browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

Загадки Вознесенского храма в Истре

Posted by on 08.08.2013

hram_vozneseniya_0В заштатном городе Воскресенске главным храмом была каменная церковь во имя Вознесения Господня с двумя приделами — Покрова Пресвятой Богородицы и Пророка Ильи, возведенная рядом с ранее построенной Святейшим Патриархом Никоном деревянной церковью Вознесения Господня в 1805 году и обновленная в 1876 году усердием П. Г. Цурикова.

«В XVII веке село Воскресенское (с деревнями) принадлежало боярину Роману Федоровичу Бобарыкину и было куплено у него в 1656 году Святейшим Патриархом Никоном, который в том же году положил здесь основание нынешнего Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря. Село Воскресенское, по устроении близ него монастыря, сделалось монастырскою слободою, в которой жили стрельцы, мастеровые и приказные люди»[1]. По мнению Архимандрита Леонида (Кавелина), церковь Вознесения была построена якобы Воскресенским монастырем (а не Патриархом Никоном) в 1677 году по требованию к Собору 1667 года боярина Бобарыкина. Это мнение опровергается другими авторами. Другая неточность Архимандрита Леонида (Кавелина) заключается в том, что каменная церковь якобы была построена на месте сгоревшей деревянной. Вопрос «на месте» или рядом важен для нас, в частности, для строительства нового Вознесенского храма в городе Истре. Нельзя согласиться и с утверждением Архимандрита Леонида (Кавелина), что церковь Воскресения Господня в дер. Сафатово была разобрана Патриархом Никоном и перенесена в строящийся Воскресенский монастырь.

Таким образом, мы должны выяснить следующие моменты: -рядом с деревянной  церковью был построен каменный храм или на ее месте; -правда ли, что Роман Бобарыкин  обратился к Московскому собору 1666-1667 г. с просьбой обязать Ново-Иерусалимский монастырь построить храм Вознесения взамен разобранной Святейшим Патриархом Никоном Воскресенской церкви в селе Сафатове и только после этого Вознесенский храм был построен. На все эти вопросы мы находим ответы, полностью противоположные мнению Архимандрита Леонида (Кавелина). Это и другие авторы, и официальные документы более поздних лет. Как указывают самые достоверные церковные историки братья Холмогоровы, Вознесенский храм был построен на пустоши Котельниково, приписанной к деревне Макруше именно Патриархом Никоном.   А  в дониконовскую эпоху Воскресенский храм с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и Николы Чудотворца  был построен в селе Сафатове в 1636 году Романом Бобарыкиным, о чем имелась запись в приходной книге Патриаршего Казенного Приказа. «В той же форме Воскресенская церковь писалась в приходных книгах 1640-1679 года». По-иному говоря, Патриарх Никон и не думал разбирать Воскресенский храм в селе Сафатове. «А в деревне Котельниках на реке Истре Патриарх Никон построил вновь деревянную церковь во имя Вознесения Господня и назвал село Вознесенским. В это время церковь Воскресения в селе Сафатове «стояла пуста, без пения».

Такова истина. ЦИАМ. Ф. 608. Оп. 2. Д. 195. Л. 1. О разборке ветхой деревянной церкви в Воскресенске. 1805 год:Мая 11 дня 1805 года. Города Воскресенска от священника Григория Михайлова и строителя церкви онаго города купца Ефима Иванова сына Шубина. Покорнейшее прошение. В означенном городе Воскресенске находится церковь деревяннаго здания во имя Вознесения Господня с двумя приделами, которая уже пришла в ветхость, и вместо оной зделана каменная. Того ради Ваше преосвященство покорнейше просим озгначенную деревянную церковь позволить по ветхости разобрать и употребить на колокольню, для обжига кирпича и топки в церковной печи. ЦИАМ. Там же. Л. 2. О разборке ветхой деревянной церкви в Воскресенске. 1805 год: Указ Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского из Звенигородского Духовного Правления онаго Правления. Присутствующему благочинному священнику Василию Васильеву.

На прошении резолюциею Его Преосвященства предписано дозволить. Посему в Звенигородском Духовном Правлении определено: для объявления о сем показанной Вознесенской церкви священнику с строителем купцом Шубиным и благочинному послать сей указ. Мая дня 1805 года. ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 752. Д. 844. Л. 1-1об. О достройке каменной колокольни Вознесенской церкви. 1813 год: № 2241. Декабря 18 дня 1813 года. Святейшаго Правительствующаго Синода Конторы Члену Преосвященнейшему Августину Епископу Дмитровскому и разных орденов Кавалеру заштатнаго города Воскресенска церкви Вознесения Господня от священника Симеона Васильева и старосты церковнаго Покорнейшее прошение. При вновь выстроенной вышеозначенной каменной церкви с двумя приделами Покрова Божией Матери и Святаго Пророка Илии каменная колокольня хотя строением начата, но не окончена за истощением в прежние годы церковной суммы. А как деревянная колокольня находящаяся при прежней деревянной церкви пришла уже в ветхость, и угрожает падением, а равно и суммы церковной на лицо довольное уже имеется количество, то и нужно оную колокольню каменным строением совершить, ежели последует на то Ваше Архипастырское благоволение ко сему. Того ради Ваше Преосвященство милостивейшаго Отца и Архипастыря всепокорнейше просим при оной Вознесенской каменной церкви каменную же колокольню достроить, и на оное строение церковную сумму как на лицо находящуюся, так и впредь поступать имеющую употребить Архипастырски благословить, и сем нашем прошении милостивейшую архипастырскую учинить резолюцию. 1813 года декабря дня прошению заштатнаго города Воскресенска церкви Вознесения Господня священник Симеон Васильев руку приложил. По оному прошению в Консистории декабря 22 дня 1813 года определено с прописанием резолюции его Преосвященства послать указ в Звенигородское духовное правление для обявления кому следует. (Сайт «Утраченный Божий Дом» http://www.istra-ltc.ru/temple/istra.htm ) Из приведенных документов следует и нет никаких сомнений в том, что каменная церковь строилась рядом с деревянной, построенной Святейшим Патриархом Никоном. Причем на планах конца 18 века обозначена деревянная церковь примерно на месте, где сейчас Дом культуры. А местонахождение каменного храма отчетливо видно на прилагаемом снимке.

При этом нужно учесть, что улица Крестовская (Первомайская) проходила правее нынешней, от Елеонской часовни до Торговой площади. При постановке (восстановлении) Поклонного креста этот вопрос подробно исследовался. Улица упиралась в Поклонный крест, который сейчас стоит примерно на том же месте, как это видно из многочисленных фотографий 19 века. Сайт «Храмы России»: «Однокупольный храм провинциальной архитектуры с трапезной и колокольней, построенный в 1805 году и реконструированный в 1908-1912 годах в духе неоклассицизма. При реконструкции было сооружено пятиглавое завершение купола, по образцу московской церкви Покрова в Красном Селе, расширена трапезная с Покровским и Ильинским приделами. Закрыт в 1934 году, сильно поврежден в 1941 году, полностью разобран к середине 1940-х (по другим данным в 1960-х). На месте церкви сейчас одно из зданий завода «Углемаш».   Истринский историк И. Ф. Токмаков подробнейшим образом описал Вознесенский храм, его служителей и даже переписал всех захороненных на прилегающем к церкви кладбище В 1905 году с 1859 года (почти 50 лет) священником Вознесенского храма был протоиерей Сергей Ильич Холмогоров. До него настоятелем храма в течение многих лет был Воздвиженский , тесть С.И. Холмогорова . Дьяконом Вознесенского храма был Алексей Христофорович Розанов, а псаломщиком – Николай Александрович Беляев.

Дочь А.Х Розанова Мария была замужем за Иваном Алексеевичем Беляевым, настоятелем Преображенского храма в с. Никулино[2]. Нам эти родственные связи интересны потому, что и сегодня живы потомки А.Х Розанова и И.А. Беляева, расстрелянного в 1937 году. Так, Л.И. Журина, никулинская жительница, православная христианка, родная внучка И.А. Беляева и правнучка А.Х. Розанова. С Вознесенским храмом связаны имена фактически всех истринских новомучеников. В 1921 году был подписан Договор о передаче имущества Вознесенского храма группе верующих. Вызывает удивление и восхищение смелость истринцев, подписавших этот Договор.   ЦГАМО Ф. 66. Оп. 18. Д. 4. Л. 48. Договора с группами верующих об имуществе церквей. 1921 год: Договор. РСФСР. Воскресенский совет рабочих и крестьянских депутатов. Мы, нижеподписавшиеся граждане города Воскресенска Московской губернии, имеющие в нем свое местожительство, заключили настоящее соглашение с Воскресенским советом рабочих и крестьянских депутатов, в лице полномочного представителя церковного стола при отделе Управления Алексея Григорьевича Волкова в том, что сего 4 числа октября месяца 1918 года приняли от Воскресенского Совдепа в безсрочное, безплатное пользование находящееся в городе Воскресенске по улице Гражданской богослужебное здание, состоящее из каменного здания храма с двумя приделами и такой же колокольней с богослужебными предметами. Л. 52: Список лиц, желающих принять в безсрочное и безплатное пользование Вознесенскую, в заштатном городе Воскресенске, церковь с ея богослужебными предметами за круговою ответственностью за пропажу и порчу переданного им церковного имущества.

1. Граждане города Воскресенска: Иван Сергеевич Дубков, Иван Алексеевич Петров, — Михаил Иванович Зиновьев, Аристарх Михайлович Сергеев, Александр Платонович Карелин, Николай Васильевич Фролов, Иван Платонович Земский, Михаил Яковлевич Грибков, Михаил Степанович Строев, Дмитрий Савельевич Морозов, Николай Семенович Храпов, Степан Павлович Багнов, Василий Яковлевич Родионов, Павел Сергеевич Вертлюхин, Павел Максимович Смирнов, Александр Сергеевич Вертлюхин, Иван Васильевич Колесников, Петр Давыдович Кузман, Александр Васильевич Рыцарев, Василий Васильевич Рыцарев, Л. 52 об.: Петр Сергеевич Дубков, Егор Кононович Евстигнеев, Алексей Ильич Ляпнов, Андрей Яковлевич Грибков, Василиса Ильинична Козлова, Дарья Ильиничная Ямщикова, Мария Сергеевна Сейчалова, Максим Иванович Иванов, Семен Константинович Карелин. 2. Уполномоченный от слободы Макруша гражданин Григорий Васильевич Липатов. 3. Уполномоченный от деревни Полево гражданин Иоаким Алексеевич Сергеев. 4. Уполномоченный от деревни Ермолиной гражданин Сергей Андреевич Карелин.  5. Уполномоченный от деревни Рычковой гражданин Иван Иванович Коломин. Среди смельчаков, подписавших документ, мы видим имя Михаила Степановича Строева, прославленного в лике общероссийских святых. Очевидно, что многие истринские семьи найдут в этих списках своих предков.   Мученик Михаил родился 6 сентября 1876 года в городе Истре (Воскресенске) Звенигородского уезда Московской губернии. И его дед, и его отец, Степан Строев были крепостными живописцами, приписанными к Ново-Иерусалимскому монастырю. Когда Михаилу исполнилось девять лет, отец умер. С двенадцатилетнего возраста Михаил стал помогать деду, тоже живописцу, который заменил ему отца и стал первым учителем живописи. Михаил был иконописцем, но основной деятельностью это не являлось.   Михаил Строев фактически основал и добровольную пожарную охрану, и драматический театр в Истре. На снимке- пожарная дружина в полном составе с нехитрым инвентарем для тушения пожаров  (которым, очевидно, гордились). В центре – Михаил Степанович Строев (с бородой). Пожалуй, это одно из немногих (если не единственное) из сохранившихся фото Истринского святого.   Оказывается, после организации пожарной охраны, в ее помещении стал репетировать драматический кружок, который затем вырос до театра.   Многие годы Михаил Строев был церковным старостой в Троицком храме в селе Троицкое на Истре. Однажды, это было в 1937 году, Михаил Степанович шел вместе со священником Александром Машковым, служившем в том же храме, после службы домой. Разговор зашел о колхозах. Оба они сошлись в том мнении, что крестьяне из колхозов бегут в город, потому что жизнь в колхозе плохая. А на утро Александра арестовали. Михаил также был арестован 18 ноября. Михаил Строев умер 16 марта 1938 года, отбывая наказание на Алтае, в Сусловском отделении Сиблага, где работал на свиноферме. Место погребения его неизвестно. Память мученика Михаила совершается в день его мученической кончины 3(16) марта, а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских.

Многие из арестованных по религиозным причинам жителей Истры (тогда — Воскресенска) были причастны к Вознесенскому храму. Когда закрыли Аносинский монастырь и Акатовский монастырь (под Клином), то многие и монахини, и послушницы, переехали в Истру: — Преподобномученица Екатерина Черкасова (1892 -1938)- послушница Акатовского монастыря (под Клином); — Преподобномученица Дария Зайцева (1870- 1938)- послушница Аносинского монастыря, которая  затем стала старостой Знаменской церкви с. Холмы; — Преподобномученица Милица Кувшинова (23.11.1891-1938), в миру Кувшинова Милица Ивановна. Родилась в Полтавской губернии, Кобылянском районе, д. Улиновка в обеспеченной семье служащего. О Милице известно, что она некоторое время была фрейлиной при дворе. Следовательно, она обладала незаурядными достоинствами. Непросто из глухой украинской деревни с образованием 5 классов попасть в фрейлины при дворе.

С начала 30-х годов жила в Истре, известен даже адрес: Первомайский пер., 19 . Жила она одиноко и вела отношения лишь с монахинями, которые поселились в городе после закрытия монастырей. Она была человеком глубоко церковным, почему, собирая о ней сведения для ее ареста, НКВД охарактеризовал ее как бывшую монашку, однако, на следствии Милица Ивановна сказала, что в монашеском постриге никогда не была; — Священномученик Константин Некрасов (1872 -1937)- священник Знаменской церкви с. Холмы; — Священномученик Иоанн Орлов (1881-1938)- священник Троицкого храма; — Мученик  Петр Троицкий (1897-1938)- некоторое время также был старостой Троицкого храма;   В списках пострадавших за веру на полигоне в Бутово значится имя ктитора Симеона — Молчанова Семена Феофановича (1875 — 10.12.1937), Московская область, г. Истра, церковь Вознесения — вот и все, что известно о расстрелянном на полигоне в Бутово ктиторе храма Вознесения в городе Истре. Известно, что он был монахом. «Ктитор»- это попечитель, вкладчик. Монах и попечитель? Как-то не совмещается. Скорее всего, применено одно из старых понятий слова «ктитор», а именно- «церковный староста». Тогда становится понятно, что монах одного из упраздненных монастырей (Ново-Иерусалимского?) стал церковным старостой в Вознесенском храме города Истры; — Василий Смирнов протоиерей (1870-1938) – Вознесенский храм г. Истра — ничего найти о нем не удалось.   17 апреля 2005 года был заложен Вознесенский храм в городе Истре вблизи исторического места деревянного храма, построенного Патриархом Никоном.

Вскоре начались и службы во временном деревянном Вознесенском храме.   На карте истринской Русской Палестины храму Вознесения Господня соответствует Елеонский монастырь на горе Елеон в Святой земле и расположенная рядом часовня («Стопочка»), в которой хранится отпечаток стопы Спасителя в момент Вознесения.   Копию с этого камня  недавно году привезли в г. Истру и на Вознесение Господне традиционно проносят крестным ходом от храма Вознесения до будущей Елеонской часовни. Сегодня крестный ход от Вознесенского храма и от Ново-Иерусалимского монастыря стал традиционным.   Интересно, что другой отпечаток стопы Спасителя в момент Вознесения хранится в мечети Аль Акса и почитается мусульманами как великая святыня.

На горе Елеон расположен также Русский Елеонский женский монастырь, который знаменит также и тем, что на этом месте дважды была обретена честная Глава Иоанна Предтечи.   Пол в церкви сохранился со времен царицы Елены, матери императора Константина Великого, углубление в полу — место обретения Главы Иоанна Крестителя.   В монастыре есть две чудотворные иконы: Скоропослушница, чудесным образом обновившаяся в 1917 году, и сравнительно новая (начала 20 столетия) икона Божьей Матери «Взыскание погибших».   Великой святыней является также след стопочки Богородицы в момент Вознесения Спасителя. Приложим усилия, чтобы привезти отпечаток в Истру.ruiny_voznesensk

Историко-православный фонд «Русская Палестина». [1] Архимандрит Леонид (Кавелин) .Московский Звенигород и его уезд в церковно-археологическом отношении. М. В Синодальной типографии.1878. С.46 [2] Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах ХVI-XVIII столетий. Вып. 3. – М., 1886. С. 37

Comments are closed.