browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

Митрополит Серафим Чичагов

Posted by on 04.04.2012

Священномученик Серафим (Чичагов), митрополит Ленинградский

С 14 февраля 1904 года — настоятель Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, за короткое время реставрировал Воскресенский собор этого монастыря.

Память 11 декабря (28 ноября по церковному календарю).

Священномученик Серафим, митрополит Ленинградский (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился в 1856 году в Санкт-Петербурге, в семье полковника артиллерии Михаила Никифоровича Чичагова, принадлежавшего к именитому дворянскому роду. После окончания Императорского Пажеского корпуса Леонид Михайлович Чичагов участвовал в Балканской войне 1876-1877 годов. Затем он проходил службу по военному ведомству и в чине поручика гвардейской артиллерии участвовал в Турецкой кампании 1877-1878 годов. Георгиевский кавалер, герой Плевны. Кроме прочего пожалован иностранными орденами: болгарскими «За гражданские заслуги», Александра второй степени со звездою и французским орденом Почетного Легиона.
По возвращении с фронта в Петербург познакомился с праведным Иоанном Кронштадтским и стал его духовным чадом.
В 1879 году Леонид Михайлович сочетался браком с дочерью камергера Двора Его Императорского Величества Наталией Николаевной Дохтуровой.
Памятуя о том, что христианский брак есть прежде всего малая Церковь, в которой не угождение друг другу, а тем более предрассудкам высшего света, но угождение Богу является основой семейного счастья, Леонид Михайлович Чичагов сумел привнести в уклад своей молодой семьи начала традиционного православного благочестия. Именно эти начала и были положены в основу воспитания четырех дочерей – Веры, Наталии, Леониды и Екатерины, которые родились в семье Чичаговых.
В 1891 году Леонид Михайлович Чичагов вышел в отставку с воинской службы в чине полковника лейб-гвардии Преображенского полка и переехал в Москву, где начал готовиться к службе церковной. В 1893 году по благословению святого Иоанна Кронштадтского он принял священнический сан и служил в разных храмах Москвы.
В 1895 году умерла супруга отца Леонида Наталья Николаевна. В это время священник Леонид Чичагов начал работу над «Летописью Серафимо-Дивеевского монастыря». В 1898 году он принял монашеский постриг с именем Серафим. Вскоре он был назначен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря. В 1903 году по составленному им представлению и при активном содействии императора Николая II был прославлен преподобный Серафим Саровский. Архимандритом Серафимом (Чичаговым) был составлен акафист преподобному Серафиму Саровскому.
В 1905 году состоялась хиротония архимандрита Серафима во епископа Сухумского. С 1906 по 1912 годы он был архиепископом Орловским, Кишиневским и Тверским.
На Поместном соборе 1917-1918 годов владыка возглавлял отдел «Монастыри и монашество».
28 декабря 1917 года Вероисповедный отдел Тверского губисполкома Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов выдал предписание о высылке архиепископа Тверского и Кашинского Серафима из Тверской губернии.
Желая уберечь святителя от бесчинной расправы большевиков, Святейший Патриарх Тихон за несколько дней до разгона Поместного Собора, 17 сентября 1918 года, успел принять на заседании Святейшего Синода решение о назначении владыки Серафима на Варшавскую кафедру, находившуюся на территории свободной от власти большевиков Польши.
Но он так и не прибыл на место служения в связи с происходившими там боевыми действиями. В 1921 году уже в сане митрополита владыка Серафим был сослан в Архангельскую область.
Проведя около года в архангельской ссылке, святитель Серафим вернулся в Москву. Однако в 1924 году владыка вновь был арестован ГПУ, на этот раз ему вменялась в вину организация прославления преподобного Серафима Саровского в 1903 году. Следствие над святителем Серафимом, оказавшимся в Бутырской тюрьме, продолжалось около месяца. Святейший Патриарх Тихон подал в ОГПУ ходатайство об освобождении 68-летнего владыки Серафима, в котором ручался за его лояльное отношение к существующей государственной власти. Сначала проигнорированное начальником 6-го отделения Секретного отдела ОГПУ Тучковым, это ходатайство через два месяца все же способствовало освобождению святителя Серафима, которому, тем не менее, по требованию властей вскоре пришлось покинуть Москву.
В это время святителю пришлось пережить новое испытание, обрушившееся на него на этот раз не со стороны гонителей Церкви, но со стороны игумении столь дорогого его сердцу Дивеевского монастыря. После того как изгнанный властями из Москвы владыка обратился к игумении Александре (Троковской) с просьбой дать ему пристанище в Серафимо-Дивеевском монастыре, игумения отказала гонимому исповеднику. Отвергнутый обителью, около которой святитель уже более 30 лет со времени погребения там его супруги Наталии Николаевны надеялся найти свой последний покой, владыка Серафим вместе с дочерью Натальей (в монашестве Серафимой) был принят игуменией Арсенией (Добронравовой) в Воскресенском Феодоровском монастыре, находившемся недалеко от Шуи.
В конце 1927 года, трогательно простившись с насельницами Феодоровского монастыря, владыка Серафим навсегда покинул давшую ему гостеприимное прибежище обитель, чтобы принять участие в деятельности Временного Патриаршего Священного Синода. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Старгородский) назначил митрополита Серафима на Ленинградскую кафедру.
Митрополит Серафим (Чичагов) поддержал митрополита Сергия в его церковной политике. Он говорил, что «пока совершается Божественная литургия, пока люди приступают к Божественному причащению, дотоле можно быть уверенным, что устоит и победит Православная Церковь, что не погибнут во зле греха, безбожия, злобы, материализма, гордости и нечистоты русские люди, что возродится и спасется Родина наша».
В 1933 году отдавший все силы Ленинградской епархии 77-летний святитель Серафим подходил к концу своего архипастырского служения в качестве правящего архиерея. Телесные немощи владыки и все возраставшая ненависть к нему государственной власти, делавшая весьма вероятным скорый арест святителя Серафима, побудили митрополита Сергия и Временный Патриарший Священный Синод уволить владыку на покой. Отслужив в храме своей юности Спасо-Преображенском соборе Божественную литургию, святитель Серафим навсегда покинул свой родной город.

После возвращения в Москву, в 1934 году святитель Серафим нашел себе последнее пристанище в двух комнатах загородной дачи, находившейся недалеко от станции Удельная Казанской железной дороги.
В 1937 году начался пятилетний период ни с чем не сравнимого в мировой христианской истории массового уничтожения православных христиан. Доживавший последние месяцы своей многотрудной, подвижнической и славной жизни, отошедший от церковных дел, прикованный к постели 82-летний святитель Серафим был арестован сотрудниками НКВД в ноябре 1937 года. Из дома его вынесли на носилках и доставили в Таганскую тюрьму.
7 декабря 1937 года «тройка» НКВД по Московской области, уже вынесшая в этот день несколько десятков смертных приговоров, приняла постановление о расстреле и митрополита Серафима. Почти 50 приговоренных к смерти страдальцев расстреливали в течение нескольких дней в находившейся недалеко от Москвы деревне Бутово. 11 декабря 1937 года с последней группой приговоренных был расстрелян и священномученик митрополит Серафим (Чичагов).

Следственное  дело

Митрополит Серафим (Чичагов) расстрелян на полигоне Бутово под Москвой 11 декабря 1937 года. Там же и захоронен «на огороженной территории». Реабилитация последовала лишь через 51 год, 10 ноября 1988 года. Публикуемый обзор следственного дела (№ П-72934) составлен на подлинных документах, хранящихся в архиве ФСБ. Разумеется, материалы следственного дела не дают представления о характере действий «подсудимого», поскольку палачи из НКВД специально подтасовывали свидетельские показания и обрекали жертву на полный произвол беззакония. Так что архивно-следственные материалы могут быть использованы в разработке жизнеописания Высокопреосвященного Серафима лишь с известной степенью осторожности, памятуя об истребительном режиме допросов для заведомого «получения» признаний.

Впервые священномученик Серафим (Чичагов) подвергся прямому политическому преследованию в самом начале 20-х годов. Постановлением судебной тройки ВЧК от 24 июня 1921 года он присужден был к высылке в Архангельский концлагерь сроком на два года и отправлен в Таганскую тюрьму для препровождения к месту заключения. Телеграммой ВЦИК от 11 января 1922 года за № 2195 на имя начальника Таганской тюрьмы высылка митрополита Серафима была приостановлена «до особого распоряжения». 14 января 1922 года по распоряжению заместителя председателя ВЧК Уншлихта дело Высокопреосвященного было вновь пересмотрено и срок высылки применен условно: из-под стражи его освободили. Но уже 25 апреля 1922 года это постановление ВЧК отменило СО ГПУ. Он был этапирован в распоряжение ГУБ отдела «для вселения на место жительства, как административно-ссыльный, сроком по 24 июня 1923 года. После постановлением Коллегии ГПУ от 20 марта 1923 года митрополита Серафима выслали в Марийскую область на один год, считая с 25 апреля 1922 года. Вскоре по выходе на свободу Высокопреосвященного снова арестовали (16 апреля 1924 года). Содержали в Бутырской тюрьме, постановлением Коллегии ОГПУ 14 июля 1924 года он был освобожден под подписку о невыезде из Москвы. Дело следствием прекращено на заседании Коллегии ОГПУ 29 августа 1925 года.

30 ноября 1937 года митрополита Серафима арестовали в третий раз, «за контрреволюционную монархическую агитацию».

Представление на его арест утвердил комиссар Госбезопасности 1-го ранга Реденс. В справке на арест, подписанной начальником 8-го отдела Четвертого управления Госбезопасности, старшим лейтенантом Булыжниковым и завизированной начальником этого же отдела капитаном Персицем, говорилось (орфография и стиль подлинника сохранены):

«В 4-й отдел УГБ УНКВД МО поступили сведения о том, что проживающий под Москвой авторитет православной церкви активный деятель «ИПЦ» митрополит Серафим — Чичагов Леонид Михайлович, быв. князь, быв. полковник царской армии, проводит глубоко законсперированную к-р церковную деятельность — дает указания к переходу церкви на нелегальное положение.

Чичагов в своей квартире производит прием своих единомышленников, которых обрабатывает на возобновление к-р церковно-монархическои деятельности и организацию последователей «ИПЦ» из числа церковников враждебно настроенных к советской власти.

На основании изложенного прошу Вашей санкции на арест Чичагова Леонида Михайловича — митрополита «Серафима» 1856 г. рождения; проживает: ст. Удельная, Ленинской ж. д.»

Владыка Серафим привлекался следствием в качестве обвиняемого по статье 58 п. 10 УК с мерой пресечения — содержанию под стражей. Арест-обыск проводил сотрудник Оперативного отдела УГБ Управления НКВД СССР по Московской области Сенькин. При аресте Владыки 30 ноября у него изъяли «разной переписки на 20 листах и фотокарточек 3 штуки». При обыске присутствовали: член сельсовета Волков Д. Т., Сенькин В. Т. и Звягин Б. Комнату в доме 8 по улице Песочной, где жил Митрополит, не опечатали, так как в этой комнате еще проживали люди: Стефанида Харитоновна Зуева и Анна Лукьяновна Втюрина. Были опечатаны только два чулана по 5 кв. м каждый. Дом принадлежал частному лицу (Морокину).

В акте изъятых вещей от 4 декабря 1937 года, составленном уполномоченным Сенькиным, сообщалось, что помимо разной переписки и фотокарточек у Владыки при обыске были также отобраны каучуковая и медная печати митрополита Серафима; «уничтожены как не представляющие никакой ценности для суда и следствия. О чем и составлен настоящий акт». Анкета арестованного составлялась с его слов. В графе «Место службы и должность» указано: без определенных занятий. Ранее арестовывался органами НКВД в 1921-м и в 1923 году, сидел три года в тюрьме и один год отбывал в ссылке. Далее в анкете проставлены сведения о четырех дочерях, проживающих раздельно: Вере Ковригиной, свободной профессии (Горьковская область, город Кулебаки); Наталии Чичаговой, кустарнице (Вологда); Леониде Резон (Москва); Екатерине Сергиевской, домохозяйке (Москва, Покровский бульвар, д. 8). Допрос Владыки, проведенный 3 декабря 1937 года, содержал показания обвиняемого.

Вопрос: Где в настоящее время находится Ваш б. секретарь Савельев?

Ответ: Мой б. секретарь, архимандрит Никандр Савельев, отбывает наказание на Дальнем Востоке. Последнее письмо от него я получил 10 августа 1931 г. и с тех пор сведений о нем не имею.

Вопрос: Следствие располагает данными, что Вы через приближенных имеете точные сведения о месте нахождения Савельева. Вы это подтверждаете?

Ответ: Место нахождения Савельева мне не известно, и посланных от Савельева у меня не было.

Вопрос: Следствие располагает данными, что Вы производили прием своих почитателей, которых обрабатывали в а/советском духе. Вы это подтверждаете?

Ответ: Я это отрицаю. Меня посещает ограниченное количество моих родственников и отдельные архиереи, которые, когда был Синод, приезжали известить меня, справлялись о моем здоровье.

Вопрос: Кто персонально из епископов посещал Вашу квартиру?

Ответ: Мою квартиру посещали: митрополит Арсений (Стадницкий), митрополит Алексий (Симанский) и другие.

Записано с моих слов верно, а мною прочитано.

Подпись: Л. М. Чичагов

 

Допрос вел: Булыжников

 

2 декабря того же 1937 года следователь Булыжников допросил в качестве свидетеля некоего Павла Андреевича Глазунова, 1879 года рождения, работающего печником. Показания его были следующие:

 

Вопрос: Когда и где Вы встречали Чичагова?

 

Ответ: Чичагова, митрополита «Серафима», я знаю давно. Но в последнее время он ушел за штат и уединился в затворе. Проживает он на ст. Удельная, где я посещал его очень редко как бы его почитатель.

 

Вопрос: Кого Вы встречали в квартире Чичагова?

 

Ответ: Квартиру митрополита Серафима Чичагова посещают исключительно б. люди, которые приезжают к нему из разных городов Союза, прием посетителей производится с большой фильтрацией. Чичагов монархист, своих духовных детей воспитывает в монархическом духе.

 

Вопрос: Изложите конкретные факты антисоветской деятельности «Серафима» Чичагова.

 

Ответ: Митрополит Серафим Чичагов является крупным авторитетом православной церкви, имеет большое влияние на верующих и духовенство. Чичагов б. полковник, тесно связан был с б. царем, по военной и особенно по церковной линии. Чичагов во время моего посещения говорил: «Православная церковь и духовенство переживают тяжелое время испытаний. Кто останется верен до конца апостольской православной церкви, тот спасен будет. Сейчас идет большое искушение верующих и духовенства со стороны власти. Многие, боясь репрессий, отходят от церкви, а другие встали на сторону власти и предают православную церковь и духовенство». Дальше Чичагов заявил: «Вы из истории хорошо знаете, что раньше были гонения на христианство, но чем оно кончилось — торжеством христианства! Так будет и с этим гонением, оно тем же кончится. Православная Церковь снова будет восстановлена, и православная вера восторжествует. Правда, сейчас много народа страдает за веру, но это жемчуг, очищающийся в духовном горниле, и после будет так много священномучеников за веру Христову, что такого не помнит вся история».

 

Чичагова многие фанатики, верующие и попы, имеют большое желание канонизировать, как «святого», после его смерти.

 

На другой день, то есть 3 декабря 1937 года, оперуполномоченным Куликовым был допрошен другой свидетель, Толузаков Михаил Михайлович, 1873 года рождения, «служитель культа». Характер свидетельских показаний отражен в протоколе.

 

Вопрос: Вы Чичагова Леонида Михайловича знаете?

 

Ответ: Я его знаю с 1914 года по гор. Ленинграду, где он был архиереем.

 

Вопрос: Что Вам известно о Чичагове?

 

Ответ: Мне известно, что Чичагов — бывший полковник гвардейского полка, командовал гвардейским полком в Петербурге. Был председателем черносотенного салона графини Игнатьевой. Будучи полковником гвардейского полка он как аристократ, с презрением относился к нижним чинам и отличался особенной жестокостью. Родом происходит из старинной дворянской семьи, имел имение, где жестоко расправлялся с крестьянами. Желая сохранить свою жизнь, он бросает военную службу, уходит в монахи. Монашество принял, главным образом, с целью увеличения влияния на массы в монархическом направлении. Пользуясь своими связями с царскими кругами, быстро достиг высшей церковной власти и был назначен Тверским епископом. По поручению царя он открывал мощи «преподобного Серафима» в Тамбовской губ. Митрополит Чичагов являлся одним из инициаторов рабочих погромов в тех городах, где был епископом, причем, желая скрыть свое участие в погромах и остаться в стороне, он на время выезжал и, возвращаясь после погрома, обычно говорил: «Русский народ уничтожает всех богохульников и прислужников дьявола». И далее он заявлял, что «народ его епархии не потерпит никаких левых партий и все это народ делает благодаря моему пастырскому воспитанию».

 

Вопрос: Что Вам известно о митрополите Чичагове в послереволюционный период?

 

Ответ: Мне известно, что после революции и до последнего момента митрополит Чичагов оставался ярым монархистом, продолжая проводить монархические идеи среди окружающих его лиц. Для более успешной монархической деятельности он стал во главе довольно большой кучки черносотенных архиереев и монахов Даниловского монастыря в Москве, к нему стекались его бывшие друзья: бывш. военные, дворяне, купцы и пр. контрреволюционный элемент, всем им он давал указания, как себя вести на местах. Будучи назначенным ленинградским митрополитом он в Ленинграде собрал вокруг себя реакционный контрреволюционный элемент. Среди окружающих лиц говорил, что «сов. власть — это явление временное, скоро сов. власть свергнут и опять будет царь, тогда мы опять заживем по-старому». И далее он заявлял, что «у меня церковная жизнь поставлена по-старому, хоть сейчас приходи царь-батюшка, я готов его встретить». Когда митрополит Чичагов ушел за штат, то поселился под Москвой на ст. Удельной, где продолжил свою монархическую контрреволюционную деятельность. К нему ездили бывшие купцы, торговцы, духовенство и проч. к/р элемент. Его квартира являлась местом ярой антисоветской агитации, где он давал приезжающим к нему лицам указания о контрреволюционной деятельности на местах. Среди окружающих лиц он говорил, что «большевики устраивают гонения на религию и духовенство, ломают храмы Божьи, а духовенство невинно осуждают и высылают». И далее призывал не ходить на выборы в Верховный Совет, заявляя: «Не ходите на выборы, они ломают храмы Божьи, разрушают религию. Я вам не советую голосовать за антихристов». Среди окружающих он говорил также: «Не думайте, что эта власть вечна. И горе тем, кто перешел на сторону сов. власти и поверил большевистским учениям. Русский народ по духу своему — монархический и постоит еще за царя-батюшку».

 

Записано с моих слов верно и мною прочитано: Толузаков

 

В следственном деле Владыки имеется полный текст «Обвинительного заключения». Приводим этот документ полностью.

 

«Утверждаю»

 

Зам. Нач. УНКВД МО —

 

Майор гос. безопасности (Якубович)

 

8 декабря 1937 г.

 

ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

по следственному дело № 7154 по обвинению ЧИЧАГОВА Леонида Михайловича в преступлении, предусмотренном ст. 58 п. 10 ч. I УК РСФСР

 

В 4-й отдел УГБ УНКВД МО поступили сведения о том, что бывший полковник артиллерии, он же митрополит «Серафим» — ЧИЧАГОВ Леонид Михайлович, враждебно настроен к Партии и Советской власти, среди окружающих его лиц систематически ведет к/р. монархическую агитацию, проводит глубоко законспирированную к/р. церковную деятельность, дает указания к переходу церкви на нелегальное положение, проводит к/р. агитацию против выборов в Верховный совет Союза ССР.

 

Проведенным по делу расследованием установлено:

 

ЧИЧАГОВ Леонид Михайлович, бывший полковник артиллерии, он же митрополит «Серафим», действительно, враждебно настроен к партии и Советской власти, являлся активным деятелем ИПЦ, среди окружающих его лиц проводил к/р. монархическую агитацию, давал указания к переходу церкви на нелегальное положение, в своей квартире принимал своих единомышленников, которых обрабатывал на возобновление к/р. церковно-монархической деятельности и организации последователей ИПЦ, из числа церковников, враждебно настроенных к советской власти, вел к/р. агитацию против выборов в Верховный Совет Союза ССР (см. листы дела № 11, 13, 15 и 16).

 

Допрошенный по делу обвиняемый ЧИЧАГОВ Л. М. виновным себя признал и изобличается свидетельскими показаниями (л. д. № 11).

 

На основании изложенного ОБВИНЯЕТСЯ:

 

ЧИЧАГОВ Леонид Михайлович, 1856 года рождения, уроженец гор. Ленинград, бывший полковник артиллерии — он же митрополит «Серафим», русский, гр-н СССР, монархист, имеет высшее духовное, военное и гражданское образование, в 1921 году осужден за к/р. деятельность на один год, наказание отбыл, в 1923 г. осужден за к/р. деятельность на 3 года, наказание отбыл. Одинокий. До ареста находился без определенных занятий, проживал ст. Удельная, Раменского р-на, МО, Песочная ул. д. № 8. — в том, что будучи враждебно настроен к Партии и Советской власти, вел к/р. агитацию против выборов в Верховный совет Союза ССР, являлся активным деятелем ИПЦ, проводил глубоко законспирированную к/р. церковную деятельность, давал указания к переходу церкви на нелегальное положение, у себя на квартире производил прием своих единомышленников, которых обрабатывал на возобновление к/р. церковно-монархической деятельности и организации последователей ИПЦ, из числа церковников, враждебно настроенных к партии и Советской власти, т. е. в преступлении предусмотренном ст. 58 п. 10 ч. 1 УК РСФСР.

 

ПОЛАГАЛ БЫ:

 

Следственное дело № 7154 по обвинению Чичагова Л. М. по ст. 58 п. 10 ч. 1 УК РСФСР — направить на рассмотрение Судебной Тройки при Упр. НКВД МО, одновременно перечислив за ней обвиняемого.—

 

Вещественных доказательств по делу нет.—

 

Справка:

 

ЧИЧАГОВ Л. М. арестован 30/XI-37 г. и содержится под стражей в Таганской тюрьме.

 

Опер. уполн. 7 отд. 4 Отд. УГБ МО Сержант Гос. безопасности: Сенькин

 

«Согласны»

 

Нач. 8 отд. 4 отд. УГБ УНКВД МО

 

Ст. лейтенант гос. безопасности Булыжников

 

Нач. 4 отдела УГБ УНКВД МО

 

Капитан гос. безопасности Персиц

 

Далее следуют материалы.

 

ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА

 

заседания Тройки при Управлении НКВД СССР по МО

 

от 7. XII. 1937 г.

Слушали

Постановили

 

2. Дело № 7154 по обвин. ЧИЧАГОВА Леонида Михайловича, он же митрополит «Серафим» 1866 г. р., ур. г. Ленинграда, б. полковник царской армии. Судим за к/р деятельность. Без опред. занятий.

 

Обвиняется в к/р. монархии, агитации. ЧИЧАГОВА Леонида Михайловича, он же митрополит «Серафим», РАССТРЕЛЯТЬ.

 

Секретарь тройки

[Подпись неразборчива]

 

В следственном деле на бланке Федеральной службы контрразведки находится архивная справка от 19 июля 1994 г., в которой, в частности, сказано:

 

В документах архивного фонда Управления Федеральной службы контрразведки по г. Москве и Московской области в отношении Чичагова Леонида Михайловича имеются следующие данные: Чичагов Леонид Михайлович 1856 г. рождения, русский, на момент ареста проживал: Московская область, ст. Удельная, ул. Песчанная дом № 8.

 

Арестован 30.11.1937 г. УНКВД Московской области. Содержался в Таганской тюрьме до 11.12. 1937 г. Обвинялся по ст. 58 п. 10 ч. I УК (в редакции 1926 г.), в проведении контрреволюционной агитации. Тройкой УНКВД СССР по Московской области от 7.12.1937 г. Чичагову Л. М. назначена высшая мера наказания. ПРИГОВОР приведен в исполнение 11.12.1937 г. Захоронен на огороженной территории поселка Бутово, Ленинского района, Московской области (станция Бутово, Курской железной дороги).

 

Постановлением Мое. Обл. суда от 10.11.1988 г. постановление тройки УНКВД от 7.12.1937 г. в отношении Чичагова Л. М. отменено, дело прекращено за отсутствием состава преступления.

 

Основание: фонд архивно-следственных дел, дело № П-72934, листы №3, 9, 18, 19, 20, 25.

 

Начальник подразделения А. Г. Кузьмин

 

Зав архивом В. В. Павлов

 

П/п верно (Пономарев)

 

Секретно. Экз № 1

 

Президиум Московского областного суда

 

Прокуратура СССР

 

Прокуратура

 

Московской области (по делу Чичагова Л. М.)

 

103856, Москва, Тверской бульвар, дом 18

 

24.10.88

№ 13-67-88/С-198

 

Протест

 

(в порядке надзора)

 

Постановлением тройки при УНКВД СССР по Московской области от 7 декабря 1937 года Чичагов Леонид Михайлович, 1856 г. рождения, русский, б/п, уроженец г. Ленинграда, бывший Ленинградский митрополит, до ареста нигде не работавший, проживавший в Московской области, ст. Удельная, ул. Песочная, д. 8

 

Осужден во внесудебном порядке к высшей мере наказания — расстрелу.

 

Согласно обвинительному заключению Чичагов обвинялся в проведении контрреволюционной пропаганды и проведении глубоко законспирированной контрреволюционной церковной деятельности, т. е. в совершении преступления, предусмотренного ст. 58-10 ч. 1 УК РСФСР (в ред. 1926 г.).

 

В ходе следствия Чичагов виновным себя не признал.

 

Постановление тройки при УНКВД СССР по Московской области по делу Чичагова подлежит отмене по следующим основаниям.

 

Как на доказательство совершения Чичаговым преступления следствие сослалось на показания свидетелей Глазунова П. А. и Толузакова М. М. о биографических данных Чичагова и его высказываниях в отношении будущего православной церкви, выборов в Верховный Совет.

 

Анализ показаний свидетелей позволяет сделать вывод об отсутствии в высказываниях Чичагова признаков антисоветской агитации и пропаганды.

 

Кроме того, по смыслу закона, субъективная сторона антисоветской агитации и пропаганды, за которую осужден Чичагов, характеризуется умышленной виной со специально-антисоветской целью (подрыв или ослабление Советской власти).

 

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют данные о том, что Чичагов преследовал цель подрыва или ослабления Советской власти.

 

В ходе обыска, проведенного на квартире у Чичагова в момент ареста, каких-либо доказательств, свидетельствующих о принадлежности Чичагова к контрреволюционным организациям, не получено.

 

По делу допущены грубые нарушения уголовно-процессуального закона: уголовное дело не возбуждалось, арест Чичагова не санкционирован прокурором, обвинение не предъявлялось, по окончании следствия обвиняемый с материалами дела не ознакомлен, обвинительное заключение не утверждено прокурором.

 

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 375 УК РСФСР,

 

ПРОШУ

 

Постановление тройки при УНКВД СССР по Московской области от 7 декабря 1937 года по делу Чичагова отменить, дело производством прекратить за отсутствием в действиях Чичагова Леонида Михайловича состава преступления.

 

Приложение: уголовное дело № 19595 в I томе; ксерокопия заявления на 1 л.; по миновании надобности дело подлежит возврату в УКГБ по г. Москве и М. О.

 

Прокурор области Государственной советник юстиции 3 класса

В. П. Наместников

Народный судья

Дело № СК-4-31/88

Члены коллегии

 

Докладчик

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

Президиума Московского областного суда

г. Москва

10 ноября 1988 года

 

Президиум Московского областного суда в составе: председателя тов. Боброва М. М. , членов Президиума тов. Ефимова А. Ф. , Зотина К. А. , Найденовой Л. А. , Бородиной Г. Н. , Жужукало И. К.

 

с участием прокурора Московской области тов. Боцкалева А. С.

 

по докладу тов. Масловой Г. И.

 

рассмотрел протест прокурора Московской области на Постановление тройки при УНКВД СССР по Московской области от 7 декабря 1937 года по делу Чичагова Леонида Михайловича

 

Установил:

 

Постановлением тройки при Управлении НКВД СССР по Московской области от 7 декабря 1937 года:

 

Чичагов Леонид Михайлович, 1856 года рождения, уроженец г. Ленинграда, русский, беспартийный, судимый: в 1921 г. за контрреволюционную деятельность на 1 год лишения свободы, в 1923 г. за контрреволюционную деятельность на 3 года, наказание отбыл, бывший Ленинградский митрополит «Серафим», на момент ареста нигде не работавший, проживавший в Московской области, ст. Удельная, ул. Песочная, д. 8 — осужден во внесудебном порядке за контрреволюционную монархическую агитацию к расстрелу.

 

Согласно обвинительному заключению Чичагов обвинялся в проведении контрреволюционной монархической агитации и глубоко законспирированной контрреволюционной церковной деятельности, то есть в совершении преступления, предусмотренного ст. 58 п. 10 ч. I УК РСФСР в редакции 1926 года.

 

Протест принесен на отмену постановления с прекращением производством за отсутствием в действиях Чичагова состава преступления .

 

Президиум, проверив дело и заслушав заключение прокурора, поддержавшего протест, находит протест обоснованным.

 

В ходе предварительного следствия Чичагов виновным себя не признал.

 

В основу обвинения Чичагова положены показания свидетелей Глазунова П. А. и Толузакова М. М. о дворянском происхождении Чичагова, его службе в царской армии, большом авторитете среди верующих, его монархических взглядах и высказываниях Чичагова в отношении будущего православной церкви и выборов в Верховный Совет следующего содержания: «Большевики устраивают гонение на религию и духовенство, ломают храмы Божьи, а духовенство невинно осуждают и высылают». «Не ходите на выборы, они ломают храмы, разрушают религию. Я Вам не советую голосовать за антихристов»; «У меня церковная жизнь поставлена по старому. Хоть сейчас приходи царь-батюшка, я готов его встретить»; «Не думайте, что эта власть вечна и горе тем, кто перешел на сторону Советской власти и поверил большевистским учениям, русский народ по духу монархический и постоит еще за царя-батюшку».

 

Согласно закону субъективная сторона контрреволюционной агитации и пропаганды характеризуется умышленной виной и специальной антисоветской целью. Виновный в антисоветской агитации и пропаганде преследует цель подрыва или ослабления Советской власти либо цель совершения особо опасных государственных преступлений.

 

Однако материалами дела прямой антисоветский умысел и цель подрыва или ослабления Советской власти в действиях Чичагова не установлены, каких-либо данных, свидетельствующих о его принадлежности к контрреволюционным организациям не выявлено, а эпизодические высказывания являлись по сути своей проявлением мировоззрения престарелого человека, воспитанного и прожившего большую часть своей жизни в дворянской семье в дореволюционный период.

 

Кроме того, предварительное следствие по делу в 1937 г. проведено с грубым нарушением уголовно-процессуального закона: уголовное дело не возбуждалось, арест Чичагова не санкционирован прокурором, обвинение не предъявлялось, по окончании следствия обвиняемый с материалами дела не ознакомлен, обвинительное заключение не утверждено прокурором.

 

С учетом изложенного постановление Тройки при УНКВД СССР по Московской области как незаконное подлежит отмене с прекращением дела производством за отсутствием в действиях Чичагова состава преступления.

 

Руководствуясь ст. 378 УПК РСФСР, Президиум

 

Постановил:

 

Постановление тройки при УНКВД СССР по Московской области от 7 декабря 1937 года в отношении Чичагова Леонида Михайловича отменить и дело производством прекратить за отсутствием в его действиях состава преступления.

 

Председательствующий:

[Подпись] М. М. Бобров

Гр. Черная В. В.

 

Г. Москва, ул. Чайковского, 16, строение]., кв. 10

 

10.11.88 г.

СК-4-31/88

 

Справка о реабилитации

 

Настоящая справка выдана в том, что постановлением Президиума Московского областного суда от 10 ноября 1988 г. отменено постановление тройки при УНКВД СССР по Московской области от 7 декабря 1937 года в отношении Чичагова Леонида Михайловича, 1856 года рождения, уроженец г. Ленинграда, на момент ареста нигде не работавший и дело в отношении его на основании п. 2. ст. 5 УПК РСФСР производством прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления.

 

Председатель суда

[Подпись] М. М. Бобров

 

 

 

Comments are closed.