Воскресенскому монастырю несколько вотчин из дворцовых земель.
В 1658 году Патриарх Никон покидает Москву и переезжает в Воскресенский монастырь. Самоустранение от власти Патриарха Московского и всея России было протестом против усиливающегося вмешательства светской власти в церковные дела.
Строительные работы требовали большого количества квалифицированных мастеров и подсобных рабочих. С 1657-го по 1666 год в Новом Иерусалиме работали, в основном, выходцы из московских, тверских и новгородских земель. Особую группу мастеров образовывали выходцы из белорусских городов Орши, Копоси, Мстиславля и других. Именно белорусским резчикам и керамистам русское искусство обязано появлением уникального изразцового декора Воскресенского собора. Объединяла мастеров творческая воля опытного и знающего заказчика — Патриарха Никона.
К началу XVIII столетия Воскресенский монастырь был одним из самых богатых монастырей России [1].
На протяжении нескольких столетий это потрясающее место не оставляло равнодушными никого из царствовавших особ, почти каждый правитель приложил свою руку к реставрационным и восстановительным работам в монастыре. [2].
Не оставили вниманием это новое святое место и поэты.
Вот Стихи Г.Р.Державина, выбитые на стене колокольни:
На Истре Воскресенск в России знаменит,
И новым свет его Иерусалимом чтит,
Зря в нем подобие того святого храма,
В котором Божий Сын, спасая род Адама,
Торжественно воскрес от гроба, яко Бог,
И к земнородным тем явил щедрот залог,
Которыя в себе всяк верный ощущает.

Читатель, посетя святыя здесь места,
Почтим любовию тем самого Христа![3]
А эти строки оставил Михаил ЛЕРМОНТОВ, ещё юношей посетивший Ново-Иерусалимский монастырь. В автографе сделана пометка: «(В Воскресенске). (Написано на стенах жилища Никона), (1830 года)».

Оставленная пустынь предо мной…

Оставленная пустынь предо мной
Белеется вечернею порой.
Последний луч на ней еще горит,
Но колокол растреснувший молчит.
Его (бывало) заунывный глас
Звал братий к всенощне в сей мирный час.

Зеленый мох, растущий над окном,
Заржавленные ставни – и кругом
Высокая полынь – все, все без слов
Нам говорит о таинстве гробов…[3]

Но одним из особо почитаемых мест Святой земли всегда было место крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем.
Согласно евангельскому рассказу, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре (Ин.1:28), пришёл Иисус Христос (в 30-летнем возрасте —Лк.3:23) с целью принять крещение. (Точное расположение Вифавары, возможно, Бейт-Авара, не определено, с XVI века им считается место, где сейчас находится монастырь Святого Иоанна, в километре от современной Бейт-Авары, примерно в 10 км восточнее Иерихона). Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлён и сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна. Во время крещения«отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Лк.3:21-22).
Таким образом, при участии Иоанна всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса. Крещение Христово, свершившееся тогда, рассматривается всеми евангелистами как первое событие в его общественной деятельности. После крещения Иисуса «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили [туда] и крестились» (Ин.3:23) [4].
Крещение признаётся всеми христианами величайшим таинством и совершается не только при рождении ребёнка, но и как традиционная обрядовая церемония в праздник Крещения Господня. Новый Иерусалим стал местом паломничества и с этой очистительной целью. Вот как описывается свидетелями Праздник Крещения в Новом Иерусалиме:
«Праздник Крещения в Новом Иерусалиме принес массу впечатлений. День был солнечным и морозным. Монастырь посетило несколько тысяч паломников и тех, кто попросту решил набрать водички из Святых источников. В этот день были открыты Успенский придел, где посетители смогли увидеть обновленное убранство и поставить свечи. Пройдя внутрь открытого для посещения Воскресенского собора многие были обрадованы тем, что в нем стояло несколько огромных баков с Крещенской водой. Многие не знали про них и продолжали стоять в очереди к Живоносному и Силоамскому источнику.
— Пройдите в собор за водичкой, — советовали проходящие бабульки, но люди боялись оставить очередь и продолжали стоять, лишь изредка поглядывали на счастливчиков, выходящих с полными бутылками из собора. Ту же картину можно было наблюдать и у Силоамского источника. Но очередь была там гораздо больше. Многие стояли в ней по несколько часов. Но их не смущало стояние на морозе, поскольку солнышко вышедшее в этот день лучезарно переливалось в куполах Надвратной церкви и храма Рождества Христова.
В Кедронской долине раздавался звон колокольчиков. Это запряженные в сани лошадки катали по ней детишек и взрослых. Но все-таки большая часть людей шла в сторону скита Патриарха Никона, за которым были две купели. Возле них стояли огромные армейские палатки, откуда периодически выходили люди и направлялись в сторону вод Иордана.
Множество зрителей смотрели на них и даже переминались с ноги на ногу, поеживаясь в тот момент, когда очередной паломник троекратно погружался в реку, осеняя себя крестным знамение.
— Ну, как водичка? – осторожно спрашивали у выходящего.
— Теплая!
Люди с улыбкой провожали героя взглядом до палатки, откуда через несколько минут выходил очередной паломник. Так продолжалось весь день. Люди приезжали, набирали воды, окунались. Многие заходили в открытые приделы монастыря, чтобы поставить свечи и написать записки. Люди улыбались друг другу и передавали этими взглядами частичку добра, и даже хмурый человек не мог, не улыбнутся в ответ, проходя мимо сияющего от благодати человека с бутылочкой в руке. Казалось весь мир, омыла Крещенская вода, и он стал чище и красивее. Давайте же останемся такими всегда и пронесем этот свет через всю свою жизнь!»[5]
Казалось бы — все замечательно, но все-таки праздник мог бы проходить гораздо торжественней, если бы обряд праздника Богоявления проводился в Новом Иерусалиме соответственно идеям Никона. Значит, нам надо придать этому важному для православного люда празднику должную форму. Отсюда и цель предпринимаемой работы – показать необходимость строительства стационарной купальни в ансамбле Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря в городе Истра Московской области, согласно с продолжением воплощения идеи Патриарха Никона о создании образа и подобия Святой земли.

Исторические места, связанные с крещением Спасителя в Иордане

Интересен тот факт, что в Израиле таких мест — два. Ярденит – это современное сооружение, построенное на реке Иордан (Фото 3). Во времена Христа русло реки протекало в другом месте, а теперь почти пересохло (Фото 4). Археологами истинное место крещения Христа установлено – там тоже устроено подобие купальни и на это место возят паломников и простых туристов (Фото 5).
Статья Википедии «http://ru.wikipedia.org/wiki/Крещение_Господне» показывает спутниковую карту и приводит такие сведения: «Именно здесь, на сухом месте, международная группа археологов в 90-е годы решила начать раскопки. Место подсказала древняя напольная мозаика в храме Святого Георгия, расположенном в близлежащем городе Мадаба (библейская Медева). Мозаика является точной географической картой Святой земли, на которой указаны все христианские святыни. И место крещения Господня изображено на ней именно на территории современного Вади-Эль-Харар .
Описание того места на реке Иордан, где Иисус Христос принял обряд крещения, содержится только в одном Евангелии — от Иоанна. В нем говорится, что Иоанн Креститель проповедовал и крестил недалеко от селения Вифания на верхнем Иордане. Однако было неизвестно, где находилось это место, потому что в Палестине было несколько селений с таким названием.
Полной уверенности в том, где состоялось крещение Христа, не было до самого последнего времени, пока во время раскопок не была обнаружена основа греческой колонны. Она представляет собой мраморную плиту в форме квадрата со стороной в два метра. Во времена раннего христианства она была установлена в том месте реки, где Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в водах Иордана. Эта находка подтвердила правильность выводов тех, кто считал, что Вади-эль-Харар было подлинным местом крещения Иисуса Христа.
Дело в том, что в сочинениях, написанных паломниками в Святые места во время византийской эпохи, часто упоминалась греческая колонна с крестом на вершине, которая обозначала место крещения. Найденная во время нынешних раскопок плита, как полагают ученые, является основанием именно этой колонны.

Правда, она была обнаружена на суше восточнее сегодняшнего берега Иордана. Однако это вполне соответствует выводами ученых о том, что в V в. Иордан несколько изменил свое русло при впадении в Мертвое море.
Счастливый случай помог отыскать историческую мраморную плиту во время исследования развалин византийской церкви. Эта церковь интересна тем, что от нее вели ступени, спускавшиеся прямо в Иордан. Именно недалеко от последней ступени и была обнаружена основа знаменитой колонны. Дальнейшие исследования показали, что на этом месте были построены три церкви. Первая из них возвышалась на 6 м над землей на специальных арках с тем, чтобы избежать разрушения во время разливов Иордана».[7]
Существует и третья версия. Иорданцы утверждают, что подлинным местом крещения Иисуса была Вифания Заиорданская, расположенная на восточном берегу реки. Свою версию они подтверждают археологическими находками, такими, как фрагмент колонны, которая, согласно раннехристианской традиции, была установлена на месте крещения Иисуса. По словам министра внутренних дел Иордании Мазен Сакет: «Иорданцы потрясены тем, что израильтяне построили на западном берегу туристический объект, заявив, что именно там состоялось крещение Иисуса Христа. Они проигнорировали исторические факты.»
Израильтяне убеждены, что Иисус погрузился в воды Иордана в Каср аль-Яхуд, рядом с местом, где позже был построен православный монастырь Святого Иоанна Крестителя. Расстояние между Каср аль-Яхуд и Аль-Магтасом не превышает десяти метров[8].
Доказательств степени достоверности третьей версии нет. Но этот спор даёт возможность воспроизведения Святой земли в столь расширенной архитектурной трактовке, что для Нового Иерусалима — благо. Объект становится солиднее и многозначнее, позволяет в музее раскрыть историю вопроса шире, с привлечением самых современных исторических материалов и реально произошедших событий.

Идея стационарной купальни для паломников

5 ноября 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь в г. Истра Московской области (Фото 6). В стенах обители Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил очередное заседание Попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря.
По мнению Его Святейшества, разработку концепции «Русской Палестины» — природно-культурного ландшафта, воспроизводящего топографию Святой Земли, — следует осуществить во взаимодействии с Министерством культуры.
«Но кроме восстановления архитектурного облика самого монастыря, нам надо подумать и о воплощении в полной мере замысла Патриарха Никона. Его идея заключалась в том, чтобы пространство вокруг обители символически представляло Палестину», — продолжил Патриарх Кирилл.
«Посещая этот район Подмосковья, русские люди смогут не только увидеть храм Воскресения, но и как бы прикоснуться к Святой Земле. Для тех, кто посещает Русскую Палестину, могут быть разработаны замечательные туристические маршруты», — заключил Святейший Патриарх Кирилл. [3]
Паломничество – это положительно развивающийся процесс. В Ново-Иерусалимском монастыре с каждым годом, увеличивается число паломников.
Грандиозная идея Патриарха Никона заставила задуматься над необходимостью строительства стационарной купальни, которая должна вписаться в монастырский ансамбль и при этом, не нарушить его целостности. Это в полной мере соответствует и приводившимся выше словам Патриарха Кирилла. И именно, «в полной мере».
Веками намоленное место привлекает к себе огромное количество паломников со всей России, которые стремятся совершить омовение в водах Иордана. Но сейчас в окрестностях монастыря нет специально приспособленного для этих целей места.
В праздник крещения устраиваются временные купели (Фото 7). Как видно по фотографиям – деревянные ступени спускающиеся в воду и места для омовения огороженные деревянными перилами. Как принято в ночь крещения дежурят милиция, медики. Устанавливаются палатки для возможности переодевания. Это правильно и необходимо. Но недостаточно.
Для грандиозного монастырского ансамбля уместнее было бы построить стационарную купальню. Хотя бы одну. А за основу взять Ярденит в Израиле. По подобию ярденитской купальни сделать купальню из камня, с удобным пологим спуском к воде, только для сооружения перил использовать дерево (исходя из того что Крещение у нас попадает на самое морозное время года).
Такого рода купальню предусмотрел студент 6-го курса ГУЗ — Сергей Антонов в своем проекте музея реставрации Монастыря (Фото 8). «Чисто интуитивно я могу предположить что место крещения может располагаться неподалёку от скита, ведь спуск к реке будет проходить не из главных ворот, а из западных, те что выходят в Гефсиманский сад. Это разумно, так как там место спокойное, нет автодороги» — пояснил Сергей.
Отсюда и вывод: Стационарная купальня из камня просто необходима в монастырском ансамбле, так как: во-первых она гораздо органичнее впишется в ландшафт монастырских окрестностей, во-вторых будет более удобна для паломников, и, наконец, в-третьих – привлечет в монастырь гораздо большее количество туристов и паломников. Идентичность с Ярденитом — композиционное концептуальное требование воссоздания частички Святой Земли. Правда, не единственное.

Этапы проектирования
Состав ландшафтного проекта

Проект благоустройства берега реки желательно разрабатывать одновременно с проектом музейного комплекса и генеральным планом участка. Это позволит учесть все особенности участка и минимизировать затраты. Стилизация всех элементов и построек в духе того, что есть в виде прототипов на Святой земле в Израиле не может нарушить никоим образом требований к зонам защиты памятника архитектуры. Всё это задумывалось ведь самим Никоном!
Обычно генеральный план участка отображает общую идею: планировку, композиции насаждений, расположение зданий и сооружений, дорожек, площадок, водоемов и т. д. На генплане отмечают границы участка, стороны света, масштаб и условные обозначения. Этот документ, как правило, делают в электронном виде, вручную на бумаге и в виде виртуального макета. Так должно спроектировать и новое купальное место.
Если с такого участка открывается красивый вид на окрестности, можно организовать видовые точки как малые формы благоустройства, включаемые как части создаваемого ансамбля в единый проект. И неважно малы они будут или велики. Важны композиционная целостность и корректность.
Как видно из Фото 9 — ри помощи метода биолокации было выявлено два благоприятных места для сооружения купальни. К фотографии прилагается пояснительная записка к биолокационной съемке предполагаемого участка строительства.
Эти места совпали с интуитивными предположениями Сергея Антонова.
Исходя из этого возможно устроить две купальни – одну по подобию Ярденита, а другую – по подобию той, что находится в Иордании на пересохшем русле реки. И также решить ее в дереве и обозначить это место колонной, украшенной крестом, подобной той, о которую описывали древние паломники в Святую Землю.
Строительство двух разных купален исторически оправдано и полностью совпадает с помыслами великого Патриарха Никона: одна купальня – подобие место, где действительно был крещен Спаситель, и вторая, — подобие Ярденита. Возможно и место, обустроенное на суше, с «греческой колонной, увенчанной крестом», символизирующее то место крещения, от которого отошло русло реки Иордан. Всё это будет соответствовать идеологии воссоздаваемой по замыслу Патриарха Никона Святой Земли в сердце России.
На основе генплана создаётся реальная ландшафтная архитектура территории или участка. С купелями такую работу будет провести непросто: здесь совмещаются две композиционные задачи – сохранение ансамбля монастыря как памятника архитектуры и имплантация в зону влияния монастыря копий купален из Святой земли с попыткой воспроизвести исторические условия места крещения Спасителя.
Дендрологический план (Фото 10) предстоит составить так, чтобы воссоздать историческую картину Нового Иерусалима. Воссоздаваемый ландшафт должен соответствовать идеям великого Патриарха. Это в целом. Но, кроме того, места, где разместятся купальни, должны будут максимально приблизиться по ландшафтным свойствам к тому, что было на берегах реального Иордана. С учётом, естественно, условий нашего климата и доступных для высадки в заданных условиях пород деревьев и кустарников.
При этом надо будет учесть, что посадочный чертеж, составленный на основе дендроплана, должен будет показывать места посадки растений, схемы создания озеленения и малых форм с привязкой к уществующим и проектируемым архитектурным объектам. Существующие насаждения не указывают или выделяют другим цветом. На поля выносят разрезы посадочных ям с указанием глубины, ширины и характера дренажа. Документ предназначен для озеленителей.
Проект вертикальной планировки отражает перепады высот на территории, уклоны, а также содержит картограммы земляных работ. Этот документ позволяет определить объемы грунта, подлежащие перемещению по участку, вывозу и завозу на него. На основе этого плана проектируют ливнестоки и водостоки для отвода дождевых и талых вод. По этому проекту предстоит создать подобие рельефа иорданских берегов в соответствии с избранными для калькирования прототипами.
Проект расположения малых архитектурных форм — павильонов и малых форм благоустройства – направлен на создание комфортных условий пребывания паломников и совершение обряда крещения в реке. Здесь не достаточно только воспроизвести объекты на реальном Иордане, потребуется дополнить их такими объектами, без которых в России просто нельзя обойтись [9]. Учитывая наш российский климат, это, в первую очередь, отапливаемые помещения для переодевания. Также необходимо отдельное помещение, где после обряда омовения, паломники могли бы перекусить и выпить горячего чаю. Эти помещения можно оформить наподобие навесов в Иордании.
Во-вторых — это пункты продажи крестильных рубах и выдачи полотенец (так как не всегда у людей есть возможность захватить все эти необходимые для обряда принадлежности. Кроме того, иногда идея омовения приходит спонтанно – люди смотрят, как другие совершают этот обряд и вдруг возникает непреодолимое желание смыть с себя все грязное, греховное).
В третьих просто необходимы теплые туалеты и душевые с горячей водой, причем достаточное количество. Ведь перед совершением омовения паломники выстаивают крещенскую службу, потом наблюдают за освящением воды в Иордане и только потом приступают к самому обряду омовения. До многих доходит очередь только ранним утром.
Помещение для дежурства медиков тоже должно быть не временным, а стационарным. Когда все будет устроено с умом, люди не будут раздражаться отсутствием элементарных бытовых условий, тогда и праздник будет проходить намного радостнее. А праздник Крещения – это радостный и светлый день для всех христиан.
После того, как в эскизной стадии проекта функциональная сторона организации территории или участка и зоны влияния определились, наступает очередь художественной стадии проектирования. Однако, если есть уверенность, что функционально всё в любом случае решится благополучно, то роль художественного замысла может оказаться главенствующей.

Ландшафтная архитектура места крещенских купелей в зимний период

Архитектура в России в зимний период, когда наступает Рождество, а затем Крещение, может представать перед нами в новом свете. Те фасады, которые были скрыты от нас летом, могут неожиданно ярко сыграть, когда листва опадет. Своего рода театральное представление длиною в сезон. Малые архитектурные формы, располагающиеся позади стриженых деревьев и кустарников, выйдут на первый план с наступлением зимы. Например, яркий декоративный заборчик вдоль аллеи будет незаметен летом, но будет оживлять ландшафт зимой.
Снежный покров дает особенную изюминку: линии становятся плавнее, силуэт четче, а игра света и тени будет удивлять снова и снова. Снег – как белое полотно, на фоне которого деревья заиграют в новом свете.
Для создания эффектного зимнего пейзажа необходимо выявить деревья и растения, которые выглядят красиво и интересно не только в летний период, но и с наступлением зимы. Jeff Shea из ASLA, Massachusetts в своей статье «Зимний интерес 101» говорит:
«Попытайтесь использовать вечнозеленые кусты, совмещая их с декоративными травами для цвета. Вы будете удивлены разнообразием вариаций и заинтересуетесь итоговым результатом. Помните, что у многих многолетних растений есть вечнозеленая листва, но слово «вечнозеленый» может означать и красный, и фиолетовый. Например, перечник зонтичный, гречиха, пижма и другие. При продуманном выборе растений результат будет обеспечен множеством цветов и фактур. Кроме того, невечнозеленые многолетние растения с головками цветков и семенами, которые сохраняются зимой, могут быть привлекательным элементом в зимнем пейзаже. Среди них тысячелистник, эхинацея, гайлардия, рудбекия и другие. И не забывайте декоративные травы. Они обеспечивают динамику и могут выглядеть сияющими на фоне снега, особенно с низким зимним солнцем. Размещение светлой травы на темном фоне – тоже очень эффектный прием. Вот несколько вариантов, которые помогут обеспечить полноценный всесезонный интерес к ландшафту» [10].
В нашем регионе очень эффектно будут смотреться такие деревья как черемуха Маака, Бархат Амурский, орех Маньчжурский, ягодная и вишенная яблони. Конечно, не стоит забывать и о красавице рябине, чьи яркие плоды всегда обращают на себя внимание на фоне заснеженного полотна. Все эти деревья отличаются ярким цветом коры и фактурностью, а также наличием плодов, которые, соответственно, сохраняются и в зимний период.
Ледовый городок, как дополнительное украшение мест проведения обрядового погружения в воды реки, здесь представляется необходимым.
Для придания святому месту праздничного, нарядного вида предлагается украшать прилегающую к купальне территорию ледовыми скульптурами, возможно строительство целых ледовых городков. Ледовый городок – это основной и самый масштабный объект архитектуры из снега и льда (Фото 11). Он включает в себя все остальные единицы:снежные замки, горки, снежные дома, ледяные замки, снежные крепости и скульптурные композиции. На строительство ледового городка, даже небольших размеров, как правило, уходит не менее месяца. Количество строительного материала – льда поражает воображение – от 1000 до 5000 м3. В строительстве участвует от 50 до 100 человек – инженеров, строителей, художников и скульпторов. Материал для строительства ледового городка, как правило, берут из местных озер, причем подыскиваются такие озера, где лед отличается особой прозрачностью и красивым голубоватым отливом .
Ледовые городки больших масштабов – историческая зимняя традиция большинства городов Урала и Сибири. Строительство ледового городка обычно начинается в начале декабря и заканчивается под Новый год. Время жизни таких городков – до начала марта. Теперь их создают повсеместно. Даже там, где нет снега и льда, на привозном материале.
Ледяной дом – распространенный элемент ледового городка. Он бывает и простым (избушка, иглу и др.) и сложным (церковь, сложная геометрическая конструкция). Как правило, интерьер в ледяном доме отсутствует, что делает его возможным для использования в активных зимних забавах и играх.
Ледяная скульптура – это порыв вдохновения, возможность художника показать свои чувства каждому. Здесь мы видим все основные законы жизненной позиции. У снежных или ледовых скульптурных композиций сть мистическая способность пробуждать в каждом из нас лучшие порывы. Каждая работа – это отдельная мысль, которая может быть четко выражена или же приходится задуматься, что же имел в виду автор [11].
В данном случае направленность всего ледового городка должна быть привязана к истории Монастыря, к празднику Крещения. Можно поставить ледяную скульптуру- изображающую Никона, православных святых.
Такая ледовая композиция может меняться из года в год, главное, чтобы характер ледяных фигур соответствовал православным канонам. Ледовые фигуры также можно обыграть подсветкой. (Фото 12)
Ледовый городок придаст еще большее очарование комплексу, что, несомненно, привлечет огромное количество туристов и паломников.

Эпилог

Издревле русский народ любит праздники и умеет их праздновать. Православные праздники – не только не исключение, но крепкая база русской праздничной культуры. Кто сказал, что они должны быть только торжественными? Прежде всего, они должны наполнять души людей радостью. Обряд омовения в Крещение – возможность очищения от всех пригрешений, накопившихся за год – это же огромная, ни с чем не сравнимая радость, это счастье для любого христианина. Такое событие должно стать ярким и запоминающимся, тем более что происходить оно будет в месте, подобном Святой земле. И ничто (никакие архитектурные неудобства в виде невозможности приобретения рядом в магазинчике крестильной убашки или даже отсутствия туалетов — грубое нормативное нарушение) не должно омрачить эту радость. Наша обязанность в том и заключается, чтобы, не только радость эту не омрачать, но и приумножить светлый настрой пришедших в это особое для христиан место средствами архитектуры, объёмной и ландшафтной. Мы приходим сюда для воплощения грандиозного замысла Патриарха Никона.
По замыслу Никона Новый Иерусалим создавался, прежде всего, для того, чтобы паломникам нашей страны не нужно было совершать долгое и опасное путешествие на восток. Так почему же не воссоздать подобие Иорданской купели на Истре сейчас, когда у людей возродился интерес к вере, к традициям. Туристы и паломники и сегодня едут посетить это необыкновенное с многовековой историей, место.
Если построить купальни для омовения по подобию тех, что находятся на Иордане, оборудовать их, учитывая наши климатические условия – это будет не только продолжением воплощения идеи Патриарха Никона о создании образа и подобия Святой земли, но привлечет гораздо большее количество паломников, туристов со всей страны и жителей Москвы и Подмосковья.
Здесь напрашиваются вполне очевидные выводы:
1. Монастырь можно рассмотреть как категорию, которая представляет собою непрерывно развивающийся во времени и пространстве сложноорганизованный живой организм. При проектировании новых объектов в окрестностях монастырского комплекса необходимо учитывать сложившуюся архитектурно-ландшафтную композицию, общие, особенные и уникальные черты архитектурно-ландшафтного ансамбля, чтобы не нарушить красоту и целостность ансамбля.
2. В ансамбле монастыря необходимо строительство купален, подобных Иорданским. Пусть это будут небольшие купальные ансамбли, предусматривающие удобные каменные спуски в воду с деревянными периллами; помещения, в которых паломники смогут переодеться и выпить горячего чая. Создание таких мини ансамблей несомненно увеличит поток паломников и туристов, желающих посетить подмосковный Иерусалим.
3. Задача архитектурного завершения замыслов Патриарха Никона о создании образа и подобия Святой земли на деле выполнима. И наш долг сделать всё возможное для её выполнения. Настоящая статья – один из шагов по этому пути.

Список источников

1. М.Ю. Лимонад «Проблемы композиции в архитектуре и дизайне среды» Учебник для ВУЗов – Москва, ГУЗ 2012
2. «Ставропигиальный Воскресенский, «Новый Иерусалим» именуемый, монастырь. Историческое описание. М., 1903.» по публикации в «Крестный путь патриарха Никона», М., 2000
3. Коваленко В.С. Производная воды – лёд – неисчерпаемый строительный материал // Традиції та новації у вищій архітектурно-художній освіті: Зб. – Х.: ХДАДМ, 2000- 2001. – №6-1. – с.131-132.
4. Коваленко В.С. Основные факторы при реконструкции города // Программа и тезисы докладов ХХХV науч.-техн. конф. преподавателей, аспирантов и сотрудников Харьков. нац. академии городского хозяйства. Ч.1«Строительство, архитектура, экология». – Х.: ХНАГХ, 2010. – С.45-46. http://www.patriarchia.ru/db/text/3349640.html
5. Фокеев, А.А. Современный храмовый приходской комплекс – развитие русских монастырей [Электронный ресурс] // Православные храмы. В 3 т. Т. 2.: Православные храмы и комплексы: пособие по проектированию и строительству (к СП 31-103-99). МДС 31-9.2003. – М. : ГУП ЦПП, 2003. – URL: http://www.wco.ru/biblio/books/stroy1/H24-T.htm
6. СП 31-103-99 Здания, сооружения и комплексы православных храмов [Электронный ресурс]URL: http://www.wco.ru/biblio/books/stroy1/H24-T.htm
7. Википедия
8. n-ierusalem.ru›news/kreshhenie_v_novom_ierusalime…, электронный ресурс
9. n-jerusalem.ru
10. Лермонтов М.Ю. Полное собрание стихотворений в 2-х томах. — Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение. 1989. — Т. 1. Стихотворения и драмы. 1828-1836
11. reporter.com.ua›events…krescheniya_Iisusa_Hrista/
 

 

Comments are closed.