browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

Дедово-Талызино — уголок русской культуры. Из истории усадеб Истринского края.

Posted by on 25.01.2012

 

«Моя литературная родина» — так называл имение Дедово Борис Бугаев (Андрей Белый). Он любил бывать у А.Г. Коваленской, был ею признан как постоянный гость в имении. Именно в Дедове он получил свой литературный псевдоним «Андрей Белый».

 

Кроме того, что Александра Григорьевна Коваленская была детской писательницей и владелицей усадьбы Дедово, она являлась также бабушкой поэта-символиста Сергея Соловьева. Она имела трех дочерей, младшая из них, Ольга Михайловна Коваленская, вышла замуж за Михаила Сергеевича Соловьева, сына знаменитого историка. Они проживали в Москве на Арбате (ныне Арбат, 55), а лето проводили в имении матери Ольги Михайловны в Дедове. Михаил Сергеевич был учителем истории, Ольга Михайловна, ученица Поленова, — рисовала. Их сын Сергей Соловьев (1885-1942) стал поэтом.

Александра Григорьевна являлась также бабушкой Александра Блока, но только не родной, а двоюродной. Она была родной сестрой бабушки Блока по материнской линии, Елизаветы Григорьевны Бекетовой.

Семейства Коваленских и Бекетовых не ладили между собой. Разрыв произошел в тот год, когда Коваленские не только лето, но и зиму провели в Дедове, и Бекетовы жили в этот год вместе с ними. Что случилось конкретно в это время, никто из членов семьи и ближайшие друзья в своих мемуарах не сообщают, но после этого сестры Елизавета Григорьевна и Александра Григорьевна остались до конца жизни в натянутых отношениях. Александра Григорьевна даже ревновала своих детей к «тете Лизе», которую они очень любили.

Особенно сблизились Ольга Михайловна Коваленская – Соловьева и мать Блока, Александра Андреевна Бекетова — Блок. Это сближение произошло в то время, когда Александр Блок писал много стихов, и мать отправила их в Москву для ознакомления Ольге Михайловне. Стихи понравились, и Ольга Михайловна способствовала литературному дебюту Александра Блока сначала в Москве, а затем и в Санкт — Петербурге.

Сама Александра Григорьевна Коваленская предпочитала Блоку творения Бориса Бугаева (Андрей Белый). Да и сам Бугаев любил бывать у Коваленской, был ею признан как постоянный гость в Дедове, и называл имение «моя литературная родина». В Дедове он и получил свой литературный псевдоним «Андрей Белый». В своих мемуарах он описал свое пребывание в усадьбе. Одна глава так и называется «Дедово». Вот строчки из этой главы: «В одноэтажном сереньком флигельке проживали родители моего друга; сюда я наезжал веснами еще гимназистом; в уют комнатушек, обставленных шкафами с энциклопедиями, масонскими томиками с Ронсаром, Раканом, Малербом и прочими старыми поэтами Франции; несколько старых кресел, букетов, тряпок, тряпок, разбросанных ярко, ряд мольбертов Ольги Михайловны Соловьевой, ее пейзажи, огромное ложноклассическое полотно, изображающее похищение Андромеды… Михаил Сергеевич Соловьев – в высоких охотничьих сапогах, в летнем белом костюме вскапывал заступом околотеррасные гряды…»

Вспоминает Андрей Белый и дедовский пруд: «За главным домом был склон к обсаженному березой и ивой позеленевшему пруду: склон был сырой, заросший деревьями, травами и цветами; веснами здесь цвели незабудки, и пахло ландышами,; в июне дурманила «ночная красавица», с трех сторон пруд обходил вал, в деревьях, с четвертой стороны близились домики Дедова; цветистые девки ходили купаться в пруд <…> С вала виделся луг с примыкающим лесом. <…> Вот обстановка, в которую летом я попадал каждый год, пока события личной жизни не удалили меня их Дедова, куда я вернулся лишь в 1917 году».

Александра Григорьевна Коваленская была гостеприимной, радушной хозяйкой. И потому время, проведенное в усадьбе Дедово, Андрей Белый вспоминал с благодарностью: «В Дедове летами я читал классиков и собирал материал для романа «Серебряный голубь» <…> …и когда возвращался в Москву, мне казалось, что я проснулся и Дедово приснилось мне».

Александра Григорьевна прожила долгую и по-своему счастливую жизнь. Она умерла в 1914 году в возрасте 85 лет. Могила ее неизвестна. Имение Дедово перешло к детям и внукам А.Г. Коваленской.

Дальнейшая судьба Дедова печальна: усадьба сгорела в 1917-18 гг., въездная березовая аллея едва просматривается, берега пруда заросли, старинный парк вырубили, леса и покосы вошли в состав совхоза им. Куйбышева. К сожалению, сейчас почти ничего не напоминает о старинной усадьбе и ее хозяевах….

Последний владелец усадьбы Дедово – Сергей Михайлович Соловьев (1885 -1942 гг.), известный поэт-символист, внук историка С.М.Соловьева, племянник философа Владимира Соловьева.

Последний владелец усадьбы Дедово – Сергей Михайлович Соловьев(1885 -1942 гг.), известный поэт-символист.

Как сообщает литературная энциклопедия, Сергей Михайлович Соловьев – русский поэт, переводчик, внук и полный тезка историка С.М.Соловьева, племянник философа Владимира Соловьева, окончил классическое отделение историко-филологического факультета Московского университета (1911 г.), позже – духовную академию в Троице-Сергиевой лавре. Вместе с Андреем Белым, Александром Блоком, Вячеславом Ивановым и Эллисом (Лев Кобылинский) принадлежал к символистам «младшего» поколения, был связан с московским кружком символистов — «Соловьевцев», «Аргонавтов». Его первая книга вышла в 1914 году и называлась «Цветы и ладан». В этой книге он выразил свои чувства по поводу свадьбы А.Блока и Л. Менделеевой.

Сергей Соловьев был троюродным братом А. Блока. Его мать и мать Блока были двоюродными сестрами. В восьмилетнем возрасте он впервые увидел Сашу Блока, и с тех пор до самой смерти Блока они оставались не только родственниками, но и друзьями. Вот как описывает Сергей Соловьев свою встречу с Блоком: «Мне восемь лет, и я еду вдвоем с отцом от станции Подсолнечная. Колокольчик весело звенит. Наконец осуществилась мечта моего детства: я увижу моего троюродного брата Сашу Блока, о котором мне так много рассказывали и который представляется мне каким-то прекрасным мифом. <…> Высокий, светлый гимназист, какой-то вялый и флегматичный, говорит в нос. Но мне сразу становится интересно. Он издавал журнал «Вестник ». <…> Тогда уж меня поразила и пленила в нем любовь к технике литературного дела и особенная аккуратность».

Сергей Соловьев высоко оценил поэтический талант своего нового родственника и друга:

 

Я понял твой размах могучий,

И дух мой с ним соединил.

И с ним теперь лечу над тучей

Исполнен новых свежих сил.

 

Это стихотворение он посвятил молодому Блоку и собственноручно вписал его в рукописный журнал друга.

Сергей Соловьев был посвящен в тайны Александра Блока. Он был почти единственным, кому Блок под большим секретом сообщил о готовящейся свадьбе с Л.Д. Менделеевой, просил быть шафером. В подарок в этот день он преподнес молодоженам стихи:

 

О вечный знак соединенья,

Золотые блещут звенья:

Два священные кольца,

Два небесные венца.

 

Венчание состоялось в 1903 году в Таракановской церкви недалеко от Шахматово.

Потом были: «Grurigfragium» (1908), навеянные Дедовым «Апрель» (1910) и «Цветник царевны» (1913), поэмы «Италия» (1913) и «Возвращение в дом отчий» (1916), книга «Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева» (1922-1923).

Лучшие — поздние стихи С. Соловьева — еще не опубликованы и ждут своего читателя.

Значительная часть его литературного наследия составляют воспоминания, которые он писал в 20-х годах.

В молодом возрасте Сергей Соловьев пережил тяжелую драму. Когда ему было 18 лет, отец его умер, а мать с горя застрелилась. Его воспитывала Александра Любимова, дочь священника из Надовражино, что рядом с Дедовым. С семьей священника Любимова Сергей Соловьев был дружен с детских лет. Между Надовражиным и Дедовым около одного километра, обычно обитатели Дедова ходили в Надовражинскую церковь на службу, но с течением времени они стали дружны и ходили в гости, сначала к самому батюшке, а после его смерти к его вдове и трем дочерям. Вечерние прогулки в Надовражино были традиционными. Когда случилось несчастье, одна из сестер Любимовых — Дуня приезжала на похороны в Москву на арбатскую квартиру и успокаивала 18-летнего юношу вдруг ставшего сиротой. А младшая сестра — Саша переселилась к нему жить в Москву и заменила ему мать.

В 1912 году Сергей Соловьев женился на младшей сестре жены А.Белого, внучатой племяннице известного писателя, Татьяне Алексеевне Тургеневой. Они венчались в Надовражинской церкви Рождества Богородицы, где когда-то много лет тому назад венчались и его родители — Ольга Михайловна Коваленская и Михаил Сергеевич Соловьев. От брака С. Соловьева и Т. Тургеневой родились четыре дочери.

Сергей Соловьев с детства проявлял особый интерес к церковной службе и религиозному чтению,и в 1915 г. он был введен в сан священника. В 1923 г. он перешел в католичество, в 1926 г. был назначен священником русской католической церкви (католиков греческого обряда). В это время центральная тема его творчества — осмысление путей к единству Восточной и Западной Церквей, православия и католичества.

Татьяна Алексеевна была недовольнапереходом С. Соловьева в католичество,и после смерти одной из дочерей пошла на разрыв с мужем.

Сергей Соловьев снимал комнату в Крюково. Был арестован в 30-е годы, затем по болезни освобожден и умер в 1942 году в Казани в мучениях. Могила его утеряна.

Наталья Майкова, искусствовед.

 

 

 

 

 

Comments are closed.