browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

«Поклонение Кресту» Богдана Салтанова

Posted by on 15.02.2014

Богдан Салтанов — его настоящее имя неизвестно, равно и как и подробности жизни до прибытия в Россию. Из сохранившихся документов известно, что в 1660 году в Москву ко двору Алексея Михайловича прибыл Захар Саградов — армянский купец из Новой Джульфы, посол персидского шаха Аббаса II. Среди преподнесённых им даров было медное блюдо с выгравированной сценой Тайной вечери, особо заинтересовавшее царя. Алексей Михайлович попросил купца привезти в Москву мастера, исполнившего эту работу; по всей вероятностью, блюдо было сделано в Западной Европе, но Саградов пообещал нанять если не самого мастера, то его ученика. Через шесть лет в Москву вместе с братом прибыл Богдан Салтанов, сразу же вступивший в число мастеров Оружейной палаты. Ему оказывались почести, как иноземному дворянину; в 1674 году Салтанов принял православие (в условиях Руси XVII века это было равнозначно принесению присяги царствующему дому) и был жалован уже и русским дворянством, что свидетельствует о его знатном происхождении.

84042398_large_800ximg_08654350

«Поклонение Кресту» ,с изображением царя Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны и патриарха Никона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поначалу Салтанов работал наравне с остальными художниками под руководством поляка Станислава Лопуцкого, после его отъезда в 1670-х годах стал вторым мастером после Ивана Безмина, а в 1686 году, когда тот попал в опалу, возглавил артель Оружейной палаты. Салтанов исполнял прежде всего заказы царского двора, а не церкви, хотя и начинал с создания икон «по тафтам» (с аппликацией из шёлка в изображении одежд)); даже в его работах на религиозную тему видно «обмирщение», размывание границ между светской живописью и иконописью.

Количество созданных Салтановым произведений точно не установлено; многие его работы приписываются другим его современникам (например, Ивану Безмину или Карпу Золотарёву).

«Царь Фёдор Алексеевич перед образом Спаса Нерукотворного» 84042493_800ximg_08654350

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Салтанов был талантливым художником и вместе с тем ловким гешефтмахером, не упускавшим никакого случая к наживе; даже там, где как будто и не было такого случая, он находил его. Это был изобретательный человек! При изворотливости своего характера и уменье присматриваться к окружающей его обстановке и обстоятельствам, он не погиб, как пропадали многие из придворных, и не был вышвырнут из дворца, а оставался здесь до самой смерти, и всю жизнь свою умел просить и получать.

Не позднее как осенью 1674 г. Салтанов, указав на принятие им православия, просит царя за это его пожаловать дворянством и записать его “по московскому списку”. 24 ноября просьба армянина была удовлетворена, и Салтанов, благодаря своей энергии и выжимательству, сделался московским дворянином.

84042604_large_001c50r6«Царь Алексей Михайлович »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 1687 г. наш художник овдовел и около 8 ноября писал в челобитной царям Иоанну и Петру Алексеевичам: “В нынешнем во 196-м году волею Божиею женишки у меня не стало, а погребсти мне нечем. Милосердные великие государи… пожалуйте меня… чем было (бы) мне… женишка своя погребсти”. Салтанову дали 10 руб. Как ни плутоват и хитер был Салтанов, но он громадную пользу принес русскому искусству, внеся в него новую, свежую и живительную струю. Он дольше всех остальных художников-иностранцев работал в Оружейной палате, научил многих русских живописи. Было время, когда наши дворцы в числе своих драгоценнейших украшений имели именно картины Салтанова.

Пожар 1737 г. и другие пожары беспощадно уничтожили значительную часть художественных произведений XVII в. Остальное не пощадили уж люди, причастные к управлению дворцами и вместе с тем к постепенному их искажению. Немногие из произведений Салтанова дошли до нас, но и они показывают, что это был действительно первоклассный художник.

84042717_001c50r6“Спас Эммануил»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

84042861_large_img387a«Русские стяги» ,XVII в. Вверху — государевы, внизу – стрелецкие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

84043413_large_img387a«Сивилла седьмая — Кумская»

Comments are closed.