browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

Чеховское Глебово

Posted by on 04.04.2012

 ФОТО http://ierusalem.ru/?page_id=2329

У старинного села Глебово богатая история, связанная с именами заметными в истории России, среди них — выдающиеся композиторы М.П. Мусоргский, П.И. Чайковский. Имеются сведениям о пребывании в Глебово и композитора А.С. Даргомыжского.

Вкратце история усадьбы такова. Сельцо Глебово на реке Малогощи (древнее название Маглуши), упоминаемое в писцовой книге 1567-1569 гг., принадлежало роду Лыковых, с 1625 года – князю Г.П. Ромадоновскому, известному деятелю смутного времени, а затем — его сыновьям. По переписной книге 1705 года Глебово числится за поручиком Г.Б. Соколовым. Владельцев вотчиной Соколовых сменили в 1800 году генерал-майор А.И.Лобанов — Ростоцкий и его жена. В 1832 год селение досталось по купчей крепости полковнику графу Ф. И. Толстому (скандально знаменитому «Американцу» — родственнику Льва Толстого), после его смерти в 1846 году — его жене графине А.М. Толстой.

Со второй половины 1850-х гг. до начала 1887 года владельцами Глебово являлись Шиловские. При звенигородском помещике — потомственном дворянине, штабс-капитане Степане Степановиче Шиловском Глебово становится образцовой в хозяйственном отношении усадьбой. Но не только в хозяйственном – здесь, в провинции, образовался своеобразный культурный центр. А далее судьба усадьбы повторяет участь многих русских усадеб конца

XIX – начала ХХ века – череда банкротств временных хозяев вплоть до революции 1917 года.

Ну, а как Антон Павлович Чехов «вписался» в историю усадьбы Глебово? Всё началось с Бабкино. Владельцы Бабкино Киселевы теснейшим образом были связаны с обитателями Глебово Шиловскими — известными в то время меломанами, музыкантами, литераторами. Достаточно сказать, что отец Марии Владимировны Киселевой — Бегичев был женат вторым браком на Марии Васильевне Шиловской, сама М.В.Киселева приходилась падчерицей Шиловской.

О весьма любопытном семействе Шиловских, находившемся в круге общения с известнейшими композиторами, музыкантами и литераторами Москвы того времени, стоит рассказать подробнее. Мария Васильевна Шиловская – страстная любительница музыки, ученица А.С. Даргомыжского, в недавнем прошлом известная певица. Ее дом на Тверской был одним из самых притягательных в артистической среде Москвы. Здесь собирался весь цвет музыкальной и театральный сцены, в том числе, иностранные знаменитости. Мария Васильевна умела окружать себя талантливыми людьми, она была знакома с М.И. Глинкой, братья Рубинштейнами, М.П. Мусоргским, П.И.Чайковским.

Ее сыновья от первого брака – Константин и Владимир Шиловские получили хорошее музыкальное образование. Известно, что младшему, Владимиру, молодой Чайковский давал домашние уроки теории музыки, позже П.И.Чайковский посвятит ему несколько своих произведений. Старший сын Константин вошел в культуру своего времени как колоритная фигура, выдающаяся по своей разносторонней одаренности. Его знала вся Москва. Он писал романсы, стихи, прозу, пьесы и либретто, учебники и критические статьи, был актером, художником. В 1880-е годы его популярнейший романс «Тигренок » играли все садовые оркестры, пели русские и цыганские хоры.

П.И.Чайковский долгие годы поддерживал добрые приятельские отношения с братьями Шиловскими. Во второй половине 1880-х годов Петр Ильич часто бывает у гостеприимных Шиловских в Глебово. Здесь в деревенской тишине, в пору, как он писал, «счастливого одиночества», Чайковский заканчивает «Лебединое озеро», создает фортепианные миниатюры «Подснежник и «Песнь жаворонка» из цикла «Времена года», а летом 1877 года в Глебове им будут созданы лучшие, по мнению самого композитора, страницы оперы «Евгений Онегин». То вдохновение, с которым была написана музыка этой оперы, было созвучно поэтической природе, окружавшей Чайковского в Глебове. Знаменательно, что соавтором композитора в либретто «Евгения Онегина» был К.С.Шиловский. В Москву Петр Ильич вернулся из Глебова с двумя третями оперы. «Воспоминание о глебовском месяце буквально представляется мне сладким сном» — скажет позже П.И.Чайковский…

 

О Глебове, о семействе Шиловских, о П.И. Чайковском Чехов был наслышан в Бабкино и от В. П. Бегичева, и от М. В. Киселевой. На протяжении многих лет семьи Бегичевых и Киселевых связывали с П.И. Чайковским дружеские отношения. Владимир Петрович Бегичев, занимавший весомую должность директора московских театров, помогал П.И.Чайковскому в постановке его опер на московской сцене. Кроме того, он был одним из авторов либретто «Лебединого озера» Чайковского. Но это еще не всё – Чайковский в свое время сватался к Марии Киселевой, тогда ещё Бегичевой…

Безусловно, здесь, в Бабкино, звучала музыка П.И.Чайковского. К знатокам, искушенным меломанам Чехов не мог себя причислить, но тяготение к музыке еще с таганрогских времен ощущал: еще подростком — гимназистом увлекся итальянской оперой, которую представляли заезжие в Таганрог артисты-итальянцы. В первые годы жизни Антона Чехова в Москве круг его музыкальных интересов расширился. Тогда и услышал он впервые музыку П.И.Чайковского. И эта музыка глубоко его затронула, опера «Евгений Онегин» стала любимейший. Пройдет некоторое время, и Чехов восторженно скажет: «Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, до такой степени я уважаю его».

В свою очередь, П.И.Чайковский, познакомившись с прозой Чехова, вскоре стал, как он сам выражался, «пламенным почитателем» писателя. Их встреча произойдет в 1888 году. Но, удивительно, еще до личного знакомства на каком-то интуитивном уровне они оба почувствовали внутреннее душевное родство. Позже это родство будут замечать современники Чехова и Чайковского. Вот как об этом пишет композитор С.В. Рахманинов: «Он (П.И.Чайковский) был одним из самых обаятельных художников и людей, которых я когда-либо встречал. Он отличался необычайной деликатностью ума. Он был скромен, как скромны истинно великие люди, прост, как мало кто бывает. Я встречал одного человека, который на него походил, и это был Чехов».

Безусловно, уже с первого бабкинского лета Чехов стал бывать в Глебово, благо что от Бабкино недалеко. Что представляла собой тогда усадьба Глебово? Во-первых, это была по-настоящему богатая усадьба – надо сказать, семейство Шиловских было весьма состоятельным в материальном отношении (правда, до поры до времени: у расточительных братьев Шиловских «миллионы» к концу 80-х годов растаяли…).

В 1859 году в Глебово на средства С. С. Шиловского была выстроена церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Прототипом ее послужила петербургская церковь Конногвардейского полка выдающегося архитектора К.А.Тона — создателя Храма Христа Спасителя, Большого Кремлевского дворца и ряда других известных сооружений. Построил Шиловский в усадьбе и театр, и художественной мастерскую. Словом, не скупился помещик на разные художественные затеи…

Гостивший в Глебово в 1859 году Модест Мусоргский делился своими впечатлениями об усадьбе с композитором М. Балакиревым: «Дорогой Милий, <….> барский дом роскошный, на горе сад английский (род парка) ,vis — a – vis ферма – все великолепно (оно так и должно быть – ведь богат, канальство, Шиловский)»

 

Характерная деталь: усадьба была настолько великолепна, что, по рассказам старожилов, крестьяне задолго до усадебных ворот спешивались с лошадей, снимали шапки и шли пешком.

Главный усадебный дом в глубине парка — двухэтажный деревянный особняк, с его причудливой живописной отделкой, в чем-то перекликался со своеобразным, в романтическом стиле, Казанским храмом.

Что же до природного окружения усадьбы — оно было чудесным! Потому и скажет П.И.Чайковский с восторгом: «Местность в полном смысле восхитительная».

И еще: «О стократ чудный, милый, тихий уголок мира, я никогда тебя не забуду!»

Но пройдут годы, и к концу 1886 года владелец имения Глебово К.С. Шиловский, к тому времени титулярный советник, задолжает банку 22000 рублей, имение Глебово назначат к торгам…Разумеется, об этом стало известно Киселевым и Чехову. Так уж совпало: близкий знакомый Чехова — известный издатель А.С. Суворин в это время намеревался купить имение под Москвой. Чехов вызвался ему помочь. В своем мартовском письме 1887 года он сообщает А.С. Суворину: «В Звенигородском уезде Московской губернии продается бывшее имение Шиловского, которое я видел. Имение красивое, уютное, с прекраснейшим парком (пихты и лиственницы), с рекой, прудами, изобилующими рыбой, с церковью, театром, художнической мастерской, со статуями и монументами…»

Но покупка не состоялась. Возможно, причина была в недостатках, о которых в этом же письме Чехов упомянул: «отсутствие вблизи телеграфа (12 верст) и железной дороги (30 верст)»

Что же осталось от «красивого, уютного» имения в настоящее время? Остались парк (но «прекраснейший» ли сейчас?) и пруд. И осталась церковь – тут уж без сомнения – прекраснейшая…

 

Елена Штейдле. Краеведческое общество «Наследие».

 

Comments are closed.