browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ: Патриарх Никон шатровых храмов не запрещал, или еще раз о пользе обращения к источникам Д.Ф. Полознев

Posted by on 03.08.2012

В истории древнерусской архитектуры широко распространено

утверждение, что патриархом Никоном было запрещено строитель-

ство шатровых храмов. Оно опирается на единственный аргумент –

цитату из неизвестной храмозданной1 грамоты: «…строить храмы

по чину правильного и уставного законоположения, как о сем пра-

вило и устав церковный повелевают, строить о единой, о трех, о

пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить…». На про-

тяжении более 100 лет никто не приводит ссылки на источник, от-

куда взята цитата, ограничиваясь указанием на труды предшествен-

ников.

В публикациях речь идет ни много ни мало как о «протестах»

епископата против строительства шатровых храмов со второй по-

ловины XVII века. Утверждение, мягко говоря, нелогичное. Строи-

тельство любого храма осуществлялось по благословению патриар-

ха или местного архиерея. И протестовать в таком случае они могли

только против своего же распоряжения! Любопытно, что категори-

ческое утверждение о том, что патриарх Никон добился запрета

шатров, нередко сопровождается дальнейшим перечислением шат-

ровых храмов, построенных после запрета.

Тем не менее, вырванный из контекста фрагмент анонимного

происхождения стал фундаментом далеко идущих построений и вы-

водов. А именно: патриарх Никон запретил шатровые храмы, так

как они не соответствовали канонам, отклонялись от древнего ви-

зантийского (а также киевского и суздальского) образца и не выра-

жали религиозной идеи. И запрет этот был активно подхвачен выс-

шим духовенством. (См. приложение 1).

7

В новом – весьма фундированном – указателе С.К. Севастья-

новой о деятельности патриарха Никона нет никаких намеков на

запрет им шатрового строительства2. Лишь сравнительно недав-

но И.Л. Бусевой-Давыдовой было введено уточнение – «так на-

зываемый запрет шатровых храмов». После подробного разбора

проблемы исследовательница отмечает, что нет никаких докумен-

тальных подтверждений запрета шатров патриархом Никоном3,

хотя цитируемый фрагмент грамоты под сомнение не ставит. Воп-

рос о существовании, происхождении и содержании источника

(документа) о «так называемом запрете» она подменяет вопро-

сом, почему запрет сопровождался-таки строительством шатро-

вых храмов на всем протяжении патриаршества Никона. В итоге

появился странный вывод о том, что патриарх стремился не зап-

ретить, а сильно ограничить строительство шатровых храмов (?!).

То есть, в логике рассуждений запрет имел место.

Затруднения в определении предмета изучения и формулиров-

ке выводов могли бы остаться фактами личной биографии иссле-

довательницы, если бы не весьма корректная полемика с оппонен-

том, уводящая от реального изучения вопроса. Дело в том, что ра-

нее А.Г. Мельник, отмечая факты символического истолкования со-

временниками наружных форм храмов в XVII веке, привлекал ука-

занную цитату как один из примеров, весьма осторожно предполо-

жив наличие невыявленных текстов, которые могли бы прояснить

вопрос: «Ведь такой «устав церковный», в котором бы регламенти-

ровалось и, возможно, обосновывалось количество глав храма, на-

уке пока не известен. Значит, приходится предполагать, что не все

церковные тексты по рассматриваемому вопросу дошли до нас»4.

И.Л. Бусева-Давыдова, основываясь только лишь на рассмат-

риваемой цитате из храмозданной грамоты, указывает А.Г. Мельни-

ку, что под «уставом церковным» имеется в виду Типикон, а под «пра-

вилом» – предположительно – «правила, содержащиеся в Кормчей,

а именно 7-е правило Седьмого Вселенского собора (гл. 18, правило

6) и 67-я новелла Юстиниана (гл. 42, грань 27). Именно они, и только

они, касаются строительства церквей»5. Вряд ли из рассматривае-

мой цитаты автоматически следует, что в ней «уставом церковным»

назван Типикон. Напротив, в грамоте употребляется несколько раз-

личных формул: «чин правилного и уставного заноположения» и

«правила и устав церковный». К тому же в некоторых источниках

есть прямые указания на то, какие богослужебные чины применя-

лись при закладке и строительстве храмов.

Еще большая осторожность требуется при отнесении к рассмат-

риваемым «правилам» фрагментов Кормчей. Во-первых, приведен-

ные ссылки не верны библиографически6. Во-вторых, по содержа-

нию: 6-е правило не относится к теме вовсе, под собором имеются в

Патриарх Никон шатровых храмов не запрещал…

8

виду собрания епископата, а не здания церквей (соборов). Седьмое

же правило касается того обстоятельства, что храмы, прежде освя-

щенные без положения святых мощей, следует освятить, положив

мощи. 67-я новелла Юстиниана также не имеет отношения к теме:

она касается явки священнослужителей на суд. И лишь отчасти уме-

стна ссылка на 27-ю грань 42-ой главы законов Юстиниана, так она

посвящена попечению о возводимых храмах и в этой связи описыва-

ет порядок закладки храма.

Приводя эти ссылки, исследовательница заключает: «Таким об-

разом, вид и количество глав не определялись чином, уставом или

имеющимися правилами»7. Приписывая А.Г. Мельнику свое утверж-

дение, И.Л. Бусева-Давыдова таким образом смело опровергает его,

не входя в рассмотрение цитируемого источника.

Однако если исключить менторскую интонацию в отношении

оппонента, то попытка исследовательницы понять, что разумеется

под правилами, чинами и уставами храмозданных грамот, очень важ-

на и своевременна. Ответ на этот вопрос весьма непрост и требует

высокой источниковедческой квалификации и эрудиции ученого.

Вернемся к нему после выяснения происхождения столь катего-

ричного и имеющего давнюю историографическую традицию убеж-

дения о запрете шатров.

* * *

Изучение порядка заимствований указанной цитаты и утверж-

дения о запрете шатров приводит к целой цепочке ссылок на рабо-

ты авторов последней четверти XIX – XX вв. (см. приложение 2).

Впервые вывод о запрете шатров из-за их несоответствия древ-

нему византийскому образцу сделал Н.В. Покровский в обзоре древ-

ностей костромского Ипатьевского монастыря в 1885 г.: «Иерархи

в грамотах говорят, что нужно сооружать храмы не шатровые, а по

чину против прочих церквей, след. шатровые храмы признавались

не соответствовавшими церковно-строительному чину, обычному

(выделено нами – Д.П.) как в православной Греции, так и в России.

Чин этот требовал, чтобы (выделено нами – Д.П.) церкви со-

оружались в виде нескольких удлиненных четвероугольников с

одною или тремя апсидами, с обычным верхом, с одною, тремя или

пятью главами, а шатровые церкви представляли особый тип, ук-

лоняющийся от этого чина. Без сомнения, и шатровые церкви были

известны в древности русской, но они до XVI в. … не составляли

обычного явления; а потому духовная власть, опираясь на древнее

предание (выделено нами – Д.П.) о формах церковных сооруже-

ний, перешедших к нам из Византии, смотрела на них не совсем

благосклонно и старалась поддерживать обычную традиционную

форму храмов»8.

Д.Ф. Полознев

9

Автором на основании 4 храмозданных грамот последней трети

XVII – начала XVIII вв.9 сделаны выводы о запрете шатрового стро-

ительства и о том, что правильный чин требовал строительства хра-

мов с одной, тремя или пятью главами. Знаменательно, что одним из

доказательств служит ссылка на древнее византийское предание,

которое по определению не может быть представлено письменным

источником. А чин, по которому должны строиться храмы, напря-

мую выводится из текста нескольких грамот, с которыми ознако-

мился автор…

Его мнение с предположением об участии патриарха Никона в

запрете шатров подхватил Н.В. Султанов10, ссылки на работу ко-

торого обычно и встречаются в литературе. В дальнейшем это зак-

лючение стало кочевать из издания в издание, обрастая дополни-

тельными подробностями, и было вновь воспроизведено в работе

Н.В. Покровского 1916 г. Между тем у него нет утверждений, кото-

рые развили последующие авторы, доведя их до полного искаже-

ния: о несоответствии шатровых храмов религиозной идее, о гоне-

ниях на шатры, о запрете их патриархом Никоном, о насаждении

«освященного пятиглавия» и проч. (см. приложение 1).

Таким образом, положение о запрете шатров в лучшем случае

следует считать исследовательской гипотезой, которая, как мы по-

кажем далее, имеет очень слабую доказательную базу.

* * *

Откуда же взялся текст, повлекший столь радикальные выводы

о запрете шатровых храмов, и каково его место в ряду источников

по истории русского средневекового храмового зодчества?

Как мы теперь можем показать, ряд грамот, приведенных

Н.В. Покровским и Н.В. Султановым, с указанием устраивать в

завершениях храмов главы, а не шатры, имеет заметное продол-

жение.

Так, в сборниках документов по истории Вятской епархии фраг-

мент о шатрах встречается в храмозданных грамотах не менее 20 раз

в 1655-1703 гг.11 Та же формула имеется в грамоте рязанского митро-

полита Иосифа на построение церкви Успения в Успенской слободе

г. Воронежа 1665 г.12, в грамоте пaтpиapxa Питирима на обновление

церкви Обнорского Воскресенского монастыря 1672 г.13, в грамоте

новгородского митрополита на построение церкви с. Богородицына

1675 г.14 и во многих других15.

В грамотах текст предписания различается:

«… и верх на церкви не шатровый…»16,

«…чтоб была о пяти главах, а не шатрами…»17,

«…а верх бы у той новой церкви был не шатровый…»18,

«…а верхи б на той церкви и на пределе были не шатровые…»19.

Патриарх Никон шатровых храмов не запрещал…

10

Наиболее известная и наиболее пространная формула, которая

с небольшими разночтениями приводится в литературе, выглядит в

источнике следующим образом: «и строити б та церковь по чину

правилного и уставного заноположения, как о сем правила и устав

церковный повелевают о единой или о трех, или о пяти главах, а

шатровой церкви отнюдь не строити»20.

Восходят эти тексты к документам, изданным от имени патри-

арха Никона в 1655-1656 гг., и на момент подготовки настоящей ста-

тьи нами выявлено 3 таких грамоты на построение церквей:

• Рождества в г. Вятке от июня 1655 г.21,

• Покрова над гробом прп. Сильвестра Обнорского от февраля

1656 г.22,

• Успения в с. Вешняки под Москвой от апреля 1656 г.23

Вятская грамота издана дважды, и в публикациях есть неболь-

шое, но весьма существенное разночтение24. Во втором издании про-

пущена буква «и» между словами «церкви и на пределех». В храмоз-

данной грамоте об Успенской церкви с. Вешнякова речь идет толь-

ко о приделах. И во всех трех грамотах предписано делать главы

круглые. Эти круглые главы противопоставляются островерхим или

высоким, а шатры в них не упоминаются.

Церковь Рождества Церковь Покрова над Церковь Успения

в г. Вятке, июнь 1655 г. гробом Сильвестра Об- в с. Вешняки,

норского, февраль 1656 г. апрель 1656 г.

«…и главы б на тое церкви и «…и на той новой церкви « … а главы б на тех

на пределех были б круглые, велеть учинить главы пределах были круг-

а не островерхие…»25 круглы, а не высокие…»27 лые, а не островер-

«…и главы бъ на тое церкви хие…»28

на пределех были б круглые,

а не островерхие …»26

Вешняковский 077 е\u1093 храм сохранился до нашего времени. Он имеет

шатровое завершение основного объема, построенного в 1646 г., и

одноглавые приделы, возведенные, как принято считать, в соответ-

ствии с грамотой патриарха Никона в 1656 г. Облик церкви подтвер-

ждает, что грамота касается только наверший приделов. Распоряже-

ние вятской грамоты может быть отнесено и к приделам, и к цент-

ральному храму. А в грамоте Обнорского монастыря речь опреде-

ленно идет о церкви в целом.

Таким образом, эти документы показывают, что патриарх Ни-

кон не издавал никакого указа о запрете шатров. Его благословен-

ные грамоты относились к конкретным храмам и всего лишь

предписывали устраивать на них или на их приделах круглые главы.

Да и употребление термина «указ» весьма проблематично, так как в

патриаршем делопроизводстве при благословении строительства

храмов документы назывались «грамотами». А столь полюбившаяся

Д.Ф. Полознев

11

ученой публике цитата представляет собой позднюю искаженную

компиляцию первоначальной никоновской грамоты.

* * *

Для источниковедческой оценки рассматриваемых памятников

следует обратиться к текстам храмозданных грамот. К сожалению,

при всем изобилии разбросанных по разным изданиям публикаций

на сегодня нет ни библиографии опубликованных грамот, ни обоб-

щающих трудов по теме. Так, достаточно полным – и пока един-

ственным – изданием является указанный выше сборник храмоз-

данных грамот Вятской епархии. В предметном каталоге Государ-

ственной Исторической публичной библиотеки нет соответствую-

щей рубрики, что свидетельствует о неразработанности темы в

целом.

Другая проблема заключается в неизученности церковных ус-

тавов как исторических источников. По-прежнему актуально зву-

чат слова крупнейшего дореволюционного исследователя темы

И.Д. Мансветова, который писал, что вопрос о типике не имеет ис-

тории и специальной литературы по нему не существует.29 А ведь

именно ссылки на некие уставы (установления) собственно и послу-

жили утверждениям о «запрете шатров».

Нами просмотрен ряд публикаций храмозданных грамот, а так-

же иных документов, где употребляются формулы, сходные с тек-

стами храмозданных грамот. И хотя мы далеки от исчерпывающего

обзора источников, имеющиеся наблюдения позволяют сделать не-

которые выводы и предложить дальнейшие пути исследования.

В целом ряде храмозданных грамот вовсе не содержится запре-

та на строительство шатров. Так, в благословенной грамоте вятско-

го архиепископа Ионы 1682 г. на строительство Царево-Константи-

новской церкви в Хлынове вообще нет указаний на форму заверше-

ний30. В новой же грамоте на строительство той же церкви 1696 г.

сказано про форму глав, но ни слова – про шатры31. Нет никакого

«гонения на шатры» ни в благословенной грамоте новгородского

митрополита Питирима 1670 г. на строительство новой церкви в

Иверском монастыре32, ни в грамоте новгородского митрополита

Иоакима об освящении новой каменной церкви в Ново-Духовском

Боровицком монастыре 1673 г.33, ни в грамоте ростовского митро-

полита Ионы в тот самый Обнорский монастырь, куда была направ-

лена одна из первых «запретительных» грамот патриарха Никона,

1686 г.34 и т.д.35

Отчетливо видно, что рассматриваемая формула воспроизводит-

ся и получает разночтения при переписывании документов. И это

довольно характерно для средневековых текстов36 (как, впрочем, и

для некоторых пассажей последующего времени, свидетельством

Патриарх Никон шатровых храмов не запрещал…

12

чему является курьезный пример историографической судьбы на-

шей цитаты в научной литературе).

Противопоставление глав и шатров с указанием на количество

глав появилось в храмозданных грамотах в середине 1680-х гг. А 1691 г.

датирована вятская грамота с той самой наиболее развернутой фор-

мулой, которая включила еще и указание на количество глав и ссыл-

ку на чин. Такого обилия и смешения предписаний нет в грамотах

патриаршей канцелярии. Все они вполне лапидарно предписывают

«а верх бы на той церкви был не шатровый». С ними вполне сход-

ны новгородские грамоты в Иверский монастырь. Никаких указа-

ний на облик храмов нет в грамотах ростовского митрополита. А

вот грамоты вятской и казанской епархий 1690-х гг. содержат весь

набор предписаний, что свидетельствует скорее о манере составите-

лей грамот, которые весьма неряшливо вставляли в них фрагменты

предыдущих документов.

Что же касается регламентации собственно вопросов зодчества

в храмозданных грамотах, то устойчивые обороты в них соседству-

ют с частными пояснениями и рекомендациями, которые возникали

по различным конкретным поводам и могли быть связаны с поже-

ланиями самих прихожан иметь храм того или иного облика, либо с

храмозданной традицией той или иной местности.

В литературе хорошо известны документы о строительстве в

Дмитриевском, Власьевском и Николо-Пенском (Федоровском) при-

ходах Ярославля. Так, в приходской летописи Федоровской церкви в

Ярославле подробно показано, как на собрании прихожан решался

вопрос об архитектуре храма37. В благословенных грамотах мы не

находим таких подробностей. Зато в них устойчиво повторяются

предписания на подготовительные работы: запасать лес, если храм

деревянный, или кирпич и известь в случае каменного строитель-

ства, готовить рвы, бут и сваи под строительство. В большом числе

грамот имеются стереотипные указания на устройство и вид буду-

щего храма (расположение и количество дверей, количество глав,

вид алтарей и т.п.). Из них едва ли не следует, что ярославцы, жите-

ли Вятки или других областей не знали, как строить церковное зда-

ние! Совершенно очевидно, что некоторые регламентации были

формальными и вовсе не посвящались технологии строительства или

описанию облика церковного здания, а просто перекочевывали из

документа в документ.

Содержательная же часть формулы о том, какие завершения

должны быть у храма, наиболее отчетливо видна из патриаршей

грамоты на строительство церкви Рождества Христова Воскресенс-

кого монастыря 1686 г.: «а верх на той церкви построить по чину

прочих каменных церквей, а не шатровый»38. То есть, во-первых,

речь, как и во многих других случаях, идет о формах конкретного

Д.Ф. Полознев

13

храма. А во-вторых, облик этого конкретного храма должен соот-

ветствовать образцам прежде построенных храмов, некое множе-

ство которых в силу этого обстоятельства и определяется как «чин»,

как сложившийся порядок. Наличие этого ряда-чина не исключает

бытования другого, а значит, вполне вероятно, что было, как мини-

мум, два чина: для строительства шатровых храмов и для храмов с

главами. А если добавить определенно имеющееся в грамотах раз-

личение деревянного и каменного строительства, то количество чи-

нов удваивается… (?)

Понятие «чин» и семантически и функционально связанные с

ним словоупотребления (правило, строение, устав) встречаются в

документах в широком смысловом диапазоне. Они обозначают при-

мерно одно и то же – некий общепринятый порядок – и относятся к

различным сторонам церковного быта (см. приложение 3).

Этот вывод дополняется наблюдением за употреблением в до-

кументах ссылок на «святые правила». В завершении каждой хра-

мозданной грамоты предписывается освятить церковь после ее за-

вершения: «по правилом святых апостол и святых отец», или «по

правилом святым освятить», или «по правилом освятить» и т.п.39

В сходном значении эта формула используется и в других случаях40.

То есть, указания на святые правила, а также на чины, строй, уставы

и законоположения носят весьма общий характер и вовсе не обяза-

тельно имеют в виду какие-то конкретные документы41.

Вместе с тем, среди просмотренных нами храмозданных грамот

есть такие, которые прямо указывают на то, каким чином следует

руководствоваться при закладке храма. В грамоте на построение

церкви Спаса Нерукотворного в с. Ижевском Яранского уезда 1691 г.

сказано: «а вначале на основании тоя церкви крест водрузити и

молебен пети и святою водою кропити и все строити по чину,

как о том напечатано в новоисправленном большом требнике (вы-

делено нами – Д.П.)»42.

Закладку и строительство храма в Требнике определяет «Чин,

бываемый на основание церквей». Согласно ему архиерей после про-

чтения молитвы и отпуста совершает следующие действия: «Таже

взем един от камения и начертав им крест, сам своима рукама по-

лагает в основание, глаголя (далее вновь текст молитвы – Д.П.). И

тако художницы начинают здание»43. Храмозданная грамота прак-

тически воспроизводит текст чина из Требника в части архиерейс-

кого богослужения. А вопросы строительства Требник, как видим,

отводит зодчим («художницам»).

В летописи Федоровской церкви Ярославля также имеется при-

мечательный фрагмент: «Егда же той храм вскоре бысть свершен

и всяким церковным благолепием по святым правилам, яко подо-

бает, украсися, тогда…»44.

Патриарх Никон шатровых храмов не запрещал…

14

Таким образом, выражения «строити б … по чину», а также

«бысть свершен … по святым правилам…» определенно имеют в

источниках два значения: богослужебное и архитектурное. Соответ-

ственно, понятия «святые правила», «правила», «устав церковный»,

«правильное и уставное законоположение» подразумевают как пись-

менные документы (устав, чин), так и общепринятые установления

(традицию).

По всей видимости, мы здесь имеем дело со значительной источ-

никоведческой проблемой, которая не может быть решена с наско-

ка. Содержание упоминаемых в храмозданных грамотах правил мог-

ло иметь не фиксированный – ни письменно, ни устно – характер.

Ссылка на образец, на прецедент, то есть невербальное указание –

характерная черта средневекового сознания и мышления, которая

по определению не могла непосредственно отразиться в письмен-

ном источнике. Церковные тексты постоянно «переводились» на

язык предметов, поступков, действий и явлений и обратно, и эти «пе-

реводы» были понятны современникам45.

Между тем историк привык оперировать с письменными источ-

никами. А для источниковедческого прочтения изображений и ар-

хитектуры требуется другой инструментарий. Поэтому и вопрос о

вероятном символическом истолковании устройства глав или шат-

ров не может быть пока решен только с опорой на прямые письмен-

ные свидетельства.

Открытым остается и вопрос: почему один чин с середины XVII в.

стал предпочитаться другому и что же все-таки вызвало сначала

указание патриарха Никона делать круглые главы, а потом – поток

архиерейских предписаний не строить шатров?

Учитывая логику средневекового мышления – ориентации на

образец, можно предположить следующее. Имеется ряд известий о

том, что преобразовательные инициативы патриарха Никона были

вызваны его знакомством с теми или иными важными текстами и

реликвиями. Так, «неискаженный» символ веры он прочитал на сак-

косе митрополита Фотия, хранившемся в патриаршей ризнице. Об-

разцом для грандиозного строительства в Воскресенском Ново-Иеру-

салимском монастыре послужил привезенный из Палестины макет

Храма Воскресения Господня. Исправление богослужебных книг

было вызвано сверкой с прежними изданиями. Иконы нового фряж-

ского письма, по мнению патриарха, не соответствовали древней

традиции, и он стал публично уничтожать их.

Все эти известия крайне скупы и противоречивы. Но все-таки в

этой логике выстраивается предположение, чем могла быть вызва-

на инициатива патриарха об устройстве «глав круглых, а не остро-

верхих». Строительство шатровых храмов и храмов с главами ве-

лось и до Никона. И те и другие вполне могли считаться образцами

Д.Ф. Полознев

15

(чинами), на которые он мог ориентироваться. И если в этом смысле

они были равноценны, то повлиять на предпочтение храмов с глава-

ми шатровым храмам мог все-таки какой-то значимый для Никона

текст.

* * *

Выводы

1. Патриарх Никон не издавал никакого указа о запрете шатров и

шатрового строительства не запрещал. Его предписания содер-

жались в 3-х благословенных, или храмозданных, грамотах и

касались устройства завершений конкретных храмов и/или их

приделов круглыми главами, а не высокими или островерхими.

Слово «шатры» в его грамотах даже не упоминается. Количе-

ство глав на храме также не определялось.

2. Противопоставление глав и шатров в архиерейских благосло-

венных грамотах первоначально носило различительный харак-

тер; регламентация количества глав, а также ссылки на уставы,

чины и правила появились позднее при многократном – подчас

неряшливом – переписывании грамот в епархиальных канцеля-

риях. Документы же патриаршей канцелярии в основном следу-

ют тексту и логике первых никоновских грамот.

3. Предписания не строить шатров в период после патриаршества

Никона были весьма распространенными, но не всеобщими.

Архитектура храмов определялась традициями данной местнос-

ти, вкусами, опытом и предпочтениями прихожан и указаниями

архиерея.

4. Выражения «устав», «чин», «правило», «законоположение» и т.п.,

ссылки на которые имеются в грамотах и служат основанием

для утверждений о противоречии шатрового зодчества неким

правильным установлениям, следует понимать как указание на

образец, как следование определенной традиции. На данном эта-

пе изученности темы за этими формулами не прослеживается

документ как некий регламент, относящийся к храмовому зод-

честву. Это, впрочем, не исключает бытования текстов, тракто-

вавших символику церковных глав и шатров, так как предписа-

ние об устройстве глав вместо шатров определенно было нова-

цией, неизвестной до середины XVII в.

5. Что касается благословенных храмозданных грамот, то опреде-

ленно назрел вопрос об их всестороннем источниковедческом

изучении и включении в корпус источников для изучения исто-

рии русской архитектуры XVII в.

Патриарх Никон шатровых храмов не запрещал…

16

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Высказывания о запрете шатров

2007

«В 1652 г. патриарх Никон предписал впредь церкви «строить о еди-

ной, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить». По

мнению ученых, этот запрет был обоснован несколькими причинами: во-

первых, проведением церковной реформы и, соответственно, отказом от

«всего старого», во-вторых, стремлением патриарха приблизиться к ви-

зантийскому образцу. Впоследствии запрет был подтвержден, а в каче-

стве примера зодчим указали пятиглавый Успенский собор Московского

Кремля. Едва ли не первым нарушил свой запрет сам Никон, задумавший

построить храм, который повторял бы формы главной христианской

святыни – храма Воскресения в Иерусалиме. Патриарх приказал соору-

дить невиданной величины каменный шатер над ротондой, примыкав-

шей к храму Воскресения в основанном им Воскресенском Ново-Иеруса-

лимском монастыре под Москвой».

Сетевой ресурс «Православие» // www.pravoslavie.ru

«Широко распространившийся всего за одно столетие стиль (шат-

ры – Д.П.) был запрещен после церковной реформы патриарха Никона в

1653г., как не соответствующий чину. Однако деревянные шатровые

храмы продолжали строиться на севере Руси, а шатровые завершения

колоколен остались едва ли не самыми популярными в русском зодчестве

до появления классицизма».

Сетевой ресурс «Храмы России» // www.hramy.ru

2005

«В 1652 году патриарх Никон запретил строительство одношат-

ровых храмов, как не отвечавших церковному чину, рекомендовавшему

пятиглавие (символ Христа с четырьмя евангелистами). В храмоздан-

ных грамотах предписывалось возводить «освященное пятиглавие» и

тройной алтарь с полукруглыми апсидами. …

По мере распространения указа патриарха Никона шатры как за-

вершения храмов вытеснялись из культового строительства Руси. И

тогда русские зодчие стали использовать любимые шатровые покры-

тия только для колоколен, крылец и других построек, которые могли

входить в храмовый ансамбль, шатер ставился даже над приделами и

часовнями, потому что об этом ничего не говорилось в Указе патриарха

Никона»

Бородина А.В. Шатровый храм в русской архитектуре:

материалы к урокам МХК. М., 2005. С. 12.

1996

«Период широкого распространения этой формы оканчивается к

концу XVII в. Далее начинаются протесты против нее в храмозданных

грамотах. Причина нерасположения заключалась в том, что шатровые

храмы своим своими оригинальными формами уклонялись от прежнего

византийского типа; эти формы имели русское происхождение, а духов-

Д.Ф. Полознев

17

ная власть, стоя на почве древнего предания, желала удержать тради-

ционные византийские формы. Это заключение подтверждается точ-

ным выражением русских иерархов в храмозданных грамотах: «шатро-

вых церквей не строить», а «строить по чину правильно и уставами

законоположенiя, какъ о семъ правила и устав церковный повелеваютъ»,

т.е. «строити по правиламъ свв. отцов и свв. апостоловъ о пяти вер-

хахъ, а не шатром (…) Съ техъ поръ шатровые формы стали приме-

няться лишь къ колокольнямъ, а для церквей предпочитались иныя фор-

мы, и только на севере Россiи на востоке, вдали отъ высшей духовной

власти, народ и духовенство удержали ее какъ форму национальную и

древнюю»46.

Осокин И.М. Церковное строительство в Вятской епархии в XVIIXVIII

веках // Религия и церковь в культурно-историческом развитии

Русского Севера (К 450-летию преподобного Трифона, вятского чудот-

ворца). Материалы Международной научной конференции. Киров, 1996.

Т. 1. С. 54, 59.

1970

«Отказ от шатров объясняется тем, что церковь видела в этой

архитектурной форме выражение светского, мирского начала, которое

все сильнее давало себя знать в архитектуре строившихся храмов. Цер-

ковь в лице патриарха Никона решила начать борьбу с «обмирщением»

храмов, предписав строить новые церкви «о трех, о пяти главах, а шат-

ровые церкви отнюдь не строить». С этого времени «освященное пяти-

главие» входит в русское церковное зодчество. Однако запретительные

меры церкви не смогли уничтожить жизне-мирского характера русской

каменной архитектуры».

Ильин М.А. Москва. М., 1970. С. 175.

1916

«Период широкого распространения этой формы оканчивается к

концу XVII в. Отселе начинаются протесты против нее в храмоздан-

ных грамотах. Чем вызвано это нерасположение к шатровым храмам

со стороны духовных властей? Причина нерасположения заключалась

в том, что шатровые храмы своими оригинальными формами уклоня-

лись от прежнего византийского типа: эти формы имели русское проис-

хождение; а духовная власть, стоя на почве древнего предания, желала

удержать традиционные византийские формы. Это заключение под-

тверждается точным выражением русских иерархов в храмозданных

грамотах: «шатровых церквей не строить», а «строить по чину пра-

вильно и уставами законоположения, как о сем правила и устав церков-

ный повелевают», т.е. «строити по правилам св. апостол и свв. отцов о

пяти верхах, а не шатром». Следовательно причина запрещения заклю-

чалась в том, что шатровые церкви были не по чину и составляли как

бы исключение, хотя бы очень частое. С тех пор шатровые формы ста-

ли применяться лишь к колокольням, а для церквей предпочитались иные

формы, и только на севере России и на востоке, вдали от высшей духов-

Патриарх Никон шатровых храмов не запрещал…

18

ной власти, народ и духовенство удержали ее, как форму национальную

и древнюю».

Покровский Н.В. Церковная археология в связи

с историей христианского искусства. Пг., 1916. С. 179.

1891

«Церковь Благовещения [в Троицком Лютиковом монастыре Пере-

мышльского уезда – Д.П.] … с шатровым пирамидальным верхом …, ка-

жется, основана раньше [второй половины XVII в. – Д.П.], так как пост-

ройка церквей с шатровыми верхами во второй половине XVII в. была

запрещена, как предполагают патриархом Никоном, который, исправляя

богослужебные книги, пожелал и архитектуру церквей вернуть к древ-

ним образцам киевских и суздальских церквей».

Преображенский М. Памятники древнерусского зодчества

в пределах Калужской губернии. СПб., 1891. С. 58.

1887

«… шатровая форма церковных сооружений … удерживается в те-

чение всего XVI и первой половине XVII, но затем почти внезапно пропа-

дает из нашего строительного обихода. Явление довольно странное и во

всяком случае трудно объяснимое! Почему форма прекрасная, форма, до-

стигшая высокого развития, наконец, форма, вполне удовлетворявшая

художественным требованиям народа, почти сразу исчезает из нашего

древнего каменного зодчества? Почему вдруг с половины XVII века под-

нимаются на нее гонения и в патриарших благословенных грамотах это-

го времени она строжайше воспрещается? … С какого года начинается в

XVII веке гонение на шатровые церкви определительно сказать весьма

трудно, но есть довольно значительные основания полагать, что гоне-

ния эти начаты страстным и вместе с тем своеобразным ревнителем

чистоты православия – патриархом Никоном. …Требования храмоздан-

ных грамот, чтобы «верхи строились по чину прочих каменных церквей, а

не шатровые», показывает прямо, что шатровая форма считалась на-

шими архипастырями несоответственною «церковному чину», соблюде-

ние которого было одною из их главных забот. Предположение это тем

более вероятное, что оно вполне совпадает с характером всех Никонов-

ских очистительных преобразований».

Султанов Н.В. Русские шатровые церкви и их отношение к грузино-

армянским пирамидальным покрытиям // Зодчий. СПб., 1887. № 9-10.

С. 66-67.

1885

«Возьмем, например, ряд храмозданных грамот, весьма однообразных

по своему содержанию: они … облегчают решение общих вопросов о фор-

мах русской религиозной архитектуры в XVI — XVII вв. … В этих грамо-

тах, составленных в обычной схеме встречаем безусловное запрещение

со стороны духовной власти сооружать церкви шатровые.

Выписки эти показывают, что в XVII— XVIII в. духовная власть ста-

ралась решительно не допускать построения шатровых церквей, доволь-

Д.Ф. Полознев

19

но распространенных у нас в XVI столетии. Факт достаточно известный,

но еще доселе не получивший точного объяснения. В самом деле, в чем

именно заключалась причина запрещения сооружать шатровые церкви?

На этот вопрос даются разнообразные ответы, исходящие иногда от со-

ображений, основанных на фактах случайных; между тем в самом тексте

приведенных храмозданных грамот находится довольно ясное указание

на эту причину. Иepapxи в грамотах говорят, что нужно сооружать храмы

не шатровые, а по чину против прочих церквей, след. шатровые храмы

признавались не соответствовавшими церковно-строительному чину,

обычному как в православной Греции, так и в России. Чин этот требовал,

чтобы церкви сооружались в виде несколько удлиненных четвероуголь-

ников с одною или тремя апсидами, с обычным верхом, с одною, тремя

или пятью главами, а церкви шатровые представляли особый тип, укло-

няющейся от этого чина. Без сомнения, и шатровые церкви известны

были в древности русской, но они до XVI в., сколько можно судить по

историческим и археологическим данным, не составляли обычного явле-

ния; а потому духовная власть, опираясь на древнее предание о формах

церковных сооружений, перешедших к нам из Византии, смотрела на них

не совсем благосклонно и старалась поддерживать обычную традицион-

ную форму храмов».

Покровский Н.В. Древности костромского Ипатьевского

монастыря // Вестник археологии и истории, издаваемый

Археологическим институтом. СПб., 1885. Вып. 4. С. 33.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Источники цитирования фрагмента храмозданной грамоты о

«запрете шатров»

Дата Сочинение Ссылка на … Ссылка на…

2004 Бусева-Давыдова И.Л. Забелло С., Иванов В., ссылки нет

О так называемом за- Максимов П. Русское

прете шатровых хра- деревянное зодчество.

мов патриархом Нико- М., 1942. С. 9.

ном // Патриарх Никон

и его время. М., 2004.

С. 317.

1996 Осокин И.М. Церков- Покровский И.М. ссылки нет

ное строительство в Церковная археоло-

Вятской епархии в гия. Пг., 1916. С. 179.

XVII-XVIII веках // На самом деле это:

Религия и церковь в Покровский Н.В. Цер-

культурно-историчес- ковная археология в

ком развитии Русского связи с историей хрис-

Севера. Киров, 1996. тианского искусства.

Т. 1. С. 54. Пг., 1916. С. 179.

Патриарх Никон шатровых храмов не запрещал…

20

1991 Мельник А.Г. К вопросу История русского ис- Забелло С., Иванов В.,

о символике наружных кусства. М., 1959. Максимов П. Русское

форм храма XVII в. // Т. IV. С. 163-164. деревянное зодчество.

Сообщения Ростовско- М., 1942. С. 9.

го музея. Ростов, 1991.

С. 146.

1963 Ильин М.А. Москва. ссылки нет.

М., 1963. С. 175. Проверено по:

Ильин М.А. Москва.

М., 1970. 2-е изд.

(переработанное и

дополненное). С. 175.

1959 История русского ис- Забелло С., Иванов В., ссылки нет

кусства. М., 1959. Т. IV. Максимов П. Русское

С. 163-164. (автор деревянное зодчество.

очерка М.А. Ильин). М., 1942. С. 9.

Преображенский М. Султанов Н.В. Рус-

Памятники древне- ские шатровые цер-

русского зодчества в кви и их отношение

пределах Калужской к грузино-армянским

губернии. СПб., 1891. пирамидальным по-

С. 59. крытиям // Зодчий.

СПб., 1887. № 9-10.

1942 Забелло С., Иванов В., ссылки нет

Максимов П. Русское

деревянное зодчество.

М., 1942. С. 9.

1916 Покровский Н.В. Цер- ссылки нет

ковная археология в

связи с историей хрис-

тианского искусства.

Пг., 1916. С. 179.

1914 Сборник храмозданных Никитников Г. Иерар- … подлинные грамо-

грамот на построение хия вятской епархии. ты из архивов храмов

церквей в Вятской епар- Вятка, 1863. и монастырей

хии. Вятка, 1914.

1887 Султанов Н.В. Русские Барсуков А. Род Ше- …факсимильную

шатровые церкви и их реметевых. СПб., публикацию грамо-

отношение к грузино- 1884. Ч. 4. С. 242-244; ты 1656 г.

армянским пирамидаль- Леонид, Историческое …публикации гра-

ным покрытиям // Зод- описание ставропиги- мот 1686 и 1694 гг.

чий. СПб., 1887. № 9-10. ального Воскресенс-

С. 67-71. кого Новый Иеруса-

лим именуемого мо-

Д.Ф. Полознев

21

настыря. М., 1876.

С. 745-746, 750-751.

Покровский Н.В. …подлинные грамо-

Древности костромс- ты из архива монас-

кого Ипатьевского мо- тыря

настыря // Вестник

археологии и истории,

издаваемый Археоло-

гическим институтом.

СПб., 1885. Вып. 4.

С. 33.

1885 Покровский Н.В. Древ- подлинные грамоты

ности костромского из архива монастыря

Ипатьевского монасты-

ря // Вестник археоло-

гии и истории, издава-

емый Археологичес-

ким институтом. СПб.,

1885. Вып. 4. С. 33.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Примеры употребления формул о чинах в некоторых

документах второй половины XVII в.

«…ныне и впредь бытии в священнослужении, и в молебном пении в

соборе, и в лику предстояния, и во всяком церковном чину, и в заседаниях,

по степени во игуменах…»47;

«… и делати все по той нашей грамоте все монастырское строение

и чин непременно…»48;

«И как к вам ся наша грамота придет, …, в соборной каменной церкве

убрать образы и всякую утварь стройно и чинно, со всяким усердием …

устроить все по нашему указу, как писано в сей нашей грамоте выше

сего, чтоб у вас все было чинно и стройно, и к чести царского величества

пристойно»49;

«…монастырский чин и устав церковный содержатца…»50;

«А как та церковь совсем совершитца, и тое церковь освятить … по

чину, как о том напечатано в новоисправленных требниках»51;

«…святые образы и церковные утвари поставить по чину, и тое

церковь освятить соборне по чину ж, как о коледании рапезы в ново ис-

правленном требнике напечатано»52;

«…чтоб … соборная и апостольская церковь, была в совершении по

чину, и в монастырех и иные церкви Божии в боголепном украшении по

ангельскому и по святых отец преданию»53;

«… благословил… церковь … построить и вся учинить по монас-

тырскому чину»54.

Патриарх Никон шатровых храмов не запрещал…

22

**

1 В настоящее время нет общепринятого названия грамот. Дореволюционные

публикации называют их преимущественно «благословенными», советс-

кие – «храмозданными». В нашей работе как равнозначные употребляют-

ся оба наименования.

2 Севастьянова С.К. Материалы к «Летописи жизни и литературной деятельно-

сти патриарха Никона». СПб., 2003.

3 Бусева-Давыдова И.Л. О так называемом запрете шатровых храмов патриар-

хом Никоном // Патриах Никон и его время. М., 2004. С. 314-323. Впрочем, и

сама И.Л. Бусева-Давыдова в свое время оказалась не свободна от привер-

женности общему мнению, отмечая, что патриарх Никон насаждал «освя-

щенное пятиглавие» (Бусева-Давыдова И.Л. Символика архитектуры по

древнерусским письменным источникам XI-XVII вв. // Герменевтика древ-

нерусской архитектуры. XVI – начало XVIII в. М., 1989. Сб. 2. С. 295).

4 Мельник А.Г. К вопросу о символике наружных форм храма XVII в. // СРМ.

Ростов, 1991. С. 146. Досадная ошибка в статье А.Г. Мельника о количестве

глав «по числу», а не «по чину» (как в тексте грамот) к сути дела и его

аргументации не относится вовсе. А слова «устав церковный» даны в ка-

вычках, т.е. вполне определенно указывают не на богослужебный доку-

мент, а на вероятный источник.

5 Бусева-Давыдова И.Л. О так называемом запрете шатровых храмов… С. 316.

6 В ссылках допущена путаница: 6-е и 7-е правила 18-ой главы – это не одно

правило, а разные тексты, также как 27-ая грань и 67-ая новелла 42-ой

главы «От свитка новых заповедей Иустиниана царя». Правила Седьмого

Вселенского собора (глава 18), указанные И.Л. Бусевой-Давыдовой, в Кор-

мчей выглядят следующим образом:

«6 правило. Понеже невозможно по древнему повелению дващи в лете

собору бывати, да бывает единою по повелению шестаго собора: и возбра-

нивыи властель, да отлучится: и небрегий епископъ, да примет запреще-

ние. Собору же бывшу, аще митрополитъ возметъ что от епископа, да ис-

тязан будетъ четверицею». Далее следует толкование правила.

«7 правило. Да полагаются мученикъ святыя мощи в церквахъ, иже без

нихъ священы быша, по обычней молитве. Аще же святитъ без мощей, да

извержется, яко престоупник церковных преданий». Далее следует толко-

вание правила.

Ввиду большого объема не приводятся тексты 27-ой грани и 67-ой новел-

лы 42-ой главы «От свитка новых заповедей Иустиниана царя». К тому же

из предыдущего примера видны приемы работы исследовательницы с ис-

точниками.

7 Бусева-Давыдова И.Л. О так называемом запрете шатровых храмов … С. 317.

8 Покровский Н.В. Древности костромского Ипатьевского монастыря // Вест-

ник археологии и истории, издаваемый Археологическим институтом. СПб.,

1885. Вып. 4. С. 33.

9 Патриарха Иоасафа 1670 г. на построение церкви Покрова в Шацком Устье

Костромского уезда, патриарха Иоакима 1678 г. на построение церкви Пят-

ницы в Буе и двух грамот местоблюстителя патриаршего престола Стефа-

на Яворского 1701 и 1715 гг. на построение церквей Никольской в селе

Бахчине и Покрова в Костроме.

10 Султанов Н.В. Русские шатровые церкви и их отношение к грузино-армянс-

ким пирамидальным покрытиям // Зодчий. СПб., 1887. № 9-10. С. 67. В отли-

чие от своих последователей Н.В. Султанов приводит ссылки на патриар-

шие грамоты, где имеются тексты про шатры. Это: благословенная грамо-

та патриарха Никона 1656 г. на перестройку (строительство приделов) цер-

кви Успения в с. Вешняки под Москвой (Барсуков А. Род Шереметевых.__

СПб., 1884. Ч. 4. С. 242-244, факсимильное воспроизведение грамоты (без

пагинации); грамота патриарха Иоакима 1686 г. на сооружение соборного

храма Рождества Христова Ново-Иерусалимского монастыря (Леонид,

Историческое описание ставропигиального Воскресенского Новый Иеру-

салим именуемого монастыря. М., 1876. С. 745-746); благословенная грамо-

та патриарха Адриана 1694 г. на построение надвратной церкви Входа в

Иерусалим Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря (Там же.

С. 750-751). Ссылки Н.В. Султанова проверены нами «de visu».

11 Никитников Г. Иерархия вятской епархии. Вятка, 1863; Сборник храмоздан-

ных грамот на построение церквей в Вятской епархии. Вятка, 1914. Ори-

ентировочное указание на эти публикации прозвучало в выступлении

Ю.В. Линника «Реформа патриарха Никона и архитектурные искания се-

редины XVII в.» на Болотцевских чтениях 2007 года в Ярославском худо-

жественном музее.

12 Пискарев А.Н. Древние грамоты и акты Рязанского края. СПб., 1854. № 35.

С. 90

13 Церковь села Воскресенского на Обноре, где был Воскресенский мужеский

монастырь. Ярославль, 1861. С. 30.

14 Благословенная грамота митрополита новгородского Корнилия на сооруже-

ние теплой церкви в селе Богородицыне. 1675, 9 января // Леонид, архим.

Акты Иверского Святозерского монастыря. СПб., 1878. № 326. Стб. 829-830.

(РИБ. Т. 5).

15 В силу заметной распространенности этой формулы в храмозданных грамо-

тах на определенном этапе исследования мы прекратили их фиксацию.

16 Сборник храмозданных грамот на построение церквей в Вятской епархии.

№ 23, 24, 25, 26, 28, 29, 30, 34, 36, 38, 41.

17 Сборник храмозданных грамот на построение церквей в Вятской епархии.

№ 22, 32, 33.

18 Там же. № 14, 15, 16; Леонид, архим. Акты Иверского Святозерского монасты-

ря. № 326. Стб. 830.

19 Пискарев А.Н. Древние грамоты и акты Рязанского края. № 35. С. 90

20 Сборник храмозданных грамот на построение церквей в Вятской епархии.

№ 39, 40, 42, 43, 45, 46, 50, 51, 53.

21 Там же. № 13.

22 Грамота патриарха Никона на построение храма во имя Покрова Пресвятой

Богородицы над гробом преподобного Сильвестра Обнорского // ЯЕВ за

1860 год. Ярославль, 1860. Ч.н. № 18.

23 Барсуков А. Род Шереметевых. С. 242-244, факсимильное воспроизведение

грамоты (между страниц без пагинации).

24 Пока восстановить подлинный текст этой грамоты не представляется воз-

можным, т.к. уже составитель сборника 1914 года отмечал, что оригинала

грамоты не обнаружено.

25 Никитников Г. Иерархия вятской епархии. С. 98-99.

26 Сборник храмозданных грамот на построение церквей в Вятской епархии.

№ 12.

27 Грамота патриарха Никона на построение храма во имя Покрова Пресвятой

Богородицы над гробом преподобного Сильвестра Обнорского. С. 155;

Церковь села Воскресенского на Обноре, где был Воскресенский мужес-

кий монастырь. С. 29.

28 Барсуков А. Род Шереметевых. С. 242-244.

29 Мансветов И. Церковный устав (типик). Его образование и судьба в гречес-

кой церкви. М., 1885. С. I-III.

30 Никитников Г. Иерархия вятской епархии. С. 132-133.

31 Там же. С. 133-136.

Патриарх Никон шатровых храмов не запрещал…

24

32 Благословенная грамота митрополита новгородского Питирима архиманд-

риту Феодосию на построение в Иверском монастыре новой церкви во

имя Иакова Боровицкого. 1670, в конце октября // Леонид, архим. Акты

Иверского Святозерского монастыря. Стб. 778-780.

33 Благословенная грамота митрополита новгородского Иоакима властям

Иверского монастыря об освящении в Ново-Духовском Боровицком мо-

настыре вновь сооруженной каменной церкви и перенесенной в него из

Ново-Духовского монастыря Брусовой церкви. 1673, сентября 8 // Там же.

Стб. 824-826.

34 Благословенная грамота преосвященного Ионы митрополита ростовского и

ярославского на обновление церкви Обнорского Воскресенского монас-

тыря // Церковь села Воскресенского на Обноре, где был Воскресенский

мужеский монастырь. С. 30.

35 Челобитная архиепископу Александру иеромонаха Азморина монастыря

Протасия о позволении строить церковь над мощами преподобного отца

Вассиана и собирать монахов в этом месте // Акты Холмогорской и Устюж-

ской епархий. Ч. 1. 1500-1699. СПб., 1890 Стб. 1123. (РИБ. Т. 12).; Челобитная

Александру, архиепископу Устюжскому, о построении каменной церкви в

Лальском погосте. 1698, марта 15 // Там же. Стб. 1427.

36 См., например, нашу работу о регулярном воспроизведении в архиерейских

посланиях XVII века традиционных формул о нарушении церковного бла-

гочиния: Полознев Д.Ф. К источниковедческой оценке архиерейских по-

сланий XVII в. о церковных нестроениях // От Древней Руси к новой Рос-

сии: Юбилейный сборник, посвященный чл.-корр. РАН Я.Н. Щапову. М.,

2005. С. 246-259.

37 «Егдаже приуготовашася всякия материалы на то строение каменное, тог-

да собравшеся тоя церкве прихоженя начаша советовати между собою

воежебы им устроити мерою и каковым подобием тую церковь камен-

ную и положиша в совете своем такову церковь поставити, какова име-

ется у св. Петра митрополита, что на Которостном берегу, и шедшее ко

оной церкви измериша ю обоя стены и величество тоя; егда же собравше-

еся начаша уготовляти место и меру основания полагати, тогда … Иоанн

Плешков той их совет веляше им отложити, основати же мерою и подо-

бием такову, какова имеется у Вознесения Господня; тогда вси … идоша

до оныя Вознесения Господня церкви измерившее оную и паки пришедшее

тогда же начаша полагати оную меру» (Повесть о начале зачатия и по-

ставлении первой древней церкви святого Николая Чудотворца, что на

Пенье, как и кем доброхотных жителей и в которые лета начала созидать-

ся, и о явлении и написании и пренесении честного образа пресвятой Бого-

родицы, Одигитрия нарицаемой, Феодоровской и о создании, устроении и

украшении второй каменной церкви во имя Ее пресвятой Богородицы

Феодоровской, и потом о чудесах Ее, бываемых от онага образа пресвятой

Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, купно же и лето-

пись сей церкви // ЯЕВ. Ч. неофиц. Ярославль, 1872. № 35. С. 280).

38 Патриаршая грамота на построение соборного храма Рождества Христова

1686 года // Леонид, архим. Историческое описание ставропигиального

Воскресенского Новый Иерусалим именуемого монастыря. С. 746.

39 Сборник храмозданных грамот на построение церквей в Вятской епархии.

№ 2-22, 24, 26, 28, 30-34, 37-53. А также см. например: «… и те церкви велено

попам святить по правилом святых апостол и святых отец» (Грамота пат-

риарха Никона костромскому воеводе Константину Нашокину о наблю-

дении, чтобы сооружаемые вновь церкви освящаемы были костромскими

соборянами или с их ведома и доставлялись бы к ним из приходских церк-

вей венечные записи вместе с указанными пошлинами. 1657 г., мая // АИ.

СПб., 1842. Т. 4. № 107. С. 250); «…и освятити тот храм попу и дьяконом по

Д.Ф. Полознев

25

правилам святых апостол и святых отец…» (Грамота патриарха Филарета

15 июля 1620 на построение Борисоглебской ц. села Никулицкого Вятской

округи // Никитников Г. Иерархия вятской епархии. С. 93-94); «…и освятить

тот новый храм … по правилам святых апостол и святых отец попу с дьяко-

ном…» (Благословенная грамота патриарха Иоасафа января 1633 на пост-

роение Хлыновской Покровской церкви // Там же. С. 95-96); «…а как тот

храм совершитца, …, и освятить тот храм и с пределы попу со дьяконом, по

правилом святых апостол и святых отец» (Благословенная грамота патри-

арха Никона Хлыновского Новодевического монастыря игуменьи Евфи-

мии с сестрами // Там же. С. 96-98); «По освящении же той церкви оный

иерей Симеон по правилом святых апостол и святых отец … « (Повесть о

начале зачатия и поставлении первой древней церкви святого Николая

Чудотворца, что на Пенье… С. 277) и др.

40 «… и ты бы тех людей ведал и судил и меж ими росправу чинил по правилом

святых апостол и святых отец, и по царьскому и по соборному уложе-

нью…» (Грамота новгородского митрополита Макария Тихвинского мо-

настыря архимандриту Иосифу о наблюдении в Нагорной десятине, в мо-

настырех и погостах за церковным благочинием и о сборе митрополичьих

пошлин. В начале 1661 г. // АИ. Т. 4. № 151. С. 297-298); «… и тех наших

вотчинных христиан в духовных делах управляти по правилом святым

вам же архиереом» (Там же. № 253. С. 543) и т.п. Опять-таки ввиду распрос-

траненности этих формул в документах их фиксация была прекращена.

41 При этом не следует исключать употребления понятия «святые правила» в

более узком значении: апостольские правила, номоканоны, Кормчая кни-

га или сборники церковных установлений.

42 Грамота митрополита Казанского Маркела на построение в с. Ижевском

Яранского уезда новой церкви во имя Нерукотворенного образа Спасите-

ля вместо ветхой Спасской церкви // Сборник храмозданных грамот на

построение церквей в Вятской епархии. № 39. См. также: Благословенная

грамота митрополита новгородского Питирима на перенесение церкви во

имя св. Филиппа митрополита из больницы на святые ворота в Иверском

монастыре. 1672, мая 8 // Леонид, архим. Акты Иверского Святозерского

монастыря. Стб. 806-807; Благословенная грамота митрополита новгород-

ского Иоакима властям Иверского монастыря об освящении в Ново-Ду-

ховском Боровицком монастыре вновь сооруженной каменной церкви и

перенесенной в него из Ново-Духовского монастыря Брусовой церкви. 1673,

сентября 8 // Там же. Стб. 824-826.

Имеется вариант этого указания: «… по новоисправленным тетратем, ка-

ковы о освящении церквей посланы» (Благословенная грамота митропо-

лита новгородского Корнилия о разрешении перенести из села Валдая

старую церковь великомученицы Параскевы за Ужин озеро к пустынни-

кам. 1688, апреля 9 // Там же. Стб. 880-881.

43 Требник. М., 1658. С. 503-505. Восходит же данный чин к 27-й грани 42-ой главы

законов Юстиниана.

44 Повесть о начале зачатия и поставлении первой древней церкви святого

Николая Чудотворца, что на Пенье… С. 277.

45 См. например: Борисов Н.С. К изучению датированных летописных известий

XIV-XV веков // История СССР. М., 1983. №4. С. 124-131; Полознев Д.Ф. Сак-

кос ростовского митрополита Ионы // Древнерусское художественное

шитье / Гос. историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»

(Материалы и исследования. Вып. 10). М., 1995. С. 139-148.

46 Этот фрагмент статьи содержит следующую ссылку: «Покровский И.М. Цер-

ковная археология. Пг, 1916. С. 179». На самом деле И.М. Осокиным перепу-

таны инициалы автора и название книги; правильно так: Покровский Н.В.

Церковная археология в связи с историей христианского искусства. Пг.,

Патриарх Никон шатровых храмов не запрещал…

26

1916. С. 179. Кроме того, в приведенной цитате смешаны авторский текст,

текст цитируемого Н.В. Покровским источника и текст самого Н.В. По-

кровского. Небрежность автора проявляется не только в смешении своего

и сканированного текста, но и в том, что используемый им сборник хра-

мозданных грамот Вятской епархии не указан в сносках.

47 Указ новгородского митрополита Иоакима о степенях игуменов новгородс-

ких монастырей. 1673 г., после февраля // АИ. СПб., 1842. Т. 4. № 232. С. 502-

503.

48 Патриаршая грамота архимандриту Дионисию об осторожном вскрытии

посланной патриархом собственноручной грамоты с предлоэжением со-

хранить оную в особом ящике в монастырской казне во веки непременно

и исполнять по ней все монастырское строние и чин, как писано, и впредь

идущие дни. 1654. (1 марта) // Леонид, архим. Акты Иверского Святозерско-

го монастыря. Стб. 63-64.

49 Грамоты патриарха Никона к архимандриту Дионисию: 1. О совершении

разных приготовлений к предстоящему приезду в Иверский монастырь

царя и патриарха. 1657. Ноября 18 // Там же. Стб. 286-294. Важно отметить,

что все предписания хозяйственного порядка даны очень подробно, тогда

как собственно церковные в обобщенных и кратких формулах, подразу-

мевающих, что они и так понятны монастырскому начальству.

50 Там же. № 210.

51 Благословенная грамота митрополита новгородского Корнилия на сооруже-

ние теплой церкви в селе Богородицыне. 1675, января 9 // Там же. Стб. 829-

830.

52 Об устройстве и освящении надвратной церкви в Иверском монастыре церк-

ви во имя св. митрополита Филиппа. 1695, в декабре // Там же. Стб. 953-954.

53 Челобитная царю Алексею Михайловичу от устюжских монастырей, собор-

ного протопопа с братьею и от всех посадских и уездных людей относи-

тельно выдачи отказных по духовной на дострой каменной соборной цер-

кви, на монастыри и в приходские церкви денег старицею Улитою Босых.

1658, июля 22 // Акты Холмогорской и Устюжской епархий. Стб. 329.

54 Челобитная архиепископу Александру иеромонаха Азморина монастыря

Протасия о позволении строить церковь над мощами преподобного отца

Вассиана и собирать монахов в этом месте // Там же. Стб. 1123.__

 

Comments are closed.