Сычевский овраг, выходящий к реке Истре, в старинные времена назывался «шлюз». Старожилы рассказывают, что в древние времена по реке шел сплав леса в Москву. Зимой в верховьях реки Истры шла заготовка делового леса и дров. После вскрытия реки весной начинался сплав. Половодье проходило и уровень воды в реке падал. Сплавляемые плоты порой застревали на мелководных местах. Овраг, выходящий к реке, имел выходные запоры. В паводок в овраге скапливалась вода, удерживаемая запором. В определенное время плотогоны открывали шлюз и вода устремлялась вниз по течению реки, снимая плоты с мели.
В августе 1955 года я прошел пешком вдоль реки Истры до устья, где она впадает в р. Москву. Обратил внимание, что перекаты, мели часто встречаются на Истре. Сплав леса требовал специальных мер.
На картинах порой изображали пристани г. Москвы недавнего прошлого. Причалы забиты плотами леса. Немудрено! Реки испокон веков были надежным и мощным транспортом. И только железная дорога к концу 19 века взяла на свои плечи основную массу грузов. Лес к этому времени по берегам рек был уже вырублен. И только теперь два гигантских тополя стерегут «шлюз», напоминая проходящим путникам о далеком прошлом.
Место устройства «шлюза» выбрано с учетом особых обстоятельств.
Город Воскресенск и деревня Сычевки располагались на дороге Москва – Запад, т.е. по Волоцкой дороге. Кюветы этой дороги тянулись по всей деревне Сычевки и местами сохранились до настоящего времени. Дорога пересекала реку Истру. «А под тою же деревнею перевоз». Перевоз, брод через реку был обустроен. Дно реки поднято путем подсыпки песка и камня. Однако сплав леса порой создавал завалы на перевозе, на дороге стратегического значения.
«Шлюз» расположен в 50-ти метрах выше перевоза. Залповый сброс воды очищал переправу от заносов и приводил дорогу в рабочее состояние.