У истоков песни «Подмосковные вечера».
«Когда поэт Михаил Матусовский привез мне стихи о подмосковной станции с поэтическим названием «Снегири», я загорелся и написал свою первую песню о Подмосковье (из интервью композитора Соловьева-Седова,1967 год). Кто не знает песни Соловьева-Седова «Подмосковные вечера»? Вопрос, конечно, риторический. О том, что такое песня «Подмосковные вечера» не только для России, но и для всего мира, может сказать уже просто статистический факт: «Подмосковные вечера» занесены в Книгу рекордов Гиннесса как самая исполняемая песня в мире.
В 1980 году Всемирная служба Московского радио на английском языке решила выяснить, какие из русских песен слушатели разных стран считают самыми популярными в мире. Выбрать нужно было лишь три самые популярные. Что же выбрали жители Австралии, Англии, Африки, Юго-Восточной Азии, США, Канады и многих других стран? «Катюшу», «Калинку» и «Подмосковные вечера». И еще немного статистики. В преддверии нового столетия проводился масштабный опрос среди десятков тысяч россиян с просьбой назвать лучшую русскую песню ХХ века. Безусловным лидером стали «Подмосковные вечера». На втором месте – «Катюша». Бесспорно, «Подмосковные вечера» — самая знаменитая песня Василия Павловича. Соловьева-Седова. Но ведь им. написаны еще и «Вечер на рейде», «На солнечной поляночке», «Соловьи», «Пора в путь-дорогу», «Услышь меня, хорошая»… Эти и еще многие другие его песни любимы слушателями разных поколений. Поистине замечательный композитор! Что касается истории возникновения «Подмосковных вечеров», то многим, в общих чертах, она известна. Эта песня на слова М.Л. Матусовского, написанная в 1956 году, была одной из пяти песен, которые создали музыкальный фон хронико — документального фильма «В дни спартакиады» (о первой Спартакиаде народов СССР).
Некоторые дополнительные подробности мы найдем в книгах, посвященных жизни и творчеству композитора Соловьева-Седова и поэта Матусовского. И всё же одна существенная деталь прошла мимо книжных изданий. Что я имею в виду? Дело в том, что в одной московской областной газете более чем 45-летней давности (а называлась эта газета «Ленинское знамя») была опубликована небольшая заметка «У истоков песни» под рубрикой «В гостях у композитора Соловьева-Седова». Ее автор В. Логвиненко. Любопытная заметка, к тому же по-своему знаменательная для нашего Истринского района. Вот некоторые выдержки из этой заметки. «Как родилась песни «Подмосковные вечера»? – этот вопрос я задала композитору Василию Павловичу Соловьеву-Седову. Вместо ответа он сел к роялю, и пальцы его пробежали по клавишам. Рождалась мелодия. Совсем мне не знакомая, но слышалось в ней что-то родное. — Может быть, вы и не слышали этой мелодии, а с нее как раз и начиналась песня о Подмосковье, — сказал композитор, прерывая игру. И я услышала рассказ: — Давно я привязался сердцем к природе Подмосковья, каждая встреча с ней волнует меня. Я полюбил бесхитростные, но такие поэтичные названия подмосковных поселков, городов: Подсолнечная, Апрелевка, Звенигород… И когда поэт Михаил Матусовский несколько лет назад привез мне стихи о подмосковной станции с поэтическим названием «Снегири», я загорелся и написал свою первую песню о Подмосковье. Мало кто знал об этом, когда была написана моя вторая песня «Подмосковные вечера». А ведь это было продолжение темы, начатой «Снегирями»… Нет, мы не станем утверждать, что это именно наша речка Истра «движется и не движется, вся из лунного серебра». Но один из источников вдохновения, чистых, благодатных, из которых родилась эта замечательная песня, – он здесь, на нашей милой истринской земле. Ну, и, наконец, слова той первой песни Соловьева-Седова о Подмосковье – песни «Снегири».
Солнце светит средь листвы, весело сверкая, Есть в окрестностях Москвы станция такая, Где, куда ни посмотри, всюду вьются птицы. Снегири, Снегири, можно в вас влюбиться! Тихий маленький вокзал, светофор зеленый. Здесь тебя я увидал из окна вагона. Что-то замерло внутри, опустили взор мы… Снегири, Снегири, дачные платформы, Все сказать я был готов, только сроку мало Расписанье поездов нам предоставляло. Как же всё в минуты три высказать словами? Снегири, Снегири, что мне делать с вами? Встали сосны по краям в синей дымке лета. Не поэт ли Снегирям дал названье это? И с зари и до зари повторяю вновь я: «Снегири, Снегири, песня Подмосковья!»
Елена Штейдле. Краеведческое общество «Наследие»