browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

Улицы Истры. Воспоминания М.И.Ямской

Posted by on 24.01.2012

Часть 1.

Зимой площадь Революции превращалась в каток, кото¬рый хорошо вечером освещался. Молодежь и мы, детвора, прикрутив, коньки к валенкам, с удовольствием здесь катались. В Новый год там красовалась елочка.

Я люблю Истру. Здесь прошли мои детство, юность и вся моя жизнь. До войны Истра была тихой, одноэтажной, утопающей в сирени. И почти все истринцы друг друга знали.

Я жила в центре – на улице 15 лет Комсомола, напротив сквера. На площади Революции и в сквере проходили массовые гуляния горожан. В праздничные и выходные дни в сквере играл духовой оркестр, там всегда было весело.

Важное место занимал в городе спорт. Запомнились яркие массовые вы¬ступления физкультурников на площади, в которых принимали участие и мы, дети. А зимой площадь Революции превращалась в каток, кото¬рый хорошо вечером освещался. Моло¬дежь и мы, детвора, прикрутив коньки к валенкам, с удовольствием катались. В Новый год там красовалась елочка.

Площадь Революции была центром торговой жизни города. На месте нынешнего административного здания, от Универмага до Первомайской улицы располагались сплошные магази¬ны. Один из них был особенный, назывался «Торгсин». В нем продавались очень краси¬вые товары, которых не было в других магазинах, но купить их можно было в обмен на серебро и золото. Поэтому покупате¬лей там было немного, в основном, при¬ходили посмотреть на товары.

Вспомина¬ются длинные очереди, которые занима¬ли с ночи в промтоварные магазины, торгующие тканями. Сейчас это трудно представить, а тогда это был самый дефицитный то¬вар, который поступал в магазины нечас¬то.

На видном месте в Истре была керо¬синовая лавка, она тоже находилась на площади. Там всегда было многолюдно, поскольку у всех были примусы и керо¬синовые лампы. Истринскую детвору больше всего на площади радовала тележка с мороженым, которое стоило 10 и 20 копеек и казалось необыкновенно вкусным.

А вот Дом крестьянина на площади Революции, сейчас тут находился здание земельного комитета и сберкассы. Здесь радушно принимали колхозников со всего района, приезжавших на базар. Лошадей они привязывали у Дома крестьянина или на конопривязи, которая распола¬галась на месте теперешней автобусной остановки.

Центром культурной жизни города был Истринский кинотеатр, что на улице Советской. Это бывший Народный дом. Там проходи¬ли концерты, различные праздничные мероприятия, торжествен¬ные собрания, а еще партийные конференции… Помню, когда училась в 3-ем классе школы имени Ти¬мирязева (сейчас это школа им. А.П. Чехова), я выступала в кинотеатре с приветствием участникам партийной конференции.

Вечерами фойе кинотеатра пре¬вращалось в танцевальный зал. За биле¬тами в кино всегда были очереди, и достать билет считалось большой удачей.

Имелся в городе и Дом пионеров. Не дворец, а обычный одноэтажный дом на улице Первомайской. Там работали различные кружки, ребята охотно их посещали. Я занималась в литературном кружке имени Лермонтова, который объединял учащихся школ им. Тимирязева и им. Крупской. Нам было очень интересно. Мы занимались поэзией, ставили пьесы, сочиняли рассказы. Руководила кружком прекрасный человек, замечательный педагог — преподаватель русского языка и литературы школы им. Тимирязева Ольга Степановна Покалюк. Она воспитывала в нас любовь к литературе, любовь к Родине.

Главной достопримечательностью города был, конечно, Новоиерусалимский монастырь. Перед войной там был обла¬стной Краеведческий музей, в котором работал мой брат. Я часто ходила к нему, бывала с ним в Воскресенском соборе. Словами трудно передать чувство восторга и восхищения от посещения собора, его божественной красоты. И как больно было видеть его разрушенным! Я навсегда сохраню воспо¬минания о его былом великолепии. Ду¬маю, что воссоздать такую красоту внутреннего убранства Воскресенского собора будет очень и очень сложно, а может быть, и невозможно.

Часть 2.

Общественные представители участвовали в проверках магазинов, выявляли недостатки, со¬ставляли акты. И называли их – «депутатки». Не знаю, по¬чему. Может, потому, что они носили красные косынки, ко¬гда выполняли обществен¬ную работу?

Жители города активно участвовали в общественной жиз¬ни. Это было в 30-тые годы минувшего века. На каждой улице избира¬лись уличные комитеты, которые осуществляли контроль за порядком и чистотой на улицах и во дворах, рассматривали жалобы и конфликтные ситуации. Эта традиция сохранилась и после войны.

Общественность выбирала и наделяла полномочиями своих представителей для контроля за работой торговли. Так, были избраны Александра Иванов¬на Камакина, Евдокия Фадеева, Ефро¬синья Ивановна Алешина – моя мама. Они участвовали в проверках магазинов, выявляли недостатки, составляли акты. И называли их – депутатки. Не знаю, почему. Может, потому, что они носили красные косынки, ко¬гда выполняли общественную работу? Но хорошо знаю, что моя мама была очень порядочным человеком.

Участвовал в общественной жизни города и мой отец, Иван Федотович Алешин, участник гражданской и Великой Отечественной войн. Работая секретарем парткома воротничковой фабрики в трудное и тревожное время начала сталинских репрессий, он был честным коммунистом, проявлял заботу и внимание к людям. Об этом говорили бывшие работницы фабрики и моя мама, которая тоже там работала.

Помню его тревогу и беспокойство по поводу необоснованных арестов многих людей. Об этом он говорил с друзьями: С. М. Прусаковым (областной краеведческий музей) и Д.М. Обрезковым (секретарь парткома артели). Например, К.Ф. Фадеева посадили за частушку про Сталина:

Раньше в нашем магазине

Были сыр и колбаса,

А сегодня в магазинах

Одни Сталина глаза.

Домой Фадеев больше не вернулся…

Мои родители и знакомые старались поддержать его семью.

В 1940 году отца перевели на работу в Истринский райком партии — инструктором. Он много и напряженно работал, ездил по району, домой возвращался поздно.

И вот началась война. С первых ее дней жизнь города и района начала перестраиваться на военный лад. Фабрики и артели перешли на выпуск продукции для армии. Взрослые добровольцы отправлялись на строительство оборонительных рубежей.

Фронт неумолимо приближался к Ист¬ринскому району. Надо было подгото¬вить эвакуацию промышленного оборудо¬вания, перегнать колхозный скот и тракто¬ры в соседние области, мобилизовать людей рыть окопы. Организующая роль в этой огромной работе принадлежала райкому партии, его работникам, которые трудились в режиме казарменного поло¬жения. Отца дома мы почти не видели.

Для защиты города из числа партийного и советского актива был создан ис¬требительный отряд, куда вступил и мой отец.

Наступило очень тревожное время. Участились налеты вражеских самолетов на Москву. Вечерами жители нашей улицы выходили из домов и с волнением смотрели, как в небе над Москвой шли сражения зенитной артиллерии с фашистскими летчиками. Когда

удавалось сбить немецкий самолет, все кричали «ура».

Во дворе у нас появился окоп, а в доме – солдаты — сибиряки, которые приехали защищать Моск¬ву. Они были уверены, что город немцам город не сдадут

Однажды, ранним утром, когда мы еще спали, началась бомбежка. В доме посыпались стекла, бомба упала недалеко — в районе почты. Мы побежали прятаться в окоп. Длилась бомбежка недолго, особых разрушений не произошло, но было разбросано много зажигательных бомб. Всем стало тревожно, страшно. Возникло напряженное ожидание, что все может повториться снова.

Отец был в истребительном батальоне на казарменном положении, и вот как-то вечером приходит домой и говорит, что нам срочно надо уезжать, потому что немцы приближаются к городу. Он попрощался с нами и сказал, что остается защищать город, а потом с армией будет воевать дальше, хотя возраст у него был непризывной.

Часть 3

Наиболее богатая история у улицы Первомайской. Ее прежнее название — Крестовская — не случайно. Она располагалась «от креста до креста»: на Торговой площади, с которой улица начиналась, стояла часовня, построенная в 1889 году, а завершала улицу Елеонская часовня.

До 60-ых годов прошлого века город состоял в основном из одноэтажных домов типично сельской застройки: деревянный дом в 3-5 окон по фасаду и с двух сторон деревянные терраски. В 60-ые годы появились первые хрущёвки: два трехэтажных дома на Первомайской, построенные для своих сотрудников организацией «Санаторий Истра», затем и другие организации стали строить жилые дома для своих сотрудников.После этого город активно стал застраиваться многоэтажными домами, строились микрорайоны, поэтому, соответственно, появлялись новые улицы. От строительства блочных домов перешли кирпичным. С 1966 года стали появляться кирпичные 9-ти и 14-этажные здания.

Расширялся город из-за притока новых жителей — молодых специалистов, которые приезжали сразу после института по распределению работать на открывавшиеся здесь филиалы московских научно-исследовательских институтов. В перспективе наш город планировался как наукоград. В то время это был город молодых.

На сегодняшний день в Истре 56 улиц. Наиболее старые улицы города – Первомайская (бывшая улица Крестовская), Советская (Дворянская улица) и, конечно, ул. Ленина, проходящая через весь город и его центр с юга на север, от железнодорожной станции Истра до конца города, где расположен больничный комплекс зданий. Интересно, что раньше часть улицы от железнодорожной станции до площади Революции (в прошлом Торговой) именовалась Звенигородской, а далее 1–й Клинской. Но с 1927 года, когда начались переименования улиц в честь десятилетия революции, эти два отрезка улицы были объединены под общим названием — улица Ленина. Кстати, была и 2-я Клинская улица, сейчас она именуется улицей Урицкого. Старые улицы почти все прямые, параллельные друг другу и расположены с севера на юг,

Улица Ленина одна из главных улиц города. Раньше эта улица была сплошь из частных небольших домиков. Теперь она сильно изменилась. Та часть улицы, которая идет от станции до центра города на сегодняшний день представляет собой новостройку. Снесены все старые дома.Остался только один частный дом, зажатый современым небоскребом. Сразу несколько небоскребов появилось на этой улице в последнее время, некоторые еще строятся.

В годы войны улица Ленина была уничтожена фашистами. Следы этой страшной войны еще долго обнаруживались в Истре. Так в конце 60-х годов при строительстве дома на улице Ленина в котловане нашли неразорвавшуюся авиационную бомбу времен войны. Всех жителей окружающих домов, меня в том числе, попросили забрать документы, все самое ценное и покинуть дома, пока саперы будут заниматься этой бомбой. Все ушли. К вечеру раздался очень мощный взрыв далеко за городом.

Вторая значимая улица, по моему мнению, это улица Первомайская, имеющая наиболее богатую историю. Ее прежнее название — Крестовская — не случайно. Она располагалась «от креста до креста»: на Торговой площади, с которой улица начиналась, стояла часовня, построенная в 1889 году, а завершала улицу Елеонская часовня. Сейчас на месте этой утраченной часовни установлен Поклонный крест Никона. На этой же улице (в глубине ее) располагалась церковь Вознесения. Кроме того, существовало здание приходского училища, связанного с именем великого русского писателя А.П. Чехова. Многое в нашем городе связано с жизнью и творчеством А.П. Чехова. Имя Чехова носит переулок. Правда, улицы имени великого писателя, к сожалению, нет…

Третья по значимости — улица 9-ой Гвардейской дивизии, по ней можно въехать в город со стороны Москвы. Свое название эта улица получила в честь дивизии, освобождавшей город в 1941 году от немцев. Проложена эта улица на землях бывшей деревни Макруша.

Самые запутанные улицы, идущие зигзагом по городу, это улицы Босова и Юбилейная. Кажется, что они везде. На ул Босова расположен первый микрорайон города, банк, магазины, предприятие бытового обслуживания населения.

Среди новых улиц Истры — ул. Главного конструктора Адасько, названная в честь бывшего директора предприятия ФВНИИЭМ. По сути эта улица является продолжением старой улицы Пушкина, которая тянулась от железнодорожной станции в центр параллельно улице Ленина и была самая крайняя улица города с восточной окраины.

Вся улица Пушкина тогда состояла из частных домов со сплошной стеной сирени по востоку города, а за этой сиренью было поле и пустыри. На полях выращивался хмель. Там, где улица кончалась (приблизительно у современного здания соцзащиты), располагался рынок с деревянными торговыми рядами. Теперь, к сожалению, улицы Пушкина в городе нет, город своими многоэтажками и расширением на восток просто стер её.

Улица – это не только здания, но и – деревья, кустарники, цветы. Старожилы города вспоминают, что раньше наш город был зеленым, с воздухом очень чистым. Практически около каждого дома росла сирень. И потому Истру нередко назвали сиреневым городом. Прекрасный аромат сирени летом буквально летал над городом. Где же теперь это обилие сирени?…

 

 

Comments are closed.