browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

Последняя встреча А.П. Чехова с Воскресенском.

Posted by on 19.08.2013

1

Как много в жизни  А.П. Чехова было связано с Воскресенском! Он оставался  неизменно притягательным для него. В июне 1903 года А.П. Чехов в последний раз побывал в  нашем городе – здесь он искал приют…   Истринский край в судьбе Чехова начинался  с  Воскресенска, по сути, им  же и закончился. Круг замкнулся… Впервые заштатный  Воскресенск  в судьбе А.П. Чехова случился в 1881 году. Антону  Чехову 21 год, молодость… 000074И  вот теперь – 1903  год. Нет, не старость, но жить ему осталось  всего — то  год  с  небольшим. В мае 1903 года А.П.Чехов оказался на приеме в московской клинике у профессора А.А. Остроумова, известного в то время врача. «А у меня  новости, — пишет Чехов не без иронии одному  из своих знакомых. Был я у профессора Остроумова. Он нашел у меня эмфизему, дурное правое легкое, остатки плеврита и проч. и проч., обругал меня, запретил зимою жить  в Ялте и приказал мне зимовать где-нибудь под Москвой на даче…». Конечно же, это была не новость – Чехов уже давно и очень тяжело болел. Будучи врачом, вполне осознавал – у него туберкулез легких, более того, пожалуй, даже  в угрожающей стадии, но предпочитал вслух об  этом не говорить, чаще  всего просто отшучивался – привычная  его манера… Итак, начались поиски зимней дачи. Чехов  вспомнил о  Воскресенске — не мог не вспомнить, ведь  здесь он когда-то жил, здесь  многое  казалось ему симпатичным. Воскресенские знакомые вызвались  подыскать Антону Павловичу что-нибудь  подходящее. Кроме того, готовы помочь Чехову  Савва Тимофеевич Морозов  и его жена Зинаида Григорьевна – владельцы усадьбы Покровское – Рубцово. Именно к  Морозовым в июне 1903 года едут Чехов  и его жена Ольга Леонардовна Книппер, чтобы оттуда начать осмотр предложенных  вариантов дачи.

 

Подробностями поездки А.П. Чехова в Воскресенск мы не располагаем. Однако многое можно представить, исходя из писем писателя и  воспоминаний  его современников. Из  Покровского — Рубцово  А.П. Чехов  вместе с  Ольгой Леонардовной отправляется в  Воскресенск.  Это маленькое путешествие Чехова вряд ли можно назвать сентиментальным, и всё же ностальгия затронула его душу, ведь Воскресенск — город его молодости, здесь ему когда-то  было хорошо… Дорога не длинная. От усадебного дома сначала вдоль липового  «морозовского шоссе» — вымощенной  гравием участка дороги до   Волоколамского шоссе, затем направо, теперь экипаж следует мимо станции  Виндавской железной дороги – она  была открыта недавно. Именно этой новой железной дорогой и   воспользовались  Антон  Павлович и Ольга Леонардовна, когда им предстоял путь из  Москвы.   Еще немного, и вот показывается силуэт красавца – Ново-Иерусалимского монастыря и панорама Воскресенска с  церковью Вознесения на высоком берегу. Затем мост через Истру… Как прежде, «природа кругом великолепная» (так отзывался о Воскресенске и его окрестностях в одном из своих писем Антон Чехов). «Чудесные окрестности с чудесными лесами, лугами, рекой Истрой», — вторила ему  когда-то сестра Мария. Здесь так много тропок исхожено было совсем  еще молодым  Чеховым! Чаще всего с воскресенской компанией.В своих  воспоминанияхМихаил Павлович Чехов рассказывал о брате: «…Высокий, в черной крылатке, широкополой шляпе, он стал принимать участие в каждой прогулке, а гуляли  большими компаниями и каждый вечер».1355484301484185 Конечно, часто бывали и  в Ново-Иерусалимском монастыре. Сам Антон Павлович Чехов так описывал свои впечатления: «Монастырь поэтичен. Стоя на всенощной в полумраке галерей и сводов, я  придумываю темы для  «звуков сладких»…Каждое воскресенье в монастыре производится пасхальная служба со всеми ее шиками…». От монастыря начиналась улица Дворянская. По левой стороне ее вблизи монастыря  располагалась обширная  усадьба самого богатого в Воскресенске семейства  Цуриковых.фото 001 (49) Но не богатство было главной  особенностью этой  семьи, а  щедрая благотворительность. Проезжая мимо этой красивой усадьбы с нарядным главным  усадебным домом, с чудесным садом, Чехов  не мог не вспомнить, что именно благодаря  Анне  Сергеевне Цуриковой, в то время попечительнице приходского училища, где преподавал  его брат Иван, семья Чеховых получила возможность проживать в Воскресенске в качестве дачников в течение  нескольких  лет.

По правой стороне Дворянской улицы – другой  важный в судьбе  Чехова дом, в котором жила 80-е годы семья полковника  Болеслава  Игнатьевича Маевского, командира артиллерийской батареи, расквартированной в Воскресенске. В этом в скромном по внешнему виду, но таком гостеприимном доме часто бывал  Антон  Чехов с  сестрой и братьями. С появлением в городе семейства Маевских  размеренно – патриархальный, сонный  воскресенский быт явно оживился. Дом Маевских был чем-то вроде центра «культурно-развлекательной» жизни города. Кстати, здесь ставились любительские спектакли, в которых участвовали Чеховы. Дом был открыт для учителей, земских врачей, приглашались барышни из дворянских семей, из мещанских сословий. Разумеется, всегда было много офицеров батареи. 000075Публика, в основном, молодая. Здесь  знакомились, влюблялись, завязывались романы… Как много разнообразных лиц, как много сюжетов для будущих произведений Чехова! Конечно,  в первую очередь  тут нужно назвать  пьесу «Три сестры». Ну, а  персонажи рассказа «Детвора» — одного из лучших чеховских рассказов о детях — почти буквально «списаны » с детей  Маевских —  Ани, Сони и  Алеши.   Надо сказать, одного из завсегдатаев дома Маевских Чехов встретит в этот последний свой приезд в Воскресенск. Это был Эдуард Иванович Тышко — поручик в отставке, участник  русско-турецкой войны  1877 — 1878  гг.. Он всегда ходил в черной шелковой шапочке, оттого  Антон  Павлович часто называл его «Тышечкой в шапочке» или еще так: «Раненый поручик в шапочке»(Тышко был ранен на войне). Вот строчка из  письма Чехова:  «Видел Э. И. Тышко. Постарел, похудел, на костылях. Мне он очень обрадовался…» Немного нелепый, чудаковатый, но милый был человек  Эдуард Иванович, недаром Чехов вспоминал о нем  всегда с нежностью. Тышко  горячо воспринял проблемы  Чехова и стал для  него хлопотать о даче в  Воскресенске.

…Тем временем дорожная коляска с  Чеховым и его женой Ольгой  Леонардовной  Книппер приближается  к Елеонской часовне, стоявшей в конце улицы. Да, действительно, тут и заканчивалась улица  Дворянская (ныне  Советская), ведь   городок тогда был совсем маленьким, всего-то три тысячи жителей. Елеонская часовня, расположенная на небольшой возвышенности, которую когда-то  патриарх  Никон именовал  Елеонской горой, представляла собой красивое белокаменное сооружение, украшенное изразцами, ее венчал граненый шатер. Каждой весной  часовня утопала в зелени. Для горожан и дачников это место было одним из  любимейших в Воскресенске, несомненно, и для семейства  Чеховых.

Елеонская часовня завершала  Дворянскую улицу, она же одновременно была началом Крестовской улицы, сейчас это улица  Первомайская. Вот на эту  улицу и поворачивает коляска. Крестовская улица в начале  80-х годов позапрошлого века стала родной для Чехова – здесь жила его семья. Как и прежде, всё здесь тихо, приветливо, у домов любимая воскресенцами  сирень, черемуха, вдоль улицы березы. Вот и дом приходского училища, где когда-то обитала семья Чеховых в летние месяцы. Дорожная коляска проезжает через въездные ворота училища (сохранившиеся пилоны на Первомайской).

Воспоминания  невольно  охватывают Чехова… Напомню вкратце историю, как появились Чеховы в  Воскресенске. В 1880 году брат А.П.Чехова — Иван Павлович получает место заведующего Воскресенским  приходским училищем. В качестве места проживания попечительница училища А.С. Цурикова предоставляет И.П. Чехову не просто комнату, а настоящую квартиру в помещении училища. По  свидетельству младшего брата Чехова — Михаила  Павловича, это была «просторная, хорошо обставленная квартира, рассчитанная не на одного холостого учителя, а на  целую семью…

Для Чеховых, живших тогда в  Москве тесно и бедно, это было чистой находкой.  Едва только у меня и у моей сестры  Маши кончались переходные экзамены, как наша  мать, Евгения Яковлевна, уже ехала с нами в  Воскресенск   «на подножный корм» и проживала там с нами до самого начала учения». Так с лета 1881 года семья Чеховых, включая Антона Чехова, становится здешними дачниками — до лета 1885 года, когда Чеховы переместятся  в  Бабкино. М.П. Чехов вспоминал: «Для меня и сестры Воскресенск казался земным раем, тем более, что мы очень утомлялись в  Москве. Воскресенск замечателен своими окрестностями. В округе много грибов, а  мы, Чеховы, страстные любители собирать грибы». Но не только грибы были  страстью  Чеховых. Они были и  заядлыми рыболовами, особенно Антон  Павлович. А речка – вот она, рядом. Отличная была рыбалка на  Истре! А еще, как вспоминала  Мария: Павловна Чехова, «почти каждый день веселой шумной компанией мы ходили гулять по окрестным лесам, бывали в  Новоиерусалимском монастыре, где было много памятников старины». Брат Михаил упоминал и игру в крокет. Словом, всевозможными «радостями жизни» Чеховы ни в коей мере не пренебрегали.

Разумеется, воскресенская жизнь Чехова не была  сплошным  развлечением. В  Воскресенской больнице он проходил  медицинскую практику и, конечно, писал рассказы — по выражению самого Чехова, занимался «рукописанием», причем  занимался таковым интенсивно. Вскоре в юмористическом  журнале «Осколки» появляется немало чеховских рассказов, в том числе на основе воскресенских  впечатлений.Недаром сестра Мария Павловна напишет в своих воспоминаниях: «Как писателю Антону  Чехову нужны были впечатления, и он стал их теперь черпать для своих сюжетов из той жизни, которая окружала его в  Воскресенске: он вошел в неё целиком».

Но была в то время у Чехова и сугубо практическая цель – деньги заработать…Так уж сложилось – с молодых лет и до конца своей жизни Антон Чехов был главным кормильцем, добытчиком в семье. Прямо рядом с училищным  домом располагалась церковь Вознесения. К ней можно было пройти через калитку в ограде церкви, соединяющую школьную и церковную территории. Часто ли Чехов посещал церковь? Скорее всего,  не слишком часто: безупречно- ревностным христианином  вряд ли его можно назвать. Тем не менее, он познакомился с  благочинным церкви  ВознесенияСергеем  Ильичом  Холмогоровым и долго еще поддерживал с ним добрые отношения. И вот  Чехов  снова в  церкви, теперь уже с женой Ольга Леонардовной.

Но встретиться с Холмогоровым не удалось. Позже в письме  А.П. Чехов напишет:  «Отец  Холмогоров, говорят, болен». От церкви Вознесения совсем недалеко до Торговой площади (ныне  площадь  Революции). Думается, Чехов был немало удивлен происшедшими на ней изменениям – на площади появились новые сооружения, которые в те минувшие четыре дачных лета с 1881 по 1884 годы Чехов еще не мог видеть: краснокирпичная с высоким шатром часовня и два двухэтажных каменных дома. Один из них с балконом — дом купца Звягина (ныне универмаг), и дом  купца  Бородина – сейчас  это здание городской администрации. Ну,  и как прежде, на площади торговые лавки, конторы, постоялые дворы, трактиры

000093… Кстати, один из них — трактир Банникова Чеховым  был  упомянут в одном из своих шутливых писем: «Ах…не так давно лечил одной барышне зуб, не вылечил и получил  5 руб.; лечил монаха от дизентерии и получил 1 р.; лечил одну московскую актрису – дачницу от катара желудка и получил 3 руб. Таковой успех на новом  моем поприще привел меня в такой восторг, что все оные рубли я собрал воедино  и отослал их  в трактир Банникова, откуда получаю для своего стола водку, пиво и прочие  медикаменты». По-видимому, одной поездкой в Воскресенск  в тот приезд Чехов  не ограничился — хлопот, связанных с поиском  подходящей дачи было  много, к тому же  Антон  Павлович   непременно хотел навестить Воскресенскую больницу.000096 С радостью съездил  бы  и  в  дорогое его сердцу Бабкино, где прошли чудесные летние месяцы 1885 — 1887 годов.000094 Но там уже новые хозяева,  а прежние владельцы усадьбы  Киселевы  разорились и вынуждены  были продать имение с садом. Нет, не вишневым, а яблоневым, но всё же…Кстати,  в 1903 году  Чехов  работал над пьесой «Вишневый сад»

000075… Итак, Чехов  направляется  в коляске  в Чикино – окраину Воскресенска, где располагалась больница, которую  воскресенцы именовали  Чикинской. Нет, не случаен этот душевный порыв – вновь очутиться у стен больницы. В пору прохождения здесь медицинской практики (тогда он был студентом медицинского факультета  Московского университета),Чехов искренне привязался к постоянным и временным обитателям больничного городка. Здесь он получил бесценный врачебный и человеческий опыт. Кроме того, врачебная практика дала Чехову обширный материал для его литературного творчества. С  какой с  благодарностью  вспоминал он о заведующем больницей  Павле Арсеньевиче Архангельском, «милейшем человеке и прекрасном  враче», по словам  Чехова.  Прошло 20 лет,  Антон  Павлович знал, что П.А. Архангельский уже не работает в больнице и теперь ее  возглавляет Михаил  Степанович  Толмачев, но, может  быть, он всё-таки  встретит кого-то из знакомых врачей и фельдшеров? Увидеть удалось лишь одного своего старого знакомого – фельдшера  Макарыча — Сергея  Макаровича  Макарова. Об этом он напишет  в одном из писем: : « В Воскресенске видел фельдшера  Макарыча» Может быть, и Макарыч, черточки его характера в каком-то из рассказов Чехова? «Заработал» ли пятачок ли на нем Антон  Павлович?…Делясь воспоминаниями  о Чехове, его брат Михаил  Павлович рассказывал, что в больнице знали о литературных трудах молодого Чехова, и однажды у од­ного из служащих лечебницы шутливо вырвалось: «Наверное, Антон Павлович на нас заработает не один пятачок!»

Наконец, Чехов покидает больницу, дорожная коляска  трогается. С воскресенской окраины — снова на тихие, приветливые улочки города. Милый провинциальный уют, пусть и скучноватый, – и всё же городок был  для него чем-то притягателен. Здесь, в  Воскресенске, хотел  найти  Чехов  приют. Но – не получилось… По всей видимости, у Чехова оказалось несколько воскресенских  адресов, где выставлялись дома на продажу. Один из таких домов располагался на Крестовской улице. Это  был дом   П.Д. Голохвастова  — хорошего знакомого Чехова по  Воскресенску. Надо сказать, личность Павла Дмитриевича Голохвастова была незаурядной. Он был автором ряда трудов по древнерусской истории и литературе, считался необыкновенным эрудитом, сотрудничал с журналом  «Русский архив»,   переписывался с Л.Н. Толстым,   а отец  Павла Дмитриевича  был  двоюродным братом  А.И.Герцена.  Не раз  бывал  Чехов  в гостях в  доме  Голохвастова.  Но хозяина дома уже давно нет – он умер в 1892 году. И сейчас  это был пустующий дом – заброшенный, со  следами разрушения и одряхления. Значит, требовалось немало сил, средств, чтобы восстановить его.

Нет,  это не могло устроить Чехова. Другие  варианты  тоже оказались неудачными. А ведь  Чехов вполне мог стать жителем  Воскресенска, поскольку один из предложенных вариантов показался  ему очень симпатичным. Это был дом на улице Вознесенской (сейчас это улица Коммуны), Располагался он примерно на месте нынешнего здания ДРСУ (Дорожное ремонтно-строительное управление), то есть недалеко от  Дома культуры. Увы, покупка не состоялась. Причина  тривиальная – денежная. И хотя Чехов  к тому времени был уже знаменитым  писателем, он не мог позволить себе большие расходы. Во-первых, не очень-то он был и богат. Во-вторых, деньги требовались на  различные благотворительные нужды, в третьих — постоянная денежная помощь  многочисленным домочадцам

…Коллизию несостоявшейся покупки излагает сам Антон  Павлович. Сначала  в письме сестре Марии Павловне от 15 июня 1903 года: «Остановились в имении  у  Морозова. Были  в городишке, он всё такой же скучный и приятный, дом  Голохвастова очень состарился, но есть одно чудесное местечко за  церковью на высоком берегу со спуском к реке, со своим собственным берегом и с чудесным видом на монастырь. Матери и бабушке очень бы понравилось это место (10 шагов из церкви и весь монастырь как на ладони), но я не купил  и не куплю, так как цены в  Воскресенске теперь необычайные. За этот клочок земли в одну  — полторы десятины просят десять  тысяч….<…> Уж очень хороший вид, простор, застроить никак нельзя, и чистенькое  местечко, незагаженное, и берег свой,  можно верши ставить». Затем 18 июня в письме В.А. Маклакову:  «Осматривал я кое-что в самом  Воскреснеске, там мне понравился небольшой  участок с домом у самой реки, но хозяева дерут нос, заломили цену ужасную. Ничего не приобрел  в конце концов, даже надежды нет, но все же чувствую себя  звенигородским  помещиком…»

Кстати, немного о  Маклакове.  Василий Алексеевич  Маклаков — известный  политический деятель, адвокат, позже  член  Государственной  Думы, один из лидеров  кадетов. С ним  А.П.Чехов был хорошо знаком. А проживал  В.А.Маклаков  в своем имении Дергайково (в 9,5 км от Воскресенска). В.А.Маклаков  помогал Чехову в покупке дачи под Воскресенском и  в самом  Воскресенске.  Попытки  знакомых помочь  Чехову предпринимались и после возвращения  его в  Москву. Э.И. Тышко (о нем – во второй части очерка) шлет А.П. Чехову письмо из Воскресенска: «Заезжайте, пожалуйста,  <…> ко мне сейчас непременно. Я предложу  Вам ещё одну комбинацию…». Но и из этой «комбинации» ничего не вышло. В начале июля  1903 года Чехов возвращается  в  Ялту, которую, надо заметить, недолюбливал и называл ее  «тёплой  Сибирью». Невольно он вспоминал  минувшие июньские  дни  в  Подмосковье и встречу со своим  прошлым – с Воскресенском, с  молодостью. Вспоминалась умиротворяющая тишина зеленых улочек города, речка  Истра – на её тенистых берегах так хотелось, как прежде, порыбачить

…Но у этой встречи  не будет  продолжения – Чехов это предчувствовал. И не удастся ему ещё раз пожить здесь.  Значит, не судьба… Грустно. Однако и  после отъезда Чехова в Ялту  Ольга Леонардовна продолжает искать для мужа дачу в Подмосковье, в том числе в Воскресенске. Тут снова  помогает  В.А. Маклаков. В конце сентября Ольга Леонардовна сообщает  Чехову, что Маклаков  уладил в Воскресенске все формальности с приобретением  участка земли и «можно покупать». Но покупка по каким — то причинам не состоялась. Вот такая история о несостоявшемся  в наших краях «помещике» Антоне Павловиче Чехове, о прощании   его  — прощании навсегда – с  Воскресенском…

000106

Елена Штейдле.  Краеведческое общество «Наследие».
 

Comments are closed.